предложения по изменению вида режима и
лимита наполнения учреждений, исполняющих наказания;
предложения о создании изолированных
участков с различными видами режима в учреждениях, исполняющих наказания;
предложения о создании помещений,
функционирующих в режиме следственного изолятора, в учреждениях, исполняющих
наказания;
предложения о принятии на вооружение
уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники и специальных
средств для последующего представления в Правительство Российской Федерации;
проекты нормативных правовых актов и
предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по
вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России;
проект перечня должностей высшего
начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и
соответствующих этим должностям специальных званий для последующего
представления Президенту Российской Федерации;
предложения по установлению в
соответствии с законодательством Российской Федерации перечня должностей,
замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава ФСИН
России, и соответствующих этим должностям специальных званий;
предложения о назначении на должность и
освобождении от должности заместителей директора и руководителей
территориальных органов ФСИН России;
представления о присвоении сотрудникам
ФСИН России первых специальных званий среднего и старшего начальствующего
состава, специальных званий среднего и старшего начальствующего состава
досрочно или на ступень выше предусмотренного по занимаемой должности, специального
звания полковника внутренней службы, а также представления о присвоении
специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам ФСИН России;
предложения о представлении к
награждению государственными наградами Российской Федерации работников
уголовно-исполнительной системы, а также лиц, оказывающих содействие
уголовно-исполнительной системе в решении возложенных на нее задач;[62]
4) утверждает:
штатное расписание центрального
аппарата ФСИН России в пределах установленных Президентом Российской Федерации
численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФСИН России;
структуру и штатное расписание
территориальных органов ФСИН России;
смету расходов на содержание работников
ФСИН России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете;
положения о структурных подразделениях
ФСИН России, ее территориальных органах;
положения об экспертных,
консультативных и совещательных органах и составы этих органов;
планы проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и организует контроль
за внедрением их результатов;
состав центральной аттестационной
комиссии;
правила внутреннего распорядка;
5) принимает решения:
о создании, реорганизации и ликвидации
территориальных органов ФСИН России в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
об учреждении, реорганизации и
ликвидации предприятий учреждений, исполняющих наказания;
6) организует, реорганизует и
ликвидирует в соответствии с законодательством Российской Федерации органы
управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, по согласованию с
Государственной противопожарной службой МЧС России утверждает положения о них;
7) издает в пределах своей компетенции
индивидуальные правовые акты, а также организует проверку их исполнения;
8) отменяет противоречащие
законодательству Российской Федерации акты, изданные руководителями учреждений
и органов уголовно-исполнительной системы, если иной порядок не установлен
законодательством Российской Федерации;
9) проводит в установленном
законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает
государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд уголовно-исполнительной системы;
10) принимает в соответствии с
законодательством Российской Федерации решения о приеме на службу (работу) в
уголовно-исполнительную систему, увольнении со службы (работы), приостановлении
службы (работы) работников уголовно-исполнительной системы;
11) назначает на должность и
освобождает от должности работников уголовно-исполнительной системы, за
исключением лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых
осуществляется Президентом Российской Федерации или Министром юстиции Российской
Федерации;
12) определяет перечень (номенклатуру)
должностей в уголовно-исполнительной системе, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляется руководителями территориальных органов
ФСИН России, и полномочия этих руководителей по присвоению сотрудникам ФСИН
России специальных званий до подполковника внутренней службы включительно;
13) присваивает в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, сотрудникам ФСИН России
специальные звания до подполковника внутренней службы включительно;
14) решает в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым
законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в
ФСИН России;
15) решает в пределах своей компетенции
и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о
присвоении федеральным государственным гражданским служащим ФСИН России
классных чинов;
16) учреждает ведомственные награды,
имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды огнестрельного и
холодного оружия, для награждения в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, работников уголовно-исполнительной системы, а также лиц,
оказывающих содействие уголовно-исполнительной системе в решении возложенных на
нее задач;
17) устанавливает работникам
уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской
Федерации надбавки, вознаграждения и другие дополнительные выплаты в пределах
средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСИН России;
18) учреждает по согласованию с
Минюстом России именные стипендии, определяет порядок их присуждения курсантам
и слушателям образовательных учреждений профессионального образования ФСИН
России и образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с
дополнительными образовательными программами, имеющими целью специальную
подготовку несовершеннолетних граждан, а также учреждает премии в области
литературы и искусства за произведения, пропагандирующие деятельность
уголовно-исполнительной системы;
19) решает вопросы поощрения работников
уголовно-исполнительной системы и применения к ним мер дисциплинарного
взыскания;
20) заключает в соответствии с
законодательством Российской Федерации контракты о продлении срока службы с
отдельными работниками уголовно-исполнительной системы, достигшими предельного
возраста пребывания на службе, за исключением лиц, замещающих должности высшего
начальствующего состава;
21) решает в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, вопросы, связанные с командированием
работников уголовно-исполнительной системы в пределах Российской Федерации, а
также за рубеж;
22) распоряжается в соответствии с
законодательством Российской Федерации финансовыми средствами, выделяемыми из
федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы;
23) определяет нормы и порядок
расходования финансовых средств на проведение мероприятий, связанных с
осуществлением оперативно-разыскной деятельности;
24) осуществляет прием граждан,
рассматривает жалобы и заявления, принимает по ним решения, проводит служебные
проверки по фактам нарушения законности и чрезвычайным происшествиям;
25) осуществляет другие полномочия в
соответствии с законодательством Российской Федерации.[63]
ФСИН России является юридическим лицом,
имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а
также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Финансирование расходов на содержание
центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений,
исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и
учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете.
Современный период развития нашего
общества, характеризующийся коренными изменениями базисных и надстроечных
структур, позволил по-новому взглянуть на систему учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания, на порядок и условия исполнения уголовных
наказаний, права осужденных.
