Бизнес — отношения между людьми в
процессе их деятельности, при которой каждый стремится к достижению своих
целей. Эти отношения носят противоречивый характер. Цели субъектов различны.
Взаимодействие между людьми происходит в процессе обмена деятельностью или ее
результатами. Он осуществляется в форме сделок. Взаимовыгодные сделки —
идеальное состояние деловых отношений. В реальности же при сделке одна сторона
имеет преимущество перед другой.
Субъекты бизнеса идут на риски, им не
гарантированы положительные результаты сделки. Эффективность деятельности
участников сделки зависит от владения приемами делового общения, умения
грамотно, аргументированно отстаивать свою позицию. Как уже отмечалось раньше,
бизнес имеет свою стратегию и тактику. Особенно важно правильно определить
приоритеты в своей деятельности, подчинить им логику делового общения.
Бизнес — термин, которым обозначаются
отношения только на микроуровне, то есть непосредственные отношения между
субъектами.
Наряду с родовыми бизнес имеет и
видовые признаки, которые отражают особенности различных типов экономики.
Различные виды бизнеса будут рассмотрены в следующей теме.
Все названные родовые признаки
бизнеса, его стратегия, тактика в полной мере проявляются в современной
рыночной экономике. Однако было бы наивным думать, будто они могут проявляться
только так. Тем не менее, в условиях рыночной экономики они имеют вполне
определенные видовые особенности, диктуемые товарно-денежными отношениями. Иные
из них присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют
в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер
распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не
соответствующем их внутренней природе.
Деловые интересы хозяйствующих
субъектов. Каждый человек вступает в деловые отношения под воздействием
экономических интересов.
Интерес — осознанная потребность,
которая определяет деятельность человека.
Совокупность деловых интересов
определяет цели, которые ставит перед собой каждый участник сделки. Таких целей
две:
1.
обеспечение относительно лучшего положения каждого участника
сделки;
2.
обеспечение других участников сделок товарами, услугами или
работами для удовлетворения их потребностей.
Они определяются двумя совокупностями
интересов участников сделки:
·
эгоистическими притязаниями;
·
общественными притязаниями.
Эгоистические интересы отражают
положение каждого человека как независимого субъекта экономики, они связаны с
его стремлением обеспечить себе относительно лучшие условия существования.
Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному
укреплению и воспроизведению своего экономического положения в сравнении с
другими субъектами экономики. Эти интересы выражаются в трех основных
стратегических целях бизнеса:
1.
Сохранить, упрочить и приумножить свою собственность.
2.
Возместить затраты и получить максимальный доход.
3.
Сохранить и укрепить свою личную конкурентоспособность как
работника по сравнению с другими работниками.
Собственность — категория, которая
выражает основное свойство всякой экономической системы. Это юридическая форма
выражения отношений, объективно существующих между субъектами экономики,
которые возникают в процессе присвоения каких-либо объектов. Присвоение —
использование объектов для удовлетворения потребностей.
Отношения между людьми, регулируемые
правом собственности, могут охватывать любые объекты присвоения, например:
движимое и недвижимое имущество, рабочую силу, денежные средства, продукты
интеллектуальной деятельности, информацию, природные ресурсы. Каждый участник
сделки своей деятельностью постоянно стремиться к расширению объектов
собственности и к сохранению своих прав на использование этих объектов. Право
собственности закрепляет возможность того или иного субъекта присваивать
определенную совокупность объектов, поэтому, сохраняя наколенную ранее
собственность и увеличивая перечень объектов собственности в процессе
осуществления сделки, субъекты экономики сохраняют и укрепляют свое положение в
сравнении с другими субъектами экономики.
Капитал — разновидность
собственности. Капитал — экономическая категория, которая выражает денежную
оценку объектов собственности того или иного человека. В число таких объектов
могут входить:
1.
недвижимое имущество;
2.
движимое имущество;
3.
денежные накопления.
Эта категория имеет место в условиях
рыночных отношений, характеристики производственного присвоения объектов.
Каждый субъект экономики, вступая в
сделку, стремится возместить затраты, получить и максимизировать доход.
Доход — понятие, которое
характеризует выручку субъекта экономики, остающуюся после возмещения затрат.
