Финансово-промышленные группы могут быть классифицированы
по критериям:
1)
роли и статуса головного участника, вокруг которого
объединяются остальные организации (коммерческий банк, научно-исследовательская
или конструкторская организация, торговая фирма;
2)
формы
производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
3)
отраслевой
принадлежности (отраслевые, межотраслевые);
4)
степени
диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);
5)
масштабам
деятельности (международные, республиканские, региональные).
Для становления конкурентоспособных интегрированных
финансово-промышленных структур решающее значение имеют усиление мотивации
экономических субъектов к долгосрочной совместной деятельности и формирование
механизмов, обеспечивающих защиту интересов всех участников ФПГ. Кроме того,
необходимо создать условия, способствующие адаптации организационно-правовой формы
ФПГ, структуры управления, состава и внутрикорпоративных взаимодействий ее
участников к изменениям факторов производства и социально-экономической среды.
Рис.1.1.1 ФПГ во главе с производственным холдингом
Пакет акций
Рис.1.1.2 ФПГ во главе с финансово-кредитным институтом
Рис.1.1.3 ФПГ
во главе с чистым холдингом
Рис.1.1.4 ФПГ без образования центральной компании
Возможно различное организационное строение ФПГ. В
частности, в зависимости от того, чем представлено «ядро» группы,
могут быть выделены такие основные финансово-промышленные интеграции
(рис.1.1.1 – 1.1.4).
1.
ФПГ во
главе с производственным холдингом, когда головная компания является не только
держателем акций, но и производителем продукции.
2.
ФПГ во
главе финансово-кредитным учреждением (банковский холдинг). В данном случае в
роли головной компании выступает банк.
3.
ФПГ во
главе с чистым холдингом; при этом центральная компания не занимается
производственной деятельностью, но владеет контрольным пакетом акций ряда
предприятий.
4.
ФПГ без
образования центральной компании, что предполагает взаимодействие участников
объединения на основе перекрестного владения акциями.
В
законодательстве выделяется также понятие транснациональных ФПГ (ТФПГ), при
этом определяющим признаком такой группы является наличие среди его участников
юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющих
обособленные подразделения на территории указанных государств, либо
осуществляющих на их территории капитальные вложения. В случае создания ТФПГ на
основе межправительственного соглашения ей присваивается статус
межгосударственной (международной) группы (8, с.17).
Роль
транснациональных ФПГ с участием предприятий стран СНГ в последние годы заметно
возросла. По состоянию на начало 1998г. статус транснациональных ФПГ получило 6
групп: «Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Точность», «Славянская бумага»,
«Аэрофин», «Оптроника».
1.2
Правовые
условия формирования ФПГ.
До принятия закона «О финансово-промышленных группах»
состав документов по создаваемой ФПГ и необходимые согласования для получения
соответствующего официального статуса определялись Положением о порядке ведения
Реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации (утверждено
правительственным постановлением №707 от 19 июня 1994г.). Зарегистрированные в
соответствии с этим порядком группы подлежали, согласно Закону, перерегистрации
с учетом новых требований (13, с.90).
Внесенные Законом
коррективы в процесс получения группами официального статуса охватывают как
организацию деятельности группы, так и перечень документов, представляемых в
полномочный государственный орган для обретения официального статуса. Новые
позиции в этом перечне – договор о создании ФПГ, копии учредительных документов
каждого из участников и копии их реестров акционеров.
Согласно статье 5
Закона, для госрегистрации центральная компания ФПГ представляет в полномочный
государственный орган следующие документы:
1) заявку на создание
финансово-промышленной группы;
2) договор о ее создании (за
исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами);
3) нотариально заверенные копии
свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров
акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную
компанию ФПГ;
4) организационный проект;
5) нотариально заверенные и
легализованные учредительные документы иностранных участников;
6) заключение федерального
антимонопольного органа.
Полномочный государственный орган вправе также запрашивать
экспертные заключения других организаций, специалистов.
