Многие претенденты, в том числе Д.Куэйл,
Л.Александер, С. Форбс, П.Бьюкенен, уже не впервые принимают участие в
президентском марафоне. И для них речь идет не столько о достижении реального
результата, сколько о стремлении поддержать свой имидж и сохранить место в
республиканском политическом истеблишменте. Ну, а бесспорный фаворит -
Дж.У.Буш.
Многие надежды связываются и со стилем работы
президента АФТ-КПП Дрсона Суини, возглавившего профсоюзное движение США в 1995
г. Он не раз заявлял, что главная цель его деятельности - увеличение охвата
профсоюзным движением американских трудящихся. Как отмечается на страницах
профсоюзной прессы, благодаря Суини среди лидеров "юнионизированных"
предприятий впервые за долгие годы появилась уверенность в том, что судьба
профсоюзного движения зависит от них самих, а не от тех, кто "контролирует
Белый дом или Конгресс"[10].
Пока рано делать выводы, в какие конкретно формы
выльются взаимоотношения между новой президентской администрацией и лидерами
профсоюзного движения: на сегодняшний день в области трудовых отношений произошло
еще не так много изменений. Однако уже первые шаги администрации наводят на
мысль, что в ближайшем будущем эта сфера претерпит весьма серьезную
трансформацию. Непростая ситуация, сложившаяся в профсоюзном движении, которое
выходит на качественно новый этап своего развития, свидетельствует о
значительных структурных переменах, которые должны очень скоро затронуть
многие стороны американской общественно-политической и экономической жизни, в
том числе и трудовые отношения.
Пожалуй, ни в чем так не проявился консерватизм,
и даже жесткость американского президента, как во внешнеполитической сфере.
Редко выезжавший ранее за рубеж и не обладающий знанием внешнего мира,
проявлявший в период избирательной кампании скептицизм относительно
вовлеченности США в международные конфликты и участия их в международных
организациях, Буш принял на себя миссию быть руководителем супердержавы,
претендующей на роль единственного мирового лидера.
Внешнеполитические проблемы уже давно (а точнее
- с 1968 г.)[11] не являются
центральными в президентских избирательных кампаниях. После 1992 г. они
перестали существенно влиять и на исход выборов. Причина этого в значительной
степени связана с распадом СССР и окончанием холодной войны, формирующийся
новый мировой порядок, одна из главных характеристик которого - процессы
глобализации, несет с собой не меньше проблем; параметры их в значительной
степени уже заданы.
Как администрация президента, не приемлющего
внешнюю политику своего предшественника, на практике будет осуществлять
американскую роль в мире, каким образом она намерена отстаивать интересы своей
страны? Воспользуется ли она, хотя бы отчасти, теми рамками
интервенционистских подходов, в которых действовали (не всегда, правда,
успешно) демократы, или предпочтет создавать свои?
Взятая на вооружение нынешней американской
администрацией доктрина превосходства собственных национальных интересов
предусматривает более реалистичный, рациональный и прагматичный взгляд на
мировые процессы, который неизбежно при реализации его на практике предполагает
тактику односторонних действий. Она в свою очередь порождает недовольство
других заинтересованных сторон, способное вылиться в конфликты различного рода.
Примером такого рода и является намерение
республиканской администрации реанимировать идею Рейгана и создать
национальную противоракетную оборону (НПРО) для защиты США от так называемых
государств-"изгоев", в числе которых оказались Ирак, Иран и Северная
Корея, представляющие, по мнению Белого дома реальную угрозу американским
интересам и безопасности. Многие в США считают, что исходящая от этих стран
опасность настолько значительна, что ради противодействия ей страна может
потратить десятки миллиардов долларов (по самым общим оценкам - 60 млрд. долл.)
и рисковать отношениями с Россией, Китаем и даже со своими европейскими
союзниками. Реализация этих планов неизбежно приведет к выходу из заключенного
в 1972 г. советско-американского Договора по ПРО, который, по утверждению Буша,
не учитывает сегодняшних мировых реалий и не позволяет Америке разрабатывать
многообещающую технологию.