Прибыль — это определенная форма
дохода.
Получателями прибыли выступают только
предприниматели, т.е. субъекты экономики, которые организуют дело на базе
использования находящегося в их собственности имущества и денежных средств.
Получателями доходов могут быть не только предприниматели, но и наемные
рабочие.
Повышение личной конкурентной
способности выражается в относительных возможностях каждого человека, а именно
в уровне его профессиональной подготовки, объеме профессиональных и других
знаний, в совокупности практических навыков человека. Эти относительные
возможности позволяют субъекту экономики сохранять или улучшать свое положение
как участника экономических процессов, например, как предпринимателя или
наемного работника по сравнению с другими людьми.
Личная конкурентная способность может
быть охарактеризована как личный экономический потенциал человека.
Наряду с экономическими каждому
субъекту бизнеса присущи и общественные интересы. Они обусловлены
необходимостью постоянного обмена деятельностью между субъектами. Субъекты
экономики осуществляют свою деятельность для реализации потребностей других
людей, поэтому наряду с эгоистическими реализуют в ней и общественные интересы.
Они работают ради удовлетворения потребностей других людей, и в этом случае
бизнес является полезной деятельностью. Следовательно, они реализуют свои
общественные интересы.
Поэтому наряду с отмеченными целями
бизнеса существуют и другие:
1.
стремление субъекта экономики добиться наибольшего эффекта в
удовлетворении потребностей конечного потребителя продукции;
2.
стремление субъекта экономики сохранить и укрепить
партнерские отношения в сфере бизнеса;
3.
стремление субъекта экономики к созданию и воспроизведению
привлекательного общественного имиджа своей деятельности.
Каждый субъект, вступая в сделку,
объективно стремится реализовать в ней свои эгоистические притязания и
общественные интересы.
Они выражают противоположные
тенденции развития деловых отношений:
1.
тенденция конкуренции или соперничества;
Рис. 3.4. Две тенденции развития
бизнеса
2.
тенденция интеграции деятельности различных субъектов
экономики в единый поток общественно полезной деятельности.
Эгоистические и общественные интересы
соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и
проявляются в деятельности людей одновременно.
Тема 4. Субъекты бизнеса. Основные виды
деятельности в сфере бизнеса
С юридической точки зрения субъект —
это носитель прав и ответственности.
В условиях современной рыночной
экономики основу отношений между ее субъектами составляет поиск каждым из таких
субъектов способов реализации своего дела. Поэтому субъектами бизнеса
выступают:
·
предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную
инновационную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую
и юридическую ответственность;
·
коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
·
индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ,
услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации
потребителей;
·
работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на
контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
·
государственные структуры в тех случаях, когда они выступают
непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов
предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении
специальных работ и др.), а также государственные служащие.
Важно отметить, что термины бизнес и
предпринимательство близки по смыслу. Понятие бизнес шире, чем понятие
предпринимательство, так как оно охватывает отношения между всеми объектами
экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей,
наемных работников, государственных структур.
Предпринимательский бизнес — это один
из элементов системы бизнеса.
В рамках настоящего курса предметом
изучения является предпринимательский бизнес, или предпринимательство. Под
бизнесом будет пониматься, если иное не будет оговорено специально, именно
предпринимательская деятельность.
Виды предпринимательского бизнеса.
Предпринимательский бизнес характеризуется тем, что предприниматель берется за
все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги.
Товары и услуги понимаются здесь в
широком смысле слова. В качестве товаров могут быть здания и сооружения, жилье,
имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный
продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые
другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров,
надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем
реализует. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на
производственное, коммерческое и финансовое.
Каждая форма имеет свою специфику,
особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно
самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и
дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.
Остановимся подробнее на основных
видах предпринимательского бизнеса:
·
производство товаров и услуг. Инновационная деятельность.
Научно-техническая деятельность;
·
посредническая деятельность;
·
консультационная деятельность. Аудит. Оценочная деятельность.
