В условиях роста самостоятельности и
ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так
называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию
работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно
сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры
управления становятся «плоскими».  
Тема 7. Основы построения бизнес-плана
организации
 
Любое предприятие начинает свою
деятельность с составления бизнес-плана. Бизнес-план необходим всем: банкирам,
инвесторам, менеджерам, предпринимателям, так как он позволяет снизить риск в
достижении поставленной цели, вести целенаправленную стратегию и тактику в
производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями
рынка. 
Бизнес-план — это документ, в котором
формулируется цель предполагаемой экономической деятельности, описываются
работы, услуги, содержится анализ рынка, а также рассматриваются
организационно- правовые вопросы и функции производства, дается
технико-экономическое обоснование эффективности планируемой работы. 
Цели разработки бизнес-плана:  
·           
произвести планирование хозяйственной деятельности на
ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка;  
·           
определить степень реальности намеченных целей;  
·           
доказать определенному кругу лиц целесообразность
реорганизации работы фирмы;  
·           
убедить своих сотрудников в возможности достижения
количественных и качественных показателей;  
·           
помочь решить задачи, связанные с функционированием фирмы;  
·           
оценить затраты при реализации бизнес-плана и прибыльность
проекта;  
·           
проанализировать материальные ресурсы фирмы в соответствии с
планом, просчитать риски и предусмотреть трудности, препятствующие выполнению
бизнес-плана.  
Функции бизнес-плана:  
·           
планирование для оценки новых направлений деятельности и
контроля процессов в фирме;  
·           
привлечение денежных средств-ссуд, кредитов, внешних
инвестиций;  
·           
привлечение к реализации планов компаний-партнеров, имеющих
капитал, технологии, ресурсы.  
Обычно бизнес-план составляют на один
год и более пяти лет. 
Бизнес-план может составляться
наемными специалистами, при этом инвесторы проекта готовят необходимые данные.
В случае другого подхода бизнес-план разрабатывают инициаторы проекта, получая
рекомендации у специалистов, в частности у инвесторов. Наемные специалисты
разрабатывают финансовое обеспечение проекта и сбыт продукции. Оформление
бизнес-плана начинается с титульного листа со следующей информацией: где, когда
и кем составлен документ, название проекта, в котором кратко и четко
формулируется идея, заложенная в бизнес-плане. Оглавление отражает структуру
бизнес плана в виде номенклатуры раздела с их нумерацией. Во введении
отмечается, почему возникла необходимость в проекте и инвестиционном замысле,
цели, задачи составления бизнес-плана, круг лиц, которым он адресован. В резюме
содержится главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором:
информация о фирме, данные о коммерческой деятельности, цели и задачи проекта,
стратегия, конкретные мероприятия, сроки их реализации. В разделе «виды товаров
и услуг» описываются предлагаемые на рынке покупателям товары и услуги, их
преимущество, недостатки и меры их устранения, показывается уникальность нового
продукта на рынке. Раздел «рыночные исследования и анализ сбыта» предоставляет
инвестору фактическую информацию о конкурентоспособности проекта, определить
покупателей и нишу на рынке. В этом разделе рассматриваются также типы рынков,
где действует фирма, сегменты рынка по типам и видам товаров и услуг, факторы
спроса на каждом из сегментов, перспективы изменения потребностей показателей и
соответствующая реакция компании. Маркетинг изучает способы достижения
намеченных объемов продаж и доведение продукции до потребителя. В каждой
организации, так или иначе, должна использоваться общая схема маркетинга, схема
ценообразования и реализации товаров, а также должны быть использованы методы
стимулирования объемов продаж, организация послепродажного обслуживания и
формирование общественного мнения о продукции. 
Планы производства
Для производителей товаров:  
·           
характеристика производства;  
·           
близость предприятия к рынкам, поставщикам, трудовым
ресурсам.  
Оценка факторов производства в
динамике:  
·           
надежность, опыт сотрудничества;  
·           
нормативные акты;  
·           
возможные проблемы при реализации продукции, варианты их
решения или предупреждения;  
·           
перечень рисков и их вероятность;  
·           
возможные меры по профилактике и нейтрализации риска.  
Финансовый план — оценка финансового
потенциала фирмы и планирование достижения жизнеспособности компании, а также
эффективности использования денежных средств. 
Стратегия финансирования:  
·           
необходимые средства;  
·           
источники инвестиций;  
·           
сроки окупаемости и доход от реализации проекта;  
·           
план создания новой фирмы.  
Организационный план:  
·           
структура компании;  
·           
полное наименование, юридический адрес;  
·           
фактографическая информация.  
Язык и стиль оформления бизнес-плана,
емкость, краткость и четкость, ссылки и цитаты из авторитетных источников,
подчеркивающих идею бизнес-плана, являются очень важными факторами.  
Тема 8. Сущность финансов предприятия
 
