| Финансовые аспекты лизингового бизнеса: мировой опыт и отечественная практика |
Отчетность
по ассоциации «Рослизинг» не всегда полна, так как в течение каждого года
происходит определенное движение среди лизинговых компаний— кто-то вступает в
ассоциацию, а кто-то выходит из нее; не всегда компании показывают абсолютно
точную информацию о своих лизинговых операциях. Встречаются случаи, когда у
некоторых компаний объемные показатели за полгода превышают значения за весь
истекший год. Большое значение для точного определения ежегодных объемов нового
лизингового бизнеса приобретает информация по тем договорам, которые заключены
в одном году, а их реализация начинается в следующем.
Вместе с тем учет статистической информации по
ассоциации «Рослизинг» ведется уже более четырех лет. Статистический учет
построен на методической основе, применяемой в «Евролизе». Думается, что
структурные показатели лизинговой деятельности компаний, сложившиеся на основе
информации «Рослизинга», могут достаточно репрезентативно характеризовать
основные пропорции всего российского лизинга по видам оборудования,
пользователям, срокам лизинговых договоров.
В 1996 г., по оценке Минэкономики России, в объеме
инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот
показатель соответствовал 630 млн. долл. Он приводится в данных London
Financial Group Global Leasing Report, которая формирует информацию по 50 национальным
лизинговым рынкам в течение последних 19 лет. Опубликованы эти материалы в
статье Дэвида Портера и Энди Томсона «Leasing penetration continues to grow» в
книге «World Leasing Yearbook 1998». Такие объемы лизинговых операций поставили
Россию на 36-е место в мире. Годом раньше, с 200 млн. долл., Россия находилась
на 46-м месте. Но это не представляется наиболее важным, куда важнее определить
потенциал России, учесть мировой опыт.
Конечно, достичь объемов ведущих лизинговых стран в
ближайшие годы для России будет крайне сложно. В то же время по результатам
1997 г. прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику составили
3897,3 млн. долл. В предкризисный период ряд зарубежных поставщиков были
заинтересованы инвестировать в российский сектор производства только по
лизинговым схемам капитал в объеме, превышающем указанную выше сумму. Но это
возможно только при ясных и стабильных экономико-правовых нормах. На заседании
Консультативного совета по иностранным инвестициям, состоявшемся 14 декабря 1998
г., было сообщено, что, по оценке аудиторской компании Emst&Young, в 1998
г. прямые вложения иностранцев в Россию составили около 2 млрд. долл. По
прогнозам Минэкономики России, сообщенным на этом заседании, в 1999 г. объем
ввоза капитала может достигнуть 4— 5 млрд. долл.
В 1997 г. объем лизинговых сделок, заключенных
компаниями ассоциации «Рослизинг», составил 2836,5 млрд. руб., или 476 млн.
долл. В предыдущем году этот показатель соответствовал 121 млн. долл. (т. е.
был почти вчетверо меньшим), а еще на год раньше— 23 млн. долл.
Как видно, динамика роста объемов определяется не
процентами, а разами, что вполне объяснимо, так как широкомасштабный российский
лизинг как явление только начинается. Отчасти эти скачки объясняются еще и тем,
что в составе ассоциации «Рослизинг» в 1996 г. стали учитываться данные по
компании «Лизингуголь»,— более 1/2 годового объема ассоциации (51,5%), а в 1997
г.— по компании «Росагроснаб» (около 1/4 объема ассоциации «Рослизинг»).
Можно предположить, что в 1997 г. еще примерно на
такую же сумму, как компании, входившие в ассоциацию «Рослизинг», заключили
договоры другие российские операторы лизинга и нерезиденты.
«Расчеты эти строятся на основе материалов о
деятельности нескольких десятков неассоциированных лизинговых компаний,
публикаций в печати, данных Центрального банка России, оценок Государственной
регистрационной палаты, информации лизинговых ассоциаций некоторых зарубежных
стран, компании которых поставляют оборудование в Россию.
Если расчеты верны, то объем лизинговых услуг,
предоставляемых российским лизингополучателям, в 1997 г. составил
приблизительно 5,6— 5,7 трлн. руб., т. е. 940—960 млн. долл. Сопоставив эту
величину с общим объемом инвестиций в основной капитал— 408,8 трлн. руб.,
определим, что доля лизинга равняется 1,4%. Это больше, чем в предыдущие годы,
но по-прежнему крайне мало по сравнению с ведущими (и не только с ведущими)
странами мира.
