Вместе с тем, как
показала практика, созданная база из вспомогательного программного продукта
превратилась в единственную в крае базу данных на легально работающих
иностранных граждан и ЛБГ. Данные из этой базы неоднократно использовались
заинтересованными правоохранительными органами при проведении единичных рейдов
и масштабных мероприятий по выявлению нелегальных трудовых мигрантов, а также
при проверке подлинности сведений, предоставляемых иностранными гражданами и
лицами без гражданства в различные органы и учреждения края.
Далее, в связи с
переходом к выдаче разрешений на работу на пластиковых картах в Управлении по
делам миграции ГУВД СК в 2003 г. было установлено специальное оборудование и
необходимое программное обеспечение, которое, по своей сути, также является
электронной базой данных на иностранных рабочих. Сведения из этой базы
ежемесячно направлялись на магнитных носителях в ФМС МВД РФ. В настоящее время
информация о выданных разрешениях на работу и их владельцах, благодаря новым
каналам связи и созданному региональному банку данных на иностранных граждан,
передается в ФМС России ежедневно в автоматическом режиме для включения этих
сведений в ЦБД УИГ. Созданная же ранее электронная база данных по-прежнему
заполняется сотрудниками Управления Федеральной миграционной службы по
Ставропольскому краю для удобства в работе.
1 января 2003 г.
в соответствии с Приказом МВД РФ, МИД РФ, Минтранс РФ, Министерства путей
сообщения Российской Федерации, Государственного таможенного комитета
Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации «О
введении в действие миграционных карт» от 11.11.2002 г. № 1095/16531/143/49/1189/692
на территории края были введены миграционные карты.
Согласно п.2
вышеуказанного Приказа миграционная карта содержала сведения об иностранном
гражданине или лице без гражданства, въезжающем в Российскую Федерацию, и
служила для контроля за его временным пребыванием на территории России.
Вновь прибывшим
иностранным гражданам карты выдавались в пунктах пересечения Государственной
границы РФ в международных аэропортах гг. Ставрополя и Минеральных Вод,
находящимся на территории Российской Федерации и зарегистрированным по месту
пребывания иностранцам миграционная карта выдавалась паспортно-визовыми
подразделениями ГУВД Ставропольского края.
Заполненные
миграционные карты передавались в Управление по делам миграции ГУВД
Ставропольского края для их обработки и подготовки аналитических информаций.
В соответствии с
п. 19 указанного выше Приказа в Управлении по делам миграции ГУВД
Ставропольского края силами его сотрудников была создана локальная электронная
база данных, в которую заносились сведения въездных и выездных частей
миграционных карт, изъятых у иностранных граждан. После апробации электронная
база по миграционным картам была установлена в Постах иммиграционного контроля
«Ставрополь, аэропорт» и «Мин-Воды, аэропорт».
Еще одной
заслуживающей внимания базой данных на временно пребывающих иностранных граждан
является база данных на иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных
на миграционный учет (зарегистрированных) по месту пребывания на территории
края. Ранее эта база заполнялась сотрудниками Паспортно-визового Управления
ГУВД Ставропольского края. В настоящее время, в связи с передачей функций,
работа по заполнению базы осуществляется сотрудниками Управления Федеральной
миграционной службы по Ставропольскому краю. База содержит установочные данные
иностранных граждан и лиц без гражданства, срок и место временного пребывания,
основание для постановки на миграционный учет, информацию о продлении срока
пребывания и его основания.
Подобные базы данных существовали на каждую категорию иностранных
граждан. В настоящее время эти базы доработаны в плане их совместимости с
региональным банком данных и установлены во всех структурных подразделениях
УФМС России по Ставропольскому края. Информация с периферийных баз ежедневно
накапливается в региональном банке данных, обрабатывается и направляется в ЦБД
УИГ.
В
банке данных содержится стандартная информация о каждом зарубежном госте (в том
числе, дата въезда, номер полученной миграционной карты, цель визита и т.п.), в
перспективе его фотография и биометрические данные. Кроме того, в базу
заносится информация о правонарушениях, совершенных иностранцем на территории
России.
Необходимо
сказать о положительных и отрицательных сторонах создания ЦБД УИГ.
К положительным сторонам банка данных следует отнести тот факт,
что в отличие от существующих ранее форм учета банк учитывает людей, а не
события, с ними связанные.
