p>38. Товар и его св-ва: потребительная стоимость и меновая стоимость.
Меновая стоимость и стоимость
Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности
человека и предназначено для обмена или продажи на рынке. Не являются
товаром вещи, поступающие в распоряжение прямо, без обмена или через
обмен, когда они покинули сферу обмена и находятся в сфере потребления (это
относится к вещам, данным природой и вещам, созданные человеческим трудом).У товара существует 2 начала: естественное (оно состоит из веществ
природы) и общественое (в связи с предназначенностью товара для обмена).
Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны
продукта. Т.е. товар характеризуется двумя свойствами: способностью
удовлетворять ту или иную потребность и воплощенными в нем затратами
общественного труда. Соответственно этим 2 началам товар обладает 2
свойствами : потребительная стоимость и стоимость.
Потребности людей разнообразны. Поэтому разнообразны потребительные
стоимости. По мере развития науки и техники люди открывают в окружающем
мире все новые свойства вещей, создают искусственные материалы, которых нет
в природе, новые технические средства и ставят их себе на службу. Мировая
статистика утверждает, что общая численность продукции материального
производства, производственной и бытовой инфраструктуры в современном
обществе составляет более 24 млн. наименований.
Одни потребительные стоимости непосредственно удовлетворяют личные
потребности — пища, одежда, бытовая техника и т.д.; другие (машины, сырье,
топливо и т.д.) служат средством производства материальных благ. Иными
словами, потребительные стоимости в зависимости от того, какие потребности
людей они удовлетворяют, выступают как средство производства и предмет
потребления. Потребительные стоимости могут удовлетворять потребности людей
в форме не только вещи, но и услуги. Последние могут быть материальными и
нематериальными.
Другое свойство продукта состоит в том, что он воплощает в себе
определенное количество затраченного труда. Последний выступает в виде
живого труда, т.е. труда, непосредственно производящего данный продукт, и
прошлого труда, т.е. труда, овеществленного в средствах производства.
Товар, это есть продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую
потребность через обмен, рынок. Потребительная стоимость —- это полезность
вещи. Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных
непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами,
определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она
составляет вещественное содержание богатства. ПС относится ко всем
продуктам (сырьё и т.д.). ПС составляет вещественное содержание богатства.
Потребительская стоимость товара: 1.должна быть создана трудом; 2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей; 3.должна обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи).
Товар должен быть обменен в торгово-меновом процессе на рынке и потому
является носителем меновой стоимости. Меновая стоимость - количественное
соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой. Один
товар имеет множество меновых стоимостей. Т1 = Т2; Т1 = 2Т3
Меновая стоимость возникла в связи с тем, что натуральные замкнутые
хозяйства постепено преодолевая свою изолированость начали образов-ть общее
экономическое пространство. Каждый товар имеет несколько меновых стоимостей
(один вид товара можно обменять на несколько разных видов). Но общим для
всех товаров является то, что все товары - воплощение человеческого труда.
Воплощенный в товарах общественютруд образует стоим-ть тавара. Основой
обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что
свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или
овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее
свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой
стоимости. Исходя из общественной потребности товары делятся на средства
производства и предметы потребления. Средства производства - это товары,
удовлетворяющие производственные потребности общества. Предметы потребления
- это товары, удовлетворяющие личные потребности человека. Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная - это
стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная
стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех
факторов: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и
редкость ресурсов; в) спрос и предложение.
По вопросу величины стоимости существуют три подхода:
1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов: а) производительности труда; б) интенсивности труда.
Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу
времени. Интенсивность труд - это количество труда, затраченное в единицу
времени. Рост производительности труда уменьшает цену стоимости товара, а
рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не меняет
стоимости единицы продукции.
2. австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.
3. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью. 39. Трудовая теория стоимости: достоинства и недостатки
Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты Петти,
Смит и Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом
вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального
производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие
свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их
производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не
проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К.
Маркса впервые была открыта двойственная природа труда
товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать трудовую
теорию стоимости. Отдельные товаропроизводители на изготовление одного и того же товара
расходуют разное количество труда или рабочего времени. Рабочее время,
которое затрачивается на производство товаров отдельным
товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако
величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком
подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на
производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы
больше дохода, чем прилежный работник. Величина стоимости товара
определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами
труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое
рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления
какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных
условий производства и при среднем в данном обществе уровне умения и
интенсивности труда. В национальной экономике в качестве общественно
необходимого времени выступает рабочее время той части
товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного
вида товаров. Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно
необходимых затрат сделал Д. Рикардо. Однако под общественно необходимыми
затратами он понимал худшие условия производства, причем не только в
сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе
изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.
Действительно, решающее влияние на величину стоимости товара оказывает
производительность труда. Производительность труда — это его эффективность,
плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей,
производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на
единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей
производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и
наоборот. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего
времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению
величины его стоимости. Величина стоимости товара изменяется в зависимости
от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей
силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат
труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд
воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине
стоимость в единицу времени. Таким образом, при повышении как
производительности труда, так и его интенсивности количество изготовленных
потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость
единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой
продукции остается неизменной, а во втором — возрастает величина стоимости
массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неизменной. Другими
словами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально
количеству и обратно пропорционально производительной силе труда. На
величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд
ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд
работника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом.
Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение,
называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как
умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда
к простому происходит в процессе обмена. При определении величины стоимости
товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.
Маркс в качестве простого труда рассматривав труд человека, не обладающего
специальной подготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная
рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные
формы работ требуют той или иной степени квалификации. Маркс усреднял труд
и неучитывал того, что капитал может превращать простой труд в более
сложный и более производительный (примером служать современные
капиталоемкие, но высокопризводительные автоматизированные производства). Логически завершая формирование трудовой теории стоимости Маркс
сделал вывод что, в основе стоимости лежит только один производственный
фактор —труд, а прибыль капиталистов и рента землевладельцев — часть
стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваеваемая
владельцами средств производства и земли — это прибавочная стоимость. Маркс
решил «порадокс Смита», согласно которому стоимость состояла из доходов —
заработной платы, прибыли и ренты и не включала постоянный капитал.
Вскрывая несостоятельность такого подхода, Маркс доказал, что стоимость в
целом состоит из трех частей стоимости материальных затрат, расходов на
зарплату и прибыль — с + v + m (где с — постоянный капитал включающий
стоимость средств производства и предметов труда, v — переменный капитал
включающий расходы на зарплату, m — прибыль. Маркс обосновал
принципиальное отличие постоянного капитала (с )от переменного ( v) в
образовании стоимости: первый лишь переносит свою стоимость на
себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй
увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и создает
прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или добавочную
стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный позволило
Марксу создать научную теорию, исключавшую повторный счет стоимости
прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именно на
повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс
Смита». Но трудовая теория исходила из конкретной экономической реальности
тех времен и не могло учитывать изменений произошедших в экономике позднее.
Сложный труд просто сводился к простому как единице измерения. В стоимости
не учитывались затраты капитала и другие факторы, например, влияние
соотношения спроса и предложения. Недостатком трудовой теории является то,
что труд рассматривался в качестве единственного фактора, а условия
сводились к совершенной конкуренции, когда стоимость пропорциональна
затратам труда, и не учитывается влияние соотношения спроса и предложения. 40. Затратная концепция стоимости "Парадокс А. Смита"
По вопросу величины стоимости существуют три подхода:
1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов: а) производительности труда; б) интенсивности труда.
2. австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы (предельной полезностью).
3. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.
Широко известна теория трех факторов производства, возникшая в первой
половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов
(процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с
функционированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как
средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три
вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют
стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на
рынке. Факторный подход при разрешении проблемы стоимости заключается в
том, что каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) является
производителем стоимости Джон Стюарт Милль ( трудами которого было закончено формирование
классическая экономической науки, начало которой было положено трудами
Смита) установил, что в длительном периоде времени цена не может быть ниже
издержек производства (затрат). В теории стоимости Смит высказал о ее
природе две версии: - первая –стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах; - вторая –стоимость определяется не только трудом, но и капиталом и землей. Т.е стоимость товара определяется издержками его производства.
Затратная концепция заключается в том, что величина стоимости товара
определяется не только затратами живого труда, но и затратами
овеществленного труда, т.е. состоит из издержек труда и капитала. В конце
концов не только труд, но и капитал обладаетсвоей собственной
производительностью в том смысле, что превращает более простоий и менее
производительный труд рабочего в более сложный и более производительный.
Маркс в своей трудовой теории стоимости при определении величины стоимости
товара за основу брал общественно необходимое количество простого труда, в
качестве простого труда рассматривав труд человека, не обладающего
специальной подготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная
рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные
формы работ требуют той или иной степени квалификации. Маркс усреднял труд
и неучитывал того, что капитал может превращать простой труд в более
сложный и более производительный (примером служать современные
капиталоемкие, но высокопризводительные автоматизированные производства).
Затратная концепция учитывает этот момент. «Порадокс Смита» заключаетс в отождествление стоимости продукта с
вновь созданной стоимостью. Согласно его учению, стоимость общественного
продукта равна сумме доходов, к которой относятся заработная плата,
прибыль и рента, т.е. он игнорировал постоянный капитал в стоимости
продукта. Стоимость сводилась к формуле v + m. Вскрывая несостоятельность
такого подхода, Маркс доказал, что стоимость в целом состоит из трех частей
стоимости материальных затрат, расходов на зарплату и прибыль — с + v + m
(где с — постоянный капитал включающий стоимость средств производства и
предметов труда, v — переменный капитал включающий расходы на зарплату, m
— прибыль. Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с
)от переменного ( v) в образовании стоимости: первый лишь переносит свою
стоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным;
второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и
создает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или
добавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный
позволило Марксу исключить повторный счет стоимости прошлого
овеществленного в средствах производства труда. Именно на повторном счете
споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс Смита». 41. Концепция предельной полезности
Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она
появилась во второй половине XIX в. Ее представителями являются австрийские
экономисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что
стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной",
т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. По вопросу
величины стоимости существуют несколько подходов. В трудовой теории
стоимости величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в
товаре. Вместо трудовой стоимости австрийская школа выдвинула теорию
ценности и предельной полезностьи. Представители этой школы считают, что
стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той
пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной
группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью
называютнаименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью
— это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от
обстоятельств. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца,
живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для
прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней
птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая,
служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно
полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда
делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для
покупателя, тем ниже их стоимость
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|