Обычно
полномочия соответствующих служащих правоохранительных органов определяются на
основании специального законодательства.
Так, Закон «О
милиции» (ст. 11)[20]
предоставляет сотрудникам последней право:
1) требовать от граждан и должностных
лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также
действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной
деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов
государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления,
представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения
правонарушения или происшествия;
2) проверять у граждан и должностных
лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания
подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения,
а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие,
боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства
или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным
законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать
указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных
оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц
разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие
определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию
законодательством Российской Федерации;
3) вызывать граждан и должностных лиц
по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в
случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством
и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных
лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
4) получать от граждан и должностных
лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
5) составлять протоколы об
административных правонарушениях, осуществлять административное задержание,
применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных
правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших
либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты,
проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц
объяснения, производить в установленном федеральным законом порядке их личный
досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью
которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые
милицией территории и объекты;
6) производить в предусмотренных
законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
7) задерживать и содержать под стражей
в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также
лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
8) задерживать и содержать в милиции на
основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от
исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей
передачи их соответствующим органам и учреждениям;
9) задерживать и доставлять в
специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в
установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного
характера;
10) задерживать и доставлять в
приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и
порядке, предусмотренных законом;
11) доставлять в медицинские учреждения
либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления
лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших
способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей
обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в
жилище – по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания
полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья,
жизни и имущества;
12) задерживать военнослужащих,
подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения,
до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских
частей или военным комиссарам;
13) вносить в соответствии с законом в
государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для
рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств,
способствующих совершению правонарушений;
14) осуществлять предусмотренные
законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и
использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей
деятельности информационные системы, видео– и аудиотехнику, кино и
фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не
причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
15) производить регистрацию,
фотографирование, звукозапись, кино– и видеосъемку, дактилоскопирование лиц,
заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или
занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых
административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении
административного правонарушения при невозможности установления их личности, и
иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) осуществлять оперативно-розыскную
деятельность в соответствии с федеральным законом;
17) применять предусмотренные законом
меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также
осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы,
либо наказание назначено условно;
18) входить беспрепятственно в жилые и
иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и
в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных
полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный
случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной
безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях,
эпизоотиях и массовых беспорядках.
О всех случаях проникновения в жилище
против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24
часов;
19) проводить в установленном законом
порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или
административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя
или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в
медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для
подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного
рассмотрения дела о правонарушении;
20) производить по решению начальника
органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление
(блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных
бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае
эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий,
нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске
совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр
транспортных средств.
При этом милицией принимаются меры к
обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного
хозяйства в данной местности;
21) производить в соответствии с
законодательством Российской Федерации личный досмотр пассажиров, ручной клади
и багажа на воздушном транспорте;
22) временно ограничивать или запрещать
движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать
граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или
покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества
граждан, проведения следственных и розыскных действий; и т.д.
Аналогичные нормы содержатся и в иных
нормативных актах, регулирующих прохождение государственной службы в том или
ином правоохранительном органе (прокуратуре, ФСБ, ФСКН и т.д.).
Первоначально
уголовно-исполнительная система находилась в ведении МВД РФ,
Главное
управление исполнения наказаний (ГУИН) Министерства внутренних дел Российской
Федерации являлось центральным органом управления единой
уголовно-исполнительной системы, являлось самостоятельным структурным
подразделением МВД России, обеспечивающим организацию исполнения
законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности УИС.
Начальник
Главного управления назначался на должность и освобождается от должности
Министром внутренних дел Российской Федерации.
Правовую
основу деятельности Главного управления составляли Конституция Российской
Федерации, Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы», Исправительно-трудовой кодекс
РСФСР, иные правовые акты Российской Федерации, а также правовые акты субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их
полномочий, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и
Положение о нем от 25.01.1995 № 2.[21]
Основными
задачами ГУИН являлись в тот период организация исполнения уголовных наказаний
в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, организация
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, обеспечение
правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных
изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на
территориях этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны
объектов УИС, организация привлечения осужденных к труду на собственных производствах
учреждений, исполняющих наказания, предприятиях учреждений, исполняющих
наказания, предприятиях любых организационно-правовых форм, а также в виде
предпринимательской деятельности, организация обеспечения основного общего и
начального профессионального образования и профессиональной подготовки
осужденных, обеспечение надлежащих условий отбывания наказаний, охраны здоровья
осужденных и заключенных, содействие другим правоохранительным органам в
осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в работе по предупреждению,
раскрытию и расследованию преступлений.
