Как об этом последние пару лет говорили
проблема противоракетной обороны имеет вероятность быть следующей крупной проблемой
в американо-российских отношениях. Русские считают, что Договор по ПРО,
подписанный 29 лет назад, остается краеугольным камнем стратегической стабильности
в мире. Позиция США при сильной поддержке Республиканской партии основывалась
на том, чтобы доказать, что Договор по ПРО является анахронизмом, пережитком
холодной войны, который более не способствует нашим интересам безопасности в
тех изменившихся условиях, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Этот аргумент
защищался с почти религиозной страстью приверженцами каждой позиции, и как
сказал один мудрый раввин, "вы оба правы"[45].
Ряд государств выделяет значительные ресурсы на
программы баллистических ракет, и, конечно же, возможно, что через 10-15 лет
будет больше государств, которые будут в состоянии нанести ущерб Соединенным
Штатам путем доставки оружия массового уничтожения на баллистических ракетах.
Вашингтону следует уделить этой проблеме больше внимания; не сделать этого было
бы безответственно. С другой стороны, последствия решения США выйти в
одностороннем порядке из Договора по ПРО будут, вероятно, весьма
дестабилизирующими для международной системы. Усилия по сокращению вооружений и
усилия, направленные на обеспечение безопасности американо-российских ядерных
отношений будут, по всей вероятности, поставлены под угрозу. Китай, скорее
всего, решит создать больше ядерных ракет раньше, чем это предусмотрено в
нынешних планах модернизации; до сих пор он был весьма сдержанным в развитии
своих ядерных сил. Активность Китая окажет влияние на Индию с последующим
воздействием на Пакистан. То, что делает Китай, может заставить Японию
поставить под вопрос доверие к американской ядерной гарантии - Токио может
очень быстро создать ядерные силы, если решится на это. Неудача достичь
соглашения с Россией о будущем Договора по ПРО, безусловно, приведет к более
тесному сотрудничеству в области безопасности между Россией и Китаем - этого
мы, конечно же, не хотим, и по этому поводу сами русские испытывают
двойственное чувство. Потом существуют союзники в Европе, которые без всяких
исключений выразили свою поддержку сохранению Договора по ПРО с Россией.
Короче, мы рискуем поставить под угрозу наши
самые важные союзнические отношения и способствовать более глубокому
сотрудничеству между нашими серьезнейшими потенциальными противниками, а
также, вероятно, разрушить режим нераспространения, если мы не отнесемся к
проблеме ядерной обороны с величайшей мудростью и искусной дипломатией..
Нам нужно предпринимать все усилия для того,
чтобы превратить вопрос о противоракетной обороне из теперешней самой большой
угрозы американо-российским отношениям в величайшую возможность для реального
сотрудничества в области безопасности. В июне 2000 г., а также в апреле 2001
г., русские признали, что Соединенным Штатам, России и Европе следует
совместно заняться обсуждением и анализом этой угрозы с целью разработать
объединенные меры для того, чтобы устранить эту угрозу Путем политических и дипломатических
средств и с помощью разработки эффективных оборонительных систем. На данном
этапе русские в своем предложении НАТО во время визита лорда Робертсона в
Москву в феврале предложили такие дискуссии и сотрудничество, а также выразили
мнение, что Россия и Европа больше, чем США, подвержены опасности ракетных
нападений, поскольку системы средней дальности больше разработаны в странах,
которые практически все находятся на периферии Российской Федерации (Иран,
Индия, Пакистан и т.д.), чем МБР, которые могли бы угрожать Соединенным Штатам.
Было высказано много предположений о том, насколько искренни российские
предложения, или же они больше символичны и предназначены главным образом для
того, чтобы задержать какое-то распространение ядерного оружия и
отколоть США от их союзников. Заместитель председателя Комитета по обороне Государственной
думы и один из ведущих специалистов России по ядерным стратегическим вопросам
Алексей Арбатов сказал , что Соединенные Штаты и Запад сделают ошибку
исторического масштаба, если не примут российское предложение всерьез,
поскольку сотрудничество по вопросу об угрозе распространения и совместная
разработка систем против этой угрозы несут в себе семена реальной интеграции
России и Запада в области безопасности.. Тем не менее, к этим дискуссиям
необходимо отнестись в высшей степени серьезно. Как раз сейчас администрация
Буша вновь обратилась к вопросу о противоракетной системе и, естественно, к
российской политике в целом.
