Если же вышестоящий прокурор откажет в
удовлетворении жалобы следователя, то это даст законный повод надзирающему
прокурору принять меры прокурорского реагирования к следователю, решения и
действия которого фактически признаны неправильными. УПК предусматривает
достаточно мер уголовно-процессуальной ответственности, которые прокурор вправе
реализовать к следователю. В частности, прокурор вправе применить к следователю
меры, которые предусмотрены п. 7, 8, 9, 10 ч. 2 ст. 37 УПК. Прокурор вправе
осуществлять и «иные полномочия, предусмотренные УПК» (п. 17 ст. 37 УПК), к «независимому»
следователю.
Следует согласиться со словами А.С.
Александрова о том, что следователь, как и другие должностные лица публичных
органов уголовного преследования, являются «процессуальными слугами прокурора».[8] Это не уничижение следователя.
Это констатация сложившегося положения вещей, в котором, кстати, нет ничего
трагичного. В связи с этим хотелось бы сказать об одном важном моменте, который
появился (с принятием нового УПК) в отношениях между следователем и прокурором,
существующих на досудебном производстве. Надзор за законностью в стадии
предварительного расследования является для прокурора средством руководства
уголовным преследованием. Надзирая за исполнением законов органами,
осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную
деятельность, а также законностью и обоснованностью принимаемых ими решений,
прокурор выступает в качестве руководителя и организатора взаимодействия
государственных органов уголовного преследования по подготовке материалов
уголовного дела. Генеральный прокурор РФ приказывает прокурорам «исходить из
того, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного
преследования». Прокурор обязан руководить различными органами уголовного
преследования, координировать их действия. Он – хозяин досудебного уголовного
преследования. Надзор за исполнением законов органами публичного уголовного
преследования во время досудебного производства по делу является для прокурора
опосредованным способом осуществления уголовного преследования.
В определении границ дозволенного, разумного поведения следователя
участвует большое число социальных институтов. Они не проявляются разрозненно,
хотя их влияние и нельзя представлять себе взаимно пропорциональным. Бесспорно
одно – все они тесно связаны, переплетены между собой, т.е. составляют своего
рода систему – «целостную совокупность элементов, в которой все элементы
настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим
условиям и другим системам как единое целое».[9]
И если в научных целях рассматривается лишь отдельное звено такой системы,
отдельно взятый «пограничный столб», необходимо помнить, что его вычленение
искусственно.
В рамках данной работы представляется неуместным проводить полный
анализ взаимоотношений прокурора и следователя. Гораздо более интересным
видится вопрос о границах процессуального усмотрения следователя в контексте
его процессуальной самостоятельности.
Не претендуя на обозначение полного перечня границ усмотрения
следователя, рассмотрим характеристику более важных из них, близких к непосредственному
осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, хотя вопрос о приоритете
ценностей здесь не уместен, поскольку ни одно положение, определяющее круг
возможностей в выборе поведения следователем, не может быть проигнорировано.
Кроме того, отдельные ограничения усмотрения следователя будут рассматриваться
нами в последующих главах.
При определении границ усмотрения следователю необходимо учитывать,
насколько его действия и решения соотносятся с обеспечением прав и законных
интересов субъектов, вовлеченных в орбиту уголовно-процессуальных отношений по
конкретному уголовному делу, в том числе степень допустимого ограничения этих
прав и интересов. Осуществить это не просто по ряду причин.
Во-первых, в ходе осуществления расследования допустимо
правомерное ограничение прав и свобод личности. Более того, «по степени «насыщенности»
принуждением уголовный процесс занимает первое место среди всех известных
нашему праву процедур»,[10]
поскольку это диктуется публичными интересами раскрытия преступления и
наказания виновных. Но возможность и порядок такого ограничения не
всегда четко прописаны в законе. В частности, основания процессуального
принуждения закон в ряде случаев выражает через оценочные термины и понятия,
например, «достаточные основания», «исключительные случаи» и т.п. Так
сформулированы основания применения мер пресечения (ч. 1 ст. 97 УПК РФ),
производства обыска (ч. 1 ст. 182 УПК РФ) и др. «Подобная формулировка
достаточно неопределенна, она не вполне раскрывает позицию законодателя,
оставляет простор для различного ее понимания и толкования. Существенный
вопрос: что же здесь конкретно подразумевается под основаниями – остается в
известной мере открытым. В юридической литературе он решается далеко не
однозначно».[11]
Указанные ситуации не исключают случаев, угрожающих проявлением произвола в
отношении участников расследования.
