Меню
Поиск



рефераты скачать Основы бизнеса

 

9.3. Инвестиционная политика предприятий


При административном управлении инвестиционная политика предприятий являлась составной частью общей инвестиционной политики государства и не рассматривалась обособленно. Решения об инвестициях в форме капитальных вложений в основные фонды принимались централизованно в зависимости от плановых заданий по объему и структуре выпуска продукции. На этапе перехода отечественного производства к рынку, который совпал с бурным постиндустриальным развитием мировой экономики, организации столкнулись с проблемой выживания в условиях риска и неопределенности. Усилия предприятий по улучшению организации производства, направленные на снижение издержек и повышение качества продукции, оказались недостаточны для эффективного развития в современных условиях. Темпы научно-технического прогресса, изменения в социальной сфере, другие факторы внешнего характера часто сводят на нет мероприятия по совершенствованию производства. Это требует разработки новых подходов к управлению производством, необходимости формирования и использования технологий стратегического управления, способного обеспечить гибкую приспособляемость хозяйствующих субъектов к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Реализация стратегического управления осуществляется путем выработки механизма деятельности, ведущего к достижению поставленной цели наиболее эффективным способом в условиях неопределенности внешней среды. Это означает, что основу стратегического управления составляет правильный выбор цели развития организации (предприятия) на перспективу. Кроме того, стратегическое управление предполагает тщательную разработку инструментария достижения поставленной цели. А это требует комплексного охвата всех сторон деятельности — от маркетинговых исследований и снабжения до доставки продукции потребителям и сервисного обслуживания. Одно из центральных мест в этом механизме занимает инвестиционная деятельность, поскольку в постиндустриальную эпоху одна из важнейших групп факторов внешнего воздействия на организацию — инновационная. Вне зависимости от вида инновации, как правило, требуют значительных финансовых вложений. В этих условиях необходима комплексная разработка инвестиционной политики, обеспечивающей решение инновационных и других стратегических задач.

Уровень развития инвестиционной политики организации зависит от особенностей инвестиционной политики государства, поэтому на ее формирование оказывают влияние факторы, сдерживающие инвестиционную активность российской экономики. К ним относятся:

·            относительно высокий уровень инфляции;

·            достаточно высокий уровень налогов;

·            неполное финансирование государственных инвестиционных программ;

·            низкая эффективность инвестиционных вложений;

·            недостаток собственных средств у организаций для обновления основного капитала и трудности в получении коммерческих кредитов из-за неустойчивого их финансового положения и высоких процентных ставок кредита;

·            высокий инвестиционный риск.

Содержание инвестиционной политики организации состоит в определении объема, структуры и направлений использования инвестиций для достижения полезного эффекта.

Таким образом, для разработки и осуществления инвестиционной политики организации необходимы постоянный анализ внутренней и внешней его среды для формирования потребности в инвестициях; поиск их источников; разработка и реализация инвестиционных предложений.

К основным факторам, которые следует учитывать при разработке инвестиционной политики, относятся:

·            соответствие инвестиционных предложений законодательству РФ;

·            эффективность инвестиционных предложений, включая не только экономический, но и другие виды эффектов (экологический, информационный, социальный и т.д.);

·            возможность использования государственной поддержки;

·            вероятность привлечения иностранных инвестиций;

·            особенности, текущее и перспективное состояние рынка продукции и услуг, производимых организацией;

·            текущее финансово-экономическое состояние организации;

·            технико-технологический и организационный уровень организации;

·            условия инвестирования на рынке капиталов;

·            возможность и условия лизинга имущества;

·            условия страхования инвестиционных рисков.

Основная цель инвестиционной политики организации заключается в наиболее эффективном вложении капитала. В зависимости от условий деятельности организации (предприятия) можно использовать два направления:

·            вложение капиталообразующих инвестиций;

·            вложение средств в портфельные инвестиции.

