В современной отечественной теории права наиболее распространенным
является понимание законности как неуклонного исполнения законов и соответствующих
им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и
общественными организациями.[78]
Такая формулировка представляется в высшей степени обобщенной и не дает
возможности правоприменителю определить законность решения в конкретных
жизненных обстоятельствах. Имеются попытки обстоятельного исследования
рассматриваемого понятия. Так, И.М. Зайцев приходит к выводу, что законность –
это «совокупность средств, обеспечивающих правильное отношение общества к
действующему законодательству, уважение к праву», это «не собственно правовое
явление, а социально-правовое начало в жизни общества».[79] Иное пони-мание
термина «законность» предложено А.Т. Боннером: «Понятие законность дает
представление о правовой действительности, взятой под углом зрения
практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы,
ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с
политическим режимом данного общества».[80]
Значительная доля дискуссий посвящена вопросу соотношения понятий «законность»
и «справедливость».
В теории уголовного процесса также предпринимались попытки «приземлить»
рассматриваемое понятие к деятельности по осуществлению судопроизводства.
Однако они не всегда, на наш взгляд, были удачными. В частности, И.Ф. Демидов
отмечает, что главное проявление принципа законности в уголовном процессе
состоит в требовании, обращенном к органам расследования, прокурору и суду,
все свои решения принимать при наличии достаточных оснований.[81] Но такое понимание
законности также не вносит необходимой ясности. Более детальное изучение
рассматриваемых вопросов процессуалистами позволило предложить критерии
(требования), которые свидетельствуют о законности каждого следственного,
прокурорского и судебного акта. Так, Ю.Н. Белозеров и В.В. Рябоконь считают,
что процессуальный акт может быть признан законным только тогда, когда отвечает
следующим условиям: а) вынесение такого акта предусмотрено
уголовно-процессуальным законодательством; б) он вынесен компетентным органом
либо лицом; в) он постановлен при наличии к тому условий, предусмотренных
законом; г) его вынесению предшествовало производство необходимых
процессуальных действий; д) он обличен в установленную законом процессуальную
форму – постановление; ж) он содержит необходимые реквизиты.[82]
Представляется, что такие требования могут быть уместными при
формальной оценке законности решения следователя, но они не лишены изъянов.
Один простой пример. В некоторых случаях следователи выносят постановление о
производстве следственного эксперимента. Делается это по разным причинам, но в
основном для организационного обеспечения производства данного следственного
действия (например, выделения необходимого автотранспорта, блокирования
определенного участка дороги и т.п.). Если законность такого постановления
рассматривать исходя из критериев, предложенных Ю.Н. Белозеровым и В.В.
Рябоконем, то его явно нельзя признать допустимым, поскольку УПК не
предполагает вынесение подобного постановления (не содержалось такого указания
и в УПК РСФСР), а значит, не предусматривает условий, не устанавливает его
форму и необходимые реквизиты. Аналогично можно рассуждать и об одном из
наиболее распространенном в стадии возбуждения уголовного дела процессуальном
действии – получении объяснений. УПК РСФСР не устанавливал ни порядка вызова
граждан для дачи объяснений, ни процедуры их получения, ни форму, ни реквизиты
такого документа, как объяснение. УПК РФ вообще не упоминает о получении объяснения
как средстве (способе) проверки информации о преступлении. Список подобных
ситуаций можно продолжать достаточно долго.
Предложенные условия не рассчитаны на применение следователем усмотрения.
Что означает «вынесение такого акта предусмотрено уголовно-процессуальным
законодательством», «он постановлен при наличии к тому условий, предусмотренных
законом»? На наш взгляд, такие формулировки являются относительными. Должно ли
присутствовать прямое предписание закона о выполнении
данного акта или он может быть «выведен» из смысла, духа закона? Ответ на этот
вопрос меняет многое в оценке законности правоприменительного акта.
А. Барак выдвигает следующую концепцию понимания законности: существуют
возможности, которые каждый знающий юрист может легко определить как законные,
и существуют другие возможные решения, которые любой юрист немедленно
отвергнет как незаконные. Между этими двумя полюсами находятся возможности, в
оценке степени законности которых знающие юристы могут не сойтись. Опираясь на
стандарт «знающих» юристов, автор предлагает его в качестве критерия для
определения законности возможностей. При этом делает оговорку: сообщество
юристов – есть профессиональная точка зрения коллектива юристов в отдельном государстве.
