Меню
Поиск



рефераты скачать Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита





 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА




На тему: Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития.

 

 

 




                                                                                    Автор работы:

                                                                                    студент гр. 3 ФиК-3

                                                                                                   Варфоломеев А.А.

                                                                                    научный руководитель:

                                                                                    декан 

                                                                                                    Ляпина Т.М.

                                                                                     Допустить к защите в ГАК

                                                                                    «____»___________2000 г.

                                                                                      Зав кафедрой ФДОиК

                                                                                     к.э.н. доцент

                                                                                                      Мазаева М.В.




пгт.Пойковский, 2000.

Содержание


Введение

3

Глава 1. Становление финансово-промышленных групп в отечественной экономике.

 

5


 

1.1 Экономическое содержание создания ФПГ в России.

5

1.2 Правовые условия формирования ФПГ.

13

1.3 Антимонопольный контроль за ФПГ.

16

1.4 Становление ФПГ в России.

18

1.5 Финансовые аспекты деятельности ФПГ.

22

1.6 Вопросы составления консолидированной отчетности в современном российском законодательстве

 

27


 

Глава 2. Эффективность финансово-промышленных групп и перспективы их развития.

 

32


 

2.1 Особенности оценки эффективности ФПГ.

32

2.2 Состояние официальных ФПГ в России.

36

2.3 Отечественные ФПГ: испытание кризисом 1998г.

46

2.3.1 Влияние внутригрупповой кооперации на эффективность ФПГ.

 

48

2.3.2 Динамика производства на ряде крупнейших предприятий ФПГ.

 

49

2.4 Влияние акционерных отношений на ФПГ.

52

2.5 Перспективы развития ФПГ.

55


 

Заключение

61

Список литературы

63

Приложение 1.

 

Приложение 2.

 













Введение.

 

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства – предприятия (организации), его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предприятия в принципиально новые отношения с государством (бюджетом), с хозяйствующими партнерами и наемными работниками. Наряду с предоставленными экономическими свободами в осуществлении деятельности предприятий (организаций) устанавливаются и новые экономико-правовые регуляторы.

По оценкам специалистов в России сложилось корпоративное звено экономики, прежде всего в энергетике, нефтегазовом комплексе, в системе связи и на железнодорожном транспорте, в машиностроении и в пищевой индустрии. Структура ведущих отраслей после процессов приватизации и многочисленных сделок с мелкими пакетами акций более или менее устоялась, рынки поделены. Тем не менее, процессы реорганизации корпораций, слияний и поглощений будут постоянно идти и дальше.

Помимо традиционных факторов, побуждающих процессы экономической концентрации и корпорирования, в том числе экономии на масштабах производства, в последние годы стали действовать другие факторы.  Первый из них – это глобализация рынков в большинстве сфер экономики. Второй фактор интенсификации корпоративных слияний и поглощений – научно-технический прогресс. Третий фактор, действие которого относится преимущественно к сырьевым отраслям, - несбалансированность мощностей компаний по различным переделам получения конечного продукта.

Еще один мотив слияний и поглощений – объективная необходимость устранения господствующего на отдельных рынках принципа «один регион – один хозяйствующий субъект». Речь идет, прежде всего, о таких отраслях, как энергетика, связь и коммуникации, в определенной степени – железнодорожный транспорт.

Цель написания данной работы – дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах (их сущности, разновидностях, организационных формах, потенциальной и реальной роли в экономике), об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.

Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности,  а также оценка эффективности ФПГ и реальный взгляд на перспективы их развития.

В работе использованы данные из экономических журналов за 1997-2000гг., материалы конференции Международной академии корпоративного управления, прошедшей в ноябре 1999г., работы кандидата экономических наук, вице-президента вышеуказанной академии В.Е.Дементьева.







 

 






Глава 1. Становление финансово-промышленных групп в отечественной экономике.

 

 

1.1 Экономическое содержание создания ФПГ в России.


Преобразование отношений собственности и развитие институтов, без которых невозможна современная рыночная экономика, является важным аспектом углубления экономических реформ в России. Такими институтами выступают, в частности, финансово-промышленные группы (ФПГ), становление которых в российской экономике соответствует потребностям развития общественного производства и отвечает мирохозяйственным реальностям. Факты говорят о том, что народное хозяйство стран развитой рыночной экономики базируется на крупных и сверхкрупных интегрированных организационно-хозяйственных структурах, вокруг которых выстраиваются сети предприятий среднего и малого бизнеса.

В России участниками ФПГ могут быть юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций), подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы. В составе группы обязательно должны быть организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также финансово-кредитные учреждения. В ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные или иные фонды, страховые организации, способные играть позитивную роль в обеспечении инвестиционного процесса в группе (33, с.24).

