Кроме
перечисленных вопросов при составлении консолидированной отчетности ФПГ
возникают и другие экономические и юридические вопросы, на которые в российском
законодательстве пока нет ответов.
Глава 2.
Эффективность ФПГ и перспективы их развития.
2.1 Особенности оценки эффективности ФПГ.
Слабое место многих проектов финансово-промышленных групп –
дефицит внимания к специфике ФПГ как объектов оценки эффективности (отсюда
искажение эффекта группировки предприятий, смещение ориентиров при обосновании
закладываемы в проект интеграционных мер и при сопоставлении вариантов этих
мер). Эта специфика сопряжена со следующими двумя обстоятельствами. Во-первых,
большинство участников создаваемых ФПГ – это действующие предприятия и
организации. Оценка эффективности ФПГ имеет в этой связи два аспекта:
а) изменение результативности использования наличных
производственных мощностей, потенциала научно-исследовательских и
опытно-конструкторских организаций, связанное с их нахождением в единой
финансово-промышленной структуре;
б) новые
возможности для реальных инвестиций, возникающие в результате формирования
ФПГ.
Во-вторых, в
обычных инвестиционных проектах системная (синергетическая) составляющая
эффективности не играет самостоятельной роли, хотя и учитывается в оценках
эффективности. «Синергия» – преимущество, появляющееся при удачном
комбинировании направлений деятельности, когда эффект от совокупности ее
направлений превышает сумму эффектов от каждого направления в отдельности. В
проектах создания ФПГ синергетическая составляющая становится оценкой
эффективности экономической интеграции.
Анализ эффективности опирается на сопоставление двух
сценариев. Первый – развитие участников ФПГ при их полной самостоятельности.
Второй – их развитие в рамках ФПГ. Сценарии могут сопоставляться по разным
показателям, а в качестве итога оценки интеграционного (синергетического)
эффекта выступает соответствующая разновидность значений выбранного показателя.
Чистый приведенный доход – традиционный показатель для оценки экономической
эффективности, и его приращение в результате создания ФПГ – одна из возможных
оценок интеграционного эффекта (19, с.76).
Важно, однако,
иметь в виду: традиционные показатели экономической эффективности не вполне
адекватны сущности финансово-промышленной группы, ориентированной на
обеспечение своей долгосрочной жизнеспособности. Тем не менее на практике
такого рода показатели широко применяются при анализе эффективности групп, в
том числе, видимо, потому, что в значительной мере отвечают оценке ФПГ со
стороны внешних инвесторов.
Особый интерес
вызывает влияние интеграции в ФПГ на результативность инвестиционных проектов.
Оно может оцениваться по изменению таких показателей, как срок окупаемости инвестиций,
внутренняя норма их доходности или приведенные поступления на единицу
инвестиций. Речь идет о сопоставлении значений приведенных показателей при
реализации инвестиционного проекта (инвестиционной программы) в рамках ФПГ и
без объединения в нее.
Ориентация на
прибыль в деятельности крупных хозяйственных структур может трансформироваться
в ориентацию на завоевание значительной доли рынка и удержание такой рыночной
позиции. С этой точки зрения эффект интеграции выражается в приращении
устойчиво контролируемой группой доли рынка по сравнению с суммой долей
самостоятельно действующих партнеров по ФПГ.
Напряженная
ситуация с государственным бюджетом вызывает повышенное внимание к бюджетной
эффективности групп. Бюджетная эффективность интеграции трактуется как
приращение приведенных поступлений в бюджет (федеральный, субфедеральный,
местный) от участников ФПГ при объединении их в группу (как разность между
поступлениями в бюджет в случае такой интеграции и при ее отсутствии).
Бюджетная эффективность мер государственной поддержки ФПГ характеризуется
изменением поступлений в бюджет вследствие предоставления такой поддержки.
Интеграционная составляющая бюджетной эффективности стимулирования –
соотношение между результатами поддержки при оказании ее финансово-промышленной
группе и при предоставлении сопоставимой поддержки входящим в нее предприятиям,
если они действуют самостоятельно.
