Иллюстрацией использования целесообразности при принятии решения
может служить следующая ситуация, нередко встречающаяся в практической
деятельности. В производстве следователя находится уголовное дело по обвинению
гр. Т. в ряде квартирных краж. Установлена знакомая обвиняемого – гр. О.,
которая, будучи допрошенной в качестве свидетеля, признала знакомство с Т.,
частое посещение последним ее квартиры и наличие у нее видеомагнитофона,
принесенного обвиняемым. По данным следствия, этот видеомагнитофон является
похищенным. При наличии таких данных у следователя есть основания для
производства выемки. Однако есть и основания полагать, что в квартире О. могут
находиться другие предметы, имеющие отношение к делу, т.е. основания для
производства обыска. Следователем может быть принято решение о производстве
любого из названных действий. Но с позиции целесообразности предпочтение,
наверное, надо отдать производству обыска3. Не исключаются
ситуации, что при производстве выемки или после ее окончания у следователя
возникнут сомнения: «А не находятся ли в квартире О. другие вещи,
имеющие отношение к преступной деятельности Т.». Для разрешения этих сомнений
необходимо будет произвести новое следственное действие – обыск, т.е.
дополнительно потратить время и силы. В какой-то мере это влияет на выполнение
одной из задач уголовного судопроизводства – быстрое раскрытие преступления.
В отдельных случаях законодатель сам предлагает следователю
выбрать решение, наиболее оптимальное для конкретного жизненного случая. Так,
указывая общее правило определения территориальной подследственности (место,
где совершено преступление), в ч. 4 ст. 152 УПК РФ предлагается в целях
обеспечения полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков производить
его по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
В части 1 ст. 152 УПК РФ говорится: «В случае необходимости
производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь
вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно
следователю или органу дознания». Это предписание закона предоставляет
следователю определенную свободу в выборе решения с учетом имеющихся
возможностей.
Анализ ст. 154 УПК РФ, регулирующей в настоящее время вопросы выделения
уголовного дела, также указывает на попытку законодателя учесть и обобщить
рассмотренные потребности практики. Однако, на наш взгляд, новые нормативные
правила оказались не совсем удачными. С позиции юридической техники, можно
было бы приветствовать изложение оснований выделения уголовного дела в одной
норме (ч.ч. 1, 2 ст. 154 УПК РФ), а не в разных, как это имело место в УПК
РСФСР. Но предложенный перечень оснований оказался, с одной стороны, не полным.
В нем не нашла отражение возможность выделения дела в отдельное производство
при отказе одного или нескольких обвиняемых от суда с участием присяжных
заседателей. Оно предусмотрено п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ. Кроме того, в число
оснований не вошли те, которые на протяжении десятилетий применялись на
практике и предлагались учеными для внесения в закон. С другой стороны, этот
перечень стал исчерпывающим. Это произошло потому, что законодатель исключил
из правового предписания фразу: «Выделение дел допускается ... в случаях,
вызываемых необходимостью...». Тем самым была существенно ограничена возможность
использования целесообразности, которая крайне необходима в решении указанных
вопросов. По нашему мнению, для того, чтобы исправить положение достаточно в
ч. 2 ст. 154 УПК РФ после слов «в отдельное производство» сделать вставку
следующего содержания: «в случаях, вызываемых необходимостью, а также» и далее
по тексту, исключив из него слова «в случаях».
Целесообразность допустима и при применении мер
уголовно-процессуальной ответственности. Так, в случае неявки свидетеля без
уважительной причины следователь вправе подвергнуть его принудительному приводу
(ч. 7 ст. 56 УПК РФ). Первоочередная цель данной санкции – восстановление
порядка посредством принудительного исполнения обязанности. Исходя из
целесообразности, следователь, наряду с правовосстановительной санкцией, может
(но не обязан) ставить вопрос перед судьей о применении к нарушителю штрафной
санкции в виде денежного взыскания (ч. 3 ст. 118 УПК РФ). Такое решение будет
вполне обоснованным, например, в случае совершения тем же лицом аналогичного
нарушения в прошлом. В данной ситуации особенно отчетливо проявляется доля
усмотрения должностного лица в пределах обязательного и целесообразного.[24]
В отдельных случаях, напротив, субъекту уголовного процесса могут
быть предоставлены, с учетом обстоятельств дела, некоторые привилегии. Так, в
практике Московского областного суда возник вопрос о праве отказаться от дачи
показаний дочери подсудимого, которая, хотя и не была им усыновлена, но с
раннего возраста проживала вместе с ним. Судья предоставил ей право отказаться
от дачи свидетельских показаний против человека, который не являлся, но
фактически считался ею отцом. По мнению П.А. Лупинской, с которым трудно не
согласиться, такие действия должны быть признаны правильными.[25]
Ю.М. Грошевой отмечает, что наряду с нормами права и фактическими
обстоятельствами дела в качестве объективного источника формирования убеждения
выступают нравственные нормы.[26]
В регулировании уголовно-процессуальных отношений существует тесная связь между
нормами права и морали. Многие правовые предписания возникли на основе
соответствующих моральных представлений и правил. К ним относятся: принцип
презумпции невиновности; институт отводов; применение к подозреваемому и
обвиняемому мер пресечения с учетом личности, рода занятий, возраста,
состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств (ст. 99 УПК РФ);
правила о запрещении выполнения действий или принятия решений, унижающих
достоинство граждан, приводящих к распространению сведений об обстоятельствах
личной жизни (ст. 161 УПК РФ), ставящих под угрозу здоровье, необоснованно
причиняющих им физические или нравственные страдания; законодательный запрет
подвергать участников уголовного судопроизводства насилию, пыткам, другому
жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 9 УПК РФ).