Разработка инвестиционной политики индивидуальна для каждой организации и определяется рядом факторов:

·            динамикой спроса и предложения на рынке продукции, производимой организацией, качеством и ценой этой продукции и продуктов-заменителей;

·            особенностями общей стратегии организации;

·            финансово-экономическим положением организации, в частности соотношением собственных и заемных средств;

·            техническим уровнем производства в организации;

·            финансовыми условиями инвестирования на рынке капиталов;

·            возможностью получения государственной поддержки;

·            нормой прибыли от реализации инвестиционных проектов с участием организации;

·            условиями страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков;

·            состоянием фондового рынка.

Состояние и особенности развития отечественной промышленности, а также недостаточное развитие фондового рынка определяют приоритет капиталообразующих инвестиций в инвестиционной политике организации. Тем не менее, это не означает отказа от портфельных инвестиций. Поэтому процесс разработки инвестиционной политики организации (предприятия) сводится к формированию совокупного инвестиционного портфеля, включающего как капиталообразующие, так и портфельные инвестиции.

Оба направления инвестиционной политики организации имеют свои особенности реализации. Исходной базой в процессе выработки общей производственной стратегии организации, а также направлений инвестирования является анализ рынка. Проведение анализа рынка осуществляется по следующим позициям:

·            выявляются предприятия-конкуренты;

·            определяются географические границы реализации продукции организации совместно с другими организациями-конкурентами, а также регионы исключительного положения организации и ее конкурентов;

·            выявляется территориальная структура продаж организации и конкурентов;

·            проводятся такие же исследования относительно продуктов-аналогов и заменителей;

·            оценивается общий объем реализации продукции организацией, в том числе аналогичной продукции и товаров-заменителей, производимых организациями-конкурентами в течение трех предшествующих лет;

·            прогнозируется динамика потребительского спроса на период выработки, уточнения и корректировки стратегий и инвестиционной политики организации;

·            определяются перспективы роста организации;

·            оценивается конкурентоспособность продукции организации;

·            выявляются возможности повышения конкурентоспособности продукции организации и расширение ее рынка сбыта в процессе реализации инвестиционной политики.

Результаты анализа рынка позволяют выбрать направление как капиталообразующих, так и портфельных инвестиций. Полученная информация служит для корректировки и переориентации финансовой стратегии организации.

Инвестиции организаций

Тема 10. Маркетинговая деятельность на предприятиях

 

10.1. Жизненный цикл товара на рынке

Американскими учеными-маркетологами Гомбатом и Левиттом было предложено применить понятия о фазах — циклах в развитии жизни человека — детство, юность, зрелость, старость и уход. Фазы жизненного цикла товаров более подробно изучил Юнг и дал свою классификацию. Жизненный цикл товара сравнивают с существованием живой системы. Так же, как и человеку в разные периоды жизни оказывается разная помощь, так и товару может быть оказана соответствующая поддержка. Например, усиленная реклама, акции распродажи залежавшихся товаров, замена экономичной упаковкой, презентабельный вид товара, предоставление дополнительных услуг, проведение лотерей и розыгрышей и т.д.

I фаза. Разработка товара

Сбыта нет, прибыли нет, идут затраты на маркетинговые исследования, НИОКР (научно- исследовательские, опытно- конструкторские разработки) и выпуск первой партии товара. Маркетинговые исследования заканчиваются позиционированием. Это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичным товарам.

II фаза. Внедрение товара на рынок

Цена высокая, т.к. товар является новинкой. Однако товар вынужден конкурировать с другими аналогичными товарами, его торговля на этом этапе не может быть убыточной. Маркетинговые расходы особенно велики на рекламу, проводится стимулирование спроса и сбыта.

III фаза. Рост товара

Это период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибыли. Расходы на рекламу стабилизируются, увеличивается спрос на товары. Цена высокая или идет незначительное ее снижение.

IV фаза. Фаза зрелости

В этот период большинство покупателей уже приобрели этот товар. Его реализация замедляется, наступает насыщение рынка. Прибыль растет медленнее (может стабилизироваться или снижаться) в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. Главная задача фирмы — поддержание стабильного спроса, для чего необходимо усилить рекламу, по возможности снизить цену, работать над повышением качества товара, улучшить сервисное обслуживание, придумать товарный шлейф (набор предметов, работ и услуг, которые уместно предложить покупателю основного товара) и др.

