Юрисдикционные полномочия сотрудников уголовно-исполнительной системы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7
§ 1.
Полномочия гражданских служащих. 7
§ 2.
Полномочия военных государственных служащих. 15
§ 3.
Полномочия служащих правоохранительных органов. 21
ГЛАВА
2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ.. 26
§ 1.
Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной
системы в постсоветский период (в период нахождения в системе МВД) 26
§ 2.
Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной
системы после перехода УИС в ведение Минюста РФ.. 42
§ 3.
Современные юридические полномочия, применяемые сотрудниками
уголовно-исполнительной системы ФСИН.. 59
§ 4.
Перспективы развития юридических полномочий, применяемых сотрудниками
уголовно-исполнительной системы.. 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 83
Уголовно-исполнительная система,
являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет
собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные
меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей
обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Эта система является
многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения
свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к
труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит
санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается
оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными
и контроле за их поведением.
Юрисдикционные полномочия служащих
уголовно-исполнительной системы направлены, в первую очередь, на решение
основных задач уголовно-исполнительного законодательства – регулирование
порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств
исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание
осужденным помощи в социальной адаптации.
Целями их законодательного закрепления
являются обеспечение эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшение
условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, приближение
их к международным стандартам обращения с заключенными, повышение качества
воспитательного процесса, создание реальных условий для последующей социальной
реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, а также
совершенствование форм и методов производственно-хозяйственной деятельности
уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду,
реформирование производственного потенциала системы. Кроме того, предполагается
существенно повысить уровень социальной защищенности и профессиональной
подготовки работников уголовно-исполнительной системы.
Реформирование уголовно-исполнительной
системы, начатое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля
1998 г. № 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской
Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь
динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в
исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между
персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат
в коллективах сотрудников.
В то же время в деятельности
уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с
нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в
исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом.
В том числе, это относится и к
реформированию юрисдикционных полномочий государственных служащих, занятых в
УИС.
Этим и
обусловлена актуальность сформулированной темы дипломной работы, которая
позволяет не только определить новые подходы к исследованию института
юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, но и систематизировать накопленные
международным опытом, юридической наукой, знания.
Степень научной
разработанности проблемы. Понятие института юрисдикционных полномочий
сотрудников УИС практически не используется в юридической науке и
правоприменительной практике.
Отдельные проблемы правового регулирования
юрисдикционных полномочий сотрудников УИС редко рассматривались в правовой
науке. Общетеоретические аспекты разрабатывали такие ученые, как Зубарев С.М., Зубков
А.И., Селиверстов В.И., Стручков Н.А., Уткин В.А., Шмаров И.В. и др.
В дипломной работе также используются
работы ученых в сфере уголовно-исполнительного и других отраслей права – Иванова
С.А., Иванкиной С.А., Куренного А.М., Маврина С.П., Хохлова Е.Б., Громова В.Г. а
также других авторов, комментарии к уголовно-исполнительному законодательству,
учебники уголовно-исполнительного права.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и
степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный
теоретико-правовой анализ проблем института юрисдикционных полномочий
сотрудников УИС, проведенный по следующим направлениям:
– всесторонний анализ правовых актов, действующих в
Российской Федерации как источников правового регулирования юрисдикционных
полномочий сотрудников УИС;
– выявление сущности и значения института
юрисдикционных полномочий сотрудников УИС;
– рассмотрение проблем применения права в области
реализации норм о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС.
В рамках данных направлений предполагается решить
следующие задачи:
– выявить тенденции развития норм российского законодательства
о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС в свете их унификации с
международными стандартами обращения с заключенными;
– определить понятие, формы, сущность и значение института
юрисдикционных полномочий сотрудников УИС;
– проанализировать законодательство Российской Федерации
о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС.
Объект и предмет исследования определяются тематикой
работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы являются институт
юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, как теоретическая категории и как
правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и
изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как
внутригосударственных, принятых на федеральном уровне, так и международно-правовых
документов.
Методологической основой исследования является
диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные,
а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и
дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью
которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа,
системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил
конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе,
следует отнести формально-юридический метод, исторический,
сравнительно-правовой методы.
Данные методы позволили наиболее последовательно и
полно рассмотреть различные аспекты института юрисдикционных полномочий
сотрудников УИС в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на
нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство,
затрагивающее вопросы юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, положения
международных договоров.
Научная новизна исследования заключается в том, что
оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа
института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС как одного из институтов
уголовно-исполнительного права.
Система государственной службы включает
в себя следующие виды государственной службы:
– государственная гражданская служба;
– военная служба;
– правоохранительная служба.