Участие в ФПГ государственных и муниципальных унитарных предприятий возможно в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Решение о присвоении совокупности юридических лиц статуса ФПГ и о включении ее в Государственный реестр финансово-промышленных групп принимается на основе экспертизы необходимых документов полномочным государственным органом, наделенным правами регистрации финансово-промышленных групп.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является Совет управляющих ФПГ, в который входят представители всех ее участников; этот Совет действует в пределах компетенции, устанавливаемой договором о создании ФПГ.

Все участники такого договора совместно учреждают центральную компанию (ЦК) – официального представителя финансово-промышленной группы. ЦК – юридическое лицо; как правило, она выступает в качестве инвестиционного института. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме хозяйственного общества, а также ассоциации или союза. Кроме того, ЦК может учреждаться обществом, уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел  финансово-промышленной группы и являющимися основными по отношению к остальным участникам договора о создании ФПГ.

Центральная компания:

1)     имеет право выступать от имени участников группы в отношениях, связанных с ее (группы) созданием  и функционированием;

2)     ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

3)     готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

4)     выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной ответственности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленные  группы на добровольной основе и путем созданием совместной компании акционерного типа объединяют хозяйствующие субъекты, выполняющие основные, но различные функции в экономике. В специфических российских условиях главными целями создания таких структур, кроме подъема конкурентоспособности национальной экономики в мирохозяйственном аспекте, являются:

· активизация инвестиционного процесса путем наращивания потенциала отечественной промышленности в «точках роста» экономики при ориентации на внебюджетные источники финансирования;

· начало структурной перестройки, прекращение падения научно-технического потенциала страны;

· укрепление экономического потенциала на общероссийском и всем постсоюзном пространстве;

· повышение эффективности деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции;

· усиление управляемости процессами экономического развития и на основе формирования базисных хозяйственных структур, выступающих как своеобразное «среднее звено» между государством  и сферой мелкого  (среднего) бизнеса;

· успешная конкуренция с крупными зарубежными корпорациями на внутреннем и внешних рынках, транснационализация процессов экономического развития за счет  расширения эффективности кооперационных связей.

С участием ФПГ достижение названных целей становится более реальным, поскольку они выступают  в роли  инструмента обеспечения горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей, объединения усилий промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний, торговых, транспортных и других организаций. В основе такой интеграции лежит ряд мотивов, среди которых, во-первых, невозможность продуктивность продвижении вперед без привлечения и концентрации финансовых ресурсов, и, во-вторых, специализация и диверсификация производства. Совместная деятельность невозможна без координации работы   предприятий, связанных единством воспроизводственного процесса, включая технологию и кооперацию, и имеющих общие интересы в изготовлении  и реализации продукции. Путем аккумулирования средств, появления возможности управляемого развития предприятий, снижения рисков, маневрирования совокупным портфелем ценных бумаг, концентрации инвестиционных ресурсов на осуществление эффективных проектов создается дополнительная устойчивость для каждого из предприятий и учреждений, входящих в финансово-промышленную группу.

Анализ деятельности первых отечественных интегральных структур  позволяет сформулировать основные принципы формирования российских ФПГ. Среди них:

· индивидуальный характер проектов создания каждой группы на основе единой нормативно-правовой базы;

· наличие лидера группы, определяющего основные товарные и финансовые потоки. При этом в качестве лидера могут выступать как промышленные предприятия, так и финансово-кредитное учреждение;

· акционерный контроль и договорные отношения, являющиеся ключевыми  факторами обеспечения управляемости членов ФПГ со стороны центральной компании;

·  образование групп при наличии четкой  вертикальной или горизонтальной кооперации предприятий, выпускающих или способных выпускать конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках продукцию, а также товары для государственных нужд;

· подбор финансово-кредитных учреждений, имеющих достаточный собственный капитал для инвестирования в проекты, реализуемые группами;

· подтверждаемая экспертизой тщательная обоснованность проекта ФПГ, включая состав, механизм совместной деятельности, комплексность и достоверность оценок ожидаемой эффективности функционирования корпорации;

· разнообразие форм государственного содействия создания и деятельности ФПГ.

Мировой и первый отечественный опыт функционирования финансово-промышленных объединений показывает, что, будучи построенным с учетом названных принципов, такие структуры действительно становятся базисными саморазвивающимися хозяйственными элементами, позволяющими эффективно осуществлять воспроизводство и обращение производственного, финансового и торгового капитала, обеспечивать его накопление, концентрацию и вложение в приоритетные сферы экономики.

ФПГ создаются разными путями («снизу» и «сверху»):

1)      участниками в добровольном порядке или посредством объединения одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников;

2)      по решению Правительства России;

3)      на основе межправительственных соглашений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.