По президентскому
указу №2096, при формировании крупных ФПГ в добровольном порядке или в порядке
консолидации пакетов акций, требовалось предварительное согласование с
Госкомимуществом РФ. Закон об ФПГ устранил ограничения на размеры групп, одновременно
установив, что государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть
участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственниками их
имущества (пункт 4 статьи 3). Что касается Мингосимущества РФ (правопреемника
Госкомимущетсва), то с ним согласуются вопросы внесения государственного
имущества в уставной капитал центральной компании ФПГ.
В соответствии со
статьей 48 Закона «Об акционерных обществах» вопросы участия в холдинговых
компаниях, финансово-промышленных группах и в иных объединениях коммерческих
организаций входят в компетенцию общего собрания акционеров. Соответственно
позиция Мингосимущества РФ является важной для вхождения в ФПГ предприятий со
значительной долей государственного участия.
В заключение
важно отметить, что экспертиза документов в полномочном государственном органе
включает следующие моменты.
1.
Устанавливается
наличие решений о вхождении в состав ФПГ, принятых в состав ФПГ, принятых
правомочными на то органами управления предприятий-участников. По Закону «Об
акционерных обществах», вопросы участия в ФПГ не отнесены к исключительной
компетенции общего собрания и могут быть переданы на решение исполнительному
органу общества (единоличному – директору, генеральному директору, или
коллегиальному – правлению, дирекции).
2. Анализируются условия формирования
уставного капитал центральной компании. Особое внимание при этом вызывают
вклады тех учредителей, по отношению к которым государство является
собственником или одним из собственников. Денежная форма вкладов претензий не
вызывает, а натуральная требует прояснения вопроса, не является ли вносимое
имущество государственной собственностью. Президентский указ №443 допускает
использование государственными унитарными предприятиями недвижимого имущества в
качестве вкладов в уставной капитал центральной компании. Однако такая передача
государственного имущества осуществляется на основе соответствующих решений
Правительства РФ.
3.
Проверяется
соответствие устава центральной компании условиям договора о создании ФПГ и ее
организационному проекту.
4.
Выясняется,
соблюдается ли положение Закона «О финансово-промышленных группах», согласно
которому дочерние общества входят в финансово-промышленную группу только вместе
со своим основным обществом.
5.
Рассматривается,
не входят ли в формируемую ФПГ предприятия, уже участвующие в других группах, а
также общественные и религиозные организации (это запрещено Законом).
6.
Для
участников ФПГ, подпадающих под действие «Временного положения о холдинговых
компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в
акционерные общества», проверяется соблюдение требований этого документа, в
частности, ограничений на участие кредитно-финансовых учреждений в такого рода
холдингах.
1.3
Антимонопольный контроль за ФПГ.
Один из факторов
повышения в финансово-промышленных группах качества корпоративного управления
и ориентации последнего не на извлечение монопольных выгод в ущерб экономике в
целом, а на рост эффективности производства - антимонопольный контроль за финансово-промышленными
группами. Этот контроль может трактоваться как противодействие потенциальным
«запирающим эффектам» квазиинтеграции, которая, впрочем, оказывает на рыночные
механизмы неоднозначное влияние. С одной стороны, концентрация производства и группирование
предприятий – условия конкурентоспособности на многих товарных рынках;
состязательность отношений на них опирается именно на интеграцию производства.
С другой стороны, концентрация, доведенная до доминирующего положения рыночных
субъектов, ослабляет контролирующее влияние рынка на корпоративное управление
(18, с.89).
Структура
акционерного капитала, обеспечивающая действенный контроль собственности над
менеджментом, на многих российских предприятиях еще только формируется. Это
обстоятельство оборачивается повышенным вниманием к состязательности на
товарных рынках как к принципиальному фактору ориентации корпоративного
управления на внутренние резервы эффективности.
Нормативная
трактовка антимонопольного контроля дана Законом «О финансово-промышленных
группах», согласно пятой статье которого их госрегистрация предусматривает
проведение экспертизы федеральным проведение экспертизы федеральным
антимонопольным органом.
