В то же время в деятельности
уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с
нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в
исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом.[79]
На протяжении длительного времени
органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы,
вынуждены функционировать в условиях постоянного дефицита бюджетных средств,
выделяемых на их содержание. До 2000 года уголовно-исполнительная система
обеспечивалась финансовыми ресурсами на 60 процентов минимальных потребностей.[80] Предусмотренное федеральным
бюджетом на 2001 год увеличение финансирования в 1,7 раза по сравнению с 2000
годом не учитывает сложившийся в стране уровень инфляции и не обеспечивает в
полном объеме покрытие расходов на приобретение и ремонт автобронетехники,
средств связи, инженерно-технических средств охраны, специальной техники,
оплату коммунальных и транспортных услуг, капитальный ремонт объектов,
осуществление оперативно-розыскной деятельности и оплату льгот, установленных
государством для сотрудников исправительных учреждений.
Минюст России активно реализует обязательства, взятые на себя нашей
страной при вступлении в Совет Европы.
В целях безусловного исполнения федерального законодательства,
гарантирующего соблюдение конституционных, гражданских, экономических и иных
прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы, Минюстом России создана система ведомственного контроля, состоящая из
Управления по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы центрального аппарата,
отделов по соблюдению законодательства в федеральных управлениях Минюста России
по федеральным округам, а также отдела по правам человека в ГУИН Минюста России
и помощников начальников территориальных органов УИС по правам человека.
Основная задача системы – осуществление ведомственного контроля за
соблюдением в деятельности учреждений и органов УИС внутреннего
законодательства, международных правовых норм в области прав человека,
конституционных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений, а также сотрудников УИС.
Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в
деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста
России играет при этом организующую и координирующую роль.
Решение Минюста России о создании системы ведомственного контроля
позитивно воспринято и поддержано Советом Европы.
Поскольку проводимая государством уголовная политика направлена на
сокращение применения лишения свободы и развитие института наказаний без
изоляции от общества, предполагается усиление ведомственного контроля за
применением таких наказаний и их исполнением.
Повышенное внимание международных организаций, правительственных и
парламентских структур к проблеме соблюдения прав наиболее социально уязвимых
категорий граждан определяет необходимость тщательного контроля применительно к
интересам несовершеннолетних и женщин, содержащихся в УИС.
Важным направлением дальнейшей работы станет конструктивное взаимодействие
с государственными и негосударственными структурами, занятыми защитой прав
человека.
Это является серьезным шагом на пути обеспечения за должным
осуществлением сотрудниками УИС своих юрисдикционных полномочий.
В целях оперативного взаимодействия с российскими и международными
правозащитными организациями будет активно использоваться Интернет-сайт
Минюста, а в будущем организована «горячая линия», на которую родственники и
законные представители лиц, содержащихся под стражей, и осужденных,
правозащитники смогут направить информацию о нарушениях законности и прав
человека в деятельности УИС.
Развитие и укрепление института ведомственного контроля за соблюдением
законности и прав человека в УИС обусловит повышение эффективности деятельности
пенитенциарной системы и авторитета Минюста России в стране и за ее пределами.
Продолжается реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста
России. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. утверждена
федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации (2000-2006 годы)»,[81] выполнение которой позволит
дополнительно ввести 45,7 тыс. мест для арестованных, 215 тыс.кв.м жилой
площади для сотрудников, 1863 места в исправительных учреждениях и привлечь к
труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных.
Правительство РФ много внимания уделяет вопросам социальной реабилитации
как осужденных, так и граждан, освобождаемых из мест лишения свободы.
Продолжается процесс гуманизации условий отбывания наказания, соблюдения прав
человека, лишенного свободы, а также предупреждения распространения туберкулеза
и других инфекционных заболеваний в местах лишения свободы, что несомненно,
сказывается и на изменении круга полномочий сотрудников УИС в сторону усиления
их социальных и гуманитарных полномочий в процессе отбывания осужденным
наказания.
