Несмотря на определенные удобства такого понимания для
рассмотрения вопросов, связанных с усмотрением следователя, нельзя не
согласиться с мнением о том, что этот подход менее предпочтителен, поскольку,
скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его, вносит
неопределенность в отношения субъектов правового общения.[95] Подобные
последствия мы ощутили на себе. Это и решение юридических дел в пользу
экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным; это и
опасность некомпетентного решения, а то и откровенного произвола со стороны
нечистоплотных должностных лиц, включая работников милиции.
Философский подход основывается на теории естественного права. С
позиции естественно-правовой школы (Гроций, Гоббс, Монтескье и др.), различие
между правом и законом – это различие между позитивным (писаным) и естественным
(неписаным) правом. Основная идея заключается в том, что все люди равны от
рождения и поэтому имеют одинаковые права. С.С. Алексеев подчеркивал,
что основная ценность подхода к правовым явлениям с позиции естественного права
заключается в том, что таким путем можно выйти из замкнутого круга одних лишь
юридических явлений и непосредственно с ними связанных феноменов (этики,
религии) и увидеть основы права. Причем такие основы, которые действительно
имеют для законов, правосудия, всех юридических явлений определяющее значение.[96]
Критическое замечание в адрес естественно-правовой теории, на
которой строится философский подход к ее пониманию, может состоять в том, что
не всегда представления о праве как справедливом или несправедливом можно
объективировать в правовой действительности.[97]
В связи с этим С.С. Алексеев обращал внимание на то, что естественно-правовые
требования и прообразы норм, при всей их важности, имеют и негативные стороны.
Они самым непосредственным образом выражаются в морали, обычаях, религиозных и
иных идеологических положениях и в этом качестве не конкретизированы в
достаточной степени, не обладают строгой определенностью по содержанию, нередко
понимаются по-разному, произвольно, сообразно представлениям и идеологическому
настрою тех или иных лиц и, вообще, по самой своей сути не предназначены для
непосредственной регламентации поведения людей. Между тем в реальных жизненных
ситуациях как раз и возможны (в силу отмеченных особенностей естественного
права) случаи прямого насилия, произвола, облагораживаемые ссылками на некое
естественное право – действительное, вольно толкуемое или иллюзорное.[98]
Нами рассмотрены лишь основные воззрения на понимание права. Знакомство
с ними показало, что наряду с недостатками в каждом подходе имеется много
ценного. Произведенный экскурс позволяет вновь вернуться к пониманию сферы
законности в усмотрении следователя, но уже на ином, более высоком уровне. И,
самое главное, позволяет внести некоторую ясность в соотношение законного и
целесообразного, законного и этически допустимого, писаного закона и
естественного права и т.п.
По этому поводу Н.А. Громов и С.А. Полунин указывают, что
условиями законности применения уголовно-процессуальных санкций
являются:
1)
компетентность должностных лиц, осуществляющих судопроизводство;
2) установление
фактических обстоятельств, на которых основывается принимаемое решение. После
выявления признаков нарушения конкретной правовой нормы управомоченное
должностное лицо становится субъектом обязанности по совершению активных
действий, направленных на устранение правонарушения или его последствий либо
на наказание правонарушителя. Законодатель не имеет возможности строго
формализовать ситуации, в которых действуют должностные лица, применяющие
санкции, поэтому допускает возможность выбора, некую долю усмотрения. Вместе с
тем должно быть принято решение, которое
наиболее целесообразно в данном конкретном случае.[99] «Таким образом, – заключают
авторы, – предоставленная свобода усмотрения в выборе решения ограничивается, с
одной стороны, требованиями законности и обоснованности применяемых мер
воздействия, а с другой стороны – их целесообразностью».[100]
Данные суждения в целом заслуживают поддержки, но, на наш взгляд,
необходима большая степень конкретизации в соотношении законного и целесообразного.
Попытаемся развить высказанную авторами позицию.
Ранее мы отмечали, что усмотрение предполагает выбор одного
решения из двух и более альтернатив, каждая из которых законна. Разложим этот
процесс на составляющие:
1.
Есть несколько вариантов поведения, которыми может воспользоваться
следователь. Все они должны быть законны.
2.
Существует один выбранный вариант, который также является за
конным, но по каким-либо причинам оказавшийся предпочитаемым.
Представляется, что в первом случае законность вариантов должна
определяться исходя из закрепления их в законе. Здесь мы – сторонники нормативного
подхода к пониманию права и полностью согласны с высказыванием А.В. Венгерова: «Как
бы не упрекали юристов в том, что они формалисты, «законники» и вместо того,
чтобы учитывать дух закона, они, де, приверженцы буквы закона и потому просто
крючкотворы, весь социально-правовой опыт человечества свидетельствует о
полезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона над
субъективно толкуемым духом закона, о недопустимости подмены, а то и замены
целесообразностью законности (пусть рухнет мир, но торжествует закон)».[101] При этом
необходимо учитывать, что право представляет иерархическую систему норм, где
верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а последняя вытекает из верхней и ей
подчиняется. А если верхней ступенью являются конституционные нормы, а далее
идут нормы обыкновенного закона и иных нормативно-правовых актов (вплоть до
инструкций министерств и ведомств и индивидуальных актов), то принцип
соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима
законности.[102]
В тех же случаях, когда требуется определить законность решения, принятие
которого не прописано в праве, возможно толкование права или толкование
закона, но таким образом, чтобы «выведенный» вариант поведения соответствовал
смыслу, духу закона и укладывался в указанную выше иерархию.
