Меню
Поиск



рефераты скачать Финансовые аспекты лизингового бизнеса: мировой опыт и отечественная практика

4. Государственное регулирование лизинга.

Все страны мира в отношении законодательной базы лизинга разделяются на две группы стран: государства, которые приняли специальное законодательство по лизингу и страны, регулирующие ею осуществление в рамках обычного коммерческого и предпринимательского права.

Первая группа государств включает в себя страны, принявшие концепцию экономического собственника и страны, разделяющие принцип юридического собственника, другими словами - страны романской и англосаксонской правовой системы.

Большинство стран Европы не разрабатывало и не вводило в действие специального законодательства по лизингу. К ним относятся Великобритания, Германия, Дания. Во Франции, Португалии и Швеции существует специальное лизинговое законодательство. Основными вопросами, которые должны получить разрешение в законе о лизинге являются права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с продавцами и производителями оборудования или иного имущества, которое отдается в лизинг.

Как уже отмечалось в первой главе работы, лизинг является специфической формой экономических отношений, облекаемых в форму юридического документа с соответствующими финансовыми последствиями, который заключает в себе черты одновременно разных форм юридических и экономических взаимоотношений, таких как: институт поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже или договор аренды, но не сводится ни к одному из них. Все страны делятся на две группы: придерживающиеся романского права (здесь, как правило, опцион является обязательным условием лизинга), сюда входят: Франция, Бельгия и Италия; и страны англосаксонской системы: куда входят наряду с США и Великобританией, Ирландия и Голландия. Некоторые страны Европы не могут быть отнесены ни к той, ни к другой группе и занимают в юридическом отношении как бы промежуточное положение, сочетая в своем законодательстве элементы, характерные для той и другой правовой системы.

Обязательным условием лизингового договора во Франции, Бельгии и Италии является включение оговорки о возможности продажи оборудования по истечении срока лизингового договора по предварительно согласованной цене (опцион). Напротив, в США и Великобритании опцион не может быть условием лизинга. в этом случае он превращается в договор аренды-продажи (hire-purchase).

В США лизинг трактуют прежде всего как форму финансовой сделки, применяемой наряду с кредитом и другими формами займов. Согласно законодательству Швейцарии и Германии предоставление опциона превращает лизинг в договор купли-продажи в рассрочку особого типа, особенность которого заключается в том, что в случае лизинга владельцем оборудования остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к покупателю в момент заключения договора. При лизинге же право собственности переходит к покупателю не в момент заключения договора, а только после выполнения им необходимых условий. а именно: когда после осуществления необходимой серии лизинговых платежей выплаченная сумма сравняется с ценой оборудования, согласованной в лизинговом договоре.

Лизинг необходимо отличать не только от аренды-продажи и купли-продажи в рассрочку, но и от сделки под обеспечение (secured transaction). Критерием является размер платежей (если они высокие, то это не лизинг), а также цена опциона в случае лизинга (она должна равняться той цене, по которой лизингодатель мог бы продать оборудование любому другому лицу). То есть договор лизинга квалифицируется как таковой по экономическим критериям. Следовательно, сделки в форме финансового лизинга всегда находятся под подозрением с точки зрения соответствия юридическим нормам, позволяющим квалифицировать их как лизинг, так как под договором о финансовом лизинге может скрываться другая форма экономических взаимоотношений.

Например, значительная часть тех договоров, которые в соответствии с действующим законодательством в Великобритании и во Франции классифицируются как лизинговые, в Германии могут подпасть под понятие сделки в рассрочку. Во Франции те лизинговые договоры, которые предусматривают по окончании срока действия лизингового договора возможность опциона (то есть преимущественного права выкупа по остаточной цене), выделяются в отдельную группу сделок типа кредит-аренда (credit bail). Эти различия имеют принципиальное значение: те фирмы, которые предлагают клиентам сделки типа "credit bail" подлежат во Франции другим методам государственного регулирования, чем те компании, которые работают по лизингу обычного типа. При сделках типа кредитный залог перемещение имущества от владельца к пользователю оборудования рассматривается как предпосылка совершения выкупа оборудования. По французскому законодательству производителям оборудования не предоставляется права совершать лизинговые операции.

Наличие специфического законодательства не является определяющим фактором для развития лизинга, более важно- наличие благоприятных макроэкономических условий, государственная поддержка инвестиций вообще и лизинговой деятельности как важной его формы, в частности.