Эффективность
рассматриваемого рода постепенно становится одним из ведущим ориентиров анализа
проектов ФПГ в государственных инстанциях, однако, она – лишь один из видов
оценки последствий интеграции с народнохозяйственных позиций. Анализ
народнохозяйственной эффективности ФПГ требует предварительного рассмотрения
обстоятельств, определяющих различия двух вышеотмеченных сценариев (19, с.77).
Перечень этих обстоятельств, выступающих факторами эффективности ФПГ, таков:
1.
Ускорение
оборачиваемости средств, уменьшающее потребность в кредитах для пополнения
оборотных средств и обеспечивающее экономию на выплачиваемых процентах.
2.
Преодоление
внутренних кризисов сбыта (по технологической цепочке), достигаемое на базе
использования трансфертных цен, векселей, товарных кредитов и т.п.
инструментов.
3.
Наращивание
прибыли в связи с увеличением объемов производства при сдерживании роста цен на
конечную продукцию группы (этот фактор активно задействует, например, ФПГ
«Нижегородские автомобили»).
4.
Оптимизация
инвестиционной программы, состоящая прежде всего в последовательной
концентрации ресурсов на приоритетных проектах и в расстановке приоритетов с
учетом потребности в укреплении инвестиционного потенциала. При этом сначала
реализуются менее капиталоемкие, но быстроокупаемые проекты, и полученные
средства позволяют приступить к проектам более капиталоемким и длительным;
консолидация инвестиционных возможностей позволяет скорее приступить к крупным
проектам и снижает потребность в привлеченных средствах. Ускорение реализации
инвестиционных проектов при концентрации средств обеспечивает повышение отдачи
от инвестиций. Чем быстрее вводятся мощности, тем скорее они начинают давать
отдачу.
5.
Углубление
производственной кооперации и специализации, обеспечивающее реализацию эффекта
роста масштаба производства и помогающее уйти от проблемы создания новых
мощностей при недогрузке аналогичных мощностей у партнера (тем самым
существенно экономятся инвестиционные ресурсы).
6.
Оптимизация
товарно-финансовых потоков (например, по схеме с применением давальческого
сырья) и ослабление налоговой нагрузки (так, использование трансфертных цен
позволяет сметить НДС на конечную продукцию ФПГ), улучшение финансовые расчетов
в рамках договоров о совместно деятельности.
7.
Использование
части эффекта интеграции для финансирования инвестиций, снижающее потребность в
привлечении средств и уменьшающее расходы на обслуживание кредитов.
8.
Привлечение
средств под ценные бумаги ФПГ, более надежные по сравнению с ценными бумагами
отдельных участников группы (так, выпуск жилищных облигаций в Рязани намечался
именно под эгидой ФПГ).
9.
Предоставление
государственной поддержки «под ФПГ» (налоговые каникулы, участие в федеральных
целевых программах, и т.п.).
Разработка проектов ФПГ должна, разумеется, сопрягаться с
выявлением прежде всего факторов эффективности, актуальных для данных
конкретных групп. В соответствии с этими факторами надлежит уточнять механизмы
взаимодействия партнеров.
2.2 Состояние официальных ФПГ в
России.
К сентябрю 1999г. количество официально зарегистрированных
достигло 87, причем 13 из них зарегистрированы Министерством экономики РФ в
период с февраля 1998г (Приложение 2). Примерно 6% зарегистрированных ФПГ
являются транснациональными, 9 – межгосударственными, 25 – межрегиональными,
60% - региональными. В составе этих групп функционируют около 2 тысяч
юридических лиц различных организационно-правовых форм и форм собственности, из
них более 60% приходятся на промышленно-производственные предприятия, около 9%
- на кредитно-финансовые организации. Общая численность занятых в
корпоративных структурах, имеющих официальный статус ФПГ, - свыше 4 млн.
человек (20, с.22).