Как и ожидалось, реакция в мире на этот шаг
оказалась неоднозначной. Из европейских стран только Англия поддержала идею
НПРО; ФРГ и Франция заняли достаточно сдержанную позицию. Особенно осложнились
в связи с этим отношения Соединенных Штатов с Россией, Китаем, которые считают
Договор по ПРО неотъемлемой составной частью системы международной безопасности
и важным элементом длительного процесса разоружения. И хотя Буш, выступая 1
мая 2001 г. в Вашингтонском университете национальной обороны, заявил о том,
что в решении этого вопроса США не намерены идти на односторонние шаги и будут
вести консультации со всеми заинтересованными сторонами, возникшая проблема
порождает общую напряженность.
Несмотря на то, что внешняя политика новой
администрации находится пока еще в стадии формирования, уже сейчас вполне
очевидна ее неоизоляционистская направленность. Об этом свидетельствует курс
на уменьшение масштабов внешнего военного присутствия, стремление к сокращению
воинского контингента и военных баз США за рубежом, в частности намерение вывести
американские войска с Синая, следуя линии на ограничение своей роли в процессе
ближневосточного урегулирования.
Внешнеполитический курс республиканской-
администрации уже успел породить немалые проблемы в современном мире.
Обеспокоенность вызывает, прежде всего, ужесточение американской позиции в
отношении России, Ирака и Северной Кореи, а также то, что США, несмотря на
неоднократные заявления Буша о намерении строить конструктивное сотрудничество
с Китаем, воспринимает его все же, как вероятного противника.
Инцидент с американским разведывательным
самолетом, столкнувшимся во время воздушного облета территории КНР с китайским
истребителем; принятое Вашингтоном 24 апреля 2001 г. решение о продаже Тайваню
партии оружия, включающей в себя эсминцы класса "Kidd",
самолеты радиоэлектронной разведки и подводные лодки[12],
а также намерение США продолжать поставки вооружений и оборонных технологий в
эту страну привели к наиболее сложному американо-китайскому конфликту за многие
годы. Он, собственно говоря, и стал первой серьезной проверкой Буша на
внешнеполитическую прочность.
Далеко не лучшим образом у новой администрации
складываются и отношения с Россией. Планы администрации по созданию НПРО и
пересмотру Договора по ПРО, ее намерение радикально урезать финансирование
программы помощи России в сокращении и обеспечении безопасного хранения ядерных
вооружений и материалов, демарши Белого дома с высылкой из Соединенных Штатов
обвиненных в шпионаже российских дипломатов, визит в США одного из
руководителей чеченских сепаратистов И.Ахмадова, затягивание первой
ознакомительной встречи Буша с президентом России В.В.Путиным - всё это наводит
на мысль о возрождении в Вашингтоне, казалось бы забытых многими, старых
подходов, господствовавших там еще при Рейгане и первом президенте Буше. Как
представляется, попытки США применять в отношениях с нашей страной рецепты
вчерашнего дня свидетельствуют скорее не о втором издании холодной войны, как
уже успели заявить некоторые эксперты, а о стремлении республиканцев положить
конец эре идеализма, нерациональным отношениям, сложившимся между Клинтоном и
Ельциным; заставить нынешние российские власти обратить более пристальное
внимание на ситуацию внутри собственной страны и проявить максимум усилий для
решения сложных и многочисленных проблем России, ее действительного, а не
мнимого реформирования. Следует учесть и еще одно обстоятельство. Распад СССР
и устанавливающийся, новый международный порядок привели к тому, что (в силу
очевидной несопоставимости современных Соединенных Штатов и новой России, в
силу того, что ей так и не удалось заменить собою Советский Союз)
российско-американским отношениям не суждено было стать той центральной осью мировой
политики, которой являлись отношения между двумя супердержавами. Именно это
значительно отодвинуло нашу страну в общем списке внешнеполитических
приоритетов новой республиканской администрации.
