|
Практически все нелегальные мигранты занимаются трудовой деятельностью. Причем, у незаконных мигрантов, выходцев из определенных стран, существует достаточно четкое разграничение по отдельным отраслям занятости. Так, нелегальные мигранты из Армении, Азербайджана и Грузии работают в основном в торговле и сфере обслуживания, китайцы и вьетнамцы работают реализаторами на рынках, либо в подпольных мастерских по производству промышленных товаров (текстиль, обувь и др.), граждане Украины, Молдовы и государств Средней Азии работают в строительстве. Таким образом, анализируя данные по легальной и нелегальной трудовой миграции в Ставропольский край, можно сделать следующие выводы. Во-первых, количество нелегальных мигрантов значительно превосходит количество легальных мигрантов. Во-вторых, для нелегальных трудовых мигрантов характерна та же самая отраслевая и профессиональная специфика занятости, что и для легальных трудовых мигрантов. В-третьих, в условиях растущего спроса на дешевую рабочую силу можно прогнозировать увеличение численности нелегальных трудовых мигрантов. При этом, оставляет желать лучшего система учета и управления трудовой иммиграцией, как на национальном, так и на региональном уровне. ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ: ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Система привлечения и использования иностранной рабочей силы в России Как было отмечено ранее, происходящие в мире процессы миграции рабочей силы становятся все более актуальными для России. Интеграция Российской Федерации в мировое экономическое сообщество, составной частью которого является и международный рынок труда, предполагает активное вовлечение ее в эти процессы. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы, связанные с регулированием процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы. Особое значение в данном случае играет институционально-правовая структура регулирования международной трудовой миграции. Первый компонент данной структуры представляет собой деятельность органов и учреждений, ответственных за управление процессами миграции на национальном и региональном уровнях. Второй элемент представляет собой свод нормативно-правовых требований и правил, которыми руководствуются органы управления внешней трудовой миграцией. С 1993 г. и по настоящее время привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации носит разрешительный характер на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (далее - Указ). В течение последующих лет Россия подписала с рядом стран международные соглашения в области обмена трудовыми мигрантами, и некоторые из них были ратифицированы. Были заключены двухсторонние соглашения с Республикой Беларусь, Украиной, Молдовой, Арменией, Финляндией, КНР, Германией, Польшей, Швейцарией, Словенией и другими странами. Если рассматривать процесс привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России с точки зрения нормативных документов, его регламентирующих, то можно выделить три основных временных периода. Первый период, естественно, связан с действием Указа. Согласно Указу, работодатель, имеющий трудовые отношения с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ, обязан был оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее - разрешение). Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, мог работать по найму на территории России только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности (далее - подтверждение). За выдачу разрешения с работодателей взималась плата в размере одного минимального размера оплаты труда за каждого привлекаемого работника. На протяжении всего срока действия Указа эта плата составляла 100 рублей за 1 чел. Подтверждение, оформляемое в рамках полученного разрешения, выдавалось бесплатно. К началу 2000 г. разрешения в случае привлечения иностранных рабочих из стран дальнего зарубежья оформлялись ФМС России, а для рабочих из стран–участниц СНГ – территориальными органами ФМС России. Подтверждения во всех случаях выдавались территориальными органами ФМС России. Порядок выдачи разрешений и подтверждений был определен Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (далее - Положение), утвержденным вышеназванным Указом. Согласно Положению, в качестве работодателей могли выступать российские юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, действующие на территории Российской Федерации, а также отдельные российские и иностранные физические лица и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве. На основании требований Положения сотрудниками Миграционной службы Ставропольского края была разработана памятка для работодателей, согласно которой для получения разрешения необходимо было предоставить следующие документы: - заявление о выдаче разрешения с указанием в нем численности, страны гражданства, профессионального состава привлекаемых иностранных работников, сроков их пребывания и конкретного географического места работы иностранцев на территории Ставропольского края; - предложение (заключение) Правительства Ставропольского края; - заключение районных центров Госсанэпиднадзора; - проект трудового договора (контракта), подтверждающего предварительную договоренность с иностранными гражданами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников; - при