Факты таковы, что предприятия, работающие в рамках этих
групп, по ряду параметров добились более высоких, нежели промышленность в
целом, результатов. Несмотря на некоторое замедление (по понятным причинам)
темпов роста основных производственных и финансовых показателей, наблюдавшееся
с 1998г. по сравнению с уровнем 1997г., группы сумели обеспечить существенный
вклад в развитии российской промышленности. Так, удельный вес продукции ФПГ в
1998г. составил 4,4% ВВП и около 10% общего объема производства по
промышленности в целом; объем инвестиций в основной капитал (из всех источников
финансирования), приходящихся на долю групп – примерно 7%.
Основная часть
зарегистрированных ФПГ создавалась путем совместного учреждения участниками центральной
компании, действующей в качестве самостоятельного юридического лица. Суммарная
доля оплаченного уставного капитала ЦК ФПГ в 1998г. составила 66,3%. Удельный
вес денежных средств в уставный капиталах центральных компаний, как правило,
невелик. Практикуется передача участниками групп этим компаниям имущественных
активов (производственные мощности, запасы сырья и готовой продукции и т.п.), в
связи с чем ЦК ФПГ подчас не располагают необходимыми средствами для
приобретения пакетов акций предприятий-участников групп, а также смежников,
действующих в соответствующих сферах производства. К ФПГ, имеющим стопроцентный
денежный вклад участников в уставной капитал центральной компании, относятся
«ТаНАКо», «Гормашинвест», «Металлоиндустрия», «Носта-Трубы-Газ», «Титул»,
«Донинвест», «Нижегородские автомобили», «Тяжэнергомаш» и «Центр-Регион».
Общим негативом
остается также низкая доля уставного капитала центральной компании в суммарном
уставном капитале остальных участников группы. Эта доля в среднем не превышает
5% (например, по ряду групп: «Авангард» – 0,03%, «Носта-Трубы-Газ» – 0,03,
«Союзагропром» – 1,01, «Нижегородские автомобили» – 1,65, «Дальний Восток» –
3,38, «Тяжэнергомаш» – 4,44%). Исключение составляют группы «Донинвест»
(17,5%), «Гормаш-Инвест» (19,22), «Титул» (21%) и др.
Доля вложений
финансово-кредитных учреждений (банков, инвестиционных и страховых компаний,
пенсионных фондов и т.д.) в консолидированные активы ФПГ – в среднем 10%.
В качестве
позитивной тенденции может рассматриваться расширение практики участия
государства в уставном капитале ЦК ФПГ. Соответствующие примеры дают
приобретение Исполнительным комитетом Союза Беларуси и России акций центральной
компании ФПГ «БелРусАвто» на сумму 20 млн.руб., а также выкуп Фондом имущества
Санкт-Петербурга доли в уставном капитале ФПГ «Гормашинвест» в размере 5% акций
на сумму 5 млн.руб.
Более 10% из
общего состава участников ФПГ относятся к предприятиям и организациям
госсектора. Кроме государственных унитарных предприятий в состав ФПГ входят
приватизированные предприятия с различной долей госсобственностти. Удельный вес
предприятий с долей госсобственности, превышающей половину, составляет в
«Объединенной горно-металлургической компании» 50%, в группе «Жилище» – 58,3%
(есть и другие аналогичные примеры).
По данным
Мингосимущества России, на основе соответствующих президентских указов и
правительственных постановлений в порядке задействования мер господдержки ФПГ в
настоящее время с центральными компаниями ряда групп заключены трастовые
договоры. Так, «Русхим» получил траст в 12% акций Дзержинского АО «Заря», 20% -
Березняковского АО «Сода», 30% акций – Славогородского АО «Алтайхимпром». ФПГ
«Восточно-Сибирская» имеет в трастовом управлении пакеты акций трех
предприятий: «Кедр», «Иркутскэнерго» и «Разрез Тулунский». В марте 1998г.
Мингосимущество России заключило договор о передаче в доверительное управление
центральной компании группы «Тяжэнергомаш» акций таких ОАО, как «Гипротяжмаш»
(20,5% уставного капитала), «Турбомоторный завод» (25%), «Электростальский
завод тяжелого машиностроения» (36,3%), «Ясногорский машиностроительный завод»
(5%), «Тульский завод электроприводов» (10,7%). Аналогичный договор готовится
применительно к ФПГ «Точность».
