Но
вопрос сознательности в этом случае - очень спорный вопрос, т.к. всем известное
утверждение о том, что «незнание законов не освобождает от ответственности»,
сводит на «нет» попытки включить в определение понятия «незаконный мигрант»
сознательное либо несознательное нарушение миграционного законодательства. К
тому же, доказать сам факт сознательного либо несознательного нарушения закона
– задача, практически неосуществимая с юридической точки зрения.
В Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации», определяющем правовой статус
иностранца на территории России, применяются, в том числе, следующие основные
понятия:
трудовая деятельность иностранного гражданина - работа
иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора
или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
иностранный работник - иностранный гражданин, временно
пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке
трудовую деятельность;
иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве
индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в
Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя,
осуществляющего деятельность без образования юридического лица;
разрешение на работу - документ, подтверждающий право
иностранного работника на временное осуществление на территории Российской
Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина,
зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального
предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В определении
«нелегального трудового мигранта» необходимо также учитывать фактор
«добровольность-вынужденность».
Поэтому
интересующей нас категории нелегальных трудовых мигрантов можно дать следующие
определение. Нелегальные трудовые мигранты - это иностранные граждане и лица
без гражданства, которые пересекли границу РФ добровольно или принудительным
образом, легально или нелегально, осуществляющие трудовую деятельность с
нарушением законодательства РФ, регулирующего вопрос трудоустройства
иностранных граждан на территории России.
Мигранты часто
въезжают в страну незаконно по разным причинам.
Причинами первого
порядка являются факторы глобализации. Технический прогресс облегчил
распространение информации, что привело, например, к росту объемов
телевизионных передач и использования мобильных телефонов. Перемещаться на
большие расстояния также стало легче, чем в прошлом. Более того, глобализация
повысила уровень жизни в промышленно развитых странах, причем это
сопровождалось углублением неравенства, как в мировом, так и в национальном
масштабах. Глобализация также внесла свой вклад в сокращение барьеров
международной торговли и передвижение капиталов. И все это не сопровождалось
какими-либо политическими действиями по ужесточению миграции.
Значительную роль
в распространении нелегальной трудовой миграции играют социально-экономические
сложности в стране выезда: отсутствие опыта миграции; ослабленный правовой
режим в сфере социальной защиты граждан, отсутствие мер по легализации
миграционных потоков и подписанию межгосударственных соглашений.
Третья группа
факторов связана с социально-экономическими тенденциями в принимающих странах
(по мнению П. Тарана это основные причины трэффика): недостатки в применении и
реализации трудовых стандартов в странах приема; отсутствие мониторинга рабочих
мест, особенно в маргинальных секторах экономики, таких как сельское хозяйство,
домашнее обслуживание, секс-работа; высокая заинтересованность инвестора в
большом доходе, в составе которого отчисления в социальные фонды занимают незначительную
часть или вовсе отсутствуют. По заявлению Джорджа Тапиноса, «магнит
общественного благополучия» гораздо важнее для работодателя, чем для
работника.
Таким образом,
существует обоюдная заинтересованность всех субъектов международного рынка труда
в том, чтобы нелегальная трудовая миграция продолжала существовать: страна
приема и работодатель получают в большом количестве рабочую силу «без
претензий» на высокий уровень дохода и выплаты необходимых социальных пособий,
а нелегальный мигрант получает возможность безболезненного проникновения в
страну его мечты в надежде на более высокие доходы там.
Подобные причины
возникновения и распространения нелегальной трудовой миграции в равной степени
характерны и для России.
Значительное
преобладание в трудовой миграции нелегальной составляющей во многом
обусловливается своеобразием сложившейся модели социально-экономической
трансформации, способствующей формированию в российской экономике обширного
теневого сектора, в котором производится примерно четверть ВВП и занято 20-30%
от общего числа работающих (по оценкам Госкомстата, по экспертным оценкам – в
1,5 – 2 раза больше). Незаконные мигранты в большей степени заняты в тех
отраслях национальной экономики, в которых значительна доля теневого сегмента.