Вариант законен, если сообщество юристов считает его таковым и если оно
реагирует на выбор этого варианта без ощущения шока и недоверия. Но сам ученый
здесь же признает, что указанный стандарт неточен. Между двумя полюсами есть
ряд ситуаций, в оценке которых само сообщество юристов разделяется: такие
ситуации нельзя назвать незаконными так же, как о них нельзя сказать, что они
законны. Разумеется, и термин «сообщество юристов» тоже неточен.[83]
Считаем необходимым отметить, что предложенная идея не нова. Еще в
Институциях Гая (наиболее известном учебнике римского частного права)
приводились следующие положения: «Ответы правоведов – это мнения юристов,
которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц
сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения
юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому
мнению, которое он считает самым лучшим».[84]
Оригинальная точка зрения, в чем-то созвучная с
рассматриваемой концепцией о сфере законности, излагалась в конце XIX в. русским теоретиком
права П.В. Виноградовым. В частности, кроме традиционно выделяемых источников
права (обычай, прецедент, юридический акт), он называл еще один – справедливость.
По мнению автора, справедливость выполняет ряд функций. Во-первых, способствует
реализации права в условиях индивидуализации дел. Во-вторых, восполняет
имеющиеся в праве пробелы и, в-третьих, исправляет «слишком суровые
последствия юридических норм». В то же время справедливость неотделима от
сложной и отвечающей своей цели правовой системы. Поэтому сущность ее проявляется
в том, что дело должно разрешаться в согласии с той нормой, которую
правоприменитель установил бы сам, если бы он был законодателем, и при этом он
должен был бы следовать взглядам, установленным юриспруденцией.[85] Высказывая свои
суждения о справедливости, автор отмечает, что этим понятием оперировали
юристы и законодатель еще с древних времен.
Достоинство предложенного А. Бараком подхода состоит в том, что
здесь определяются не критерии законности, а ее сфера (В определении автора –
зона). Свобода выбора требует, чтобы существовала область, в которой
управомоченное лицо могло бы свободно выбирать между разными вариантами решений.
Размер этой области выбора может варьироваться. Для этого существуют пределы –
«пограничные столбы», которые очерчивают сферу законности. С одной стороны,
предел усмотрения, наверное, может быть только односторонний – ведь не бывает
слишком законных решений. А там, где нет возможности выбирать, где надо
действовать только в строгом соответствии с законом, например, в сфере
абсолютно определенных правовых предписаний, там нет усмотрения. Но, с другой
стороны, категория «пределы» предполагает множественность,
потому что в сфере законности всегда действует несколько ограничений.
Понимание сферы законности, предложенное А. Бараком, для практического
работника, на наш взгляд, выглядит несколько абстрактно, хотя выполняет роль
ориентира. Этот критерий имеет целью побудить следователя осознавать основные
взгляды на законность в обществе, в котором он живет и действует. В этом смысле
можно говорить о влиянии общественного правового сознания или одной из его
форм – правосознания профессиональной общности людей (в нашем случае – юристов)
на деятельность следователя. Значение такого влияния достаточно велико. Оно
может иметь положительные и отрицательные стороны, которые мы рассмотрим позже.
Между тем, осуществляя производство по делу, следователь в большей
степени ориентируется не на сообщество юристов, а на мнение отдельных из них – начальника
следственного отдела, прокурора, адвоката, судьи (суда). Иначе и быть не может,
поскольку уголовное судопроизводство у нас осуществляется коллегиально. В
теории уголовного процесса принято распространять принцип коллегиальности
только на один из этапов деятельности – рассмотрение дел судами.
Действительно, в стадиях судебного разбирательства, кассационного, надзорного
производства, возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам действие
данного принципа проявляется наглядно, поскольку решения в этих стадиях
принимаются группой людей при их одновременном совещании, высказывании мнений.
На наш взгляд, сущность принципа коллегиальности может быть истолкована
шире. Несмотря на предоставленную следователю процессуальную самостоятельность,
его решение, например, о направлении уголовного дела с обвинительным
заключением в суд, не является единоличным. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 221 УПК РФ
обвинительное заключение должно быть утверждено прокурором. Причем, рассматривая
поступившее к нему дело, прокурор может не согласиться с мнением следователя и
возвратить дело для дополнительного расследования, изменить обвинение,
составить новое обвинительное заключение и т.п. (ст. 221 УПК РФ). По
сложившейся повсеместно практике вопрос о направлении следователем дела в суд
согласовывается с начальником следственного отдела, который на обвинительном
заключении ставит свою резолюцию. Такую практику нельзя признать противоречащей
закону. Она базировалась на полномочиях начальника следственного отдела, вытекавших
из ст. 127 УПК РСФСР (а ныне предполагается положениями ст. 39 УПК РФ),
требованиях ведомственных нормативных актов. Таким образом, в принятии решения
о направлении уголовного дела с обвинительным заключением в суд участвуют, как
минимум, три субъекта: следователь, начальник следственного отдела, прокурор.