8.1. Финансовые отношения организаций.
Функции финансов
Организация (предприятие) — это
самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица,
производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы,
занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой
является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение
капитала. 
Организация (предприятие) может
осуществлять какой-либо из видов предпринимательской деятельности либо
одновременно все виды. 
В процессе предпринимательской
деятельности у организаций и предприятий возникают хозяйственные связи со
своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной
деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системой и
т.д. В результате производственно-хозяйственного процесса возникают финансовые
отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции,
выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов,
осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых
отношений являются деньги. Однако необходимое условие их возникновения —
реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между
хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются
централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. 
Как экономическая категория финансы
организаций (предприятий) — это система финансовых или денежных отношений,
возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов
денежных средств организации (предприятия) и их использования. Они носят
распределительный характер и оказывают непосредственное воздействие на
воспроизводственный процесс. 
Финансовые отношения организаций
(предприятий) в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по
следующим направлениям:  
·           
возникающие между учредителями в момент создания организации
(предприятия) при формировании уставного (складочного, акционерного) капитала.
В свою очередь уставный (складочный, акционерный) капитал служит первоначальным
источником образования производственных фондов, приобретения нематериальных
активов;  
·           
между отдельными организациями (предприятиями), связанными с
производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной
стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем
сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями
в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при
перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п.
Эти отношения основные в хозяйственной деятельности, поскольку в сфере
материального производства создаются валовой внутренний продукт и национальный
доход. На них приходится наибольший объем платежей, от их эффективной
организации во многом зависит финансовый результат деятельности предприятий;  
·           
между организациями (предприятиями) и их подразделениями —
филиалами, цехами, отделами, бригадами — в процессе финансирования расходов,
распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств. Эта группа
отношений влияет на организацию и ритмичность производства;  
·           
между организациями (предприятиями) и их работниками при
распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций
предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании
штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с
физических лиц. Их организация влияет на эффективность использования трудовых
ресурсов;  
·           
между организациями (предприятиями) и вышестоящими
организациями, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами
и ассоциациями, членом которых является организация (предприятие). Эти
отношения возникают при формировании, распределении и использовании
централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых
отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских
работ, организацию выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе
для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, при
реорганизации. Эта группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым
перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие
организаций (предприятий).  
·           
между организациями (предприятиями) и финансовой системой
государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных
уровней, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот,
применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета. От организации
этой группы отношений зависит финансовое состояние организаций (предприятий) и
формирование доходной базы бюджетов разных уровней;  
·           
между организациями (предприятиями) и банковской системой в
процессе хранения денег в коммерческих банках, организации безналичных
расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, покупки и
продажи валюты, оказания других банковских услуг. От организации этих отношений
также зависит финансовое состояние предприятий;  
·           
между организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и
организациями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий
работников, коммерческих и предпринимательских рисков;  
·           
между организациями (предприятиями) и инвестиционными
институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и другими хозяйствующими
субъектами.  
Каждая из перечисленных групп имеет
свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний
характер, и их материальную основу составляет движение денежных средств: им
сопровождается формирование уставного капитала организации, начинается и
завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов
различного назначения. 
Наиболее полно сущность финансов
проявляется в их функциях. 
Среди экономистов нет единого мнения
по поводу функций финансов организаций (предприятий). В экономической
литературе в настоящее время наблюдается большой разброс в определении функций,
как по их количеству, так и по содержанию. Наблюдается единство лишь по двум
функциям: распределительной и контрольной. Во многих литературных источниках
указаны такие функции: формирование капитала, доходов и денежных фондов;
обеспечивающая функция; ресурсосберегающая и т.п. Очевидно, перечисленные
функции по своему содержанию имеют одну природу и цель — обеспечение
необходимыми источниками финансирования деятельности организации (предприятия).
Большинство экономистов признают, что финансы предприятий выполняют три
основные функции: формирование капитала и доходов организации (предприятия);
распределительную; контрольную. 
Все функции тесно взаимодействуют
между собой. 
При выполнении финансами первой
функции происходит формирование первоначального капитала организации
(предприятия), его приращение; привлечение денежных средств из различных
источников в целях формирования необходимого для предпринимательской
деятельности объема финансовых ресурсов. 
Распределительная функция проявляется
в распределении валового внутреннего продукта в стоимостном выражении,
формировании фондов денежных средств, определении основных стоимостных
пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении
оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и
организаций и государства в целом. 
Объективная основа контрольной
функции — стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции,
выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов
предприятия и их использование. С помощью этой функции осуществляется контроль
за формированием собственного капитала организации (предприятия), формированием
и целевым использованием денежных фондов, за изменениями финансовых
показателей. 
Эффективное и рациональное ведение
хозяйства предопределяет возможности его дальнейшего развития. И наоборот,
нарушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и
реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы
организации (предприятия) и соответственно возможности его дальнейшего
развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае
контрольная функция финансов свидетельствует о недостаточном воздействии
распределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в
управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование
такого свидетельства может привести к банкротству предприятия.  
 
8.2. Финансовое планирование на предприятиях
 
Эффективное управление финансами
организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их
источников, отношений хозяйствующего субъекта. 
Планирование — это процесс разработки
и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также
определения путей их наиболее эффективного достижения. 
Эти цели разрабатываются в виде
«дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или
количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 
   
 |