При определении
целесообразности создания финансово-промышленных групп, функционирующих на
российских рынках, должно учитываться прогнозируемое вероятное влияние
деятельности группы на состояние конкуренции. Условия, которые тут необходимо
соблюдать, формулируются следующим образом:
1)
во
избежание злоупотребления доминирующим положением не допускаются ни
приобретение крупными финансово-промышленными группами монопольного влияния на
местных товарных рынках, ни ограничение доступа на них иным хозяйствующим
субъектам, в том числе иностранных;
2)
финансово-промышленная
группа не должна включать в себя фирм-поставщиков, если они занимают
доминирующее положение на соответствующих рынках;
3)
при
создании промышленных и финансово-промышленных групп на принципах экспортных
картелей не должны объединяться фирмы, являющиеся конкурентами на определенном
товарном рынке, если включение таких фирм в группу приведет к значительному
затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке.
На основании статьи 4 Закона «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» уровень контроля до 35% не
является доминирующим; вопрос же о доминировании группы на товарном рынке при
ее доле на нем в 35-65% решается с учетом стабильности последней относительно
долей конкурирующих субъектов и возможности доступа на этот рынок новых конкурентов.
При экспертизе
проектов групп анализ поступающих материалов проводится на основе требований
всего антимонопольного законодательства России, содержащегося не только в
вышеуказанном законе, но и в Конституции России и Гражданском кодексе РФ, в федеральных
законах «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах», «О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества», «О некоммерческих организациях» и в других
законодательных актах, в президентских указах и правительственных
постановлениях, в ведомственных нормативных установлениях (18, с.91).
Порядок
прохождения экспертизы документов центральной компании ФПГ регламентируется
приказом ГАК России №145 от 13 ноября 1995г., утвердившим «Положение о порядке
представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с
требованиями статей 17 и 18 Закона «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках».
В настоящее
время формирование и деятельность ФПГ в Российской Федерации регламентируется
двумя основными правовыми актами: Федеральным законом «О
финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995г. №190-ФЗ и Указом
Президента России «О мерах по стимулированию создания и деятельности
финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996г. №141.
1.4
Становление ФПГ в России.
Среди первых наиболее крупных участников ФПГ Российской
Федерации можно назвать следующие: Новолипецкий, Челябинский, Магнитогорский,
Орско-Халиловский, Старооскольский металлургический комбинаты, АО «АвтоВАЗ»,
«КамАЗ», «Авиастар»», «Тулачермет» и «Уралмаш»; «Международная финансовая
компания», «Автобанк», «Гермес-союз», «Промрадтехбанк» и др.
Начало
становления российских ФПГ было положено Указом Президента Российской
Федерации от 5 декабря 1993г. №2096 «О создании финансово-промышленных групп в
Российской Федерации» В соответствии с этим Указом в 1993-1994гг. было
официально внесено в Государственный реестр 8 ФПГ, в том числе «Уральские
заводы» (Ижевск), «Сокол» (Воронеж), «Драгоценности Урала» (Екатеринбург),
«Русхим» (Москва), «Сибирь» (Новосибирск), «Объединенная горно-металлургическая
компания» (Москва), «Скоростной флот» (Москва).
В 1995г. было зарегистрировано 21, в 1996г. – 18 ФПГ. По
состоянию на начало 1998г. было зарегистрировано 74 ФПГ, в составе которых
функционировало 270 предприятий и организаций, в том числе более 40
финансово-кредитных учреждений (Приложение 1). Предприятия в составе ФПГ
обеспечили годовой объем продукции более 100 трлн. (неденоминированных) рублей;
при этом общая численность работающих в них (включая занятых в
финансово-кредитных учреждениях) составляла более 3,0 млн. человек.
Предположительно
в настоящее время в России насчитывается около 150 объединений хозяйственных
единиц, которые по формальным признакам могли бы претендовать на такое
юридическое оформление. Целый ряд таких объединений представляет собой
промышленные холдинги, созданные коммерческими банками или частными торговыми
компаниями. Типичным примером являются российские нефтяные компании. Вместе с
тем отнюдь не каждое объединение предприятий стремится получить официальный
статус ФПГ. Во многих случаях это объясняется тем, что сам по себе юридический
статус ФПГ не гарантирует получения государственной поддержки и льгот.
Получение последних зависит не столько от статуса ФПГ, сколько от собственной
лоббистской мощи объединения предприятий (его ядра или инициатора) вне
зависимости от статуса объединения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|