Нравственные нормы учтены и при регламентации правил допроса, личного
обыска, освидетельствования, следственного эксперимента (например, следственный
эксперимент возможен лишь при условии, если его проведение не создает опасности
для здоровья участвующих в нем лиц), при установлении обязанности принять меры
попечения о детях и сохранности имущества заключенного под стражу (ст. 160 УПК
РФ), уведомить о задержании или заключении под стражу родственников
подозреваемого, обвиняемого (ст. 96 УПК РФ), а также в правовых нормах,
охраняющих адвокатскую тайну (пп. 2, 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ) и др.[27]
По меткому высказыванию Н.Г. Стойко, здесь имеет место
использование закона как эталона, нормативно определенной «шкалы» ценностей и
правил поведения, с помощью которой задают пространство действия права и его
функциональное единство применительно к конкретным жизненным случаям.[28]
С точки зрения нравственно-психологических целей, каждое действие
следователя должно осознаваться им как общественно значимое, т.е. выражать его
личную позицию, быть поступком. В данном смысле судопроизводство – нравственный
процесс, отражающий реальное самоопределение должностного лица (и, в частности,
следователя), которое обусловлено его воспитанием. Обращенный к себе (в плане
личной ответственности как осознание, переживание) этот процесс приобретает
характер формирования внутреннего убеждения, перерастания сомнений в
уверенность, выражения личной позиции.[29]
Обращенный во вне – характер убеждения другого лица, склонения его к определенному
мнению, к сознанию, переживанию им своих действий как социально полезных в
одном случае и (или) социально вредных – в другом.[30]
Границы поведения следователя могут определяться не только
правовыми предписаниями, содержащимися в УПК. Например, в ч. 3 ст. 161 УПК РФ
содержится относительно определенное предписание о том, что данные предварительного
следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или
прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. Решение
следователя о возможности предания гласности тех или иных сведений по делу
зависит от ряда обстоятельств (степень доказанности участия обвиняемого в
совершении преступления, наличие неустановленных соучастников, необходимость
оказать влияние на общественное мнение и др.). Вместе с тем следователь должен
учитывать, что в материалах дела могут содержаться сведения, составляющие
охраняемую законом тайну (государственную, служебную тайну, конфиденциальную
информацию и пр.), разглашение которой невозможно или возможно только в особых
случаях. Порядок обращения с такими сведениями не регулируется УПК, а
содержится в иных законах (например, в законах РФ «О банках и банковской
деятельности», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании», в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» и др.).
В случаях, когда следователь принимает решение о предании таких сведений
гласности, его выбор должен быть согласован с положениями соответствующих
нормативных актов.
Напоминание об этом, на наш взгляд, было бы не лишним. Поэтому
предлагаем в ч. 3 ст. 161 УПК РФ после фразы «не противоречит» добавить слово:
«закону» и далее по тексту.
Изложенное выше свидетельствует о том, что в конкретных жизненных
ситуациях достаточно сложно выделить, что же конкретно сдерживало, ограничивало
поведение следователя, выбор его решения. Это вполне объяснимо тем, что в
качестве пределов усмотрения всегда выступает совокупность положений закона,
обстоятельств дела, иных факторов. Конечно, некоторые из них в отдельных
случаях будут доминировать или «лежать на поверхности», другие проявляться
менее ярко, но это не означает, что они отсутствуют. В качестве подтверждения
тому используем еще один пример.
В рамках изучения вопроса о границах усмотрения следователя
вызывает интерес точка зрения, сложившаяся в общей теории права, о
стимулировании и торможении как атрибутах правового регулирования.
Стимулирование выражается в большей мере в развитии, а торможение – в охране,
защите системы общественных отношений. «Стимул в этой связи, – отмечает А.В.
