Меню
Поиск



рефераты скачать Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

Механизмы общего (взаимного) управления и контроля предприятий, участвующих в ФПГ, не представляются достаточно действенными. Малообоснованны и надежды на облегченное получение инвестиционных средств от входящих в ФПГ финансовых институтов (прежде всего от коммерческих банков, которые многими экспертами рассматриваются как структурообразующий элемент ФПГ), поскольку банки вряд ли будут инвестировать в невыгодные проекты, подчиняясь внутригрупповой дисциплине. Наиболее распространенная причина создания ФПГ заключается в упорядочении лоббистской деятельности и предоставлении государственных льгот. Совершенно очевидно при этом, что, несмотря на попытки учета антимонопольного законодательства, многие создаваемые ФПГ усиливают монопольный характер российской экономики, прежде всего монопольное поведение предприятий на формирующихся рынках.

Следует учитывать также, что технологический фактор и фактор экономии на трансакционных издержках при интеграции предприятий действительны преимущественно в случае вертикальной интеграции. Но как раз такие случаи при создании ФПГ почти не встречаются (если не считать концерны типа ЛУКойл, формально не зарегистрированные маркой ФПГ). Горизонтальная (отраслевая) интеграция свидетельствует, прежде всего, о монопольном поведении (или устремлении) ее участников. Большинство же ФПГ пытаются и, видимо, будут пытаться создавать исключительно диверсифицированные образования, объединяющие ряд мощных, но малосвязанных предприятий.

Просматриваются и попытки предотвратить контроль внешних акционеров путем более жесткой иерархической организации в рамках уже имеющихся ассоциаций и концернов под видом ФПГ. Предприятия-участники таких ФПГ имеют собственные отраслевые банки и не намерены тесно взаимодействовать с чужими финансовыми структурами, чтобы не попасть под их контроль. Приватизация здесь также носит замкнутый характер. Эти меры не только препятствуют развитию конкурентных отношений, переливам капиталов с целью более рационального размещения последнего, но и консервируют старую структуру производства отрасли, мешает структурной перестройке в экономике в целом.

В настоящее время, по оценкам Минэкономики РФ, отмечаются следующие трудности в функционировании ФПГ:

- не решена проблема консолидации собственности в центральной компании (внесение в уставный капитал центральной компании, как правило, незначительной доли активов участников ФПГ ведет к формированию лоббирующих ассоциаций, а не к концентрации финансового и промышленного капиталов);

- минимальный интерес банков к реализации инвестиционных проектов в ФПГ;

- противоречие между завышенной (при создании) оценкой возможностей ФПГ и реальными трудностями функционирования.

В целом, по имеющимся оценкам, в перспективе возможно появление 10-20 особо мощных универсальных финансово-промышленных групп, 100-150 крупных групп, сопоставимых по размерам с зарубежными аналогами и обеспечивающих более 50% промышленного производства. Проблема, тем не менее, заключается не в наращивании количественных показателей. В самом широком плане речь идет сегодня о глобальных путях развития организационно-управленческой структуры российской экономики. Хотя наиболее вероятен некий традиционно промежуточный вариант, выделим два полярных:

- либо это будут действительно эффективные объединения различных типов хозяйственных единиц, которые:

а) созданы добровольно или на основе слияний и поглощений,

б) основаны на действительно эффективном управлении своей собственностью (пакетами акций),

в) ориентированы на минимизацию издержек и максимизацию дохода на основе собственной совокупной деятельности в условиях цивилизованного рынка;

- либо в ближайшие несколько лет в России будут сформированы несколько десятков гигантских конгломератов и отраслевых монополий, ориентированных на особые отношения с государством и функционирующих за счет этого. Последнее может означать и реанимацию в новых условиях специфической модели централизованного управления экономикой.

1.5 Финансовые аспекты деятельности ФПГ.

Необходимость объединения финансовых и иных активов ставит перед ФПГ ряд вопросов в области финансовой отчетности.  Высокая степень объединения активов участников вплоть до их слияния в конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет полностью включать в себя балансы всех ее участников. Между тем структура баланса коммерческого банка совершенно отлична от структуры балансов иных участников финансового рынка, также имеющих право участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о балансах торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник ФПГ должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ.  Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ, поскольку без консолидации баланса невозможно  признание участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков,  открывающее значительные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению себестоимости конечного продукта.

В настоящее время основными факторами, увеличивающими себестоимость производства, можно считать, во-первых, неплатежи покупателей и заказчиков, во-вторых, - высокий уровень налоговых отчислений. Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам. Сводный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного расходования.