Значит, и решение об этом должно именоваться коллегиальным, исходя из
семантики данного слова.[86]
Другое дело, что коллегиальность на предварительном следствии не
выражена так ярко, как в судебных стадиях. Но это не должно умалять ее значения.
Коллегиальностью пронизана вся деятельность следователя. Она может проявляться
посредством контрольных и надзорных функций со стороны начальника
следственного отдела и прокурора, дачи ими указаний о направлении
расследования и производстве отдельных следственных действий, согласовании и
санкционировании отдельных решений следователя и т.п. При этом, следует
признать, что принимаемые решения носят коллективный характер. В отдельных
случаях круг субъектов, участвующих в принятии решения, может быть более
широким. Так, при прекращении уголовного дела в порядке ст. ст. 25, 26 УПК РФ
необходимо учитывать мнение потерпевшего, обвиняемого; при возбуждении
уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц следует получать согласие
соответствующих государственных органов (ст. 448 УПК РФ). Свой
вклад в выбор решения может внести и защитник путем принесения ходатайств или
жалоб.[87]
Поэтому, осуществляя выбор варианта поведения, следователь не только согласует
его с иными субъектами, но и как инициатор принятия конкретного решения
ориентируется на возможную реакцию, мнение этих лиц, в том числе и на их
понимание законности. В этом смысле рассматриваемая коллегиальность выполняет
функцию обеспечения законности правоприменительного акта.
Мнение юристов для следователя может проявляться и через складывающуюся
правоприменительную практику, т.е. ориентиром для него станет то, что не
осуждается в реальной (конкретной) правовой действительности. Здесь мы опять
выходим на уровень общественного правового сознания, а поэтому вынуждены
обратиться к общетеоретическим положениям и, в частности, затронуть вопрос о
современных подходах к пониманию права в отечественной юридической науке, что,
несомненно, сказывается и на правоприменительной практике.
Десятилетия дискуссий о праве выявили три основных подхода к
определению этого понятия: а) нормативный; б) социологический; в) философский.[88]
С точки зрения нормативного подхода, право – это система
юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Здесь оно
отождествляется с законом (право – это нормы, изложенные в законах и
подзаконных нормативных актах). Указанный подход долгие годы существовал в
качестве базового в развитии советской юридической науки и практики. Не
отвергнут он и сейчас. Основные его постулаты: примат государства над правом;
примат нормы права над правоотношением, а также объективного права над
субъективным; отсутствие возможности обсуждать в процессе реализации права,
правильно ли по существу решение законодателя, насколько такие решения
достигают поставленной цели, проводятся ли они вообще в жизнь.
Нормативисты всегда подвергались и подвергаются критике за апологетику
созданного государством позитивного (положительного, объективного) права, в
котором не всегда присутствуют начала разума, морали и иных ценностей.[89] Однако нормативный
подход к правопониманию имеет и положительные аспекты. Он в большей, чем
какой-либо другой, степени подчеркивает ет определяющее свойство права – нормативность,
что органически связано с формальной определенностью права; косвенно
ориентирует на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой) воли,
на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе
юридической практики.[90]
Историческое происхождение социальных норм (правил) поведения как объективно
четких регуляторов общественных отношений имеет большую социальную ценность. «Парадигма,
которая вырастает из нормативистской теории, охватывает широкий спектр правовых
реалий: от приоритетов в подготовке качественных законопроектов, установления
процедуры их обсуждения, принятия до идеалов законности, использования только
правовых норм в решении споров, рассмотрении уголовных дел и иных правовых
действиях. Идея закона, выраженная в разных формах, – это центральное звено
нормативистской теории».[91]
Нормативное понимание – самое пригодное для отражения инструментальной роли
права. Определение его как совокупности охраняемых государством норм позволяет
исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием и сознательно
избирать вариант своего поведения.[92]
Появление социологического направления понимания права в юриспруденции
знаменовало ее выход за пределы изучения текста правовых норм. Наука обратилась
к проблеме реализации норм, их претворению в реальные общественные отношения.
Представители социологического подхода под правом понимают правоотношения в
действии, а поэтому призывают к открытому судейскому правотворчеству. Отсюда
тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Уподобление
писаного закона сосуду, который еще следует заполнить, – вот постулат социологического
направления и, в частности, реалистической теории права в США, суть которой –
недоверие к закону и к законности. «Наполнять» законы правом призваны судьи и
администраторы.[93]
С учетом этого право трактуется как «вид деятельности, состоящей в
создании и применении общеобязательных норм и ненормативных (индивидуальных)
юридических средств при обеспеченности государственным принуждением,
направленной на урегулирование производственной, обменной и иной взаимосвязанной
деятельности людей для достижения необходимого результата».[94]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|