В 1996 г. удельный вес стоимости заключенных
лизинговых контрактов по компаниям ассоциации «Рослизинг» в общем объеме инвестиций
в отечественный основной капитал составлял 0,2%, а в 1997 г.— 0,7%.
Следовательно, 1/7, а затем 1/2 (если верны эти расчеты) российского
лизингового бизнеса реализовывалась в рамках неассоциированных лизинговых
компаний» ( 9, стр. 95).
Масштабы
деятельности лизинговых компаний-нерезидентов различны. Так, в общей сумме
лицензий, выданных Центральным банком России в 1996 г. на операции финансового
лизинга, 45% (или 73 млн. долл.) приходилось на лизингодателей Ирландии, 19%
(31 млн. долл.)— Швеции, 9% (15 млн. долл.)— Австрии и по 6—7% (10—11 млн.
долл.) приходилось на лизингодателей, имеющих юридическую регистрацию в Италии
и Швейцарии.
В 1997 г. ведущие позиции лизинговых импортеров в
Россию заняли компании, зарегистрированные в Нидерландах, на которые
приходилось 55% (105 млн. долл.) общей стоимости лицензированных операций, и в
США,— 17% (32 млн. долл.). Большой интерес к развитию лизинговых отношений с
российскими предприятиями и компаниями стали проявлять лизингодатели Германии и
Финляндии, а лизинговые компании Австрии и Швеции можно считать уже
традиционными партнерами.
Развитию лизинга в России препятствует ряд нормативных
ограничений. Например, нельзя напрямую сдать в лизинг автомобиль
гражданину-непредпринимателю. Это ограничение предусмотрено в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга
в инвестиционной деятельности» и во второй части Гражданского кодекса
Российской Федерации, введенной с марта 1996 г., а также в Законе «О лизинге».
Поэтому в 1995 г. доля легковых автомобилей в лизинге оборудования составляла
17,7%, в 1996 г.— 2,0, а в 1997 г. - 0,5%.
«В материале
«Анализ деятельности российских лизинговых компаний», подготовленном
Международной финансовой корпорацией в начале 1998 г., отмечается, что ведущие
мировые лизинговые компании пока почти не представлены в России и лишь
отдельные именитые нерезиденты получают лицензии, причем на проведение только
одной лизинговой сделки. Думается, что это не совсем точная оценка.
За два года (с
декабря 1996 до декабря 1998 г.) Комиссия при Минэкономики России выдала
лицензии на право осуществления в России лизинговой деятельности 70
компаниям-нерезидентам. В результате представительство западных компаний
составляет около 9% общего количества лизингодателей, лицензированных на
российском рынке» (8, стр 91).
Среди
компаний-нерезидентов семь представляют первую сотню крупнейших в мире
лизингодателей. К ним относятся: So-geliase Leasing GmbH, входящая в группу
Societe Generele (Австрия— Франция); Capital Corporation CIS, входящая в группу
AT&T Capital (США); ABN Amro Lease (Голландия); Rank Xerox Leasing (Europe)
Limited и «Ксерокс (СНГ)», входящие в группу Xerox (Великобритания— США);
Хьюлетт Паккард А.О., входящая в группу Hewlett Packard (Австрия— США); Sudleasing
GmbH (Германия); ABB Credit (Швеция).
Кроме того, еще
несколько хорошо известных в мире и Европе лизингодателей получили лицензии и
стали вести лизинговую деятельность в России, например: Motorola Credit Corp.
(США); Mietfinanz GmbH, Akf Unilease GmbH (Германия); Lease Finanz Ag
(Австрия). Еще ряд крупных фирм-лизингодателей из Австрии, Великобритании,
Голландии, США высказали свою заинтересованность в проведении лизинговых
операций в России.
Уже работающие у
нас компании заключили не одну-две сделки, и не только в Москве, но и в других
регионах России. Их работа началась с выяснения, в том числе и в Минэкономики
России, долгосрочных перспектив российского рынка лизинговых услуг. Эти
компании подавали заявки на право осуществления в течение ряда лет лизинговой
деятельности в России с возможностью дальнейшей пролонгации действия лицензии.
В результате они получили лицензии, как правило, сразу на трех- или даже на
пятилетний (максимальный по российским правилам) период. Некоторые менее
крупные лизингодатели-нерезиденты, получившие лицензию первоначально на один
год, по истечении этого срока продлевали ее действие.
