p> - Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения; - Меры содействия занятости населения в сельской местности; - Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста; - Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов; - Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства; - Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и научно-методической базы; - Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.
Государственная политика в области занятости населения направлена также на
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию
деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов,
ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за
выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное
сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости.
В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в
краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие
бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за
рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии
сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В
обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и
предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет
свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д.
83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах
Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования
экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди
представителей различных школ.
В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально
разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике.
1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о
природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная
система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный
со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив
экономического развития. Лучший вариант для государства — это
придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита
последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название
«экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма
считалось, что самым главным условием процветания государства является
невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической
политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять
государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени
благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении,
все остальное сделает естественный ход вещей».
С этой же точки зрения исходил традиционный либерализма 18-19 веков, его
идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым
государственным участием. Либеральная экономическая политика второй
половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное
участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику,
основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего
экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу
предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых
и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от
государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по-
разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного
перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее
безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные
для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии
(на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на
лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение
основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии
эффективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении.
То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм
частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять
другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения
равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу
угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление
каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного
богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой
(рыночная саморегуляция экономики).
Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной
экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы
следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что
рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия
для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение
свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить
условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия
отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в
30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального
экономического направления существовало несколько центров в Германии, США,
Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард;
Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф.
Хайек. [10, с.293] 2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие
взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает
новая концепция - кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость
государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон
Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами.
Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое
регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде
всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную
необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне
в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет
оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично
путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы
процента и, возможно, другими способами».
Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже
изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и
вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить
к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в
социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев
признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования
цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого
регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство
правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности,
сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса
валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному
вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не
всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс
воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства
извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это
течение требует рационализации государственного социально-экономического
регулирования
На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных
направления представлены в различных школах и направлениях:
1. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты “(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк- ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов => увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк. равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного обращения.
2. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход – сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения), т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости. Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы. Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).
3. Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).
4. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.
5. Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.
6. Монетаризм — экономическая теория (в рамках неолиберального направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс.
84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике
Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической
стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по
поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне.
Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного
спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева
(перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике.
В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией
понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной
диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая
инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с
переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой
системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от
нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в
подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците
товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной
является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного
государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации.
Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее
распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный).
Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических
мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита
государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и
фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса
валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят
быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их
требует короткого промежутка времени для успешного проведения
макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду
теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а
не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что
растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В
качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который
фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или
обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены,
не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики
страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или
избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала
ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по-
разному:
- Сокращением номинального предложения денег - Либерализацией цен - Увеличением реального объема производства - Снижением скорости обращения денег.
Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше
необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума
дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы
налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть
следующее: - Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным освобождениям от налогов отдельных групп производителей или потребителей товаров - Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в подпольную экономику - Система исчисления должна быть технически простой - Налоги должны уплачиваться неукоснительно.
Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика
«дорогих денег»
Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы —
мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий —
это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в
сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и
сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и
фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но
дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в
качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является
социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области
контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных
групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике.
Ортодоксальный сценарий реализовывался в России, Казахстане, Украине.
Неортодоксальный — в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии, Словении.
Макроэкономическая стабилизация считается достигнутой, когда достигнуты
условия для возобновления устойчивого экономического роста. Для этого
необходимо: инфляция не выше 4,5%; дефицит государственного бюджета менее
3% от ВНП; совокупный государственный долг не выше 60% от ВНП; колебания
обменного курса до 15%.
Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление
кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в
высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого
предсказуемого уровня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|