Образцом использования такого подхода в настоящее время, по нашему
мнению, является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и, в
частности, в вопросах координирования уголовно-процессуальных и конституционных
норм. Возможно, отдельные решения этого суда являются жесткими, иногда они
ломали целые правовые институты, однако Конституционный суд сложно упрекнуть в
том, что он поступил незаконно.
Но если в вопросах усмотрения использовать только нормативный подход
к пониманию права, то выбор поведения, а соответственно и сфера допустимого,
были бы минимальными.
Свобода усмотрения в большей степени проявляется на втором этапе,
когда из отобранных законных альтернатив надо избрать одну. Почему следователь
отдает ей предпочтение? Для объяснения здесь и пригодятся аргументы
социологического и философского понимания права. Следователю необходимо
ориентироваться на критерии справедливости, ценности, эффективности, учитывать естественные права человека, т.е., как отмечает А.
Барак, действовать разумно.
Предложенная схема применения усмотрения как раз и устанавливает
его существенные отличия от произвола. При выборе способа действия следователь
не должен выходить за рамки закона, т.е. можно согласиться с утверждением, что
усмотрение – это лишь особая форма применения права.[103]
По этому поводу С.С. Алексеев отмечал, что достаточно развитое
правовое регулирование характеризуется тем, что в нем органически сочетается
нормативное и индивидуальное регулирование. Первое – основное, исходное,
юридически первичное; второе – дополнительное, зависимое от нормативного,
юридически вторичное.
Но опять же, область разумного часто содержит ряд возможностей, и
обязанность разумным образом выбирать из разнообразных возможностей не
вынуждает правоприменителя делать какой-либо особый выбор; скорее, она
открывает перед ним некий простор. «Таким образом, стандарт разумности,
примененный в двух подобных случаях, не обязательно приводит к идентичным
решениям».[104]
Представляется, что далее рассматривать вопрос о законности на
общем уровне становится невозможным. Необходимо перейти на уровень единичного.
Только там можно более или менее достоверно определить степень законности, но
не законности вообще, а конкретного правоприменительного акта.
Для иллюстрации изложенных выше суждений обратимся к примерам.
Статья 28 УПК РФ предусматривает возможность прекращения уголовного
преследования в связи с деятельным раскаянием. Следователь вправе прекратить
уголовное дело в отношении лица, против которого впервые осуществляется
уголовное преследование по подозрению или обвинению в совершении преступления
небольшой или средней тяжести, при наличии обстоятельств, указывающих на
деятельное раскаяние. Элементы деятельного раскаяния сформулированы в ч. 1 ст.
75 УК России: явка с повинной, способствование раскрытию преступления,
возмещение ущерба или заглаживание иным образом вреда, причиненного
преступлением.
В теории и на практике неразрешенным является вопрос: достаточно
ли для констатации деятельного раскаяния одного из перечисленных в ч. 1 ст. 75
УК действий или необходима их совокупность? Буквальное толкование этой правовой
нормы приводит к выводу, что для освобождения лица от уголовной ответственности
необходимо выполнение им всех перечисленных в законе действий. К такому выводу
пришли многие исследователи.[105]
Но есть и полярные, противоположные взгляды. Проанализируем две ситуации.
1. Если исходить из предложенного выше подхода о соотношении законного
и разумного при осуществлении усмотрения, то следователю в отдельно взятой ситуации необходимо рассуждать таким образом: «В законе
есть перечень условий, и только установленная (доказанная) их совокупность
позволит мне сделать выбор в решении вопроса об освобождении обвиняемого от уголовной
ответственности». В таких суждениях и проявляется строгий подход к определению
законности вариантов (в данном случае их два) решений и использование
разумности при выборе одного из них.
2. Ученый или правоприменитель, склонный к социологическому пониманию
права, может рассуждать, например, так: «Наличие всей совокупности означенных в
ч. 1 ст. 75 УК обстоятельств желательно, и на практике оно иногда встречается,
но было бы нереальным (и вредным) всегда возводить желаемое требование в
абсолют».[106]
Или несколько мягче: «Если обвиняемый совершил некоторые действия, указывающие
на деятельное раскаяние, но другие выполнить не мог по каким-либо причинам (в
том числе и объективным), он может быть освобожден от уголовной ответственности».
Какой же из этих ситуаций можно отдать предпочтение?
