Гражданский кодекс предоставил свободу участникам
лизинговой сделки в определении условий лизингового договора. Теперь не
требуется, чтобы сумма арендных платежей за весь период аренды была равной или
близкой к стоимости арендованного имущества, или чтобы срок аренды
приблизительно равнялся среднему сроку службы имущества. Кроме того, в
Гражданском кодексе не предусмотрено, что лизингополучатель — единственный, кто
несет риск потери оборудования. Такие положения могут быть урегулированы в
договоре.
Вступление в действие части второй Гражданского
кодекса закрепило правовую базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути
формирования целостной системы правового регулирования лизинговых отношений.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 «Об утверждении Положения о
лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации». Введенная этим постановлением процедура
лицензирования лизинговых компаний позволяет оградить лизинговый рынок от
случайных и ненадежных участников. Лицензия, выданная Министерством экономики
РФ, действительна на всей территории России на срок от одного года до пяти лет.
Потенциально сильные лизинговые компании могут получить лицензию на пять лет.
Что касается вновь образованных компаний с ограниченным объемом капитала, то
они могут получить лицензию на срок от одного года до двух лет. Приблизительная
стоимость лицензии для компании-резидента составляет 1500 долл. Министерство
экономики РФ перед выдачей лицензии может потребовать проведение аудита
компании независимыми экспертами. Постановление содержит также требование о том,
что 40% дохода лизинговой компании должны приходиться на деятельность по
реализации лизинговых договоров.
Методические рекомендации по расчету лизинговых
платежей, утвержденные Министерством, экономики РФ 16 апреля 1996 г. и
согласованные с Министерством финансов РФ. Настоящие Методические
рекомендации разработаны Министерством экономики РФ и предназначены для
расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма,
выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право
пользования имуществом — предметом договора. В лизинговые платежи включаются
амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга,
компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства,
комиссионное вознаграждение, плата за дополнительные услуги лизингодателя, а
также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и
порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей.
Лизинговые платежи осуществляются в виде отдельных взносов.
Федеральный закон Российской Федерации от 1
апреля 1996 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О налоге на добавленную стоимость». Этим Законом введены в перечень услуг, освобождаемых
от налога на добавленную стоимость, платежи малых предприятий по лизинговым
сделкам в полном объеме.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 27 июня
1996 г. № 752 «О государственной поддержке
развития лизинговой деятельности в Российской Федерации». В нем предусмотрено выделение средств в
1997—2000 гг. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных
инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга.
Кроме того, в этом постановлении определено, что ко всем видам движимого
имущества, являющегося объектом лизингового договора и относимого к активной
части основных фондов, может применяться механизм ускоренной амортизации с
коэффициентом не выше 3, а также что условия постановки лизингового имущества
на баланс лизингодателя или лизингополучаеля могут определяться по
согласованию между сторонами лизингового договора.
Приказ Министерства финансов Российской
Федерации от 17 февраля
1997 г. № 15 «Oб отражении в бухгалтерском
учете операций по договору лизинга». Принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 27 июня 1996 г. № 752. Этим приказом:
• утверждены Указания об отражении в бухгалтерском
учете операций по договору лизинга согласно Приложению 1 к настоящемуприказу;
• признан утратившим силу приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105; введены изменения к плану
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от 1 ноября
1991 г. № 56. Счет 03, предназначенный для обобщения информации о наличии и
движении вложений предприятия в материальные ценности, предоставляемые по
договору аренды (лизинга), определен в следующей редакции: «Доходные вложения в
материальные ценности».
Постановление Правительства Российской
Федерации от 21 июля 1997 г.. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в
Российской Федерации на 1997-2000 годы». Данное постановление разделяет концепцию о том, что
лизинг является важным инструментом инвестиционной деятельности, и содержит
рекомендации о снижении таможенных пошлин при ввозе технологического
оборудования, которое не имеет аналогов в России, и проведении обучения по
лизингу.
Хотя в постановлении и говорится о необходимости принятия
мер, направленных на развитие финансового лизинга, в нем четко не определены,
какие министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию
указанных мер и каковы должны быть результаты деятельности соответствующих
министерств и ведомств в этой области.
Федеральный закон Российской Федерации от 8
февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции
УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Принятое Государственной Думой решение о
присоединении к Конвенции является позитивным шагом, так как последняя получила
широкое признание во всем мире как серьезная база для написания национального
закона о лизинге.
Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября
1998 года № 164-ФЗ.
Споры по Закону "О лизинге" не утихают. В
печати, на конференциях и семинарах продолжаются острые дебаты относительно
достоинств и недостатков этого законодательного акта.
До принятия этого основополагающего закона в
Российской Федерации действовали и продолжают действовать 14 нормативных
правовых актов различного уровня, регулирующих лизинговую деятельность в
стране. Все эти акты посвящены отдельным аспектам деятельности в области
лизинга, и только Закон является всеобъемлющим документом в этой сфере. Он
состоит из шести глав, включающих 39 статей (в Гражданском кодексе Российской
Федерации лизингу посвящен один параграф из шести статей).