К странам с благоприятными условиями для лизинга относятся Великобритания, Ирландия, Германия, Норвегия (наряду с США). Примером стран, где неблагоприятный климат для лизинга, являются Греция и Россия.

Лизинг в Греции начал развиваться позже, чем в других западноевропейских странах. Первая греческая лизинговая компания была создана только в 1987 г. и до сих пор лизинг в этой стране не получил широкого распространения. Его развитию препятствует наличие некоторых ограничений, отсутствующих в других странах ЕС. Например, в этой стране запрещен лизинг недвижимости, а также автобусов и грузовиков. Действующие в Греции нормы амортизации также не благоприятствуют развитию лизинга, который жестко регулируется государством через Банк Греции.

К странам с благоприятным климатом для лизинга наряду с Великобританией относится Ирландия, этот пример показывает также важное значение для развития лизинга особенностей государственной политики по отношению к нему. Ирландское правительство предоставляет лизинговым компаниям государственные субсидии, а также разрешает применять ускоренный режим амортизации. В результате Ирландия превратилась в важный мировой центр лизинга самолетов: базирующийся в этой стране "Международный центр по оказанию финансовых услуг" предоставляет своим клиентам возможность списания стоимости передаваемого в лизинг имущества в течение одного года. Это очень важно для авиатранспортных компаний и многие из них стали брать самолеты в лизинг именно в Ирландии. Особо благоприятные условия для осуществления лизинговых операций созданы в Ирландской офшорной зоне Шеннон, где расположилась штаб-квартира группы GPA, которая превратилась в самую крупную в мире компанию по лизингу самолетов.

Методы составления бухгалтерской отчетности по лизингу приобретают большое значение в тех странах, где эти особенности отражаются на величине начисляемых налогов. В большинстве европейских государств передаваемое в лизинг имущество ставится на баланс лизингодателя, который также ведет учет его амортизации. Лизинговые платежи проходят по счету прибылей и убытков лизингополучателя, что позволяет ему уменьшить свою налогооблагаемую базу, реализуя таким образом налоговые льготы.

Международный комитет по стандартизации бухучета разработал в 1992 г. международные стандарты по учету лизинга, которые были приняты Великобританией, Ирландией, Нидерландами, Бельгией и Грецией, а также США и Японией. Эти стандарты базируются на принципе экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, принятого англосаксонскими странами. В отличие от англосаксонских стран, являющихся мировыми лидерами в развитии лизинга, большинство стран континентальной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и организация "Leaseurope", придерживаются концепции юридического права на владение передаваемым в лизинг имуществом.

Из двух концепций вытекают не только различные системы бухучета лизинговых сделок, но и разные методы начисления амортизации и налогов. Эти две концепции по-разному решают вопрос о том, какая из сторон лизинговой сделки должна учитывать на своем балансе имущество, отданное в лизинг: лизингодатель (согласно юридической концепции) или лизингополучатель (по экономической концепции). В свою очередь это определяет как будет происходить начисление амортизации.

Согласно системе, поддержанной Международным комитетом стандартизации бухучета и разработанной на основе опыта развития лизинга в США и Великобритании, при определенных условиях приоритет отдается экономической сущности лизинговой сделки, а не ее правовой форме. Такими условиями является заключение лизингового соглашения на длительный срок, позволяющий получить возмещение почти всей стоимости имущества, а также предоставление возможности для опциона. Такой характер сделки означает, что основные риски и доходы, связанные с использованием передаваемого в лизинг имущества, переходят от лизингодателя к лизингополучателю. В этих условиях экономическая концепция учета лизинга позволяет более точно с финансово-экономической точки зрения отражать в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, а значит более обоснованно начислять налоги.

В разных странах применяются весьма различные системы государственного регулирования лизинговой деятельности. В тех странах, где лизинг первоначально возник как специфическая функция банков (в частности во Франции и Италии), государственный надзор за лизингом осуществляют те же органы, которые регулируют банковскую деятельность. В Германии и Великобритании надбанковский надзор осуществляется только за той частью лизинговых операций, которые проводятся лизинговыми компаниями, действующими на правах специализированных филиалов банков. Во Франции деятельность лизинговых компаний строго регулируется со стороны государства, так как лизинговые фирмы классифицируются как финансовые институты, подлежащие такому же строгому контролю, которому подлежат банки. Однако, общей тенденцией в мировой практике является более либеральное регулирование лизинговой деятельности по сравнению с банковскими операциями. В таблице 13 приводятся сведения о учредителях европейских лизинговых компаний по данным "Leaseurope".