Но, конечно, с русскими ничто никогда не бывает
просто и открыто. Тогда как, с одной стороны, российское правительство выразило
желание сотрудничать с США и Европой в том, чтобы устранить ракетную угрозу,
американское правительство, с другой стороны, много лет было озабочено ролью
российских ученых, инженеров и предприятий в распространении ракетно-ядерных
технологий в так называемых "проблемных государствах" или государствах-"изгоях".
Отделение целенаправленных, санкционированных государством мероприятий по
распространению от мероприятий по распространению, не санкционированных
государством и не контролируемых эффективно государством, является очень
трудной проблемой в хаотичной постсоветской России. Многие рассекреченные,
неподтвержденные сообщения рассказывают о российских ученых и экспертах по
технологиям, уехавших из России, чтобы работать в северокорейских, китайских и
иранских лабораториях, институтах и на заводах. Есть также сообщения о русских,
которые предоставляют помощь этим и другим программам вооружений электронными
средствами, оставаясь в России. В некоторых случаях государству может быть
удобно иметь "правдоподобную отрицаемость" для таких мероприятий, а
в других случаях они действительно могут быть вне государственного контроля.
Эта проблема подчеркивает важность оказания помощи безработным или частично
занятым российским ученым в области вооружений и экспертам в области
технологий, а также потребность в американских людских и технических ресурсах
отслеживания ситуации[46].
Вопрос о передачах вооружений и технологии будет
трудным как для Соединенных Штатов, так и для России, поскольку это та
область, где наши интересы в некотором смысле просто расходятся. Русские
мотивируют передачи этих технологий двумя моментами: экономической и
национальной безопасностью. Продажа вооружений – это сфера, где российская промышленность
может быть конкурентоспособной, а военно-промышленный комплекс (ВПК) нуждается
в заказах, поскольку российские поставки вооружений за последние годы резко
упали. В 2000 г. объем российских продаж вооружений составил сумму около 4
млрд. долл. (около 15% от сделок США по вооружениям, и намного ниже уровня
советского периода), и двумя основными клиентами являются Китай и Индия - на
уровне 1 млрд. долл. в год, а решение возобновить продажу оружия Ирану за
несколько лет сделают Иран третьим крупнейшим клиентом русских. Российская
проблема заключается в рынках: пока русские не имеют доступа на традиционные
американские и европейские рынки, они будут вынуждены искать их в местах,
которые нам не нравятся. Нужно дать возможность русским продавать оружие,
которое они производят, например, в Европе, где Россия потеряла свой самый большой
рынок после распада Организации Варшавского договора. Нам также нужно понять,
что продажа вооружений Россией существенно помогает российскому ВПК выжить, и
понятно, что российские лидеры считают, что выживание пусть даже самой
маленькой части старого советского военно-промышленного комплекса
отвечает российским национальным интересам.
Другой вопрос, который нам нужно иметь в виду,
заключается в следующем: то, как Россия осознает свои интересы в области
безопасности, естественно, в некоторых случаях расходится с нашим собственным
восприятием, и это естественно, потому что Россия стоит перед лицом
совершенно других стратегических условий. Это напрямую применимо и к международной
безопасности. Россия по периферии окружена на юге и на востоке целым рядом
растущих держав международной системы в то время, как ее собственная мощь резко
уменьшилась. Конкретно имеем здесь в виду Китай и Индию, и в меньшей степени
Иран. Россию отчасти можно понять в ее попытках сотрудничать с этими
государствами для продвижения своих собственных интересов. Существуют
геополитические причины для этих отношений, которые напрямую не мотивируются
желанием противостоять Соединенным Штатам, а эти продажи оружия нельзя
объяснить только желанием противопоставить себя США. Ясно, что есть такие
аспекты этих отношений и продаж вооружений, которые идут вразрез с нашими
интересами, но многие из этих проблем России не касаются Соединенных Штатов,
несмотря на подстрекательскую риторику некоторых российских политологов и
правительственных официальных лиц.
