·
частные и общественные;
·
воспроизводимые и невоспроизводимые;
·
свободные и ограниченные.
Природа дает человеку воздух, воду,
землю, и эти блага есть необходимое условие существования человеческого
общества. Это природные блага. Человек единственное существо на планете,
способное трансформировать, то есть преобразовывать вещество природы в
необходимые ему блага. Из дерева человек может сделать стол, стул и все, что
ему потребуется. Такие блага называются производственными. В зависимости от
того, как мы их используем, различают потребительские и инвестиционные блага.
То, что предназначено для потребления в домашних хозяйствах, становится
потребительским благом. Это вся совокупность бытовых приборов, мебели, одежды,
продуктов питания. Инвестиционные блага включают в себя сырье, машины,
оборудование, которые необходимы для производства других благ. Автомобиль,
используемый для перевозок сырья на предприятии, относится к инвестиционным
благам, а используемый в быту — к потребительским.
В зависимости от того, чьи
потребности удовлетворяет то или иное благо, различают частные и общественные
блага. Домашний автомобиль — это частное благо. Общественный парк, посещением
которого наслаждаются многие граждане — общественное благо.
Важнейшей для нас характеристикой
благ, которая никак не связана с их физическими свойствами, является
разграничение свободных и ограниченных благ. Свободные блага имеются в
количестве, превышающем потребности людей в данный момент. Примером может
служить воздух. Ограниченными являются блага, потребность в которых больше, чем
их имеется, то есть спрос на которые превышает предложение. Именно
ограниченность благ становится условием, которое побуждает человека искать
возможность получить эти блага и заняться бизнесом. Ограниченные блага
возникают потому, что не все блага могут быть произведены. В зависимости от
возможности пополнить запасы потребляемых благ их разделяют на воспроизводимые
и невоспроизводимые. В природе имеются ограниченные запасы нефти, газа и других
природных ресурсов. В процессе своей жизнедеятельности человек потребляет их,
но не в состоянии восполнить запасы, которыми располагает наша планета. Это
пример невоспроизводимых благ. Образцом воспроизводимых благ может быть бумага,
которая потребляется для передачи знаний и постоянно воспроизводится для
удовлетворения определенных потребностей людей. Очень важно понимать, что
возможность воспроизводить блага ограничена количеством благ, имеющихся в
природе. Так, например, бумага может быть произведена из папируса, пергамента,
риса, древесины. Запасы сырья для производства папируса редки, пергамент очень
трудоемок в производстве, не так много климатически пригодных мест для
выращивания риса. Поэтому бумага, произведенная с помощью технологий,
использующих дерево в качестве ресурса, — самая распространенная. Эти
обстоятельства характеризуют ограниченные материальные блага по отношению друг
к другу с точки зрения редкости. Вторая существенная характеристика
ограниченных материальных благ — недостаточность. Эта черта связана с
потребностями общества в благах. А если удовлетворение потребностей идет за
счет одного ресурса (запаса), то возникает проблема выбора какую из них
удовлетворить и в какой мере. Поэтому выбор становится важным действием в
экономике, обусловленным ограниченными материальными благами. Существование
человека связано не только с удовлетворением имеющихся потребностей, но и с
тем, что потребности постоянно растут, развиваются. Ограниченные материальные
блага препятствуют удовлетворению потребностей. Для преодоления этого,
естественного в нашей природе ограничения, человек заинтересован или сам
произвести необходимые ему блага, или найти возможность получить их каким-либо
другим путем.
Стремясь удовлетворить свои
потребности, каждый человек реализует личные способности. При этом есть
качества, в той или иной мере присущие всем членам общества.
Человек — это активная, движущая
сила. Ему от природы присущи качества таким образом, которые специфически
реализуются в условиях ограниченности материальных благ, что возникает бизнес.
Глубинное качество человека, на которое обращал внимание еще основатель
политической экономии Адам Смит, — это природный эгоизм. В условиях рынка это
человеческое свойство проявляется особенным образом.