Таблица 13 Действующие формы европейских лизинговых компаний в 1997г.,% (9, стр 15)

 

 

Страна

Доля лизинговых компаний в виде

Филиалов дочерних компаний банков

Кэптивных (учрежденных производителями оборудования)

Независимых, других

Бельгия

Болгария

Швейцария

Чехия

Германия

Испания

Эстония

Финляндия

Греция

Венгрия

Италия

Ирландия

Норвегия

Польша

Россия

Словения

Словакия

70

39

30

10

48

77

98

30

0

50

65

85

78

88

45

75

36

29

25

35

5

40

21

1

70

92

30

10

5

14

12

8

14

4

1

39

35

85

12

2

1

0

8

20

25

10

8

0

47

11

60


Во Франции, США и Италии действующим законодательством предусмотрена специальная юридическая процедура в отношении лизинга: лизинговые договора подлежат регистрации в судебных органах с тем, чтобы они оповестили определенный круг лиц, оговоренных в законодательном порядке, о действительном носителе права собственника на имущество, отдаваемое в лизинг.

В Великобритании, Германии, Дании и Нидерландах по отношению к лизингу не применяется никаких специальных видов регулирования и их деятельность никоим образом не ограничивается.

С момента образования первой независимой лизинговой компании в США к середине 1990-х годов лизинг охватил более, чем 80 стран мира, включая примерно 50 развивающихся стран. Главным объектом лизинга является промышленное оборудование и транспортные средства, основными экспортерами которых являются страны северного полушария. Ускоренными темпами развивается лизинг в менее развитых странах, которые являются потребителями промышленного оборудования и средств транспорта. Поэтому сам факт расширения лизингового бизнеса можно рассматривать как одно из проявлений объективной тенденции к интернационализации производства и финансовой сферы. Лизинг позволяет существенно расширить спрос на продукцию, имеющую производственное назначение, со стороны тех государств, возможности которых в отношении импорта оборудования весьма ограничены. Лизинг с точки зрения выполнения последующих финансовых обязательств более надежен, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны-импортера. Этот финансовый инструмент не только облегчает финансирование импорта капитального оборудования, но и представляет собой канал, обеспечивающий передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Из этого следует, что будущее за международным лизингом.

Международный лизинг характеризуется другой отраслевой структурой, чем лизинг внутренний. Если во внутренних лизинговых операциях на первом месте находятся автомобили и производственное оборудование, то в международных операциях лидирует лизинг судов, самолетов и железнодорожного подвижного состава. Трансграничный лизинг успешно развивается только в том случае, если есть преимущества в таможенном обложении по сравнению с обычными закупками и действуют специальные, более льготные процедуры для перевода лизинговых платежей, ведь даже сама процедура перевода платежей из одной валюты в другую удорожает сделку по сравнению с национальной лизинговой операцией. Большое значение имеют различия национального законодательства по лизингу, например, отношение к правам лизингодателя в случае нарушения лизингополучателем условий лизингового соглашения. Международная унификация юридических понятий и условий лизинговых соглашений проводится Международным институтом по унификации частного права УНИДРУА (UNIDROIT). Работа проведенная этим институтом и проблемы интернационализации лизинга рассмотрены более подробно в третьем параграфе данной главы.


2.3. Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции.


Несмотря на то, что еще 8 февраля 1998 г. президент подписал Федеральный закон N 16- ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге", она вступила в силу для России только с 1 января 1999 г. Это связано с тем, что в соответствии с положениями статьи 16 Конвенции она вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения шести месяцев с даты сдачи на хранение депозиторию (в данном случае правительству Канады) документа о присоединении. Данное уведомление о присоединении было направлено Министерством иностранных дел Российской Федерации 3 июня 1998 г.

Современная лизинговая индустрия зародилась в 1952 г. в США и в дальнейшем распространилась на все континенты. Лизинговые операции не ограничивались внутренним рынком и стали выходить на международный уровень. Однако в силу того, что лизинг не являлся однотипным финансовым продуктом, и в каждой стране имелись свои особенности, встали вопросы о разработке правового регулирования международного сотрудничества в этой области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.