Конечно, финансовый кризис, начавшийся в августе 1998
г., повлияет на инвестиционную политику лизингодателей-нерезидентов и
учрежденных ими в России лизинговых компаний. Однако делать однозначный вывод о
том, что эти компании откажутся от лизингового бизнеса в России, несколько
преждевременно.
Думается, что на принятие решений на перспективу могут
повлиять такие нормативные акты, как Постановление Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления
государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития
Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных
проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных
ресурсов Бюджета развития Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ
от 3 сентября 1998 г. № 1020 «Об утверждении Порядка предоставления
государственных гарантий на осуществление лизинговых операций».
До выхода Закона «О лизинге» российским
законодательством запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное
при лизинговой операции. Необходимо было устранить некоторые препятствия для
применения схем возвратного лизинга.
Восьмая часть лизинговых операций в Европе приходится
на компьютеры и оргтехнику. В России же динамика была такой: в 1994 г. - 2,9%,
в 1995 г. - 3,0, в 1996 г. - 4,8, а в 1997 г. произошел резкий спад— до 0,9%,
т. е. было заключено договоров на 4 млн. долл. По-видимому, это результат того
обстоятельства, что объектом лизинга, согласно российским нормативным актам,
могут быть основные фонды, а к ним, по Указу Президента РФ № 685/96 и
бухгалтерскому стандарту ПБУ 6/97, относится имущество стоимостью свыше 100
минимальных размеров заработной платы. В результате сдавать в лизинг компьютеры
дешевле чем за 1,5 тыс. долл. в 1997 г. было невозможно.
В соответствии с методикой «Евролиза» суда, авиа- и
железнодорожная техника объединены в одну группу лизингового имущества.
Аналогичным образом ведет статистику и ассоциация «Рослизинг». Вместе с тем по
российскому законодательству (статья 130 ГК РФ) суда и авиатехника, в отличие
от железнодорожной техники, относятся к объектам недвижимости.
Данные по этой группе имущества имеются только за два
последних года. Объем операций в пересчете возрос с 2,1 до 4,3 млн. долл., хотя
относительные показатели в общем объеме лизинга оборудования сократились. Как
видно, «цена» этой группы имущества может сравниться со стоимостью одного
самолета в российском изготовлении. В действительности лизинг авиатранспортных
средств еще грядет. В этой связи имелась обнадеживающая информация из компании
«Инком-авиа», из Национального резервного банка (НРБ) об организации лизинга
самолетов.
В госбюджетах последних двух лет предусматривались
значительные средства на эти цели. Так, в госбюджете на 1998 г. из 50
млрд. руб. лимитов государственных гарантий на финансовый лизинг приходилось
9,5 млрд. руб., в том числе на лизинг гражданских воздушных судов— 4 млрд. руб.
Потребуется создание специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих
лизинг самолетов и вертолетов.
В течение последних двух лет стали заключаться
лизинговые сделки с недвижимостью. Первыми активность в этом сегменте лизингового
рынка проявили пензенская компания «Лизинком», Московская лизинговая компания и
компания «Лизингбизнес». Пока на этот вид бизнеса приходится 5,3—6,0 млн.
долл., или 1,3% всех лизинговых операций. Здесь многие проблемы возникают из-за
прав собственности на землю. Поэтому нужно одновременно с договором лизинга
недвижимости заключать договоры на аренду и субаренду земельных участков. При
этом общий размер пошлин при оформлении и регистрации договоров лизинга
недвижимости, по оценке компании «Лизинком», достигает 5,5%.
В отличие от ведущих европейских стран величина
российского лизинга недвижимости незначительна. Однако следует учитывать, что
европейским традициям и обычаям ведения этого вида бизнеса, особенно в таких
странах, как Франция, Германия, Италия, где очень крепкая правовая и выгодная
налоговая основа, не один десяток лет; мы же только начинаем.
В 1994 г. 96,7% договоров на лизинг оборудования было
заключено на срок до двух лет, в 1995 г.— 36,8%, в 1996 г.— 16,1, в 1997 г.—
7,3, а в первой половине 1998 г.— только 2,65%. Банки стали активнее
участвовать в лизинговых операциях. Они чаще кредитовали лизинговые компании на
более продолжительные периоды. В 1997 г. основная масса договоров (92,4%)
заключалась на срок до пяти лет. В 1995—1997 гг. долгосрочные договоры на
лизинг оборудования на срок свыше пяти лет составляли от 1,0 до 0,3%. В первой
половине 1998 г. этот показатель вырос до 3,6%. Еще более 1% договоров было
заключено на срок свыше десяти лет. Однако следует учесть, что зачастую
возможность получить долгосрочный по российским меркам кредит для закупки
лизингового оборудования имеется только у тех компаний, учредителями которых
являются банки-кредиторы. Эти же банки нередко становятся и лизингополучателями
оборудования.