С другой стороны, на презентации ЦБД УИГ 25 апреля 2005 г. руководители
МВД и Федеральной миграционной службы говорили только об одной функции банка данных
- контрольной, что указывает на то, что он приспособлен в основном для поиска
индивидуальных сведений о конкретных лицах. К разработке банка данных
были привлечены ведомства, в основном далекие от традиционной статистики
населения. Вопросы конструирования его макета, структуры данных, методик и
программы их разработки, оказались недоступны для обсуждения в профессиональных
кругах специалистов, работающих с данными о населении и, в частности, о
мигрантах. Гражданская наука и государственная статистика не были допущены к
участию в обсуждении даже самых общих вопросов создания этого банка данных, не
говоря уже о вопросах перечня переменных, которые будут вноситься в базу
данных, алгоритма их обработки, коррекции, агрегирования и так далее.
Для анализа массовых процессов и явлений требуются не
индивидуальные, а обобщенные, обезличенные данные, при получении которых должны
соблюдаться определенные правила и учитываться особенности предмета учета, в
данном случае, мигрантов. Поэтому так важно еще на этапе проектирования банка
данных предусмотреть возможность работы с массивами информации, получать не
только самые простые распределения признаков, но и возможность анализировать
более сложные их сочетания. Только в этом случае Россия сможет получить
мобильную базу данных, предназначенную как для осуществления контроля над
иностранными гражданами, так и для статистической обработки данных о зарубежных
мигрантах.
3.3. Рекомендации по
совершенствованию управления внешней трудовой миграцией на национальном и
региональном уровнях
Анализ
институционально-правовой системы управления внешней трудовой миграцией, равно
как и системы её учета на федеральном и региональном уровнях, позволил сделать
несколько важных выводов.
Для
последовательного и эффективного решения вопросов регулирования миграции России
необходима научно-обоснованная концепция миграционной политики, учитывающая
геополитические, экономические и демографические интересы страны. Она должна быть
составной частью стратегии демографического развития российского государства и
включать следующие направления:
-
привлечение
иммигрантов, в первую очередь соотечественников (представителей титульных
народов России) на постоянное место жительства из государств нового зарубежья
для замещения естественной убыли населения страны (сальдо миграции должно быть,
как минимум, не меньше масштабов естественной убыли населения);
-
привлечение
трудовых мигрантов из государств нового и старого зарубежья в отрасли и регионы
в соответствии с экономическими и геополитическими интересами России (объемы
трудовой миграции должны покрывать дефицит в трудовых ресурсах на рынке труда);
-
сокращение
всеми возможными способами масштабной эмиграции из стран на постоянное место
жительства за рубеж россиян, в том числе высококвалифицированных кадров;
-
расселение
внутрироссийских мигрантов и иммигрантов, а также закрепление постоянного
населения в важных с геополитической точки зрения регионах страны (прежде
всего, в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока);[47]
- с учетом
существующей миграционной ситуации и задач на перспективу важно разработать
программу подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для работы в
области миграции и занятости населения.
Что касается
сферы привлечения внешних трудовых мигрантов, на наш взгляд, здесь необходима
реализация следующих практических мероприятий:
- упростить
порядок привлечения иностранных работников.
Для этого
необходимо, во-первых, вернуть иностранным гражданам, временно проживающим в
РФ, право трудиться без получения разрешения на работу, как это было ранее.
Во-вторых,
передать функции по выдаче разрешительных документов службам занятости
населения, владеющим реальной ситуацией на рынке труда. Найти рабочее место,
будучи на территории другого государства сложно или практически невозможно.[48] Это подтверждает и анализ
заявлений о выдаче разрешения на работу, поданных в УФМС по Ставропольскому
краю иностранными гражданами, прибывшими в РФ, в порядке, не требующем
получения визы. Более чем в 50% заявлений иностранные граждане не указывают
место работы, что свидетельствует об отсутствии такового на момент подачи
заявления.
В-третьих,
создать на базе службы занятости населения единый банк вакансий.
Эти меры позволят
получить в лице служб занятости населения государственного посредника между
работником и работодателем, сократить время и затраты последних при найме
иностранной рабочей силы, а также получить возможность управлять потоками
внешней трудовой миграции на территории РФ.
- доработать ЦБД
УИГ с целью получения статистической информации для возможности проведения
миграционного мониторинга, как в регионах, так и по всей России в целом.
Одновременно ускорить второй этап создания ЦБД УИГ, предполагающий подключение пользователей информации об иностранных гражданах
(федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы).
Поскольку
нелегальные мигранты составляют значительную долю среди прибывающих на
территорию Ставропольского края и России в целом, особое внимание необходимо
сконцентрировать на проблемах борьбы с незаконной трудовой миграцией.
Должна применяться
определенная система мер в отношении борьбы с незаконной миграцией в регионе.
Основным
элементом является проведение плановых проверок порядка привлечения и
использования в РФ иностранной рабочей силы. В настоящее время нормативным
документом, регламентирующим проведение таких проверок, является Федеральный
закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав
юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)».