V фаза. Фаза спада

Несмотря на снижение цен и использование других мер воздействия на покупателя рост продажи товаров прекращается, сокращается прибыль, товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с рынка новыми перспективными товарами. Товар снимается с производства и идет распродажа по сниженным ценам.

Выводы: жизненный цикл товара состоит из 5 основных фаз; при заметном снижении продаж и прибыли фирма реанимирует товар; при рентабельности от продаж, равной банковской (депозитной) ставке товар считается «больным», чтобы не ликвидировать фирму надо предвидеть такой исход и заранее начать разработку новых товаров.

 

10.2. Термин Тренд. Уравнение Тренда


Тренд (закономерность, тенденция) — общее направление развития событий в экономике, социальной сфере, политической жизни и природных явлениях.

Уравнение Тренда — математическое уравнение, в котором функцией является какой-нибудь сложный показатель, а аргументом — более простые показатели.

Пример:


В данных примерах «P» и «d» являются функциями, а «p» и «y» — аргументами.

 

10.3. Схема маркетинговой разработки товара


Схема маркетинговой разработки товара представляет собой алгоритм (последовательность) от зарождения идеи товара до вывода его на рынок. Его общий вид приведен на рис. 10.2.

Основные требования к разработке товара:

1.        максимальная оперативность, собранность на всех звеньях;

2.        многовариантность (ассортимент);

3.        конфиденциальность (коммерческая тайна).

Цены спот и форвард. Их использование

Цена — это стоимость общественно необходимого труда, затраченного на товар, плюс рыночная норма прибыли. Цены спот и форвард-это цены биржевых сделок. Относятся не только к фондовому рынку, но и к валютному. Цена спот (spot) — цена, устанавливаемая в день заключения контракта, исполнение которого производится в этот же день. Цена форвард(forward) — цена, устанавливаемая в день подписания контракта, вписываемая в него, а сделка исполняется в будущем. Расчет производится именно по этой, сегодняшней цене, в независимости от фактически сложившейся цены в этот, оговоренный контрактом, день.

Фактурная цена. Базисные условия поставки

Фактурная (доставочная) цена — это цена с учетом доставки в конкретный пункт, т.е. включающая все транспортные расходы. В 1936 году Парижская международная торговая палата предложила мировой коммерции 13 стандартных пунктов передачи груза от продавца покупателю. Каждый из этих пунктов назывался базисным условием поставки. Сборник Incoterms «международные торговые правила» содержит базисные условия поставки. Последняя редакция вышла в 1990 году. Самая низкая цена получается, когда покупатель сам приезжает к продавцу за товаром. Эта цена обозначается EXW. Цена с доставкой обозначается DDP.

 

10.4. Показатели допустимой монополизации


Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размер экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность (прибыльность).

Показатели допустимой монополизации зависят от отраслевой принадлежности, от ассортимента продукции, от экономического состояния в стране и государственной политики. Одним из наиболее простых показателей является доля рынка, регулируемая монополистом на отраслевом или региональном рынке. Для различных стран эта доля колеблется от 40 до 60%. Ее определение связано с наличием на рынке товаров, не имеющих заменителей и препятствующих доступу на рынок других аналогичных товаров, от других хозяйственных субъектов. В России положение хозяйствующего субъекта является доминирующим, если его доля на рынке составляет 65%. Уровень ниже 35% не является доминирующим. Антимонопольный комитет РФ может снижать своими решениями долю участия на рынке.

За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается гражданская и уголовная ответственность — начиная от штрафа и заканчивая тюремным заключением.

Существует государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур руководствуется следующими методами нормативно-регулирующего воздействия:

·            государственный заказ;

·            дифференциация налогооблагаемой базы;

·            льготная система налогообложения для определенных экономических субъектов;

·            льготная система кредитования для развития малого бизнеса;

·            государственные субсидии;

·            поддержка малого бизнеса и т.д.

На рис. 10.3 представлена развернутая схема государственного антимонопольного регулирования бизнеса.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.