Важным фактором, способствующим росту масштабов потока нелегальных мигрантов,
является сложившиеся недостатки в законодательной базе и практике,
регламентирующей и контролирующей движение данного потока. Российская модель
рыночных трансформаций на рубеже ХХ-ХХI вв. способствовала формированию хозяйственного уклада, основанного на
широком использовании труда мигрантов. За 1995-2004 гг. численность ЭАН в
России увеличилась на 2,8%, занятых в экономике – на 4,7%, а количество граждан
стран СНГ, работающих в России и составляющих около 60% от всего количества
работающих официально иностранных граждан - на 65,1%
Применительно к
Ставропольскому краю, который в силу своего геополитического положения,
природно-климатических условий и уровню социально-экономического развития,
традиционно является принимающей территорией, в
качестве основных причин возникновения нелегальной миграции можно отметить
следующие:
1. Наличие
слабо контролируемых, а на отдельных участках открытых и значительных по
протяженности границ РФ с государствами-участниками СНГ.
2. Нарушение
миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без
гражданства:
- незаконное
пересечение Государственной границы РФ;
- изменение цели
въезда;
- нарушение режима
пребывания, в том числе, несвоевременный выезд иностранных граждан, обучавшихся
в РФ или получивших отказ в предоставлении убежища на территории России;
- незаконное
занятие трудовой деятельностью.
3. Оказание отдельным
лицом или группой лиц содействия в незаконном пересечении иностранными гражданами
Государственной границы РФ, вплоть до организации каналов незаконной миграции.
4. Нарушение должностным лицом организации,
принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без
гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в
Российской Федерации иностранным гражданином правил пребывания иностранных
граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.[31]
5. Нарушение работодателем правил привлечения
и использования в Российской Федерации иностранных работников.
6. Сложность оформления документов для
легального пребывания (работы) иностранных граждан на территории России.
7. Наличие фактов
противоправной легализация незаконных мигрантов на территории края посредством
изготовления и сбыта поддельных миграционных карт, а также других документов,
предоставляющих иностранным гражданам и лицам без гражданства право пребывания
на территории Российской Федерации.
8. Несовершенство
миграционного законодательства, наличие разночтений и так называемых «правовых
дыр» в нормативных актах, регулирующих процессы миграции.
Наиболее
частыми мотивами использования работодателями труда незаконных мигрантов
являются: стремление работодателей снизить издержки производства за счет более
низкой заработной платы; неконтролируемая трудовая деятельность сопряжена с
уходом от налогообложения; пониженные запросы нелегалов к бытовому, социальному
и медицинскому обеспечению; согласие нелегалов работать на тяжелых и вредных работах,
сверхурочно и, зачастую, без соблюдения правил техники безопасности. К основным
мотивам незаконной занятости также следует отнести нехватку местных кадров,
необходимость заполнения рабочих мест, непривлекательных для местного
населения, а также сложность процедуры получения разрешения на трудоустройство
иностранцев.
Наиболее
сложным делом оказывается определение масштабов нелегального въезда и
нелегальной занятости трудовых мигрантов на территории страны или отдельно
взятого региона.
Экспертные
оценки количества нелегальных мигрантов варьируются в диапазоне 0,5-10% от
общей численности населения страны. Существенная разница в оценках
свидетельствует о сложности количественного определения явления, которое по
своей природе носит скрытый характер. При изучении процессов нелегальной
миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты
обычно стремятся избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания,
перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в
том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в
незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов
нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, не регистрируемой форме.
Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных
мигрантов в России в 4-5 млн. человек.
Сложившиеся масштабы использования в стране трудящихся-мигрантов
обусловлены, во-первых, заинтересованностью работодателей и местных органов
власти в их притоке; во-вторых, хотя трудовые мигранты и выполняют не
престижную и низкооплачиваемую работу, однако работодатели нередко
устанавливают заниженный уровень ставок заработной платы, что приводит к
появлению искусственных, виртуальных ниш дефицита рабочих мест, которые не
желают занимать местные работники и, в связи с этим, привлекается иностранная
рабочая сила.
При
этом возникает множество противоречий в отношениях между работниками и
работодателями. Основной причиной является отсутствие правовых оснований для
мигрантов заниматься в конкретный момент времени трудовой деятельностью на
территории страны. Только 10-15% из них пребывают и работают в России на
законных основаниях и работодателями оформляются все необходимые документы.