Необходимо отметить, что в действующем законе созданы более эффективные
гарантии обеспечения прав личности при осуществлении мер уголовно-процессуального
принуждения. Наиболее значимая роль в этом, несомненно, принадлежит судебному
контролю (во всех его проявлениях) за предварительным расследованием. Но это
не единственное средство, влияющее на законность, обоснованность и
целесообразность решений следователя. В частности, излагая основания
возникновения права на реабилитацию, законодатель указал, что такое право
имеет любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в
ходе производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 133 УПК РФ). Поэтому, принимая
решение, например, о задержании подозреваемого или приводе свидетеля,
следователь должен предвидеть и возможность наступления последствий, связанных
с реабилитацией. Это указывает, в том числе, и на установление более жестких
границ усмотрения правоприменителя при обеспечении прав и законных интересов
личности.
В тесной связи с предыдущими рассуждениями находится вопрос о пределах
толкования права, которые, в свою очередь, также участвуют в определении
границ усмотрения следователя. В современной России процесс толкования права
не лишен некоторой хаотичности и непоследовательности. Это проявляется на любом
уровне и при любом виде его осуществления. Некоторую организованность в этот
процесс, на наш взгляд, могло бы внести использование опыта зарубежных
государств, где приняты нормативные акты, определяющие порядок и пределы
толкования законов (например, Израиль, США и др.). И хотя при этом все равно
существуют проблемы, но они, очевидно, уже другого уровня.[12] Аналогичный эффект
может быть достигнут и от реализации предложения внедрить в практику
законотворчества издание Основ законодательства, в том числе
уголовно-процессуального, в которых содержались бы правила толкования и
коллизионные нормы. Такой порядок также соответствует мировому юридическому
опыту, накопленному в Германии, Швеции, Норвегии и других странах.[13]
Во-вторых, круг лиц, участвующих в производстве по делу,
достаточно широк и их интересы (в том числе законные[14]) не всегда
совпадают. Более того, существуют интересы уголовной юстиции, а так же, как
отмечалось ранее, интересы следователя. Последние могут также не совпадать с
предыдущими двумя, но они довольно активно проявляются в формировании
субъективного фактора лица, производящего расследование. Ситуация осложняется и
тем, что следователем все эти интересы чаще всего не расцениваются как
одноуровневые, создается определенная их иерархия. Происходит это под воздействием
как объективного, так и субъективного факторов. В частности, зависит от того,
существует ли в обществе «юридический приоритет общественных интересов»[15] или же охраняемый
законом личный интерес дороже даже такой важной ценности, как установление
истины по уголовному делу; совпадают ли личные интересы следователя с
интересами раскрытия и расследования преступления, изобличения виновного и
привлечения его к ответственности и т.д.
Перечисленные выше обстоятельства составляют далеко не полный перечень
препятствий, преодоление которых должно способствовать правильному определению
границ усмотрения следователя в сфере обеспечения прав личности. Нашей целью
является не описание их, а выяснение тех пределов, которые сдерживали бы
поведение следователя в рамках дозволенного. Иными словами, не позволяли бы
усмотрению перерастать в произвол. Естественно, что в существующих условиях
такие пределы (границы) могут быть сформулированы только в общем виде, но в то
же время они должны распространять свое действие на все жизненные ситуации, как
существующие, так и прогнозируемые.
В связи с этим представляет интерес точка зрения, высказанная B.C. Шадриным, который
использует достаточно удачное, на наш взгляд, выражение «благоприятствование
участникам уголовного процесса в осуществлении прав» и называет формы такого
благоприятствования, в том числе: информирование лица об обладании правами и
их разъяснение; создание необходимых условий для полноценной реализации прав;
охрана прав от нарушений; защита прав; восстановление прав.[16] Применительно к
рассматриваемому
нами вопросу эти формы могут быть трансформированы в
своего рода «пограничные столбы» усмотрения следователя. Например, осуществляя
выбор своего поведения, следователь должен учитывать, информировано ли лицо о
возможности ограничения его прав в результате реализации
уголовно-процессуального решения, будут ли созданы при этом необходимые условия
для полноценного использования субъективных прав, не приведет ли выполняемое
действие к их нарушению и т.д. В случае игнорирования таких правил усмотрение
становится произволом. Единственная оговорка заключается в том, что
следователем должны учитываться не только уголовно-процессуальные права и
интересы личности, но и все то, что входит в ее общий правовой статус.
На принятие следователем решения в значительной степени оказывает
влияние процессуальная форма. В науке она понимается как регламентированная
уголовно-процессуальным правом система и структура уголовно-процессуальных
институтов и правил; процедура и последовательность стадий уголовного
судопроизводства; условия, способы и сроки совершения процессуальных действий,
непосредственно или косвенно связанных с собиранием и исследованием
доказательств на предварительном следствии и в судебном разбирательстве, их
закреплением в правовых актах; порядок принятия и оформления решений по
отдельным вопросам и по делу в целом.[17]
Поэтому представляется возможным говорить о процессуальной форме всего уголовного
судопроизводства, процессуальной форме каждой его стадии или правового
института, процессуальной форме отдельных следственных или судебных действий
(комплекса действий), принятия решений.
Одним из примеров проявления процессуальной формы в качестве пределов
усмотрения следователя может служить следующий.