Вопросы, связанные с обеспечением
реализации осужденными своих прав и обязанностей, приобрели в настоящее время
первостепенное значение.
Принятие Уголовно-исполнительного
кодекса РФ 1996 года, бесспорно, явилось важным этапом в реформировании
уголовно-исполнительной системы, ее отдельных институтов и норм. Достоинством
настоящего нормативного акта является регламентация в нем исполнения всех видов
наказаний, предусмотренных нормами Общей части Уголовного кодекса Российской
Федерации, что позволило ему значительно наполнить в содержательном аспекте
конкретные виды наказаний новыми карательными элементами, в том числе и те,
которые, по справедливому замечанию А.И. Зубкова «потребуют исключительно
больших затрат и эффективность которых, в свою очередь, весьма проблематична».[64]
Принципиально новым в УИК РФ является
формулирование целей уголовно-исполнительного законодательства. Отношение к
данной новелле, надо сказать, неоднозначное. Стараясь прояснить ситуацию в этом
вопросе, руководствуясь тем, что цель – «это предвосхищение в сознании
результата, на достижение которого направлены действия»,[65] «идеальное, мысленное
предвосхищение результата деятельности»,[66]
всегда представляющей собой плод человеческого воображения, модель, которую следует
получить в конечном итоге, В.Г. Громов считает, что ни законы, ни
законодательство в целом не могут иметь целей, поскольку не способны к
абстрактному мышлению.[67]
Считаем данное утверждение неправильным
по той лишь причине, что определение целей уголовно-исполнительного
законодательства следует рассматривать в качестве идеального предвосхищения
результата правового регулирования, направляющего и организующего начала
уголовно-исполнительной практики.
Исключительно большое внимание в
Кодексе уделено регулированию правового положения осужденных, определению их
правового статуса (ч. 2 ст. 10 УИК РФ), закреплению их основных прав и
обязанностей.[68]
Отмечая бесспорные достоинства
Уголовно-исполнительного кодекса РФ, необходимо отметить, что настоящий
нормативный акт не лишен погрешностей, в нем имеются определенные недочеты,
пробелы и противоречия.[69]
Несовершенство уголовно-исполнительного законодательства, на наш взгляд,
заключается уже в том, что наряду с Основным законом, регламентирующим процесс
исполнения (отбывания) уголовных наказаний, наличествует множество
ведомственных нормативных актов, конкретизирующих его основные положения, что
создает определенные трудности для правоприменительной деятельности, о чем
справедливо отмечали ранее и иные авторы.[70]
Несмотря на то что УИК РФ 1996 года
учел социально-экономические преобразования в стране, изменения государственной
политики в сфере исполнения уголовных наказаний, судебную практику, мы считаем,
что данный нормативный акт требует дальнейшего теоретического осмысления,
практической апробации, направленных на его совершенствование.
В настоящее время существует
необходимость законодательного закрепления и систематизации конкретных
ограничений конституционных прав для лиц, осужденных к лишению свободы,
вступившим в законную силу приговором суда, сроков их действия и механизма
восстановления прав, что и составляет актуальность данной статьи.
Конституция РФ в статье 2 провозгласила
права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что соответствует
сформировавшимся на уровне Организации Объединенных Наций и Совета Европы
международным стандартам.[71]
При применении мер уголовно-правового
характера осужденным гарантируются общегражданские права и свободы с
ограничениями, установленными для них нормативными актами уголовного,
уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского, семейного и
других отраслей права.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ помимо
допуска таких ограничений устанавливает ряд обязательных требований при их
осуществлении. Первое требование: права и свободы могут быть ограничены только
федеральным законом. Второе требование: права и свободы человека могут быть
ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Третье требование: ограничение прав и свобод человека
допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях.[72]
По своему содержанию правовое положение
осужденных – совокупность прав, обязанностей и законных интересов, по
юридическому назначению – ступень развития правового статуса граждан,
осуществляемого путем его ограничения, конкретизации и дополнения.[73]
Правовое положение осужденных к лишению
свободы предполагает необходимость, «с одной стороны, в максимальной степени
обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой – предоставить
администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для
эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в
деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых
преступлений и иных правонарушений, а также их исправления».
Лица, отбывающие наказание, сохраняют
все права человека, за исключением тех, в которых они ограничены в связи с
лишением свободы.
Право на свободу передвижений
естественно ограничено самим характером заключения, равно как и свобода общения.[74] Но осужденные не полностью
лишены даже этих прав, поскольку они редко содержатся в полной изоляции, а если
их и помещают в такие условия, то на это имеются очень веские конкретные
причины.
Обеспечение реализации права на общение
с семьей должно быть составной частью системы, которая гуманно обращается с
осужденными. Признание важности поддержания контактов осужденных с семьями
является аргументом в пользу того, чтобы место жительства осужденного выступало
в качестве определяющего фактора при решении вопроса о том, в какую
исправительную колонию он должен быть направлен для отбывания наказания.[75]
Осужденные, вне зависимости от
характера их преступления, сохраняют за собой «право на наивысший достижимый
уровень физического и психического здоровья».[76]
Кроме того, «заключенные пользуются медицинским обслуживанием... без
дискриминации в связи с их юридическим положением».[77] В каждом учреждении,
исполняющем наказания, обеспечиваются: консультации амбулаторных больных,
оказание неотложной помощи, запас необходимых лекарств и препаратов,
специальные диеты, которые необходимы по медицинским показаниям. Но чтобы
улучшить качество медицинской помощи, необходимы дополнительные денежные
средства.
Реформирование уголовно-исполнительной
системы, начатое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля
1998 г. № 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской
Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь
динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в
исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между
персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат
в коллективах сотрудников.[78]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|