Меню
Поиск



рефераты скачать Финансовые аспекты лизингового бизнеса: мировой опыт и отечественная практика

По нашему мнению, лизингополучатель должен иметь право принимать к зачету уплаченный НДС, начисленный на лизинговые платежи, независимо от того, на чьем балансе находится арендованное имущество. Необходимо разъяснение того, каким образом лизингополучатель может принимать к зачету НДС, начисленный на лизинговые платежи, в случаях, когда лизинговое имущество находится на балансе лизингополучателя.

Пример 2. Помимо проблемы, описанной выше, лизингополучатель, который получает имущество по договору международного лизинга от компании-нерезидента и ставит его на свой баланс, сталкивается с недостаточно ясно изложенным положением о возможности зачета НДС, уплаченного лизингополучателем на таможне. По существующим правилам принятия НДС к зачету основные средства должны быть приобретены и поставлены на учет, а НДС должен быть уплачен.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет в момент принятия на учет основных средств.

Вопрос, связанный с данным положением, заключается в том, можно ли считать основные средства, полученные предприятием по договору лизинга, приобретенными?

По мнению участников лизинговых сделок, уплаченный лизингополучателем таможенным органам НДС на основные средства, ввозимые в Россию по договору лизинга, в полном объеме должен вычитаться из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет в момент принятия основных средств на баланс лизингополучателя; иными словами, имущество, полученное по договору лизинга, должно считаться приобретенным.

Пример 3. Для лизинговых компаний, которые решили продать оборудование, возвращенное им по окончании договора лизинга, представляет затруднение еще один аспект существующих норм начисления и уплаты НДС. Согласно существующим нормам, если единица оборудования имеет балансовую стоимость 1500 долл., но компания может продать это оборудование на рынке только за 1000 долл., НДС начисляется на остаточную стоимость оборудования. Это препятствует развитию вторичного рынка оборудования в России. Несмотря на то, что предприятие имеет право обратиться в налоговые органы с доказательствами реальной рыночной цены (для получения права начисления НДС на эту сумму), данный аспект создает определенные трудности для лизинговых компаний.

По мнению лизинговых компаний, НДС должен взиматься с продажной цены подержанного оборудования, а не с его балансовой стоимости. Необходимо отменить любые требования по обоснованию рыночной цены для налоговых органов.

Пример 4. Текущие правила уплаты НДС иногда приводят к искажениям в экономической политике. В случае с российскими фармацевтическими компаниями, берущими в лизинг оборудование у компаний-нерезидентов, фактически НДС может начисляться дважды на одно и то же имущество. Поскольку российские потребители не платят НДС на лекарственные средства, двойная сумма НДС на лизинговое оборудование увеличивает себестоимость продукции и в конечном итоге оплачивается из кармана российских потребителей. Когда Правительство Российской Федерации отменило НДС на лекарственные средства, оно, скорее всего, намеревалось помочь людям приобретать лекарства по более доступным ценам.

Как мы отметили, двойное включение НДС в себестоимость продукции возникает в тех случаях, когда фармацевтическая компания приобретает имущество по договору международного лизинга у компаний-нерезидентов. В этом случае фармацевтическая компания уплачивает НДС на полученные основные средства на таможне, а также начисляет и выплачивает НДС на лизинговые платежи по данному договору. В обоих случаях НДС относится на себестоимость продукции фармацевтической компании— лизингополучателя. Компания-нерезидент может уплатить НДС на таможне, но это маловероятно, поскольку компании-нерезиденты не могут принять выплаченный НДС к зачету в своей стране, а порядок компенсации НДС компаниям-нерезидентам не определен. Повторное включение сумм уплаченного НДС в себестоимость продукции препятствует фармацевтическим компаниям заключать контракты международного лизинга. Кроме того, включение двух платежей НДС в себестоимость продукции ведет к росту цен на лекарственные препараты.

Правительство Российской Федерации может счесть целесообразным изучить сложившуюся ситуацию и принять меры к изменению порядка начисления и уплаты НДС на таможне при ввозе имущества по лизинговым контрактам компаниями, которые производят продукцию, освобожденную от НДС.

Пример 5. Оборудование, ввезенное в Россию по контракту международного лизинга, представляет собой прямые капитальные инвестиции, стимулирующие развитие российской экономики. Представляется разумным обеспечение возможности иностранным лизингодателям возмещать НДС, уплаченный при ввозе лизингового оборудования на территорию России по контракту международного лизинга.

Если Правительство Российской Федерации стремится к привлечению лизинговых компаний-нерезидентов к работе на российском рынке и предоставлению лизинговых услуг российским лизингополучателям, необходимо разъяснить, будут ли возвращены иностраным лизинговым компаниям суммы НДС, уплаченные на таможне при ввозе лизингового имущества на территорию России, или может ли имущество, ввозимое по контракту международного лизинга, быть освобождено от уплаты НДС на таможне.