Рынок — механизм обмена, который
сводит продавцов и покупателей продукта.
Мы получаем свой хлеб не по милости
пекаря, а из его эгоистического интереса. Пекарь хочет заработать. Мы хотим
хлеба. Мы вступаем во взаимодействие друг с другом по поводу хлеба. Не ради
другого, не в порыве заботы о преуспевании другого, а из своих эгоистических
побуждений, исходя из своих экономических интересов. Наши собственные интересы
побуждают нас находить нужды, потребности других членов общества, так как,
удовлетворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.
Такое человеческое качество, как
стремление к росту благосостояния, с одной стороны, проявляется во все большем
росте потребностей индивидуума, с другой, заставляет его искать
неудовлетворенные потребности в обществе и осуществлять то, что нужно другим.
Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние,
человек делает то, в чем нуждается общество в целом.
Адам Смит писал: «Человек постоянно
нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их
расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратиться к их эгоизму и
сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он
требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, —
таков смысл высказывания всякого подобного предложения. Не от
благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед,
а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их
гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим о наших нуждах, а об их
выгодах».
Выгода движет человеком, когда он
вступает в отношения обмена. Обмен — это ключевое звено бизнеса. Без обмена
бизнес не существует. Через обмен человек получает возможность приобрести то,
что ему необходимо для удовлетворения своей потребности. Именно в результате
обмена индивидуум получает необходимый ему продукт. Выбор, который делает
человек при обмене, всегда обусловлен выгодой. Выгода всегда связана с
экономией рабочего времени, и поэтому обмен и выгоден, и нужен всем участникам.
При этом выгода выступает в форме материальных благ.
Склонность к обмену — важнейшее
человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни
общества. Ни одно живое существо в природе не обладает таким качеством. Только
человек способен обменяться с другими принадлежащими ему благами.
Отношения обмена делают возможными
разделение и специализацию труда, что позволяет добиться экономии рабочего
времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, по существу, создают
экономическую систему. Адам Смит писал, что экономическая система по сути своей
— это громадная сеть связей между специализированными производителями, которых
соединяет «склонность к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой». В
разделении труда синтезируется эгоистическая и коллективистская природа
человека. Работая на себя, на удовлетворение своих потребностей, индивидуум
специализируется на отдельном виде деятельности, предполагая удовлетворить
результатами своего труда, теми материальными благами, которые он производит,
отдельных членов общества, и, в свою очередь, получить взамен удовлетворение
своих потребностей.
Особенным человеческим качеством,
лежащим в основе устройства экономической жизни общества, является стремление к
совершенству. Все, что бы ни делал человек, он все время совершенствует.
Поэтому растет предложение все более
совершенных материальных благ, появляются потребности в них, растет общая
совокупность потребностей общества.
Дух соперничества, присущий человеку,
проявляется на рынке в форме конкуренции. Все производители стремятся
удовлетворить платежеспособный спрос на материальные блага продуктами своего
производства и получить от этого выгоду. Поэтому они стремятся сделать качество
производимых продуктов выше, чем другие производители, продавать их по ценам,
обеспечивающим выгоду, но ниже, чем цены других производителей. Каждый из
производителей материальных благ на рынке выбирает для своей деятельности то,
что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не
ограничивает, он происходит свободно, то чаще всего складывается ситуация,
когда несколько производителей занимаются изготовлением аналогичных продуктов.
При этом взаимоотношения между производителями принимают настолько резкие
формы, за что они получили название «конкурентная борьба».
Склонность к копированию,
подражательность делает возможным для отдельных производителей быстро
перенимать удачный опыт на рынке, что дает возможность обществу быстрее
развиваться, создает условия для технического прогресса.
Все это не мешает участникам рыночных
отношений обладать качеством, которое называется «жажда справедливости».