И наконец, несколько слов о европейской
безопасности и НАТО. Из-за огромной территории России, ее военной мощи,
социально-экономических трудностей и сложного смешения совместных интересов и
противоречий с Западом, она явно не вписывается в возникающую архитектуру
евро-Атлантической безопасности. Культурная самобытность России столетиями
испытывала противоречие между восхищением и пренебрежением по отношению к
экономическим и политическим достижениям Европы. Россия никогда не могла
полностью решиться - хочет ли она присоединиться к "общему европейскому
дому", как об этом говорил бывший президент Горбачев, или же остаться в
стороне в своем уникальном евразийском величии. Что еще больше усложняет ее
"почти шизофрению" по отношению к Западу: в прошлом десятилетии
Россия из всех великих держав в современной истории испытала самое резкое
падение национальной мощи, и Европа - это место, где российская
внешнеполитическая элита наиболее остро чувствует последствия советского
краха.[47]
Несмотря на горечь и разочарование недавних лет,
американские политики и аналитики России не должны полностью сбрасывать со
счетов с трудом завоеванные достижения, которые поддерживают мнение о том, что
более кооперативный подход партнеров по Североатлантическому союзу к России будет
важен для поддержания и развития европейской безопасности. Бывший российский
премьер-министр Виктор Черномырдин наряду с бывшим президентом Финляндии
Ахтисаари помогли провести переговоры о завершении войны в Косово, эффективно
предотвратив дальнейшую опасность натовского "распутывания" в Косово.
Россия понимает, что она должна установить модус вивенди с НАТО, выступающей в
качестве первостепенного института безопасности в Европе, и мы должны
энергично поработать, чтобы это произошло. Процесс расширения НАТО необходимо
продолжать, и никакое государство не должно иметь явного или подразумеваемого
права вето по вопросу о присоединении к альянсу других государств. Тем не
менее, предлагаем НАТО быть более осмотрительной в приглашении бывших советских
республик к присоединению, и, конечно, имеем здесь в виду главным образом
государства Балтии.
К сожалению, в 1990-х годах вопрос о расширении
членства и миссии 'НАТО отнимал слишком много времени у политиков. В то время,
когда традиционные риски в области безопасности, связанные с соперничеством
великих держав в Евразийском регионе, резко уменьшились, спорам по поводу НАТО
в 1990-е годы было отдано слишком много сил, которые должны были быть брошены
на решение растущих нетрадиционных вопросов безопасности. Сегодня и завтра
такие проблемы, как ослабление государства, ухудшение окружающей среды,
эпидемические заболевания, безопасность ядерных материалов, миграционные
потоки и неблагоприятные демографические тенденции, преступность и коррупция,
а также другие вопросы представляют собой гораздо более непосредственные угрозы
для российской и более широкой европейской безопасности. Эти угрозы являются
трансграничными по природе и поэтому представляют собой непосредственную угрозу
для Евразийского региона в целом. Лицам, определяющим политику, неправительственным
организациям, а также ученым нужно искать гораздо больше ресурсов для того,
чтобы заниматься этими общими проблемами и находить общие решения. И
опять-таки, многие вопросы безопасности, которые касаются России и Европы, не
затрагивают США. По этой же причине расширение Европейского Союза дальше на
восток будет оказывать гораздо больше реального воздействия на российские
интересы, особенно экономические, чем расширение НАТО; российским аналитикам
и лицам, определяющим политику, нужно уделять больше внимания этим вопросам,
чем гневному возмущению по поводу опасностей НАТО.