Как уже отмечалось, ввоз имущества по договорам международного лизинга представляет собой прямые капиталовложения в экономику, что, как правило, весьма желательно и, более того, необходимо для большинства стран, особенно с переходной экономикой, испытывающих потребность в увеличении капитальных инвестиций. Возможно, и не следует предпринимать подобный шаг в настоящее время в целях стимулирования отечественных лизинговых компаний, но в дальнейшем необходимо рассмотреть долгосрочные перспективы, связанные с увеличением объема прямых иностранных инвестиций.

Пример 6. Поскольку в соответствии со ст. 666 ГК РФ предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, то стоимость лизингового имущества не может быть отнесена у лизингодателя на издержки производства и обращения. Лизинговая деятельность не является торговой деятельностью, а также лизинговое имущество не является у лизингодателя основным средством. В связи с вышесказанным возникает вопрос о порядке и возможности зачета НДС, уплаченного лизингодателем при приобретении имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга) и учитываемого на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

На наш взгляд, суммы налога, уплаченные при приобретении имущества, являющегося предметом лизинга, необходимо в полном объеме вычитать из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет в момент передачи лизингового имущества лизингополучателю.

Налоговое законодательство нуждается в совершенствовании. Назрела необходимость отменить налоги с оборота для лизинговых компаний, так как они более всего препятствуют развитию лизинга, отражаясь на увеличении цены лизинговых услуг. Необходима доработка Налогового кодекса, в действующей его части, и ,судя по количеству замечаний к первой части Налогового кодекса, следует более тщательно проработать вторую его часть, с учетом всех замечаний и рекомендаций.

Еще одной из ряда актуальных проблем стоящих на пути развития лизинга, является проблема нахождения источников финансирования лизинговых операций.

Получить финансирование с приемлемой процентной ставкой на срок более трех лет все еще достаточно трудно, и это является основным фактором, препятствующим развитию финансового лизинга.

Проблема финансирования напрямую связана с макроэкономическим климатом в стране. По мере снижения уровня инфляции и ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая последний раз была снижена 22 января 2000 года с 55% до 45%, лизинговые компании в России смогут получать кредитное финансирование для осуществления своей деятельности на более приемлемых условиях. Хотя анализ макроэкономической среды выходит за рамки настоящего исследования, некоторые упомянутые выше меры, такие как, например, упрощение норм валютного регулирования и отмена налогов с оборота, помогут лизинговым компаниям аккумулировать средства на осуществление лизинговых сделок и эффективно работать, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Некоторые лизинговые компании и банки в России изучают возможность секъюритизации (от англ. securities — ценные бумаги) лизинговых портфелей. Она является эффективным способом увеличения капитала лизинговой компании.

Секьюритизация представляет собой важный механизм, используемый для получения относительно дешевых источников финансирования лизинговых операций. Определение и рассмотрение программ секьюритизации было предложено консалтинговой компанией «Amembal, Deana and Associates». Вкратце данный процесс сводится к следующему.

Лизингодатель создает свой собственный лизинговый портфель. Когда он достигает достаточно крупных размеров, его продают вновь образованному юридическому лицу (юридическому образованию), в задачу которого входит исключительно держание данного лизингового портфеля, а также получение и распределение поступлений от лизинговых сделок. Инвесторы приобретают акции этого нового образования и получают долю от лизинговых поступлений, перечисляемых в данную структуру. Иными словами, получают дивиденды на вложенные средства.

Лизинговая компания, реализующая свой портфель, получает разовый платеж за лизинговый портфель от нового образования, при этом данная компания получает средства от реализации корпоративных акций для приобретения лизингового портфеля. И поскольку доля в лизинговом портфеле преобразуется в пакет акций (одна из разновидностей ценных бумаг), лизинговый портфель считается секьюритизированным.

Наиболее важным результатом подобной программы является снижение риска для инвесторов, поскольку новое юридическое лицо обладает понятным и определенным набором активов с достаточно предсказуемыми поступлениями (лизинговые платежи). В этом случае риск для инвестора ниже по сравнению с прямыми инвестициями или предоставлением заемных средств лизинговой компании.

Снижение уровня риска позволяет лизингодателю получить средства для новых лизинговых сделок путем секьюритизации существующего лизингового портфеля при затратах, меньших по сравнению с банковскими кредитными ставками. Программа секьюритизации также позволяет создать ликвидность на рынке лизинга, что является важным достижением с точки зрения макроэкономической политики. Секьюритизация также может увеличить объем свободных средств на рынке среднесрочного финансирования, поскольку программа предполагает непосредственный выход на рынок инвесторов, минуя кредитные банки-посредники.

Несмотря на то, что секьюритизация является весьма сложным механизмом, применение которого началось лишь недавно в странах с развитой лизинговой инфраструктурой, темпы роста программ секьюритизации впечатляют. Она может быть особенно полезной на развивающихся рынках, поскольку не требует наличия внутреннего фондового рынка. Инвестиции в предприятие — держатель секьюритизированного лизингового портфеля может осуществлять и компания-нерезидент.