На практике
процесс передачи госпакетов акций в доверительное управление центральным
компаниям протекает с большими трудностями (хотя эта форма поддержки прямо
предусмотрена Федеральным законом «О финансово-промышленных группах»), что
связано, в частности, с противоречивостью соответствующих правовых актов. Так,
договоры доверительного управления приходится приводить в соответствие с
Законом «О рынке ценных бумаг» и правительственным постановлением №989 «О
порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной
собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и
заключении договоров доверительного управления» от 7 августа 1997г., содержащих
требования о наличии у доверительного управляющего лицензии на осуществление
деятельности по доверительному управлению ценными бумагами; между тем
ограничения деятельности доверительного управляющего, установленные
президентским указом №1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных
в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе
приватизации» от 9 декабря 1996г., фактически лишают доверительного
управляющего права самостоятельного распоряжения переданными ему акциями для
работы на рынке ценных бумаг, что делает требование о наличие лицензии
излишним.
Актуальной
проблемой остается повышение эффективности доверительного управления
государственными активами и использования в инвестиционных целях доходов по
принадлежности государству пакетам акций. В рамках диверсифицированных ФПГ
реализация согласованных решений обеспечивается близостью стратегических интересов
участников, во многом связанной с их перекрестным владением акциями. Такое
владение имеет место, в частности, в ФПГ «Трехгорка»: Мингосимущество России
владеет 20% акций АО «Марс»; АО «Трехгорная мануфактура» – 10% акций страховой
компании «Профит»; АО «Русский ресторан» - 23% акций АКБ «Ходынка»; АКБ
«Легабанк» – 10% акций Хакасского инвестиционного фонда; ООО «Фирма Гран» –
1,3% акций АКБ «Ходынка»; АО «Специализированный жилищный чековый
инвестиционный фонд социальной защиты «Жилтоварищ» владеет 8,5% акций АКБ
«Легабанк», 2,5% Хакасского инвестиционного Фонда и 5% акций АО «Международный
негосударственный пенсионный фонд».
Наибольшее
распространение получили вертикально интегрированные, т.е. образованные по
производственно-технологическому принципу, ФПГ (около 60% от общего числа
зарегистрированных); в качестве ярких примеров вертикальной интеграции можно
привести группы «Аэрофин», «Авангард», «Демидовский стиль», «Оборонительные
системы» и «РОССТРО». Доля же ФПГ «горизонтальных», т.е. объединяющих ориентированных
на выпуск продукции участников, - более 19%; среди групп, зарегистрированных в
1998г., горизонтальный тип интеграции имеют «Межгосметиз», «Титул»,
«БелРусАвто», «РОССТРОЙ» и «Формаш». К ФПГ конгломератного типа, объединяющим
участников широкого спектра деятельности и предполагающим развитие системы
взаимоучастия в капиталах, относятся около 21% групп, в том числе «Русский
текстиль», «Трехгорка», «Жилище», «Единство» и «Объединенная
промышленно-строительная компания» (20, с.25).
Основная часть ФПГ
отличается невысоким уровнем консолидации капиталов в рамках центральной
компании. Участники группы нередко создают центральную компанию с
незначительным уставным капиталом, что существенно сдерживает ее возможности в
реализации единой производственно-финансовой стратегии развития корпорации.
Примером может служить ситуация, сложившаяся в ФПГ «Носта-Трубы-Газ». Ухудшение
в 1998г. внешнеэкономической конъюнктуры для нефтегазовой отрасли сказались на
сбыте труб. Низкая платежеспособность внутреннего рынка ослабила текущую
заинтересованность металлургов в поставках на этот рынок металла. Это
отразилось и на связях между партнерами по ФПГ, в том числе между
Орско-Халиловским металлургическим комбинатом и Челябинским трубопрокатным
заводом: возник вопрос о переориентации кооперационных связей на других
поставщиков. При более тесных имущественных связях по линии участия центральной
компании в капитале и прибылях названных предприятий можно было бы
предотвратить такое развитие событий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|