Военная служба и правоохранительная
служба являются видами федеральной государственной службы (ст. 2 Федерального
закона «О системе государственной службы РФ»[2]).
Гражданский служащий – гражданин
Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской
службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную
деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о
назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное
содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской
Федерации (ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»[3]).
Статья посвящена определению понятия «гражданский
служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода,
деятельность, жизнь для других, полезное дело.[4]
Законодательное закрепление понятия «гражданский
служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной
группы, но и для восстановления российских исторических традиций – «чести в
службе Отечеству».
Предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции
Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе означает
равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку
партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право
нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в
системе государственного управления и соответствующая «пирамида» должностных
лиц. От гражданских служащих всех уровней требуется осуществление части
компетенции органа государственной власти и управления, закрепленной в
функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных
интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданский служащий, чем
выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти,
тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.
Отсюда вытекает объективная
необходимость дифференциации должностей гражданской службы.
Законодатель подразделяет все должности
государственной гражданской службы на категории и группы.
В части 2 статьи 9 ФЗ «О
государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории
должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники),
специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных
полномочий у этих категорий неодинаков.[5]
Должности руководителей выделяются из
общей системы должностей государственной гражданской службы наличием широких
административно-распорядительных полномочий совершать действия, влекущие
юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные
указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать
и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
Таким образом, должность руководителя в
системе должностей гражданской службы является ключевой. Ее правовой статут
позволяет гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и
контрольные функции, направление деятельности государственного органа и его
коллектива, официально представлять государственный орган во внешних сношениях
внутри страны и за рубежом.
Соответствие статута должности
руководителя и системы квалификационных требований, предъявляемых к этой
должности, призвано обеспечивать эффективное исполнение полномочий
государственного органа. Поэтому статут должности руководителя определяется в
законах, подзаконных актах о соответствующем государственном органе.[6]
Объем административно-распорядительных
полномочий у руководителей различного ранга неодинаков. Закон выделяет
следующие уровни руководителей:
– должности руководителей и
заместителей руководителей государственных органов и их структурных
подразделений (департаментов);
– должности руководителей и
заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и их структурных подразделений;
– должности руководителей и
заместителей руководителей представительств государственных органов и их
структурных подразделений.
При этом Закон не проводит различия,
замещаются ли должности указанных руководителей на определенный срок полномочий
или без ограничения такого срока.
Всем категориям руководителей свойствен
ряд характерных признаков:
– имеют право совершать юридические
властные действия в отношении подчиненных или подконтрольных им гражданских
служащих;
– реализуют свои полномочия в целях
осуществления компетенции возглавляемого государственного органа или его
структурного подразделения;
– осуществляют деятельность,
содержанием которой является подготовка и принятие решений;
– используют в своей деятельности
различные неправовые формы: совещания, дачу указаний, проведение консультаций и
т.п.;
– осуществляют контроль за выполнением
принятых решений;
– применяют
административно-юрисдикционные и дисциплинарные взыскания.
Лица, замещающие должности
руководителей, обладают наиболее широкими полномочиями по сравнению с другими
категориями гражданских служащих.
Эти административно-распорядительные
полномочия касаются самых разнообразных вопросов, но все они связаны
исключительно с компетенцией конкретного государственного органа.
Следующая категория должностей
гражданской службы – это должности, учреждаемые «для содействия» лицам,
замещающим государственные должности, руководителям государственных органов,
руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их
полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц или руководителей. Это так называемые патронажные должности
гражданской службы (от лат. patronus – покровитель).[7]
Гражданские служащие на данные должности
подбираются исходя из принципа властно-политической преданности и в
соответствии с персональными рекомендациями. Учитываются их предшествующие
личные действия в поддержку власти, прошлая политическая ориентация, социальное
и семейное происхождение и положение. Продвижение по службе является следствием
исключительно оценки «патрона», то есть «сверху», индивидуальных действий и
профессионализма гражданского служащего, его политической и личной преданности.
Должности помощников (советников) – это
должности гражданской службы, замещаемые по личному решению патрона. В
Российской Федерации все лица, замещающие государственные должности, а также
руководители государственных органов вправе самостоятельно принимать на
гражданскую службу граждан из числа доверенных лиц на должности помощников,
советников и др.
Например, в федеральном министерстве
министр – государственная должность Российской Федерации, не относится к
должностям гражданской службы; помощник, советник, консультант, секретарь
министра – должности категории помощника.[8]
Назначение этой категории должностей
гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в
целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на
государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти
функции могут быть представлены в следующем виде:
– разработка и внесение предложений по
актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;
– систематическая информация и
консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических
материалов;
– участие в подготовке проектов
решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
– осуществление контроля за ходом
выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность
которого обеспечивается;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|