2)
усмотрение предполагает выбор следователем своего поведения из
ряда (двух и более) альтернатив;
3)
возможность выбора может быть прямо предписана законодателем
или вытекать из смысла закона, либо возникать из-за недостаточной
конкретности или полноты нормативного закрепления;
4)
каждая из рассматриваемых следователем в ходе формирования
усмотрения альтернатив должна быть законна;
5)
осуществление выбора возможно только в рамках полномочий, установленных
для следователя применительно к конкретному уголовно-
процессуальному производству;
6)
усмотрение – явление достаточно распространенное в деятельности
следователя;
7)
усмотрение осуществляется под воздействием как объективных,
так и субъективных факторов.
Таким образом, под усмотрением следователя мы понимаем выбранный
следователем в пределах своих полномочий из ряда альтернатив (каждая из которых
законна) вариант поведения (решения), отвечающий конкретным условиям дела.
По поводу возможности усмотрения в правоприменении в науке существуют
диаметрально противоположные позиции. Так, ее противники считают, что
усмотрение – следствие несовершенства законодательной техники, оно не соответствует
исторической перспективе развития уголовной политики и принципу законности.[42] Половинчатую
позицию в этом вопросе занимает В.М. Манохин, который полагает, что «поскольку
усмотрение существует и действует как юридическое явление и останется в
качестве такого впредь, оно должно получить в законодательстве и в
правоприменительной деятельности право гражданства. Его нельзя прятать
каучуковыми формулировками: при необходимости, в исключительных случаях, при
целесообразности и т.п.».[43]
В этой связи следует согласиться с позицией тех ученых, которые подчеркивают,
что «нередко происходит замена оценочных понятий исчерпывающим регулированием
в нормативных актах, но это только тенденция, так как полное устранение
оценочных категорий невозможно, да и не всегда нужно».[44]
Напротив, сторонники усмотрения в процессе правоприменения обосновывают
его необходимость и реальность. В этой связи В.В. Лазарев пишет, что закон всеобщ,
а применение закона – творческая деятельность. Поэтому остаются относительно
широкие возможности для привнесения направленности субъектов правоприменения
по делу и, в особенности, в процессе его рассмотрения, в случаях конкретизации
права, преодоления пробелов в праве, решения вопроса при значительном
усмотрении правоприменителя. Соглашаясь с тем, что правовая регламентация
означает строгое регулирование процессуальной деятельности и ею ограничивается
свобода деятельности судебно-следственных работников, В.В. Лазарев
подчеркивает: это не значит, что последние не свободны в своих волеизъявлениях,
а также в выборе средств реализации собственной деятельности, ее более
рациональной и эффективной организации. Такая свобода реальна. Она выражается в
применении тактических приемов и комплексов, комбинаций и вместе с тем, по
мнению автора, осуществляется в рамках требований закона, подчинена его
принципам и не может простираться далее оперирования требованиями и порядком
деятельности, уже сформулированными в законе.[45]
Подобной позиции придерживается и В.А. Дубривный: «Обязательное
выполнение закона не лишает следователя свободы в выборе действий и решений,
однозначно в любом случае они должны согласовываться с целями расследования и
не нарушать права и законные интересы участников предва-рительного следствия».[46] Прав А.Э.
Жалинский, считая, что в действии права проявляется определенный разрыв между
целями законодателя, его волей и их выражением в форме закона, в языковых
средствах. Это сказывается на методике и правилах толкования, хотя подобное
нельзя рассматривать как случайность, как показатель недостаточной работы над
текстом закона, ибо модель (а таковой является всякая норма) принципиально не
может исчерпать всех свойств отражаемого объекта, причем этот разрыв особенно
ощутим на уровне перевода замысла, целей, стремления в определенную застывшую
форму (текст). По его мнению, признание и необходимость оценочных признаков
уголовно-правовой нормы неизбежно приводят к возможности нескольких ее
толкований; если можно было бы добиться единодушия в решениях правоприменителей,
т.е. однозначной практики, то следовало бы формализовать оценочный критерий.