Как же американское общество реагирует на
деятельность новой администрации, какие оценки оно дает ей? Хотя многие
аналитики и предсказывали, что Буша ожидает самый низкий президентский рейтинг
за последние полвека факты свидетельствуют об обратном. В течение трех месяцев
после инаугурации от 52 до 63% опрошенных одобряли деятельность нынешнего
президента на своем посту, что выше рейтингов президентов Буша и Клинтона в
первые сто дней их пребывания у власти, но ниже, чем у Рейгана в 1981 г. Рейтинг
Буша стал расти особенно в конце марта. 58% респондентов (55% -в феврале)
одобрили то, как он исполняет свои обязанности. Вместе с тем растет и оппозиция:
33% (в феврале - 23%)[13] были недовольны
деятельностью президента. Только лишь 50% американцев одобряет деятельность
президента по руководству экономикой, 62% согласны с тем, как Белый дом строит
отношения с другими государствами.
В целом же для американского общества характерны
смешанные настроения: скептицизм относительно налоговых предложений во многом
можно объяснить тем, что сокращение налогов не входит в число главных
приоритетов для многих американцев, которые более обеспокоены проблемами
образования, защиты окружающей среды, социального обеспечения. Большинство из
них против открыто прокорпоративистской направленности политики Белого дома,
Например, 61% опрошенных считают, что Буш больше заботится о защите корпораций,
чем об "обычном рабочем человеке". Так думать помогают критики
президента, утверждающие, что новые налоговые предложения принесут выгоду
верхушке американского общества, а ослабление экологических норм инициировано
большим бизнесом. В конце апреля ситуация ненамного изменилась: 63%
американцев одобряли деятельность Буша на посту президента. Причем три из пяти
опрошенных считали, что он заботится больше о защите крупного бизнеса, чем о
простом народе; 68% полагали, что у нового президента есть ясное видение
будущего, но только 47% были уверены в том, что Буш понимает проблемы простого
человека[14]. Многие американцы
всерьез сомневаются в способности республиканской администрации сохранить в
дальнейшем бюджетный профицит, который может быть сведен на нет налоговыми
сокращениями и увеличением расходов на внутренние программы. По данным опросов,
проводимых газетой "Вашингтон пост" совместно с корпорацией
"Эй-би-си", семь из десяти опрошенных считают нереалистичным прогноз
администрации относительно суммы бюджетного профицита в 5,6 трлн. долл. в ближайшие
десять лет. Хотя нынешний Белый дом упорно утверждает, что экономический спад
начался еще при Клинтоне, опросы показывают, что многие американцы связывают его
начало все-таки с президентом Бушем. Действительно, в последние годы
администрации Клинтона американская экономика была на подъеме, а рейтинг
президента никогда не опускался ниже 70%[15].
Глава II.
Контуры внешней политики США.
За состоянием американской экономики, активно
влияющей на мировую, бдительно следит вся планета, в том числе россияне,
проявляющие к колебаниям доллара не меньший интерес, чем к давнему
национальному увлечению - сводке погоды. Кухня же погоды в экономике США во
многом будет зависеть от судьбы инициатив, с которыми 7 января 2003 г. выступил
Джордж Буш[16].
План стимулирования экономики, объявленный
президентом, по мнению аналитиков, столь же смел, сколько противоречив. Либо он
выведет экономику на новые рубежи, либо приведет к всплеску социальных
конфликтов в США, сделав богатых еще богаче, а бедных беднее. Смелость Буша
поразила Америку.
Впервые с тех пор, как Авраам Линкольн ввел
подоходный налог для финансирования Гражданской войны, президент посягнул на
один из фундаментальных принципов налогообложения. «Налоговая система в США
базируется на двух принципах, обеспечивающих ее справедливость, — пишет
журнал «Бизнес уик»[17]. — Они заключаются в
том, что богатым устанавливается более высокая ставка налогов, чем бедным, и
ни одна форма дохода — зарплата, дивиденды, проценты с капитала — не
исключается из налогообложения». Буш же предложил полностью ликвидировать
федеральный налог на дивиденды с корпоративных ценных бумаг, вызвав в стране
бурю. На такой шаг не осмелился даже такой ярый борец с налогами, как Рональд
Рейган.