Федеральный закон однозначно определяет лизинг как вид
инвестиционной деятельности и устанавливает своими целями развитие различных
форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиту прав
собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение
эффективности инвестирования. Данное определение лизинга более широкое, чем
понятие «финансовая аренда», примененное в § 6 гл. 34 «Аренда» Гражданского
кодекса РФ. В настоящем изменении определения не следует видеть только новую
форму, оно отражает сущность понятия и характеризует качественный скачок в
развитии лизинга в Российской Федерации.
Огромна роль Закона в защите прав лизингодателя как
инвестора. Определены меры и условия оперативного изъятия имущества у
недобросовестного лизингополучателя, систематически не выплачивающего
лизинговые платежи; кроме того, впервые лизингодатель как кредитор имеет
возможность контроля за финансовым положением своего должника—
лизингополучателя.
Физические лица включены наряду с юридическими лицами
в состав равноправных участников лизинговых сделок (статьи 1, 2 и 4).
Впервые определены формы, типы и виды лизинга, в
частности, основные формы лизинга— внутренний и международный, типы—
долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный; виды — финансовый, возвратный и
оперативный.
Определена правовая база сублизинга, а также разрешены
проблемы совмещения обязательств его участниками.
Законом установлено, что лизинговая деятельность
лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и
зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, ведется на
основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов
Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях
налогообложения на территории РФ.
Данное положение уже сегодня вызывает у нерезидентов
негативное отношение, так как они усматривают в этом возможность двойного
налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 34 Закона не требуется получения
лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление
лизингодателем или лизингополучателем любых валютных операций, связанных с
лизинговой деятельностью. Однако эта статья до сих пор не работает, так как ЦБ
РФ руководствуется прежде всего профильными законами, в том числе Законом РФ от
09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Как следует
из подп. «е» п.10 ст.1 данного закона, операции, не отнесенные законом к
текущим валютным операциям, необходимо относить к валютным операциям, связанным
с движением капитала, по которым требуется получение лицензии Банка России (п.4
разд.2). Лизинговые операции, в частности переводы в виде платы за имущество
при лизинге, в данном законе не предусмотрены, что дает повод для различного
толкования норм данного закона. С одной стороны если срок, в течение которого
арендатор осуществляет плату нерезиденту за предоставление имущества по
лизингу, превышает 90 дней от даты предоставления оборудования во временное
владение и пользование, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты
из РФ следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением
капитала. В случае если платеж будет осуществлен в пределах 90 дней от даты
предоставления оборудования в аренду, что само по себе мало вероятно, то данная
операция будет являться текущей валютной операцией, не требующей наличия
лицензии ЦБ РФ. Таким образом по существу признается, что лизинговые платежи
являются валютными операциями, связанными с движением капитала.
С другой стороны операция по переводу нерезиденту
платы за имущество по лизингу за рубеж в любом случае является валютной
операцией, связанной с движением капитала, и, как следствие, требующей наличия
лицензии ЦБ РФ, независимо от срока предоставления имущества в финансовую
аренду и перечисления установленной договором платы, так как рассматриваемая
операция прямо не предусмотрена в перечнях валютных операций приведенных в
законе «О валютном регулировании и валютном контроле», а относить финансовую
аренду к услугам, исходя из юридической природы арендных отношений, достаточно
сомнительно. Следовательно данные операции относятся к валютным операциям,
связанным с движением капитала, по которым требуется получение лицензии Банка
России (п.4 разд.2).
Данное противоречие замедляет развитие лизинга в
России, следовательно необходимо внести изменения в в Закон «О валютном
регулировании и валютном контроле», четко оговаривающие лизинговые отношения, и
устранить противоречия с Законом «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ,-
переведя международные лизинговые операции с разрешительного на регистрационный
порядок.
Для успешной деятельности лизинговых компаний
безусловным основанием являются фундаментально проработанные в Законе главы 2 и
3, посвященные вопросам правовых основ лизинговых отношений (статьи 10—26) и
экономических основ лизинга (статьи 27—35), о чем неоднократно уже сообщали
руководители практикующих лизинговых компаний.
В Законе также много неточностей, много нерешенных
проблем. Например, не ясно, на ком лежит бремя доказательства того, что
оборудование используется для предпринимательских целей? Где законодательные
рамки полного владения имуществом? Кто несет ответственность за уплату
таможенных платежей за лизинговое оборудование? Может ли лизингодатель
представлять интересы других участников лизингового договора перед ГТК? Где
механизмы ретрансляции НДС при экспортном лизинге? Но самое главное, это налоги
с оборота (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы) в размере 4 процентов,
которые приходится необоснованно платить лизинговым компаниям. Это ведет к
значительному удорожанию лизинговых операций. Необходимо отметить, что в Законе
предпринята попытка решить эту проблему. Однако одновременно с принятием Закона
"О лизинге" не были внесены необходимые изменения в профильные
налоговые законы. Некоторые директора лизинговых компаний, может быть, и
находят возможность использовать Закон в собственных нуждах, но в таком виде он
может быть полезен в одной какой-то сделке, но не во всех.