В отношении одного юридического лица или
индивидуального предпринимателя проверка проводится не более чем один раз в два
года, в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три
года с момента его государственной регистрации.
Здесь следует отметить,
что вступивший в законную силу с 1 июля 2002г. Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) впервые ввел
административную ответственность за нарушение правил привлечения и
использования иностранной рабочей силы. До того времени при проведении проверок
порядка привлечения иностранной рабочей силы в случае выявления нарушения
работодателю выписывалось предписание об устранении недостатков, суть которого
сводилась к указанию на необходимость соблюдения функционирующего
законодательства РФ. Кроме того, действующее на тот момент законодательство в
сфере трудовой миграции регулировало процесс привлечения иностранцев,
работающих по трудовым договорам. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую
деятельность на территории России вне рамок трудового найма, не подпадали под
действие законов РФ. Их неконтролируемая трудовая деятельность оказывала
существенное влияние на состояние рынка труда и платных услуг, негативно
сказывалась на решении проблемы занятости населения, была сопряжена с уходом
от налогообложения, чем стимулировала трудовую иммиграцию в Россию.
Положительными примерами
работы по пресечению незаконной трудовой иммиграции в регион можно считать
следующие мероприятия:
1. При наличии оснований
действие выданных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и
подтверждений на право трудовой деятельности приостанавливалось, в случае
применения крайних мер выданные документы аннулировались. При этом информировались Управление паспортно-визовой службы ГУВД
Ставропольского края (УПВС ГУВД Ставропольского края) и его территориальные
подразделения для сокращения срока пребывания иностранных граждан.
2. Проводились консультации с работодателями по
вопросу привлечения и использования иностранной рабочей силы, в том числе,
через средства массовой информации.
3. Осуществлялся постоянный информационный обмен
с ГУВД Ставропольского края и УФСБ по Ставропольскому краю об установленных
случаях незаконного занятия трудовой деятельностью иностранными гражданами, об
изменениях нормативно-правовой базы; проводились совместные семинары с УПВС
ГУВД Ставропольского края по вопросам незаконной трудовой иммиграции, на
которых рассматривались предложения по совершенствованию совместной
деятельности.
4.
Разрабатывались и проводились совместно с режимным отделом УПВС
ГУВД Ставропольского края мероприятия по предупреждению неконтролируемой и
пресечению незаконной трудовой иммиграции.
5.
При осуществлении иммиграционного контроля в пунктах пропуска
через государственную границу сотрудниками Постов иммиграционного контроля
(ПИК) проводилась работа по выявлению потенциальных нарушителей действующего
законодательства в области трудовой миграции, т. к. значительную часть
пассажиропотока иностранных граждан и лиц без гражданства составляют те, кто,
въезжая на территорию России по действительным проездным документам под
предлогом временного пребывания, не скрывают возможности изменения цели въезда
для осуществления трудовой деятельности на территории края. С целью
совершенствования иммиграционного контроля, а также снижения числа незаконных
трудовых иммигрантов, в апреле 2002 года соответствующим приказом руководителя
Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и
миграционной политики РФ в Ставропольском крае на ПИК "Ставрополь,
аэропорт" были экспериментально введены миграционные карты,
заполнение которых способствовало выявлению лиц, въезжающих с
объявленной целью, не соответствующей действительной или с целью работы по
найму без разрешающих на то документов. При наличии достаточных оснований для
депортации, иностранный гражданин выдворялся с территории России.
6.
В связи с участившимися случаями найма сельскохозяйственными
предприятиями края иностранных граждан для осуществления сезонных работ, главам
районных администраций был доведен порядок трудоустройства данной категории
граждан с целью оказания ими содействия в организации соблюдения руководителями
сельскохозяйственными предприятий Указа Президента РФ № 2146 от 16 декабря 1993
г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей
силы» на территориях районов края.
7. Разрабатывались и вносились предложения по совершенствованию
действующего законодательства РФ, инструкций, правил и других нормативных
документов по вопросам международной трудовой миграции.
После вступления в действие с 1 июля 2002 г. нового КоАП РФ меры,
применяемые к нарушителям правил привлечения и использования иностранной
рабочей силы на территории России, обрели более существенный и ощутимый характер.
В настоящее время согласно КоАП РФ
нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и
использования в Российской Федерации иностранных работников влечет наложение
административного штрафа: на граждан в размере от десяти до двадцати
минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц в размере от двадцати
пяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц в размере
от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.[49]
Осуществление иностранным гражданином
трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу влечет
наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти
минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы
Российской Федерации или без такового.[50]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|