Большинство мигрантов работают на условиях устных договоренностей без
официального оформления. Нелегальная занятость иностранных граждан
осуществляется на следующих формах: трудовая деятельность без оформления
необходимых разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности (кроме
законодательно установленных случаев); трудовая деятельность, осуществляемая не
в соответствии с полученным разрешением и подтверждением или просроченным или
поддельным разрешением; предпринимательская и индивидуальная трудовая
деятельность без оформления разрешений, лицензий и надлежащей регистрации в
государственных органах (налоговых, социального обеспечения и т.д.);
криминальные виды деятельности.
Нелегальная
миграция не только способствует росту теневой экономики, но и стимулирует
широкое распространение произвола работодателей, использование принудительного
труда иммигрантов и игнорирования работодателями широкого комплекса трудовых
прав. Средняя продолжительность рабочего времени у них составляет 10 часов при
6-7 дневной рабочей неделе. Многие работники трудятся по 12-14 часов без
выходных в неблагоприятных условиях труда опасных для жизни и здоровья. Закономерным
следствием такого труда является высокий уровень заболеваемости и
производственного травматизма. Почти все иностранные работники сталкивались с
нарушением основных прав работников; широко распространены различные формы их эксплуатации
– от принуждения к работе в неблагоприятных условиях и обмана при расчетах до
ограничения свободы передвижения и телесных наказаний. Трудящиеся мигранты
фактически беззащитны и перед злоупотреблением работников административных
структур и правоохранительных органов.
На региональном
уровне оценка масштабов незаконной миграции еще более осложнена. Точно оценить
масштабы незаконной миграции в край невозможно по многим причинам, главная из
которых – географическое положение Ставропольского края. Помимо двух пунктов
пропуска через Государственную границу РФ в аэропортах гг. Ставрополь и
Минеральные Воды, принимающих в среднем по 40420 иностранных граждан в год (рис.
4), Ставропольский край граничит, в том числе, с Дагестаном,
Краснодарским краем, Ростовской областью, Северной Осетией. Каждый из
перечисленных субъектов Российской Федерации имеет на своей территории как
минимум один Пункт пропуска через Государственную границу РФ, а на территории
Ростовской области таких Пунктов пропуска 10 (рис. 4).врополь и Минеральные Воды, принимающие в среднем по ...о края. Помимо
двух пуктов пропуска через Государственную границу Рнят
Рис. 4. Динамика пассажиропотока иностранных
граждан и лиц без гражданства в Ставропольском крае через аэропорты г.
Ставрополя и г. Минеральные Воды [32]
По
данным Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, в
настоящее время количество незаконных мигрантов на территории края
приблизительно оценивается в 25 тыс. человек. Направленный в Ставропольский
край миграционный поток состоит, в основном, из жителей СНГ, использующих
безвизовый режим пересечения Государственной границы РФ. Из стран дальнего
зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Вьетнам и Китай. По
данным УФМС по Ставропольскому краю среди нелегалов явное большинство
составляют мужчины, доля которых около 70%, средний возраст нелегалов – 34
года.
О
структуре нелегальной трудовой миграции на Ставрополье свидетельствуют данные о
количестве выдворенных с территории края иностранцев, которые занимались
нелегальной трудовой деятельностью.
Анализ
данных о выдворенных иностранных гражданах и лицах без гражданства с территории
Ставропольского края показывает, что наиболее многочисленной категорией
нелегальных мигрантов в Ставропольском крае являются граждане стран бывшего
СССР (91,3%) (рис. 5), а именно: Узбекистана, Армении, Грузии, Азербайджана.
Рис. 5. Сведения об
иностранных гражданах и лицах без гражданства, выдворенных с территории
Ставропольского края, по странам исхода за 2004-2006 гг.[33]
Из стран дальнего
зарубежья своей многочисленностью выделяются нелегальные мигранты, прибывшие из
Китая, Вьетнама (таб. 17).
Таблица
17.
Иностранные граждане,
выдворенные за пределы РФ с территории Ставропольского края в 2004-2006 гг. по
странам происхождения, человек[34]
|