Организация
жизнедеятельности Главного управления, других подразделений УИС и жилищного
фонда УИС, финансирование их расходов в пределах выделенных в установленном
порядке ассигнований и лимитов, а также средств, полученных из других законных
источников, развитие и укрепление материально-технической базы и социальной
сферы УИС.
Организация
работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений УИС, обеспечение
правовой и социальной защиты, личной безопасности работников УИС, членов их
семей, организация профессиональной подготовки.[22]
Для выполнения
стоящих перед ним задач Главное управление:
Осуществляло
руководство территориальными органами управления УИС, подразделениями УИС
центрального подчинения, создает условия для их жизнедеятельности.
Организовывало в
соответствии с законодательством Российской Федерации, приговорами,
постановлениями и определениями судов рациональное размещение осужденных и
заключенных в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах
согласно лимиту мест, установленному Правительством Российской Федерации для
каждого вида учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов,
принимает меры к соблюдению прав осужденных и заключенных, норм их
материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания.
Осуществляло в
установленном порядке перевод осужденных и заключенных из одного учреждения,
исполняющего наказания, или следственного изолятора в другое, а также передачу
осужденных на основе межгосударственных соглашений в государства, гражданами
которых они являются.
Осуществляло
контроль за точным и неукоснительным исполнением приговоров, постановлений и
определений судов в отношении осужденных и заключенных, организует исполнение
режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных
изоляторах, принимает меры по совершенствованию изоляции осужденных и
заключенных, надзора за ними, контроля за выполнением ими своих обязанностей.
Осуществляло
непрерывный контроль за оперативной обстановкой в УИС, в том числе через
систему дежурных частей, проводит служебные проверки случаев чрезвычайных
происшествий, имеющих серьезные негативные последствия и резко осложнивших
оперативную обстановку, устанавливает и анализирует их причины, вырабатывает
меры по предотвращению подобных случаев.
Организовывало
оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих наказания, и
следственных изоляторах, принимает меры по ее совершенствованию,
взаимодействует с оперативными, следственными и другими аппаратами
горрайорганов внутренних дел в предупреждении, выявлении и раскрытии
преступлений. Оказывает содействие оперативным аппаратам других правоохранительных
органов.
Организовывало
охрану учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и их
объектов, а также конвоирование осужденных, содержащихся в этих учреждениях, в
пределах предоставленных полномочий.
Создавало при
учреждениях, исполняющих наказания, специальные подразделения для обеспечения
охраны объектов УИС и конвоирования осужденных и заключенных, содержащихся в
учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а при
территориальных органах управления УИС – специальные подразделения для
обеспечения безопасности объектов УИС (отряды специального назначения – ОСН),
организует деятельность этих подразделений.
В соответствии с
установленным Министром внутренних дел Российской Федерации порядком
координировало взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы, с подразделениями и частями внутренних войск
МВД России.
Разрабатывало и
осуществляло меры по формированию и развитию у осужденных личных качеств и
навыков, стимулирующих у них заинтересованность в исправлении, соблюдении
требований закона и принятых в обществе правил поведения, организует
обеспечение основного общего и начального профессионального образования и
профессиональной подготовки осужденных, а также воспитательного процесса сред
несовершеннолетних осужденных.
Организовывало
использование методик и программ психолого-педагогического воздействия на
осужденных, а также помощи, в том числе финансовой, религиозных и общественных
объединений и родственников осужденных для исправления их поведения.[23]
Организовывало
исполнение актов амнистии и помилования.
Совместно с
соответствующими подразделениями МВД России обеспечивало учреждения, исполняющие
наказания, следственные изоляторы и территориальные органы управления УИС
инженерно-техническими средствами охраны, надзора за осужденными, специальными
средствами защиты и активной обороны, связи, оружием, боеприпасами, боевой и
специальной техникой. Организует их применение и осуществляет контроль за их
распределением, хранением и использованием. В установленном порядке организует
обеспечение осужденных продовольствием и вещевым имуществом.
Осуществляло
подготовку нормативных документов по использованию инженерно-технических
средств охраны, специальных средств защиты и активной обороны, связи, оружия,
боеприпасов, боевой и специальной техники, необходимых для обеспечения
деятельности УИС, готовит предложения о принятии на вооружение УИС их новых
образцов.
Осуществляло
права по владению, пользованию и распоряжению имуществом УИС, принимает все
необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Закрепляло на
договорной основе имущество за учреждениями, исполняющими наказания, предприятиями
учреждений, исполняющих наказания, территориальными органами управления УИС, а
также предприятиями, специально созданными для обеспечения деятельности УИС,
научно-исследовательскими, проектными, лечебными, учебными и иными
учреждениями, входящими в УИС, на праве полного хозяйственного ведения либо
оперативного управления и определяет их полномочия в вопросах владения,
пользования и распоряжения закрепленным имуществом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|