План был обнародован в день начала работы
конгресса США 108-го созыва. Тем самым было определено основное направление
политических дебатов в экономической сфере с прицелом на президентские
выборы, которые пройдут в 2004 году. Сразу же возобновились давнишние острые
споры вокруг того, что делать с вялой экономикой в условиях роста дефицита федерального
бюджета, нестабильности финансовых рынков, повышенной международной
напряженности и шаткого потребительского доверия.
Американская экономика, не успев оправиться от
последствий терактов 11 сентября, оказалась перед лицом новых серьезных»
испытаний. Каждый день приносит сообщения о масштабных увольнениях в крупных
американских компаниях и давлении администрации предприятий на рабочих с
целью добиться согласия на снижение заработной платы из-за сокращения
корпоративных доходов. Лихорадит финансовые рынки, безработица достигла 6
процентов. Едва выйдя из полосы спада, экономика никак не может набрать темпы
роста, необходимые для стабилизации. И все это в условиях войны, которую
ведут США против терроризма, и нагнетания Вашингтоном обстановки вокруг Ирака.
Да и ситуация с КНДР не добавляет уверенности в завтрашнем дне.
Еще в прошлом году стало очевидно, что традиционными
методами подстегнуть экономический рост невозможно. Федеральная резервная
система, выполняющая в США роль Центрального банка, в 2001 году 11 раз
понижала учетную ставку банковского кредита в надежде оживить экономику.
Базисная ставка межбанковских кредитов была доведена до 1,75 процента — самого
низкого уровня за последние 40 лет. В минувшем году ФРС не стала прибегать к
этому средству регулирования. По общему мнению, пришла пора прибегнуть к
налогово-бюджетным методам для активизации экономики.
Это понимают и в Белом доме. Выступая в
Чикагском экономическом клубе, Буш предложил амбициозную программу оздоровления
экономики, основной смысл которой сводится к резким налоговым сокращениям на
долгосрочную перспективу. В течение 10 лет поступления в государственную казну
сократятся на 674 миллиарда долларов. Помимо ликвидации федерального налога на
дивиденды с корпоративных ценных бумаг, выплачиваемых частным инвесторам,
программа предусматривает возможность для семей, имеющих на то право, списывать
с налогов тысячу долларов, а не 600, как ранее, по уходу за ребенком. Принятый
в 2001 году закон о сокращении ставки подоходного налога примерно на 2
процента предполагалось ввести в действие в период с 2004 по 2006 год, однако
он стал применяться уже в нынешнем январе[18].
Кроме того, предусматривается опустить в тот же
срок налоговый «потолок» с 38,6 до 35 процентов для людей с самыми большими
доходами, а также расширить категорию налогоплательщиков, доходы которых подпадают
под самый низкий налог — 10 процентов. Среди других мер, включенных в
бизнес-план Буша, — оказание финансового содействия безработным в поиске работы
и поощрение руководителей малого бизнеса с целью стимулирования инвестиций в
обновление производственных фондов.
Снижение налогов — одна из основных идей всей
экономической политики Буша. Это важнейший элемент «рейганомики», которую
нынешний хозяин Белого дома пытается возродить, несколько видоизменив ее. С начала
своего президентства он выступал уже с четырьмя инициативами в этой области.
Ближайшая цель — подтолкнуть экономику к более
энергичному росту благодаря тому, что богатые слои населения в результате
снижения налогов получат дополнительные средства и, по идее, должны
инвестировать их в производство, сферу услуг и фондовые рынки. В долгосрочной
перспективе предлагаемые меры должны вообще изменить систему налогообложения,
причем столь глубоко, чтобы в будущем законодателям было бы очень трудно внести
какие-либо поправки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|