Производство товаров и услуг. Бизнес
организовывает деятельность, результаты которой в виде материальных предметов
или услуг нужны каким-либо субъектам рынка. Потребности в обществе постоянно
возрастают. Возрастает численность населения планеты. Процесс воспроизводства
на всех стадиях и уровнях требует все большего объема материальных благ,
изменяется его качественное содержание. Достижения науки усложняют и не
устраняют, а наоборот увеличивают потребности людей. Организация деятельности
по удовлетворению возникающих в обществе потребностей путем разделения, специализации,
кооперации труда и обмена результатами деятельности к взаимной выгоде
заинтересованных лиц является содержанием бизнеса.
Разделение труда — это обособление
видов деятельности.
Например, компьютер состоит из
нескольких десятков изделий. Все детали могут быть произведены в одном месте, и
там же может быть собран сам компьютер. Вместе с тем, есть возможность
производить отдельные детали этого компьютера в районах, где более дешевая
рабочая сила и, следовательно, затраты на производство меньше. А собирать
компьютер в других местах, сократив при этом общие затраты на производство.
Таким образом происходит разделение
труда: в одном месте производят комплектующие детали, в других — собирают
готовое изделие.
Чтобы стало возможным разделение
труда, необходима специализация работников на производстве отдельных операций,
которые связаны с производством компьютеров. Кто-то специализируется на
производстве деталей, кто-то — на сборке готового изделия.
Специализация труда — это форма
разделения труда, при которой человек или фирма концентрирует усилия на
выполнении одного или ограниченного числа видов деятельности.
Если имеется разделение труда,
специализация, то неизбежно возникает потребность в его кооперации.
Кооперация труда — это форма
организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в
одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда.
В нашем примере, как только появилась
возможность разделить труд на отдельное производство комплектующих изделий и на
сборку готового продукта, сразу же потребовалась и кооперация производителей
деталей и сборщиков.
В предпринимательской деятельности
поиск возможностей разделения уже существующих видов труда, специализации на
отдельных операциях и кооперации с действующими производителями становится
источником для создания новых видов бизнеса.
Все общественное производство
разделяется на две сферы: производственный сектор и сферу услуг. Результатом
деятельности производственного сектора являются материально-вещественные блага,
которые произведены для обмена. В экономической литературе они получили
наименование товары.
Товаром называется любой результат
производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме,
являющийся объектом купли-продажи.
Производственный сектор включает в
себя добывающую и обрабатывающую промышленность, строительство, сельское
хозяйство.
Добывающая промышленность, или добыча
сырья — это отрасль, которая характеризуется значительными колебаниями уровня
рентабельности. Цены на сырье (нефть, газ, медь, алюминий) подвержены резким
колебаниям из-за общей политической ситуации в развивающихся странах, которые
традиционно поставляют этот вид товаров на мировой рынок.
Обрабатывающая промышленность — самая
крупная отрасль производственного сектора, которая перерабатывает сырье, в ней
создаются предметы потребления. В этой отрасли преобладают крупные фирмы.
Вместе с тем малые предприятия играют немаловажную роль, являясь поставщиками,
изготовителями комплектующих изделий для крупных фирм, а также лидерами в освоении
новых технологий. Новые высокие технологии робототехники, биотехнологии,
компьютерного производства берут начало в малых фирмах.
Строительство — отрасль, подверженная
циклическим колебаниям рынка. На ее деятельность оказывает влияние колебание
процентной ставки. Повышение процентной ставки влечет за собой увеличение
стоимости кредита, что в свою очередь отражается на стоимости возводимых зданий
и сооружений, и объем строительства сокращается.
Сельское хозяйство — это сырьевое
производство. Его продукты являются сырьем для перерабатывающих отраслей.
Сейчас наблюдается тенденция увеличения капиталоемкости этого производства.
Появляются новые производительные машины, новые технологии
сельскохозяйственного производства, что влечет за собой сокращение числа мелких
хозяйств, увеличение количества крупных.
К видам деятельности в сфере
общественного производства относят:
·
производство товаров;
·
инновационную деятельность;
·
научно-техническую деятельность;
·
производственное потребление услуг.
Вместе с тем, субъекты рынка
нуждаются не только в конкретных товарах, но и в услугах в форме действий,
необходимых для достижения желаемого результата в целом. Товар необходимо не
только произвести, но и упаковать, отвезти, привезти, продать. Поэтому
производство, по мере развития человеческого общества, все более нуждается в
сфере услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|