Далее А.Э. Жалинский делает вывод о необходимости осознания правомерности
усмотрения правоприменителя и введения его в соответствующие строго
определенные рамки (ситуации, в которых такое усмотрение возможно, пределы
усмотрения, юридические правила, которым оно должно подчиняться).[47]
В некотором смысле данный автор солидарен с В.М. Коганом, рассматривающим
процесс квалификации преступления как вероятностный.[48] Это положение не
ново. Еще М.С. Строгович полагал, что правовая оценка фактов на основании
уголовного закона, т.е. то, что называется квалификацией преступлений, не
может рассматриваться как истина, поскольку она зависит от отношения судей к
рассматриваемому деянию.[49]
Правда и здесь есть иная позиция. Так, В.Н. Кудрявцев в несколько эмоциональной
форме пишет, что если бы понятие объективной истины не распространялось на
квалификацию, каждый судья смог бы мерить на свой аршин и его выводы нельзя
было бы ни проверить, ни исправить.[50]
Еще более определенно свое отношение к проблеме усмотрения выражает
ГТ.Е. Кондратьев. По его мнению, в законе в силу сложности реальных жизненных
ситуаций, вынужденной лаконичности формулировок, многообразия смысловых оттенков
используемых терминов практически невозможно дать такое описание состава
преступления, которое не допускало бы известного разночтения при использовании
их различными субъектами правоприменения. Более того, закон из-за особенностей
воздействия на поведение людей должен быть относительно стабилен во времени, а
регулируемые отношения подвижны, изменчивы, как изменчива и оценка этих
отношений со стороны государства и отдельных граждан. До предела же
формализованные предписания в этих условиях могут приводить либо к нарушениям
принципа справедливости при определении ответственности, либо к изменению
соответствующего нормативного акта. Следовательно, резюмирует ученый,
усмотрение правоприменителя при принятии уголовно-правовых решений необходимо
рассматривать не как отступление от принципа законности, а как социально
оправданный элемент правоприменительной деятельности, поэтому требуется не
отказ от него, а ввод регуляторов, не допускающих перерастания допустимого
усмотрения в произвол. Решение этой задачи должно охватывать ряд направлений с
учетом того, что проявление усмотрения связано не только с использованием
оценочных категорий уголовного закона, но и с установлением и оценкой
доказательств, применением норм права в отношении конкретных фактов и т.д.[51]
Действительно, принцип законности, строгая регламентация правового
поведения должностных лиц не исключают усмотрения, в котором выражается
целесообразность того или иного решения, принимаемого на основе закона и в
рамках компетенции должностного лица. Возможность действовать по усмотрению
необходима потому, что в сфере уголовного судопроизводства складывается большое
количество различных ситуаций, предусмотреть которые в законе затруднительно.
В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук акцентируют внимание на том, что «исходным
элементом правореализации служат два феномена: юридическая норма и социальная
ситуация, к которой она непосредственно относится...». [52]Это два
самостоятельных, но в то же время взаимообусловленных и взаимодополняющих друг
друга элемента. Специфика такого деления и предполагает наличие
как социальных ситуаций, к которым применяется юридическая норма, так и
относительно определенных правовых предписаний, позволяющих решать те или иные
вопросы, возникающие в конкретной ситуации.
Обобщая суждения о необходимости существования усмотрения в праве,
в том числе и усмотрения следователя, его значении, считаем необходимым
высказать следующее.
1.
Общественные отношения, регулируемые посредством уголовно-
процессуального права, весьма разнообразны и включают множество явлений.
Закрепить в законе все формальные признаки, дать точное описание всем явлениям
правовой жизни невозможно. Поэтому законодатель в
ряде случаев вынужден ограничиваться лишь изложением общих при
знаков, конкретизируемых в процессе правоприменения. Это позволяет
добиться полноты уголовно-процессуального закона и в то же время де
лает его текст лаконичным, компактным, так как в противном случае
законодателю пришлось бы формулировать вместо одной нормы массу
казуистических.
2.
По мере развития общества происходит и «движение» существующих в
нем отношений. В ходе разработки и принятия нормативных актов
законодатель не в состоянии предвидеть все возможные изменения отношений,
включенных в сферу действия данного нормативного акта. Законодатель не может и
не должен следовать за всеми изменениями действительности, но в то же время не
может и не учитывать их. В предоставлении возможности осуществлять усмотрение
проявляется динамизм права, его приспособляемость к изменяющимся историческим
условиям и
конкретным ситуациям.
3.
Усмотрение не является безграничным. Закрепление в уголовно-
процессуальном законодательстве даже приблизительных критериев заставляет
правоприменителя ориентироваться на них, что ограничивает свободу его
усмотрения, ставит ее в определенные рамки. Относительно определенные правовые
предписания, к числу которых относятся и оценочные понятия и термины, –
своеобразный, особый способ выражения воли законодателем. В этом смысле они
выступают рычагами, при помощи которых в результате деятельности
соответствующих органов достигается необходимая определенность правоотношений.
4. С одной стороны, использование усмотрения дает правоприменителю
возможность учесть все особенности конкретных ситуаций, а также ряд моментов,
не нашедших отражения в законе. С другой – возможность усмотрения обладает и
рядом негативных свойств. Пробелы в законе, недостаточная определенность и
многозначность отдельных правовых норм, допускающих выбор поведения, а так же,
как правило, отсутствие в законе указаний на то, как их следует понимать,
существенно осложняет процесс реализации права. Правоприменяющему субъекту
приходится не просто прилагать готовое общее положение к частному случаю, а, исследуя
этот случай, решать вопрос о его содержании. Поэтому наличие усмотрения снижает
стабильность и единообразие практики применения уголовно-процессуального
законодательства, а нередко приводит и к судебно-следственным ошибкам. В связи
с этим необходимы достаточно четкие границы в рамках которых следователь может
осуществлять выбор поведения.