Предпринятая в Законе попытка облегчить таможенный и
валютный режимы, предоставить налоговые льготы не получила необходимого
завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми
руководствуются ЦБ, ГТК и другие органы. Закон не устранил пробелы, имеющиеся в
Гражданском кодексе по сублизингу. В Законе нужны разъяснения по лизингу недвижимости,
недопустимо определять все издержки лизинговой компании на стадии формирования
лизинговой сделки, как это предусмотрено в Законе. Полный учет затрат можно
осуществить только в конце срока лизинга. Лизинговые правоотношения должны быть
сгруппированы в виде самостоятельной конструкции.
Взвешенность и неспешность, конечно же, необходимы при
принятии законов. Прежде всего на этапе подготовки законопроекта. Тогда не
будет возникать проблем с его применением на практике. Теперь, раз уж Закон
принят в далеко не совершенном виде, наиболее важным представляется определить
организационные принципы реформирования лизингового законодательства.
Процедура принятия Закона "О лизинге"
показала, что формальные вопросы становятся более значимыми, чем вопросы
существа дела.
Исходя из того что Дума только избрана и России
предстоят выборы Президента России в марте 2000 г., а также исходя из того, что
предстоит еще принятие других не рассматривавшихся ранее законов, можно
предположить, что изменения в Закон "О лизинге" будут рассмотрены, не
ранее второй половины 2000 года или начала 2001 года. Это означает, что имеется
больше года на проведение работ по переработке Закона "О лизинге".
Переработка Закона должна строиться не только с учетом
теоретических посылов. Необходимо по каждой статье, по каждому пункту расписать
все доводы "pro" и "contra" Сделать это следует путем
приведения фактических примеров из деятельности большинства лизинговых компаний
в пользу или против норм, содержащихся в Законе, так как принятие нормативного
акта, а тем более закона, предполагает учет интересов всех или большинства из
тех, кто будет им пользоваться, при подготовке и принятии Закона "О
лизинге" учитывалось мнение ряда (но не всех) ассоциированных лизинговых
компаний. Если придать этому мнению количественную оценку через удельный вес
стоимости лизинговых договоров, заключаемых компаниями, входящими в Ассоциацию
"Рослизинг", в общем стоимостном объеме лизингового рынка России, то
следует учесть, что этот показатель составлял в 1997-1998 гг. только 45-50
процентов.
“Для сравнения можно привести аналогичные показатели
по ряду стран на основе данных World Leasing Yearbook -1999 (Euromoney
Publications, London, 1999) и Annual Report - 1997 (Leaserope-1998). Так,
удельный вес стоимости лизинговых договоров, заключаемых членами 15
национальных ассоциаций, составлял от 80 до 100 процентов в общем объеме
соответствующего лизингового рынка страны, в том числе: в Австралии -90%,
Австрии - 88,3%, Бельгии - около 100%, Голландии -85%, Дании - 80%, Ирландии -
95%, Италии - около 100%, Норвегии - 90,3%, Польше - 89,9%, Франции - 97,6%,
Чехии - 94,9%, Швейцарии - 90%. Что касается другого показателя, учитывающего
охват мнений о Законе "О лизинге", - количество реально действующих
лизинговых компаний (то есть заключающих договоры лизинга), то в составе
Ассоциации "Рослизинг" их насчитывается примерно 15 процентов от
общего числа действующих лизингодателей и менее 7 процентов от числа получивших
лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в России. Не случайно в
тексте статей сегодняшнего Закона хорошо видны интересы небольшого количества
лизинговых компаний. Причем по многим статьям Закона можно указать, интерес
какой из лизинговых компаний здесь представлен” (3, стр 16).
Над окончательным текстом закона должны работать
представители большинства, а не меньшинства лизинговых компаний. К работе,
кроме лизингодателей, следует привлечь резидентов и нерезидентов,
лизингополучателей, производителей (поставщиков) оборудования, кредитные
институты, страховые, консалтинговые компании, органы госуправления (Минфин,
Минэкономики, Министерство налогов и сборов, Минюст, ГТК), а также ЦБ РФ,
Арбитраж, другие заинтересованные организации. Следует собрать, обобщить и
опубликовать доводы (в том числе и количественные) лизинговых
компаний-резидентов и нерезидентов (мнение последних не следует игнорировать).
Пока этого не делали. Целесообразным будет также привести по каждой статье
Закона (по мере возможности) выжимку из обзора западного лизингового
законодательства или обычаев лизинговой деятельности за рубежом. Причем сделать
это надо в сопоставлении с российской практикой и, главное, с рекомендациями по
использованию той или иной нормы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|