реализации иностранным работодателем контракта на территории Ставропольского края предоставлялась копия контракта на выполнение работ; - копии свидетельства о регистрации и устава (учредительных документов) для юридического лица; - копию документа, удостоверяющего личность, для физического лица; - платежное поручение (квитанцию). В ней также перечислялись требования, предъявляемые к работодателям, использующим труд иностранцев, рекомендации по оформлению приглашений для иностранных граждан с визовым режимом пересечения границы, и много другой полезной информации. В перечень документов, предоставляемых работодателем, было включено заключение районных центров Госсанэпиднадзора о соответствии предоставляемого иностранным рабочим жилья санитарным нормам, установленным законодательством РФ. Разрешение выдавалось на срок до одного года. В случае необходимости, оно могло быть продлено на такой же срок. Для продления разрешения работодателем предоставлялся новый пакет документов. На основании полученного работодателем разрешения и по представленному им ходатайству установленной формы территориальный орган ФМС России выдавал подтверждение персонально на каждого привлекаемого иностранного гражданина с указанием профессии, места работы, в пределах установленной разрешением продолжительности работы и численности работающих. Для исключения фактов передачи подтверждения другому лицу на него наклеивалась фотография иностранного работника. На основании полученных документов иностранному рабочему с визовым порядком въезда оформлялось приглашение для получения рабочей визы с правом работы по найму на территории РФ. В случае привлечения иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, в качестве руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий, подтверждение выдавалось без оформления разрешения. За выдачу подтверждения без оформления разрешения взималась плата, установленная ФМС России. Следует отметить, что она неоднократно менялась, и ее сумма колебалась от нескольких сотен до тысяч рублей. В ст. 18 Положения перечислены категории иностранных граждан и лиц без гражданства, к которым не применялся разрешительный порядок трудоустройства, а именно: официально признанным беженцами; постоянно проживающим на территории Российской Федерации; получившим убежище на территории Российской Федерации; подавшим ходатайство о предоставлении статуса беженца и получившим разрешение на временное проживание. Указанный порядок также не применялся к иностранным гражданам: - деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями; - работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской Федерации; - религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах; - членам экипажей российских морских и речных судов; - студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования; - корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации; - лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования; - лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами. Позже Указом Президента РФ от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от получения каких-либо документов освобождались иностранные граждане, являющиеся работниками иностранных юридических лиц и командированные в Российскую Федерацию для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования, поставляемого этими иностранными компаниями. Кроме того, указанный нормативный документ распространил введенный разрешительный порядок трудоустройства иностранных граждан на иностранные юридические лица, реализующие на территории Российской Федерации заключенные ими контракты. Таким образом, Положение являлось не только инструкцией по оформлению документов, но оно стало и первым сводом правил привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Анализируя сложившуюся в 90-е годы систему привлечения иностранной рабочей силы, необходимо отметить, что действующий в то время Указ был первым документом, регулирующим вопрос привлечения иностранных рабочих на постсоветском пространстве. И как многие нормативные документы не был лишен недостатков. Самый большой заключался в том, что Указ не охватывал все категории трудящихся мигрантов. В нем четко было прописано о работающих по найму иностранцах, т.е. по трудовым договорам, и ничего не было сказано о рабочих, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера (ремонт квартир, репетиторство), либо работающих в качестве индивидуальных предпринимателей. Количество легально работающих иностранцев на территории России было несоизмеримо мало по сравнению с иностранцами, работающими без подтверждений и вне рамок трудового найма. Но весь парадокс состоял в том, что они не могли получить подтверждение, даже если бы очень этого хотели, поскольку эти категории не были оговорены законодательно. И чем больше становилось иностранцев, работающих вне рамок трудового найма, тем острее становилась проблема регулирования процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы именно в этом контексте. В настоящее время законодательным документом, регламентирующим вопрос привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон). Закон вступил в юридическую силу с 1 ноября 2002 г. С этого момента начался второй период процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.