Существует одно крайне важное событие за
последние десять или более лет, которое в некотором смысле остается либо
неожиданным, либо недопонятым, но которое значительно изменяет структурные
условия американо-российских отношений. Асимметрия в мощи между США и Россией,
используя масштаб экономики в качестве ключевого мерила, существовала в начале
1990-х годов, но эта асимметрия намного увеличилась при том, что США за это
десятилетие набирали силу, а Россия, если хотите, "заваливалась". Это
означает, что Российская Федерация имеет относительно гораздо меньше
экономического, военного и политического влияния в международных делах, чем
десять лет назад, и, следовательно, ее приоритет во внешней политике США
уменьшился. Эту мысль новая администрация Буша передавала России целым рядом
способов - начиная с перестройки структуры Совета национальной безопасности,
чтобы придать ей более низкий приоритет, и кончая демонстрацией весьма
незначительного энтузиазма по поводу будущей встречи Путина и Буша.
В то время, как отношения между США и Россией
постепенно становятся все менее приоритетными в каждой из столиц, что это -
естественное явление по мере того, как мы все дальше уходим от конфронтации
сверх держав эпохи холодной войны. Однако это не означает предопределенности
наших двусторонних отношений как неприятельских.
Явная решимость США начать войну с Ираком
Саддама Хусейна, будь на то одобрение ООН или нет, начинает вызывать у
интеллектуальной элиты Запада глубокие сомнения в обоснованности политики
Джорджа Буша, а заодно и его ближайшего союзника - английского премьера Тони
Блэра. Возникает слишком много вопросов, на которые нет ответов.
Пожалуй, наиболее бескомпромиссно эти сомнения
выразил английский писатель Джон Ле Карре, напечатавший в лондонской газете
«Тайме» статью под красноречивым заголовком «Соединенные Штаты сошли с ума».
Знаменитый сочинитель шпионских романов, ранее не замеченный в особом
антиамериканизме, на этот раз не выбирает выражений. Вот что он, в частности,
пишет: «У Америки очередной приступ исторического помешательства, причем нынешний
хуже всех, что я могу припомнить, — хуже периода маккартизма, хуже Залива
свиней (попытка высадки американского десанта на Кубу после прихода к власти
Фиделя Кастро), а в долгосрочной перспективе, возможно, катастрофичнее вьетнамской
войны"[48].
Реакция на теракты 11 сентября 2001 года
превзошла все, на что мог надеяться бен Ладен в своих самых гнусных мечтах.
Как и во времена маккартизма, свободы, которые заставили весь мир завидовать
Америке, систематически ограничиваются. Конформизм средств массовой информации
США в сочетании с корпоративными интересами снова привели к тому, что споры,
которые должны бы охватить всю страну, идут лишь в статьях обозревательской
элиты Восточного побережья.
Планы надвигающейся войны вынашивались за годы
до того, как Усама бен Ладен нанес свой удар, но именно он сделал возможным их
осуществление. Без бен Ладена клике Буша до сих пор пришлось бы объясняться по
таким скользким вопросам, как победа Буша на президентских выборах, как дело
«Энрон», как бесстыдное продвижение интересов богачей при беззастенчивом
небрежении нуждами бедняков всего мира, как экология и уйма расторгнутых в
одностороннем порядке международных договоров. Этой клике, наверное, пришлось
бы объясняться и по поводу поддержки продолжающегося игнорирования Израилем
резолюций ООН.
Как сообщают, сейчас 88 процентов американцев
хотят войны. Военный бюджет США увеличен еще на 60 миллиардов долларов и
достиг примерно 360 миллиардов. Готовится к принятию на вооружение новое
поколение совершенного ядерного оружия, чтобы все мы могли вздохнуть с
облегчением. Но вот какую именно войну поддерживают или думают, что
поддерживают, эти 88 процентов американцев, совершенно неясно. Война какой
длительности? Сколько американских жизней она унесет? Во что обойдется
американскому налогоплательщику? И поскольку большинство этих 88 процентов,
несомненно, вполне добропорядочные и гуманные люди, стоит еще спросить — а
скольких иракских жизней будет стоить эта война?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|