– внесение предложений о необходимости
разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;
– участие в подготовке докладов, а
также иных материалов;
– участие в подготовке и проведении
поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
– выполнение иных поручений лица,
занимающего государственную должность или должность руководителя
государственного органа.
Как видно, лица, замещающие должности категории
«помощники (советники)», обязаны оказывать лицам, замещающим государственные
должности или должности руководителей, постоянную и всестороннюю помощь в
формировании и реализации государственной политики в сфере деятельности
соответствующего государственного органа. Соответственно ответственность таких
гражданских служащих абсолютна перед их «патронами» и перед теми, кто их
выдвигал (чаще всего эти две категории совпадают).
Полномочия лиц, замещающих должности
помощников (советников), прекращаются с окончанием срока пребывания на
государственной должности или должности руководителя лица, деятельность
которого они непосредственно обеспечивали.
Следующая категория должностей
гражданской службы, которые выделяются в Законе, – это должности специалистов.
Они учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными
органами установленных задач и функций и замещаются без ограничения срока
полномочий. В Администрации Президента РФ, например, к этой категории
должностей гражданской службы относятся должности начальника отдела в составе
управления Администрации Президента РФ, консультанта, специалиста-эксперта,
референта и т.д.[9]
Должности гражданской службы категории «специалист»
в аппарате федерального органа исполнительной власти – главный, ведущий,
старший, младший специалисты. Особенность этой категории должностей гражданской
службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены
в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, но
учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так
же, как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит
от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской
службы в реализации компетенции данного государственного органа. Вместе с тем
следует подчеркнуть, что учреждение должностей гражданской службы категории «специалист»
является правом государственных органов и осуществляется ими «в режиме
усмотрения», а наименование должности гражданской службы не может быть изменено
государственным органом.
Согласно Закону должности
вспомогательно-технического (обеспечивающего) персонала также являются
должностями государственной гражданской службы. К их числу относятся должности
специалистов в области организационного, информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности
государственных органов. Эти должности также предусматриваются в штате
государственного органа, и на лиц, замещающих их, распространяется статус
гражданского служащего и соответственно льготы, гарантии и компенсации,
ограничения и ответственность, установленные для гражданских служащих.[10]
Должности категории «обеспечивающие
специалисты» замещаются без ограничения срока полномочий.
Наличие разных статусов государственных
должностей в государственных органах позволяет говорить о схожести структуры
должностей гражданской службы в Российской Федерации со структурой должностей
государственной (публичной) службы в зарубежных государствах.
Законодатель подразделяет все должности
гражданской службы на 5 групп:
1) младшие;
2) старшие;
3) ведущие;
4) главные;
5) высшие.
Между тем не все категории должностей
гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие
специалисты» имеются лишь четыре группы должностей: главные, ведущие, старшие и
младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело в категории
должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и
старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует
группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий
«руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют не
только группы младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих
категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы
должностей гражданской службы.
Отнесение должностей категорий «руководители»
и «помощники (советники)» к самым высоким классификационным группам 1-ой – 3-ей
объясняется самыми высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к
лицам, замещающим эти должности. Они должны выполнять на указанных должностях
одновременно несколько важных социальных ролей: политика, эксперта и аналитика,
специалиста в своей сфере профессиональной деятельности и
руководителя-управленца, возглавляющего коллектив гражданских служащих. Столь
же высокопрофессиональной и высокоответственной является должность помощника
(советника) лица, замещающего государственную должность или руководителя
государственного органа.
Статус (правовое положение)
военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным
законом «О статусе военнослужащих»,[11]
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»[12] от 28 марта 1998 г., другими
федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами
Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской
Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих – совокупность
прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и
ответственности военнослужащих, установленных законодательством.
Объем и реальное содержание прав,
свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих
факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
во-первых, военнослужащие обладают
гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой
статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие
всем гражданам;
во-вторых, военнослужащие выполняют
обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с
необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с
риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового
статуса – общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих,
конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не
должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и
безопасности, т.е. они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или
иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством
предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций
государства.
Таким образом, права и свободы
военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей
их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и
органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»
предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения
военнослужащих в указанных правах и свободах.
Каждый военнослужащий имеет должностные
обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения
порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности
определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями,
положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.
Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать
военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.[13]
В то же время военнослужащие,
находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном
нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в
других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности,
устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил
Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего
задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и
носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в
состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго
определенное время в соответствии с предназначением караула.
Для исполнения специальных обязанностей
военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются
законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например,
в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ
часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами:
применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования,
определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны
беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определенным лицам – начальнику
караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других
начальников (в том числе своего непосредственного и прямых).
Кроме должностных и специальных
обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем
военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с
прохождением военной службы.
К общеслужебным обязанностям
военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей,
запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в
ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не
противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.[14]
Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено
спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и
безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического
нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления
властью.
Права военнослужащих, связанные с
прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность
их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними
часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные
особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод.
Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными
правами военнослужащих, а с другой – образуют самостоятельное субъективное
право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные
преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное
или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.
Став военнослужащим, гражданин
включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы,
состоящей из трех элементов: занимаемая воинская должность (1); наличие
конкретного воинского звания (2); соответствующих штату (3) воинской части,
органа военного управления, иного военного учреждения или организации.
Под штатом воинской части понимается
документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру,
численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также
предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений,
должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно – учетных
(учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов)
военнослужащих.[15]
Должностью определяется характер
выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и
функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности,
обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к
его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным
связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.
Так, комплексом обязанностей,
соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в
различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об
органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации,
положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и
т.д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся,
во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в
котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых,
между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе
осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус
должности).
Таким образом, воинская должность есть
учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в
государственной военной организации или федеральном органе исполнительной
власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба,
отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.[16]
Должностные полномочия представляют
собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса
должности. Если компетенция государственного органа – это система его
полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то
правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей
государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность
персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с
осуществлением государственных функций (применительно к военной службе – в
сфере обороны и безопасности).
Каждый военнослужащий имеет должностные
обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения
порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности
определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями,
положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.
Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать
военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.
Военнослужащий может занимать только
одну воинскую должность или иную должность (например, государственного
служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О
воинской обязанности и военной службе»[17]).
Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской
должности, которую он не занимает, При этом он освобождается от исполнения
обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской
должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной
службы[18]).
Каждой воинской должности (должности)
должно соответствовать одно воинское звание, т.е. не допускается утверждение
перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные
должности (например, подполковник – полковник).
П. 3 статьи 42 Закона устанавливает
порядок утверждения воинских должностей.
Президент Российской Федерации
утверждает:
– единый перечень воинских должностей,
подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
– общее количество воинских должностей,
подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Министр обороны РФ, руководитель иного
федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом
предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских
должностей.[19]
В указанных перечнях определяются
воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола,
гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|