Малько, – можно определить как побуждение к действию, основывающееся на предоставлении
ценностей, тормоз же – как сдерживание действий, базирующееся на лишении
ценностей».[31]
Поэтому в основе концепции правового стимулирования и торможения лежит теория
интересов, их многообразия, взаимозависимости и взаимоудовлетворенности.
Выделяют значительное разнообразие правовых стимулов и тормозов, в
которых «спрятан» общественный интерес, выраженный в норме права.[32] К числу таковых
относят, в частности, и предоставление правоприменителю свободного выбора
поведения.[33]
Относительная определенность в праве, наличие оценочных понятий стимулируют
деятельность правоприменителя. Вместе с тем категории «стимул» и «тормоз»
лежат в несколько иной плоскости.
Рассматривать их надлежит как специальные модели побудительных
элементов позитивного и негативного порядка. Именно поэтому здесь возможны рассуждения
о том, что «даже когда поведение предписано императивным правовым актом,
устанавливающим один допустимый вариант поведения, у субъекта в большинстве
случаев есть возможность выбора поведения, так как им может быть избран либо
правомерный, либо противоправный вариант».[34]
В уголовно-процессуальном праве (как впрочем, и в любой отрасли
права) также возможно выделение своеобразных, специфических стимулов (например,
возможность применения мер пресечения в случаях, когда обвиняемый препятствует
расследованию; возбуждение уголовного дела для производства следственных
действий, применения мер принуждения) и тормозов, большинство из которых и
определяет пределы усмотрения следователя.
Перечень ограничений усмотрения следователя этим не исчерпывается.
В качестве таковых может быть выделено многое другое. Но их исследование нами не
планировалось.
Подводя итог, отметим, что при определении границ усмотрения
следователю необходимо учитывать: насколько его действия и решения соотносятся
с обеспечением прав и законных интересов субъектов, вовлеченных в орбиту
уголовно-процессуальных отношений по конкретному уголовному делу, в том числе
степень допустимого ограничения этих прав и интересов; соответствуют ли его
действия требованиям уголовно-процессуальной формы; являются ли эти действия и
решения целесообразными. Вопрос о целесообразном применении права возникает,
когда закон предоставляет усмотрению лица выбор решения, которое при установленных
обстоятельствах будет целесообразным с точки зрения поставленных задач, т.е.
следователь обязан из всех возможных решений избрать такое, которое
обеспечивает максимально полное и точное достижение цели закона при конкретных
условиях места и времени.
По СИ. Ожегову, «усмотреть» – значит установить, обнаружить, при
знать.[35]
Вместе с тем сформулировать понятие «усмотрение следователя» – за
дача отнюдь не простая, поскольку, как отмечал А. Барак, «в языке и науке
термин «усмотрение» имеет более чем одно значение и, конечно, означает разные
вещи в разных контекстах. Однако мы должны ответить на этот вопрос, потому что
понятие усмотрения является центральным для понимания уголовного процесса».[36]
С точки зрения В.Н. Дубовицкого, следует различать широкую и узкую
трактовку понятия «усмотрение». В широком, общесоциальном, понимании усмотрение
– это решение, мнение, заключение вообще. При таком подходе, по мнению автора, получается, что право «связано»
усмотрением. Усмотрение в узкой трактовке «связано»
правом.[37]
Б.М. Лазарев понимал усмотрение как волевую сторону соотношения
целесообразности и законности.[38]
В коллективной монографии А.Е. Лунева, С.С. Студеникина и Ц.А. Ямпольской
административное усмотрение определялось только в связи с законом. Авторы подчеркивали,
что в рассматриваемой ими сфере применения закона выбор решения должен быть
связан и узами другого рода – целью, которая либо указывается законодателем,
либо вытекает из смысла закона. Поэтому усмотрение можно рассматривать как
целесообразность в сфере применения закона.[39]
В литературе существует и такая трактовка усмотрения, при которой под ним
подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы
органа в правовом разрешении индивидуального конкретного дела, предоставляемая
в целях принятия оптимального решения по делу.[40]
Термин «усмотрение» иногда в науке и законодателем может использоваться
и в достаточно оригинальном, непривычном значении. Так, в Уставе уголовного
судопроизводства среди «поводов к начатию следствия» существовало «возбуждение
дела по непосредственному усмотрению следователя». Согласно ст. 313 Устава
судебный следователь приступал к следствию по собственному усмотрению лишь в
том случае, когда застигал совершающееся или только что совершившееся
преступное деяние. В данном случае используемый термин «усмотрение» означает,
что следователь воспринимает (в первую очередь визуально) преступление как
явление. Аналогичным образом «усмотрение следователя» толковалось и в первые
годы существования советского уголовного судопроизводства.[41] Таким образом,
термин «усмотрение следователя» может толковаться и весьма узко.
В ходе проведенного анализа нами выделены следующие основные
черты рассматриваемого явления:
1)
«усмотрение следователя» – правовая категория;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|