Вместе с тем в отличие от широкой международной
практики российские банки, по данным Государственной регистрационной палаты,
являлись учредителями только 25,2% компаний, намеревающихся заняться лизинговой
деятельностью. Зато в каждой седьмой компании одним из учредителей была администрация
регионов. Это тоже специфика российского лизинга.
В 1997 г. 67,6% договоров на лизинг недвижимости
заключалось на срок до 8 лет включительно, еще 32,2% договоров— на срок до 16
лет включительно.
Интересна структура лизингового оборудования по типу
заказчика по данным ассоциации «Рослизинг». Эта информация приведена в табл.
14.
1998 год не самый благоприятный для лизингового бизнеса.
Сначала ставки рефинансирования, последовательно устанавливаемые Центральным
банком России в первой половине года на уровне 50, 150, 60%, не способствовали
развитию инвестиционных лизинговых проектов. Приемлемой была бы ситуация со
стоимостью кредитных ресурсов на уровне 25—30% в рублях и 17—20% в валюте. Но в
августе 1998 г. начался финансовый кризис, который потряс всю банковскую
систему. Очень тяжело он отразился и на лизинговых компаниях.
Однако
в отличие от банков, пострадавших в ходе финансового кризиса и имеющих большую
кредиторскую задолженность, в активах большинства лизинговых компаний
преобладала дебиторская задолженность. Вероятность возврата лизинговых платежей
по уже заключенным сделкам достаточно велика, особенно в тех случаях, когда
лизингополучателями являются предприятия с высоким экспортным потенциалом.
Как уже
говорилось ранее, доля лизинга в общем объеме капиталовложений
производственного характера в России составляет около 1,5%, что является
существенным отставанием от развитых стран в развитии лизинга, и исходя из
текущей экономической ситуации, Россия нуждается в резкой активизации
инвестиционных процессов. Россия, следовательно, должна стремиться к увеличению
этой доли, если не до уровня 15-30%, как на Западе, то хотя бы до 10-15%.
Таблица 14 Заказчики лизингового оборудования по компаниям,
входившим в ассоциацию «Рослизинг» в 1994-1997 гг. ( 8, стр 96).
|
Тип заказчиков
|
1994 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1.
Сельское,лесное
хозяйство, рыболовство
млн. руб.
млн. долл.
% всех заказчиков
2.
Промышленность,
строительство
млн. руб.
млн. долл.
% всех заказчиков
3.
Услуги- частный сектор
млн. руб.
млн. долл.
% всех заказчиков
4.
Услуги- общественный
сектор
млн. руб.
млн. долл.
% всех заказчиков
5.
Торговля (для внутренних
целей)
млн. руб.
млн. долл.
% всех заказчиков
6.
Потребители- частные
лица
млн. руб.
млн. долл.
% всех заказчиков
7.
Другое
млн. руб.
млн. долл.
% всех заказчиков
Итого:
млн. руб.
млн. долл.
% все заказчики
|
-
-
-
4426.6
1.2
48.2
1358.8
0.4
14.8
-
-
-
2739.9
0.8
29.9
-
-
-
653.2
0.2
7.1
9178.5
2.6
100.0
|
60.1
0.1
0.1
14250.6
3.1
13.2
75673.0
16.3
70.3
10757.0
2.3
10.0
-
-
-
-
-
-
6867.3
1.5
6.4
107608.0
23.2
100.0
|
10092.1
1.8
1.6
471463.9
84.8
73.5
61500.5
11.1
9.6
38130.3
6.9
5.9
6862.7
1.2
1.1
-
-
-
53163.7
9.6
8.3
641213.2
115.3
100.0
|
722445.8
121.2
25.8
1127188.2
189.1
40.2
12281.0
2.1
0.4
237626.5
39.9
8.5
-
-
-
5281.4
0.9
0.2
695927.8
116.8
24.9
2800750.4
69.9
100.0
|
Если
условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая
совершенствование лизингового законодательства и улучшение общеэкономической
ситуации), то, учитывая её огромные потребности в обновлении основных фондов
промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый
бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями,
зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат,
определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая
оффшорный лизинг. Это значит, что Российское государство утратит
соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об
избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их
регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора
отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития
экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только
лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в
России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы
финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как
международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами
западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.