Анализ понятия «усмотрение» не может дать полное представление об
этом явлении без выяснения места усмотрения в деятельности следователя, а также
механизма его формирования.
Для деятельности следователя характерен определенный порядок. Он
регламентируется соответствующими нормативными предписаниями. В теории права
принято считать, что нормативно установленные формы упорядочивания юридической
деятельности образуют юридический процесс.[53]
Поскольку юридический процесс – это всегда некая совокупность последовательно
совершаемых действий и постановляемых актов, целесообразно разделить его на
этапы, циклы, стадии. В уголовном судопроизводстве примерами такого деления
служат дробление производства по делу на досудебное и судебное, существование
(основных, факультативных, дополнительных) стадий,[54] разграничение
предварительного расследования на определенные этапы (выполнение
первоначальных следственных действий, предъявление обвинения и т.п.), наличие
структуры судебного разбирательства (подготовительная часть, судебное
следствие, прения сторон и т.д.).
Теория права оперирует еще одним сходным с рассматриваемым выше
понятием – «правоприменительный процесс». В нем также выделяют этапы, стадии. В
отличие от юридического процесса, который, применительно к нашему вопросу,
можно отождествлять со всем уголовным судопроизводством или отдельной его
стадией, правоприменительный процесс осуществляется в рамках конкретных
правовых отношений. Поэтому, на наш взгляд, допустимо говорить, что
правоприменительный процесс – это ячейки, образующие юридический процесс.
В науке нет единства мнений о наименовании и количестве стадий правоприменения.
В частности, С.С. Алексеев именует их стадиями производства по юридическому
делу.[55]
П.А. Лупинская, рассматривая механизм принятия решения в уголовном процессе (по
сути – правоприменительный процесс), выделяет два этапа: 1) установление
фактических обстоятельств и их юридическая оценка, 2) принятие решения.[56] Г.М. Резник
предлагает именовать первый этап юридическим анализом фактов.[57] А. Барак
рассматриваемыми стадиями считает: 1) выбор фактов, 2) применение данной
нормы, 3) установление самой нормы.[58]
Наиболее распространенной является точка зрения о существовании трех основных
стадий правоприменительного процесса: 1) установление фактической основы дела,
2) установление юридической основы дела, 3) принятие решения по делу. Преломляя
данный подход к сфере уголовного судопроизводства, отметим следующее. Для
первой стадии характерно то, что здесь производятся действия по осуществлению
процесса доказывания (собирание, проверка, оценка доказательств), получения иной
информации о фактах, т.е. идет процесс юридического познания. Вторую стадию
образуют действия с самими юридическими нормами – выбор соответствующей нормы
права, проверка ее действия в пространстве, по кругу лиц, толкование нормы права, в необходимых случаях – действия, связанные с восполнением
пробелов в праве. В третьей стадии на основе анализа фактов и юридических норм
выносится решение в рамках производства по делу, которое облекается в определенную
форму и проводится в жизнь. В своих дальнейших рассуждениях мы будем
ориентироваться на данную концепцию.
Совокупность рассматриваемых стадий можно представлять как отдельный
фрагмент деятельности следователя, связанный с принятием решения. Именно с
этого фрагмента необходимо начинать анализ формирования механизма усмотрения.
Здесь важно учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, применение права –
сложная, специфическая деятельность, которая составляет единый взаимосвязанный
процесс. Ее не всегда удается разделить на отдельные стадии. Так, чтобы
выбрать и проанализировать норму права, подлежащую применению, следует
опираться на конкретные факты. Круг же этих фактов может быть правильно
установлен только тогда, когда уже известно, что они имеют юридическое
значение. Поэтому вычленение рассматриваемых стадий производства по делу в
определенной степени носит идеальный характер.
Установление юридической основы дела может потребовать уточнения
фактических обстоятельств. В свою очередь, установление фактической основы
ориентировано на юридические предписания (например, связанные с оценкой
доказательств). Так, осуществляя проверку сообщения о преступлении,
предусмотренном главой 23 УК, следователь усматривает возможность отказа в
возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заявления руководителя коммерческой
организации (не являющейся государственным или муниципальным предприятием). Но
для окончательного вынесения такого решения необходимо установить наличие
обстоятельств, указанных в ст. 23 УПК РФ: отсутствие вреда интересам других
организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Подобное
нарушение очередности стадий производства по делу, их
взаимопереплетение достаточно типично для практики уголовного судопроизводства.
Кроме того, весьма сложно определить, на каком этапе в данный момент находится
правоприменитель. Это, по нашему мнению, делает несколько неуместным именование
указанных выше групп правоприменительных действий при производстве по делу
стадиями. Стадийность предполагает последовательную смену одного этапа другим.
Здесь для использования более удачным был бы термин «элементы правоприменительного
процесса».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|