В условиях
развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования
цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой
стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это,
как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения.
В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса,
ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и
предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников
канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные
характеристики товара.[С .Фишер , Экономика]
Действие
рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при
наличии свободных
цен, выступающих индикатором соотношения
спроса и
предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов
рыночной
экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода
экономического
поведения субъекта, в том числе в области
ценообразования,
является основой действия законов рынка. Поэтому
ключевым моментом
экономических реформ по переходу к рыночным
отношениям
является реформа государственного ценообразования, или
либерализация
цен.
Чтобы лучше
понять причины и специфику инфляции необходимо
рассмотреть
особенности системы планового ценообразования. Такая
система,
означающая централизованное установление государственных
фиксированных цен
на большинство видов продукции и услуг, являлась
неотъемлемой
частью планового хозяйства. Не без основания считалось,
что основной
функцией плановой цены является ее планово-учетная
функция. По мере
продвижения продукта от производителя к
потребителю в
цене производился последовательный учет добавляемых к
каждой стадии
затрат и соответственно прибыли на эти затраты.
Государственные
цены являлись плановыми нормативами затрат и
дохода в народном
хозяйстве. Себестоимость продукции
рассматривалась
как база цены и занимала в структуре затрат 85%.
Поскольку цены
служили прежде всего средством покрытия и учета
затрат, а спрос,
как правило, не влиял на уровень цены, то такое
ценообразование
стали называть затратным. Разумеется, цены,
построенные по
затратному принципу и неподвижные в течение
нескольких лет,
не могли служить индикатором соотношения спроса и
предложения на
продукт, не могли показывать производителю динамику
потребительских
предпочтений. Отсюда следует, что переход к
рыночному
механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень
цены размеры
производства, объективно потребовал реформировать всю
систему цен.
2.
Экономическая характеристика инфляционных процессов в РФ.
Инфляция -
повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением
равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный спрос (в
России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит
государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных
доходов населения, опережающий увеличение производства и образующий дефицит
товаров. В мире, например, бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, вызвавший
рост цен на нефть, рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);
- рост уровня издержек
(например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными
катаклизмами).
Рост заработной
платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей
политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные
экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег,
вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты,
сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание,
растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения
людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами,
вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность
легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость
которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.
Чтобы лучше
понять специфики российской инфляции необходимо
кратко рассмотреть
реформу цен в России. Реформа цен являлась одной
из задач
правительственной программы 1991года, однако проводилась
реформа не совсем
продуманно. Первоначально ставка делалась на
постепенное
изменение производства и цен под контролем государства.
Цены
производителей были скорректированы в январе, а розничные
цены изменились
только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем
самым прибыли
росли и не облагались налогом, а на бюджет легла
огромная нагрузка
роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением
цен был снижен
налог на прибыль предприятий, что позволило им
увеличить выплаты
заработной платы. В результате в 1991г. розничные
цены выросли на
142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При
этом объем
производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. -
на 17%.
Результатом стало разбалансирование товарного рынка и
развитие
тотального дефицита, усугубленного инфляционными
ожиданиями.
Одновременно возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП),
покрытый за счет
эмиссии. Образовался огромный денежный навес,
готовый
захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной
политики
осложнялась значительными трудностями. Политический
кризис 1991г. еще
более осложнил ситуацию и привел к отказу от
концепции
постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80%
оптовых и 90%
розничных потребительских цен. Исключение составили
товары первой
необходимости и особо важные материальные ресурсы.
Однако, и
оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в
3-5раз.
Практически на все остальные потребительские товары цены
были отпущены в
марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на
нефть. Снятие
контроля за ценами сопровождалось либерализацией
внешнеторговых
операций и обменного курса рубля. Либерализация цен
вызвала почти
пятикратное увеличение розничных цен за первые три
месяца 1992г. по
сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за
первые 2 месяца
возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен
после их
либерализации в России оказался выше, чем в других
восточноевропейских
странах.
Рост цен в
промышленности оказался очень неравномерным. В
оборонной
промышленности либерализация цен стала наиболее
ощутимой, т. к.
Она лишила отрасль традиционно привилегированного
доступа к
материальным ресурсам.
В то время как
цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у
населения
увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на
25%. Тем самым
избыточная денежная масса была ликвидирована уже в
начале реформы.
Постепенно к 1998
году инфляция стала носить умеренный характер. Поскольку до этого причиной
инфляции была лишь эмиссия , которой покрывался дефицит бюджета . То теперь
дефицит покрывался за счет внешних и внутренних заимствований . Эти меры на
время заморозили инфляционные процессы. Таким образом правительство Черномырдина
построило широко известную финансовую пирамиду , т.н. пирамиду ГКО. Это
позволило решать определенные финансовые трудности текущего характера. Но до
бесконечности это продолжаться не могло и в августе грянул девальвационно –
дефолтный кризис. Этакий своего рода промежуточный метод избежания дефолта с
помощью девальвации и девальвации с помощью дефолта.
Сейчас инфляция
сдерживается в основном за счет поступления в бюджет нефтедолларов и
«нефтегазоевро» . Поэтому сейчас стратегически важно для России не пустить в
Ирак американский капитал . Поскольку американская экономика находиться сейчас
на спаде и ей для продолжения роста жизненно необходима дешевая нефть. А для
России жизненно необходима дорогая нефть. Комментарии излишни.
3.
Экономико-статистический анализ цен в различных отраслях экономики РФ.
Цены - сложная
система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое
изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей
требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные
виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени,
по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими,
чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели
эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей
статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным
сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и
потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе
показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества
товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и
перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические
модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные
оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое
значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные
изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое
единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и
аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели
государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
Система
показателей статистики цен и ценообразования.
|