1. Конституция Российской
Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от
17.10.2005, № 42, ст. 4212.
2. Уголовно-исполнительный
Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ
от 13.01.1997, № 2, ст. 198, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1754.
3. Федеральный закон «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
// СЗ РФ от 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
4. Федеральный закон «О системе
государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от
11.11.2003) // СЗ РФ от 02.06.2003, № 22, ст. 2063, СЗ РФ от 17.11.2003, № 46
(ч. 1), ст. 4437.
5. Федеральный закон «О статусе
военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005) // СЗ РФ от
01.06.1998, № 22, ст. 2331, СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1483.
6. Федеральный закон «О воинской
обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 17.10.2005) // СЗ
РФ от 30.03.1998, № 13, ст. 1475, Российская газета от 20.10.2005, № 235.
7. Федеральный закон «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от
15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ от 17.07.1995, № 29, ст.
2759, СЗ РФ от 07.03.2005, № 10, ст. 763.
8. Закон РФ «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993
№ 5473-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 19.08.1993, № 33, ст. 1316, СЗ
РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
9. Закон РФ «О милиции» от
18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, №
16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.
10. Указ Президента РФ «Вопросы
Федеральной Службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 № 1314 (ред. от
12.07.2005) // СЗ РФ от 18.10.2004, № 42, ст. 4109, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29,
ст. 3037.
11. Указ Президента РФ «Вопросы
прохождения военной службы» от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 17.04.2003) (вместе с
«Положением о порядке прохождения военной службы») // СЗ РФ от 20.09.1999, №
38, ст. 4534, СЗ РФ от 21.04.2003, № 16, ст. 1508.
12. Указ Президента РФ «О передаче
уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской
Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» от 28.07.1998 №
904 (ред. от 08.05.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3841, СЗ РФ от
09.05.2005, № 19, ст. 1787.
13. Указ Президента РФ «О реформировании
уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской
Федерации» от 08.10.1997 № 1100 // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41, ст. 4683.
14. Постановление Правительства РФ «О
федеральной целевой Программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы
на 2002 – 2006 годы» от 29.08.2001 № 636 (ред. от 09.06.2005) // СЗ РФ от
17.09.2001, № 38, ст. 3743, СЗ РФ от 20.06.2005, № 25, ст. 2503.
15. Приказ Минюста РФ «О мерах по
реализации Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-фз и Указов Президента
Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 и от 28 июля 1998 Г. № 904» от
24.03.1999 № 56 (ред. от 15.07.2003) (вместе с «Положением о Главном Управлении
исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации») // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26.04.1999, №
17, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от
08.12.2003, № 49.
16. Анопко В. Влияние гуманизации
уголовного законодательства на изменение численности и состава осужденных //
Преступление и наказание. – 2003. – № 6.
17. Бахрах Д.Н. Административное право
России. – М., 2000.
18. Всеобщая декларация прав человека //
Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А.
Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. – М.: Издательство «НОРМА», 2002.
19. Военное право: Учебник. Серия «Право
в Вооруженных Силах – консультант». – М.: За права военнослужащих, 2004.
20. Государственная служба / Под ред.
А.В. Оболонского. – М., 1999.
21. Гришковец А.А. Проблемы соотношения
норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере
государственной службы // Государство и право. – 2002. – № 12.
22. Громов В.Г. Уголовно-исполнительный
кодекс РФ и цели наказания // Следователь. – 1999. – № 1.
23. Даль В. Толковый словарь живого
великорусского языка. – 1982. – Т. 4.
24. Жулин А.Б. Показатели
результативности как основа административной реформы / Состояние и механизмы
модернизации российского государственного управления. – М., 2004.
25. Зубарев С.М. Правовое обеспечение
реформы уголовно-исполнительной системы: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. –
М., 1999.
26. Зубарев С.М., Хуторская Н.Б. Вопросы
совершенствования правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной
системы // Преступление и наказание. – 1999. – № 9.