Первая – достаточно жесткая. Практикой она почти не
воспринималась. Исследователи утверждают, что из 260 изученных прекращенных
уголовных дел только четыре отвечали этим требованиям.[107] Вторая ситуация
выглядит гибкой, учитывающей большее число жизненных обстоятельств, она в
какой-то степени более гуманна и поддерживается правоприменительной практикой.
Но первая ситуация с большей вероятностью обеспечивает строгое соблюдение
закона, его единообразие, дает меньший простор для «вольницы» и произвола. Вторая может еще раз подтвердить русскую народную
пословицу «закон, что дышло ...». Справедливость при этом может использоваться
с учетом узковедомственной и даже личной «целесообразности». Например,
прекращение уголовного дела в случаях сомнений в достаточности доказательств
для вынесения судебного решения (так называемое отсутствие судебной
перспективы). При этом не исключается возможность еще более вольного толкования
оснований для прекращения производства по делу. Исследование практики такую
опасность подтверждает. Так, в 15% случаев прекращения уголовных дел не
соблюдалось условие, согласно которому преступление должно относиться к
категории небольшой или средней тяжести; почти во всех прекращенных делах
отсутствовали доказательства, подтверждающие деятельное раскаяние; возмещение
вреда, причиненного преступлением, имело место только по 40,9% дел.[108] Есть и оборотная
сторона медали. Например, суд определил одинаковую меру наказания Б. – инициатору
кражи, ранее судимому за такие же преступления, отрицавшему на предварительном
следствии свою причастность к краже, и М. – впервые совершившему преступление,
чистосердечно раскаявшемуся в содеянном, активно способствовавшему раскрытию
преступления (на первом допросе он дал правдивые показания об обстоятельствах
совершения преступления, назвал соучастника, изобличал его на очной ставке).
Конечно, многое в разрешении этого вопроса зависит от воли самого
законодателя. Он в состоянии был обеспечить надлежащий режим контроля за
применением ст. 7 УПК РСФСР. Представляется, что обозначенные выше проблемные
вопросы были бы в значительной степени разрешены, если при принятии УПК РФ
получила бы одобрение следующая редакция ч. 1 ст. 28: «Суд, прокурор, а
также следователь и дознаватель с согласия прокурора при наличии совокупности
условий, предусмотренных статьей 75 Уголовного кодекса Российской Федерации,
вправе прекратить уголовное преследование лица, которое впервые совершило
преступление небольшой или средней тяжести».
Если и при этом данная правовая норма окажется «нерабочей», можно
изменить некоторые условия и вновь контролировать ситуацию. Однако такого не
произошло в связи с принятием нового уголовно-процессуального закона. На то
может быть и есть причины, однако рассматривать их мы не предполагали.
Сложившуюся практику понимают и законодатель и правоприменитель. Но возражений
по этому поводу не высказывают.
Таким образом, усмотрение следователя требует, чтобы существовала
сфера законных возможностей, в которой правомочное лицо могло бы выбирать
целесообразный способ поведения.
С позиции законодателя такая сфера должна определяться следующими
условиями:
1.
Сложностью обстоятельств, которые важно принять во внимание
при оценке конкретной жизненной ситуации.
2.
Невозможностью найти общие формулы для выражения какого-
либо юридического правила, вследствие чего законодатель может дать
только наставление, а не строгую норму.
3.
Невыясненностью в законе тех юридических фактов, в зависимости от
которых должна быть принята ограничивающая права мера в тех
или других ее видах.
4.
В первом случае законодательство может дать самые общие правила
оценки, главным образом следить, чтобы оценка была обстоятельной,
беспристрастной и разносторонней (например, оценка доказательств). Во втором
случае законодатель сознает отдельные условия применения различных мер, но не
может заключить их в общую норму, дать для примера перечисление некоторых
условий, предоставляя усмотрению выводить точное значение каждого. В третьем –
законодатель, имея, с одной стороны, сложность обстоятельств, которые должны
быть приняты во внимание, и с другой – разнообразие могущих быть принятыми
мер, способен установить целесообразно-справедливое соотношение между ними лишь
в общих чертах, оставив более подробное соотношение усмотрению правоприменителя.
Сфера усмотрения следователя – это категория, фокусирующая дискреционное
поведение в рамках законности, своего рода стандарт, используемый для оценки
такого поведения, позволяющий считать выполненное действие или принятое
решение законным. Любое решение, которое находится вне этой сферы, не может
быть использовано. Эта сфера не очерчена достаточно четкой границей
(пределами), однако разделительная черта здесь может быть проведена с помощью
анализа ограничений (причем не только правовых) пределов усмотрения
следователя.
Решение
о возбуждении уголовного дела может быть принято при наличии достаточных
данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Причем
следователь может ориентироваться лишь на предположение, что совершено
общественно опасное уголовно наказуемое деяние, предусмотренное определенной
нормой уголовного закона. Если в дальнейшем данное предположение не
подтвердится, уголовное дело может быть прекращено. С позиции законодателя, в
этом нет ничего предосудительного.[109]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|