Во-вторых, статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться действенным инструментом управления финансами. Его последовательное использование позволяет планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ  свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы.  Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но практические возможности его использования сильно ограничены.

Таким образом, право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы.

Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере, в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное» налогообложение».

Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот.

Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства.  Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Государственной Думой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать налоговое законодательство об ФПГ, учитывающее взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями.




1.6 Вопросы составления консолидированной отчетности в современном российском законодательстве.

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997г. №24.

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28 июля 1995г. №81 и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы.

Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидации отчетности. В первом речь шла об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора ФПГ и уполномоченной на ведение дел ФПГ.

 Кроме указанных  документов Минфином России был принят приказ «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30 декабря 1996г. №112, отменивший приказ от 28 июля 1995г. В приказе Минфина №112 конкретизируются положения приказа №81, дается более точное определение  сводной отчетности и определяются случаи, в которых она составляется.

Введение в действие этого документа – важный этап в развитии консолидированной отчетности в России. Однако в документе необоснованно уравнены различные по своему содержанию понятия сводной и консолидированной отчетности (28, с.53).

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками  по совместно контролируемому имуществу.

Составление консолидированной отчетности, сопряженное с элиминированием операций между компаниями, входящими в группу, осуществляется в специальных таблицах, внесистемно, а не в учетных регистрах, предназначенных для отражения текущих операций.

Вместе с тем текущий учет компаний группы должен предоставить необходимую информацию для элиминирования и составления консолидированной отчетности, для чего и в плане счетов, и в отчетности  выделены необходимые счета и статьи. Кроме того, компании могут получить необходимую для составления консолидированной отчетности дополнительную информацию, вводя нужные аналитические счета. Однако никакого специального подразделения в группе для ведения текущего учета, как правило, не создается, а составление отчетности поручается материнской компании.

Понятие консолидированной отчетности требует также уточнения некоторых казавшихся незыблемыми аксиом отечественного учета. Ранее не подвергался сомнению факт, что в балансе компании отражается имущество, принадлежащее ей на основе права собственности. Наличие забалансовых статей (арендованных средств, товаров, принятых на комиссию, и др.) лишь подтверждало этот факт. В консолидированной отчетности,  в частности в консолидированном балансе, отражается имущество, находящееся под контролем группы, так как каждая компания группы является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.

Составление консолидированной бухгалтерской отчетности осуществляется на основе следующих принципов (при условии принятия участниками ФПГ единой учетной политики):

·        показатели активов и пассивов бухгалтерских балансов участников ФПГ суммируются;

·        в отчетности отражается инвестиционная деятельность ФПГ в целом. Инвестиции, направленные участниками ФПГ в центральную компанию, и средства, внесенные ими в ее уставный капитал, в отчетности не отражаются;

·        показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками в отчетность не включаются;

·        прибыль и убытки каждого участника ФПГ показываются в отчетности в развернутом виде;

·        показатели бухгалтерской отчетности участников ФПГ включаются в развернутом виде;

·        показатели бухгалтерской отчетности и участников ФПГ включаются в отчетность с даты ее регистрации ФПГ;

·        показатели финансово-хозяйственной деятельности банков и иных кредитных и страховых организаций, а также инвестиционных институтов (за исключением центральной компании) в отчетность не включаются. При наличии в составе ФПГ двух или более банковских или страховых организаций либо инвестиционных институтов составляется отдельная консолидированная отчетность по видам деятельности этих организаций.

В пояснительной записке к консолидированной отчетности центральная компания указывает наименования участников ФПГ, их юридические адреса, величину их уставного, долю каждого участника при объединении активов.

Процесс составления консолидированной отчетности ПФГ в настоящее время несовершенен и отрабатывается на практике. Так, законодательством определяется, что показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками ФПГ не включаются. Из этого следует, что в консолидированный отчет группы войдут объемы реализации и расчеты между остальными участниками группы. Возникает двойной счет указанных показателей в консолидированной отчетности группы, поскольку показатели реализации и взаимной задолженности между участниками групп будут наверняка существеннее, чем их расчеты с центральной компанией, осуществляющей в основном административно-управленческие функции.

Не отработана методика составления промежуточных отчетных форм, на основании которых центральная компания будет составлять консолидированную отчетность группы, а также проводить пересчет показателей балансов консолидируемых предприятий при использовании различных методов оценки статей центральной компанией и компаниями группы (28, с.73).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.