К сожалению, решение всех этих, очень важных для развития лизинга в России проблем, по видимому откладывается до президентских выборов в марте 2000 г., поскольку, правительство В.В Путина сконцентрировало направленность своей экономической политики на решение сиюминутных проблем, таких как, - выплата пенсий и заработной платы бюджетникам, проблемы финансирования военной кампании в Чечне, долги международным организациям, а российская дума, по-видимому, до марта 2000 г. будет активно заниматься организационными вопросами, да и ожидать от Думы конструктивных предложений не приходится в виду образования коалиции двух самых крупных фракций,- проправительственного «Единства» и «КПРФ», составляющих практически конституционное большинство в Думе.

Несмотря на это, все это время Российский лизинговый рынок успешно развивался, рассмотрим его развитие за последние 10 лет (1990-2000 г.) в третьем параграфе данной главы.


3.3. Современное состояние лизингового рынка в России.

До середины 1998 г. отечественная лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение полутора-двух месяцев. Вместе с тем в отличие от банков в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руководители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет востребован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот «смутный период» правильнее всего «остановиться, оглянуться», заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.

В России назрела необходимость в формировании хорошо налаженной общегосударственной комплексной системы статистической информации по лизингу. Она нужна для анализа сложившихся тенденций и для определения перспектив развития лизингового рынка, формирования его структуры, разработки нормативно-правовых актов и создания механизмов, повышающих заинтересованность в проведении лизинговых операций на внутреннем и международном рынках, для планирования широкомасштабных инвестиций на основе различных видов и форм лизинговой деятельности. К сожалению, пока такой системы в России еще нет.

Вместе с тем на протяжении уже нескольких лет идет накопление определенной статистической информации по компаниям, входящим в состав российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг». На часто проводимых в последнее время конференциях, семинарах, встречах деловых кругов, в печати появляются также сообщения и о работе «неассоциированных» лизинговых компаний. Эти материалы требуют определенных обобщений и систематизации, а при необходимости— уточнений, так как сообщается иногда противоречивая и не совсем точная информация о заключаемых договорах и проводимых лизинговых операциях.

Госкомстат Российской Федерации предпринимал попытку наладить сбор информации по отражению стоимости лизингового оборудования в статистической отчетности у лизингополучателей и лизингодателей (Письмо Госкомстата РФ от 13 марта 1996 г. № 24-1-21/483 «Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования») при вводе в действие объектов, основных фондов и при использовании капитальных вложений, а также при строительстве объектов и приобретении оборудования для собственных нужд. Однако в ежегодных сборниках Госкомстата России этой и другой важной информации по лизингу пока нет. Правда, руководители государственного статистического ведомства считают, что раз в последние годы появилась такая отрасль хозяйствования, как лизинг, то в перспективе они будут заниматься «обсчетом» ее деятельности.

К сожалению, до настоящего времени остаются малоизвестными не только количественные, но и качественные показатели, характеризующие отечественную лизинговую отрасль хозяйствования. Имеется в виду прежде всего статистика нарушения финансовых обязательств по лизинговым и сопряженным с ними банковским и страховым операциям внутри России и при международных сделках. Это нельзя признать верным ни в правовом, ни в экономическом, ни в политическом отношении.

Очень полезной для анализа развития отечественного лизинга была бы информация о возврате лизинговых платежей операторам российского и зарубежного лизингового бизнеса. Только с помощью достоверной информации можно аргументирование проиллюстрировать отечественному и мировому финансовому сообществу надежность российских партнеров— лизинговых компаний и лизингополучателей.

Формирование хорошо налаженной, солидной информационной базы, ясной, доступной и прозрачной для пользователей, — дело крайне важное и в коммерческом отношении. Анализируя данные из публикации в газете «Финансовые известия», что возврат лизинговых платежей в 1997 г. по компании «Росагроснаб» составил 80% и что это хороший уровень возвратности, у многих потенциальных кредиторов может сложиться искаженное мнение, что такие «хорошие» показатели присущи всему российскому лизингу, тем паче иной информации почти нет.

Как и почти весь российский бизнес, лизинговые компании не очень то заинтересованы в рекламировании своей работы и не всегда стремятся сообщать о результатах своей деятельности. Поэтому информация о работе даже ассоциированных лизинговых компаний часто воспринимается с известной долей скепсиса.

Нередко начало формирования статистической информации о российском лизинге относят к 1994 г. Это не совсем верно. В действительности начиная с этой даты публикуются данные ассоциации «Рослизинг» в ежегодных отчетах (Annual Report) Совета Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «Евролиз» (LEASEUROPE). Основная часть статистической информации по лизунгу в России, на сегодняшний день, поступает из публикаций этой ассоциации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.