Уголовно-процессуальный закон (ч. 6 ст. 164, ч. 5 ст. 166 и др.) допускает и
регламентирует использование следователем и дознавателем технических средств
для обнаружения, фиксации и изъятия доказательств. При этом закон не
ограничивает применение технических средств какого-либо вида или в каком-либо
объеме, т.е. при производстве предварительного расследования может использоваться
богатый арсенал криминалистических и научно-технических средств. К ним
относятся: фотографическое оборудование; средства отыскания тех или иных
предметов (металло– и трупоискатели и др.); химико-технические средства
фиксации различных следов и изготовления копий (слепков); технические средства
записи и др. Технические средства могут применяться как непосредственно
следователем или дознавателем, так и специалистом (например, работником
экспертно-криминалистического подразделения), привлеченным к участию в
проведении следственного действия в порядке ч. 1 ст. 58 УПК РФ.
Однако широкие возможности в выборе поведения (решении вопроса:
применять или не применять; определении вида технического средства, субъекта
его применения и др.) сдержаны порядком (процессуальной формой) использования
технических средств, который заключается в следующем:[18]
1)
об использовании технических средств следователь или дознаватель
принимают решение и уведомляют об этом участников следственного действия;
2)
о применении технических средств указывается в протоколе следственного
действия, составление которого обязательно. В протоколе фиксируются вид
технического средства, условия и порядок его использования, объект, к которому
оно применялось, и полученные результаты;
3) к протоколу прилагаются материальные объекты, полученные при
применении технических средств (фотографические негативы и снимки, киноленты,
видео– и аудио-кассеты, слепки, оттиски и др.).
Соблюдение указанных требований является обязательным (ч. ч. 5, 8
ст. 166 УПК РФ). При их невыполнении применение технических средств становится
бессмысленным. В соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с
нарушением требований закона, являются недопустимыми и не могут быть положены в
основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств,
перечисленных в ст. 73 УПК РФ. Это в полном объеме относится и к использованию
технических средств.
Предоставляя следователю свободу в выборе решений о производстве
следственных действий, законодатель, очевидно, учитывал и то, что при определении
вида следственного действия, подлежащего выполнению, не последнюю роль будет
играть целесообразность его проведения. В предыдущем параграфе мы рассматривали
соотношение категорий «законность» и «целесообразность». При этом пришли к
выводу, что целесообразность как один из факторов, формирующих усмотрение
следователя, может быть использована только в сфере законности. Между тем
повторное обращение к рассмотрению данного фактора представляется необходимым,
поскольку, во-первых, к пониманию целесообразности можно относиться по-разному
и, во-вторых, целесообразность, на наш взгляд, также является одним из
ограничений усмотрения следователя.
Целесообразность в большинстве случаев заложена в самом законе и,
в частности, в том, как именно законодатель регулирует поведение правоприменителя,
предписывая ему строго определенное поведение или предоставляя известный
простор для проявления усмотрения. Правоприменитель в своей деятельности должен
исходить из того, что действующий закон считает целесообразным. Вопрос о
целесообразном применении права возникает, когда закон предоставляет
усмотрению лица выбор решения, которое при установленных обстоятельствах будет
целесообразным, с точки зрения поставленных задач1, т.е.
следователь обязан «из всех возможных решений избрать такое, которое
обеспечивает максимально полное и точное достижение цели закона при данных
конкретных условиях места и времени».[19]
Избранное решение должно быть практически полезным. Поэтому понятие
целесообразности означает соответствие действий намеченным целям, иначе говоря,
целесообразность должна быть сориентирована на реализацию назначения уголовного
судопроизводства, практическую полезность, а не выступать в роли объяснения
неправомерных, но выгодных, с точки зрения правоприменителя, действий и решений.
Такая целесообразность (а она может выступать под разным «соусом» – в виде
государственной, партийной, местной, региональной, практической и даже личной)
ведет к правовому нигилизму.[20]
В последнее время внимание ученых-процессуалистов вновь привлекла
категория «здравого юридического смысла», под которым понимается «совокупность
знаний, взглядов об окружающей действительности, навыков, форм мышления
обыкновенного нормального человека, используемых в его практической
повседневной деятельности. Поэтому здравый смысл называют еще здравым
рассудком, практическим рассудком или житейской мудростью».[21]
Если применение здравого юридического смысла рассматривать как
концепцию, соответствующую идее подлинно правового государства, отвечающую
интересам нравственности, гуманизма, презумпции невиновности, объективной
истины, означающую, что процессуальную самостоятельность следователя нельзя
приносить в жертву узковедомственным интересам «борьбы за показатели»;[22] что «...высокие
цели правосудного ограждения общества и вместе с тем защиты личности от
несправедливого обвинения должны быть достигаемы только нравственными
средствами и приемами»,[23]
то, полагаем, использование этого термина вместо слова «целесообразность» будет
более точным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|