Меню
Поиск



рефераты скачать Статистико-экономические оценки и прогнозы цен


В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое  восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.[С .Фишер , Экономика]

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при

наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения

спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов

рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода

экономического поведения субъекта, в том числе в области

ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому

ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным

отношениям является реформа государственного ценообразования, или

либерализация цен.


Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо

рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая

система, означающая централизованное установление государственных

фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась

неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось,

что основной функцией плановой цены является ее планово-учетная

функция. По мере продвижения продукта от производителя к

потребителю в цене производился последовательный учет добавляемых к

каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты.

Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и

дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции

рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%.

Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета

затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое

ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены,

построенные по затратному принципу и неподвижные в течение

нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и

предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику

потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к

рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень

цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю

систему цен.

2. Экономическая характеристика инфляционных процессов  в РФ.


Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

      Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

 -  инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных доходов населения, опережающий  увеличение производства и образующий дефицит товаров. В мире, например, бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, вызвавший рост цен на нефть, рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);

 -  рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).


Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.


Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо

кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной

из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась

реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на

постепенное изменение производства и цен под контролем государства.

Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные

цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем

самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла

огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением

цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им

увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные

цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При

этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. -

на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и

развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными

ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП),

покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес,

готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной

политики осложнялась значительными трудностями. Политический

кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от

концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80%

оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили

товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы.

Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в

3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены

были отпущены в марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на

нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией

внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен

вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три

месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за

первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен

после их либерализации в России оказался выше, чем в других

восточноевропейских странах.


Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В

оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее

ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно привилегированного

доступа к материальным ресурсам.


В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у

населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на

25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в

начале реформы.

Постепенно к 1998 году инфляция стала носить умеренный характер. Поскольку до этого причиной инфляции была лишь эмиссия , которой покрывался дефицит бюджета . То теперь дефицит покрывался за счет внешних и внутренних заимствований . Эти меры на время заморозили инфляционные процессы. Таким образом правительство Черномырдина построило широко известную финансовую пирамиду , т.н. пирамиду ГКО. Это позволило решать определенные финансовые трудности текущего характера. Но до бесконечности это продолжаться не могло и в августе грянул девальвационно – дефолтный кризис. Этакий своего рода промежуточный метод избежания дефолта с помощью девальвации и девальвации с помощью дефолта.

Сейчас инфляция сдерживается в основном за счет поступления в бюджет нефтедолларов и «нефтегазоевро» . Поэтому сейчас стратегически важно для России не пустить в Ирак американский капитал . Поскольку американская экономика находиться сейчас на спаде и ей для продолжения роста жизненно необходима дешевая нефть. А для России жизненно необходима дорогая нефть. Комментарии излишни.


3. Экономико-статистический анализ цен в различных отраслях экономики РФ.


Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

Система показателей статистики цен и ценообразования.


         Блоки

     показателей

          Показатели

                   Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная   цена   товарного   вида,   сорта товара-представителя


Средний уровень

Средняя   цена  на   дату   и   за   период:  по товарной       группе        ( комплексу );      по территории, в том числе городу  и  селу;  по субрынкам; по группам покупателей


Обобщающий уровень

Стоимость      потребительской     корзины; отношение   индивидуальной,   средней   и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость,   наценки, скидки  ( оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен (группировка регионов или поселений по уровню цен); уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров


Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен


Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям


Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен


Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность

Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности         


3.1 Анализ потребительских цен.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН - показатель, отражающий динамику цен на потребительские товары (продукты) и услуги; строится по ценам товаров-представителей, входящих в потребительскую корзин); обычно имеет форму индекса Ласпейреса.


Методы представления цены:

модальная,

 -  простая средняя арифметическая,

 -  взвешенная,

 -  случайно отобранная.

По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным  - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.


Статистические методы оценки параметров распределения.


 Метод группировки

Произведем группировку подотраслей. В качестве группировочного признака  возьмем удельный вес цены подотрасли в общей структуре  отраслевой цены.


В качестве исходной таблицы возьмем данные о потребительских ценах на продукцию топливно - энергетической отрасли.

                                                                                Таблица №1


1998

 уд. вес

1999

 уд .вес

2000

 уд. вес

Электроэнергия .

239

6,40%

282

2,57%

416

2,66%

Нефть

339

9,08%

1000

9,12%

1548

9,88%

Бензин автомобильный

1309

35,06%

4640

42,33%

5612

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.