Статистико-экономические оценки и прогнозы цен
ВВЕДЕНИЕ
В современных
условиях владение статистическим инструментарием для специалиста экономического
профиля приобретает новое значение. Прежде всего это независимость в оценке и
составлении статистико-экономических оценок и прогнозов. Государственные органы
статистики зачастую дают неполную или деформированную информацию основных
макроэкономических показателей , комбинирую абсолютные , относительные и
индексные показатели по одной им известной логике. Таким образом получается ,
что даже элементарное сравнение аналогичных показателей для ряда отраслей
становиться весьма сложной задачей.
Статистика цен
занимается сбором, обработкой и анализом (ретроспективным/перспективным)
ценовой информации народного хозяйства. Цена сама по себе является достаточно
емким носителем экономической информации . Она может достаточно много сказать
как о товаре , так и производителе. Статический анализ цен используется лишь
для оценки структуры цены. Гораздо больший практический интерес представляет
исследование цен в динамике. Это позволяет более широко исследовать поведение
цены и предсказать её поведение в будущем.
Комплекс
ретроспективного статистического анализа , по мнению автора , должен содержать
только тот спектр инструментов и методов, который в дальнейшем пригодиться для
анализа..
Тип экономики
накладывает отпечаток на решаемые статистикой цен общие и конкретные задачи.
Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены. Концепция
статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной
системы исходила из необходимости получения информации для плановых и
управляющих государственных органов. В задачи статистики цен входили главным
образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение
ценового фактора стоимостных показателей товарооборота, продукции,
национального дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти
концептуальные задачи решались на практике с помощью основной функциональной
задачи: анализа динамики цен, основанного на индексном методе. Кроме того,
статистика цен занималась изучением структуры плановых цен, обеспечением базы
ценообразования и контроля цен. Весьма ограниченно изучались региональные
различия цен, их колеблемость и сезонность (по ценам колхозного рынка),
практически не рассматривались соотношения цен различных товаров.
Требования рынка
не только расширяют и углубляют задачи статистики цен, вытекающие из плановой
концепции, но и принципиально меняют их. В основу современной классификации концептуальных
задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели,
достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает
три концептуальные задачи.
1. Характеристика
состояния (конъюнктуры) рынка . Решая эту общую задачу в условиях рынка,
статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение
экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и
предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на
взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и
т. д.).
2. Характеристика
цены как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика изучает
возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью
налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость
оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между
ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае
«престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет
возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования
рынка.
3. Анализ цен
с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования
цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности
ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на
уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен.
Второй
классификацией - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой
информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.
1. С позиции
государства: изучение цены как орудия социальной и экономической
эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных
процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий
изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных
показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое
изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по
ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с
целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для
выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен
частный сектор, и т. д.
2. С позиции
производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ
внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование
взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли,
изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.
3. С позиции
покупателя: изучение цен как фактора индексации доходов, формирования
потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на
уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен
качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление
ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и
т. д.
Перечисленные выше
концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных
функциональных задач, которые включают:
- регистрацию цен, наблюдение за их
изменением;
- анализ уровня цен, его
дифференциации;
- характеристику структуры цен;
- изучение соотношений цен различных
товаров, субрынков и перекрестной эластичности
цен;
- оценку, анализ и моделирование
колеблемости, цикличности и сезонности цен;
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики
цен;
- выявление и моделирование факторов,
влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;
- прогнозирование цен.
Статистика цен,
представляющая в условиях плановой экономики функцию государственного
управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается в круг
интересов бизнес-статистики. Возникают альтернативные службы статистики цен,
деятельность которых обусловлена потребностями рыночных структур.
[Айвазян
С.А. ,Мхитарян В.С., Прикладная статистика и основы эконометрики]
1. Роль цены в рыночной экономике.
Цена - многофункциональное
экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет
за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические
последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в
глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все
общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена -
сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на
деньги.
Цены, процессы
их образования и изменения представляют собой предмет статистического
исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как
составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую
статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована
самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы
статистики цен.
Сущность цены, ее
экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на
рынке. Она выступает как:
- индикатор,
отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения,
торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень
конкурентности на рынке и т. д.);
-
маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на
спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность
рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены
позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для
производства.
Рыночная цена выполняет
различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на
деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и
соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.
Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор
налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов,
средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту
привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения,
влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных
доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной
борьбы.
Цены
классифицируют по различным направлениям.
По сферам
товарного обслуживания:
- оптовые
цены, по
которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию
промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями
внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети
потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые
фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При
отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают
прямые хозяйственные связи;
- розничные цены, по
которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в
ограниченном количестве;
- закупочные
цены, по
которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий
(фермеров);
- цены и
тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые
транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По способу
отражения транспортных расходов:
- цены
франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления),
включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта,
железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены франко-назначения,
включающие транспортные расходы до пункта назначения.
По формам
продаж:
- контрактные
(договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые
котировки -
это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара
складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность
от места поставки;
- цены ярмарок и выставок
(часто льготные);
- аукционные
цены,
отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:
1.С повышением
цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
2.Вейлинговые
торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный
ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
3.С подачей
заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с
запросами других покупателей.
По стадиям
продажи:
- цены
предложения
(цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как
правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за
исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе
переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены
предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель
заинтересован приобрести товар;
- цены
реализации
(сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует
отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем
цен.
По степени
регулирования:
- жестко
фиксированные
(основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
- регулируемые (допускаются изменения в
определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты
повышенного социального назначения);
- свободные (не подвержены прямому
вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).
По степени
устойчивости во времени:
- твердые: устанавливаются при
заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в договоре
цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара,
установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в договоре устанавливается
исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае
изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к
товарам, требующим длительного срока изготовления;
- с
последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип
определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки
согласования и осуществления фиксации.
В качестве
базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при
заключении сделки используются:
1.Расчетные
цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с
учетом его технических и коммерческих условий;
2.Справочные
цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как
правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные
оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3.Цены
прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило,
производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для
конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной
номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты
дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.
Кроме
перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
-
трансфертные
(внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними
фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
- мировые (выступают в качестве
условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на
практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных
производителей товара).
Базовый, или
установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок
(наценок). Наибольшее распространение получили следующие:
- скидки за
оплату наличными;
- сезонные
скидки за покупку вне сезона;
- скидка за
количество или серийность при покупке количества товара, увеличивающегося
по сравнению с заранее определенным;
- скидка за
оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого
в течение согласованного сторонами срока;
-
дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
- постоянным
клиентам за «верность»;
- сконто - за
предварительную оплату;
- специальные
скидки на пробные партии и заказы;
- скидки за
возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене
на модернизированную модель);
- скидки при
продаже подержанных товаров;
- экспортные
скидки иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на
внутреннем рынке;
- скидки за
потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи
(сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко
в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги
(хлопок, шерсть) ;
- надбавка за
индивидуальность заказа;
- надбавка за
повышенное качество;
- надбавка за
рассрочку платежа;
- надбавка за
дополнительные услуги;
- наценки за
упаковку, тару.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|