27. Зубков А.И. Карательная политика
России на рубеже тысячелетий. – М., 2000.
28. Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы
реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал
российского права. – 2002. – № 5.
29. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его
социальная роль: теория и практика. – М., 2002.
30. Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной
А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере
госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. – 2004. – № 6.
31. Калинин Ю. Н. Краеугольные задачи
реформирования преступления и наказания // Преступление и наказание. – 2001. –
№ 7.
32. Комментарий к
Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под общ. ред. проф. О.О. Миронова; науч.
ред. проф. А.С. Михлин и проф. В.И. Селиверстов. – М., 2003.
33. Комментарий к
Уголовно-исполнительному Кодексу Российской Федерации / Под ред. А. И. Зубкова.
– Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
34. Кудашкин А.В. Военная служба в
Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – СПб.:
Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
35. Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека: Сборник
документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. – М.:
Издательство «НОРМА», 2002.
36. Научно-практический комментарий к
Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и
перераб. – М.: Спарк, 2001.
37. Основные показатели деятельности
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в 2002 году. Ежегодный
статистический сборник. – Тверь, 2003.
38. Основные принципы обращения с
заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов /
Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА,
2002.
39. Охотский Е.В. Правовой статус
государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. – 2003.
– № 9.
40. Пономарев П.Г. Международно-правовые
стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. –
Рязань, 1994.
41. Рябинин А.А. Проблемы наказания на
новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного
законодательства. Домодедово, – 2000.
42. Селиверстов В.И. Теоретические
проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. – М., 1992.
43. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое
регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни //
Российская юстиция. – 1997. – № 5.
44. Селиверстов В.И., Шмаров И.В.
Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения // Законность. –
1997. – № 5.
45. Советский энциклопедический словарь.
– М., 1989.
46. Старков О.В., Милюков С.Ф.
Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ. – СПб., 2001.
47. Стручков Н.А. Курс
исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. – М., 1984.
48. Уголовно-исполнительная система в
2001-2002 годах (сравнительный анализ): Информационно-аналитический сборник. –
Тверь, 2003.
49. Уголовно-исполнительное право
России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2001.
50. Уголовно-исполнительное право: Учебник
/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.
51. Уголовно-исполнительное право:
Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. – М.: БЕК, 1996.
52. Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный
научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С.
Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. – М.: Агентство (ЗАО)
«Библиотечка «Российской газеты», 2004.
53. Уткин В.А. Европейские тюремные
правила и проблемы их реализации. – Томск: ТГУ, 1996.
54. Уткин В.А. Международные стандарты
обращения с осужденными и проблемы их реализации. – Томск: ТГУ, 1998.
55. Философский словарь. – М., 1931.
[1] Конституция Российской Федерации (с изм. от
14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
[2] Федеральный закон «О системе государственной службы
Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ от
02.06.2003, № 22, ст. 2063, СЗ РФ от 17.11.2003, № 46 (ч. 1), ст. 4437.
[3] Федеральный закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ от 02.08.2004, №
31, ст. 3215.
[4] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
– 1982. – Т. 4. – С. 224.
[5] Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм
административного и трудового права при регулировании отношений в сфере
государственной службы // Государство и право. – 2002. – № 12. – С. 11 – 24.
[6] Охотский Е.В. Правовой статус государственного
служащего Российской Федерации//Государство и право. – 2003. – № 9. – С.
19.
[7] См. об этом: Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной
А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере
госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. – 2004. – № 6. – С. 27.
[8] Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.,
2000. – С. 223.
[9] Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. –
М., 1999. – С. 124 – 125.
[10] Жулин А.Б. Показатели результативности как основа
административной реформы/Состояние и механизмы модернизации российского
государственного управления. – М., 2004. – С. 81.
[11] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от
27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005) // СЗ РФ от 01.06.1998, № 22, ст. 2331,
СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1483.
[12] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной
службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 17.10.2005) // СЗ РФ от 30.03.1998, №
13, ст. 1475, Российская газета от 20.10.2005, № 235.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|