Осуществляя обмен произведенных продуктов, каждый стремится добиться
эквивалентности, то есть справедливости в его пропорциях. Каждый из участников
стремиться защитить свою собственность.
Чувство собственности, присущее
человеку, — одно из основных качеств, на котором базируется экономика. Именно
это качество побудило человечество создать сложнейший механизм закрепления за
отдельным индивидуумом его собственности. Собственность проявляется через права
владения, пользования, распоряжения материальными благами. Стремление иметь
собственность является самым сильным побудительным мотивом для трудовой
деятельности людей.
Одним из удивительнейших человеческих
качеств является природный гуманизм. Настолько сложна природа человека, что
наряду с погоней за собственной выгодой, людям не безразлично положение других
членов общества, их судьба. Многие оказывают помощь пострадавшим после
природных катаклизмов, помогают слабым и больным. По мере насыщения рынка
различного рода материальными благами покупатели начинают интересоваться не
только самими продуктами, которые они покупают для удовлетворения своих
потребностей, но и производителями, их гражданской позицией в обществе.
Все эти качества в совокупности
формируют экономическую жизнь общества, принципы взаимодействия отдельных его
членов. Их знание позволяет грамотно анализировать происходящие в хозяйственной
жизни процессы и правильно организовывать поведение своей фирмы на рынке.
Тема 3. Бизнес как экономические отношения.
Родовые признаки бизнеса
Бизнес и экономика — достаточно
близкие понятия. Субъекты экономики, иначе говоря, экономические субъекты
выступают участниками различных сделок, становясь тем самым и субъектами
деловых отношений. Между экономикой и бизнесом есть вместе с тем и различия.
Экономика — это общее понятие,
охватывающее макро- и микроуровни производства, обмена деятельностью и
потребления продукции, отражающее законы и закономерности развития отношений
между людьми.
Бизнес — конкретная характеристика
отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе
характеристика форм индивидуального и группового соперничества в определенных
исторических условиях и на основе определенного законодательства.
Для экономики безразличен характер
вступающих в состязательные отношения субъектов, она фиксирует внимание лишь на
самом наличии этих отношений. Для бизнеса же важно как раз наполнение этих
отношений конкретными приемами борьбы. Экономика ограничивается указанием на
необходимость конкуренции, в бизнесе учитывается, как — агрессивно, пассивно
или нейтрально — ведут себя конкуренты, почему они делают именно так, и как
исправить положение, если это необходимо.
Экономика лишь фиксирует наличие
правовых норм, для бизнеса последние являются объектом самого пристального
внимания.
Бизнес имеет свою стратегию и
тактику. Стратегическая цель бизнеса — максимизация выгоды (дохода, прибыли,
наживы, упрочение и приумножение своей собственности, изменение своего
положения в обществе) в процессе осуществления различных сделок. Тактическая
цель — реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым
конкретным контрагентом по каждому конкретному поводу с использованием
конкретных условий осуществления, сроков и предмета сделки. В условиях рыночной
экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные
товарно-денежными отношениями.
Иные особенности присущи бизнесу в
тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических
обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо,
наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующем их внутренней
природе. Так, в первобытной экономике, в период, предшествовавший первым
бартерным сделкам («товар» — «товар»), деловое общение, связанное с обменом
деятельностью, осуществлялось в рамках замкнутых экономических сообществ
(родов, племен, стад). И именно «деловая» природа этих первобытных
экономических контактов, деловой интерес участников первобытного производства и
привел в конечном итоге к распаду этих сообществ и к дифференциации населения.
Одни преуспели в своем бизнесе, и именно они стали захватывать ключевые
экономические и иные позиции в становящейся рабовладельческой формации, другие
терпели фиаско, постепенно попадая в рабскую или иную зависимость от своих
контрагентов.
При всем многообразии бизнеса он
имеет ключевые, родовые признаки, которые обязательно, так или иначе,
проявляются при деловых отношениях.
Таблица 3.1. Различия между бизнесом
и экономикой
|