Международный
лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее
рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми
другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где
расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах,
преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях
России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет
получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм
экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных
кредитов.
Лизинг
представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью
которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для
эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо много законодательных и
экономических изменений, которые упоминались в данной работе. На это можно
надеяться в связи с избранием новой Думы, более либерально настроенного
состава, чем дума предыдущего созыва, а также , нас ждут выборы главы
государства в марте 2000 года, от исхода этих выборов будет зависеть даже
больше, так как Президент в России обладает гораздо большими полномочиями чем
Дума.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
«Лизинг-ревю», 1998,
№5/6,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
2.
«Лизинг-ревю», 1999,
№1/2,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
3.
«Лизинг-ревю», 1998,
№3/4,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
4.
Циренщиков В.С., Антюшина
Н.М. «Лизинг в Западной Европе: выводы для России»,- М.: Доклад-Институт
Европы, 1998, 73с.
5.
Хольнова Е.Г.
«Воспроизводство основных фондов в промышленности посредством лизинга»,-
Санкт-Петербург: Автореферат, 1998, 20с.
6.
Русол В.В. «Экономическая
эффективность лизинга воздушных судов гражданской авиации»,- Москва: АО
«Экос»,1998, 100с.
7.
«О лизинге: Федеральный
закон Российской Федерации», -Москва, ИВЦ «Маркетинг», 1999, 28с.
8.
Серегин В.П., Халевинская
Е.Д. «Организация, учет и налогообложение лизинговых операций»,- Москва:
«Юрист», 1999, 176с.
9.
Газман В.Д. «Рынок
лизинговых услуг»,- Москва: Фонд «Правовая культура», 1999, 376с.
10.
Масленченков Ю.С., Тронин
Ю.Н. «Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции,
лизинг»,- Москва: ООО ИКК «Дека», 1999, 448с.
11.
Васильев Н.М., Катырин
С.Н., Лепе Л.Н. «Лизинг как механизм развития инвестиций и
предпринимательства»,- Москва: Центр международного частного
предпринимательства CIPE, 1999, 228с.
12.
Самохвалова Ю.Н. «Лизинг в
России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение»,- Москва:
Современная экономика и право, 1999, 57с.
13.
Балтус П., Майджер Б.
«Школа европейского бизнеса», «Лизинг-ревю», 1996 г., № 1,- М: Издательский дом
«Деловая пресса».
14.
Медведков С.Ю. «Лизинг в
экономике США», «США: политика, экономика, идеология», 1980 г., № 5.
15.
Giovanoli M. Le
credit-bail en Europe, 1980, 247p.
16.
В.А. Горемыкин “Лизинг:
Практическое учебно-справочное пособие”,— М.: Инфра-М, 1997, 241с.
17.
"Аспекты лизинга:
бухгалтерский, валютный и инвестиционный",- М.: ИСТ-Сервис, 1994, 64с.
18.
Овчаров Д.А. "Развитие
лизинга в рыночной Экономике",- М.: МГУ им. Ломоносова, Диссертация на
соискание ученой степени кандидата экономических наук, 1994, 134 стр.
19.
Акиндинов А. Ю. «Роль
лизинговых компаний в рамках финансово-промышленных групп» / Материалы Второй
международной конференции «Развитие лизинга в Российской Федерации». Вена,
25-26 марта 1998 г., 54с.
20.
Блейк Дж., Амат О.
«Европейский бухгалтерский учет: Справочник»,— М.: Филинъ, 1997г., 269с.
21.
Быкова С., Проблемы
развития лизинговых операций коммерческих банков / Финансовая газета, 1998г., №
24.
22.
Волков Н. Г. Комментарий к
Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» / Главбух
1998г.- № 22, с. 21-29.
23.
Харви М. Лизинг: игра
стоит свеч / Экономика и жизнь, 1998г.- № 26,с. 34-41.
24.
Чекмарева Е. Н.
«Лизинговый бизнес»,— М.: Экономика, 1993г., 302с.
25. World Leasing Yearbook 1998., 19th edition., Ed. by Christopher
Holloway,— London, Euromoney Publication, 1998., 341p.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|