Составной частью внешней политики США является
экономическая помощь новым независимым государствам на двусторонней основе,
привлечение развитых западных стран и международных финансовых институтов к
оказанию ими подобной помощи и поощрение американского частного сектора к
инвестированию в экономику этих государств.
Начало казахстанско-американским отношениям было
положено 25 декабря 1991 г. официальным признанием США Республики Казахстан
как суверенного государства. На следующий день, то есть 26 декабря, между двумя
странами были установлены полномасштабные дипломатические отношения на уровне
послов.
Таким образом, США одними из первых признали
Казахстан и первыми установили дипотношения, продемонстрировав тем самым свою
заинтересованность в его утверждении в качестве независимого государства.
В начальный период в связи с угрозой
распространения оружия массового поражения на пространстве бывшего СССР Казахстан
рассматривался Соединенными Штатами в увязке с тремя другими новыми
независимыми государствами. США проводили линию на присоединение Беларуси,
Казахстана и Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве
неядерных государств, отказа ими от ядерного оружия и его полного уничтожения.
Тогда США преследовали три основные задачи при
формировании своей политики по отношению к данной группе государств.
Во-первых, предотвратить распространение оружия массового поражения.
Во-вторых, закрепить происшедшие трансформации путем поддержки и продвижения
демократических и общечеловеческих ценностей. В-третьих, содействовать
развитию рыночных реформ в новых независимых государствах.
Повышенное внимание США к Казахстану
определялось главным образом наличием на территории нашего государства 104 самых
современных и эффективных межконтинентальных баллистических ракет наземного
базирования SS-18 и 1040 ядерных боеголовок к ним.
Естественным было стремление Вашингтона ослабить угрозу своей безопасности и
не допустить появления новых ядерных государств в лице тех, кто наследовал
ядерное оружие бывшего СССР.
Казахстан, со своей стороны, будучи
последовательным сторонником идеи всеобщего ядерного разоружения, 22 мая 1992
г. в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегических
наступательных вооружениях (СНВ-1) подписал Лиссабонский протокол и взял на
себя обязательство стать неядерным государством. При этом руководство
Казахстана, сознавая важность' сотрудничества с США в процессе демонтажа и
утилизации ядерного оружия, оценивало "ядерную составляющую"
двусторонних отношений как преходящую и предпринимало последовательные шаги по
созданию новой базы для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Если
США концентрировали внимание на ядерном аспекте отношений, то Казахстан с
самого начала ставил вопросы развития торгово-экономического сотрудничества как
гарантии укрепления независимости и безопасности страны.
Фундамент казахстанско-американского
сотрудничества был заложен в ходе первого официального визита Президента РК
Н.Назарбаева в США в мае 1992 г., когда главы двух государств объявили об
установлении "новых отношений". Как показывает опыт последующих лет,
концепция "новых отношений" была вызвана не просто появлением нового
независимого государства, но учетом потенциала наших государств и перспектив
сотрудничества. В ходе визита были подписаны Соглашение о торговых отношениях,
Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Меморандум о
взаимопонимании между Правительствами РК и США, Совместное заявление о
заключении конвенции об избежании двойного налогообложения. С самого начала
прямых контактов обе стороны исходили из того, что безопасность Казахстана
является одним из наиболее важных условий стабильности в Азии.
В последующее время динамика двусторонних
отношений начала нарастать. Так, в 1992 г. Казахстан посетил ряд делегаций из
США. Это - делегация Комиссии Конгресса СИТА по безопасности и сотрудничеству
в Европе, сенаторы Крэнстон, Сэм Нанн и Ричард Лугар. В ходе контактов и
переговоров американская сторона выразила готовность оказать финансовое и
техническое содействие Казахстану в вопросах демонтажа ядерного оружия и
выделить на эти цели необходимые финансовые средства. Позитивное отношение
было проявлено США и по вопросу обеспечения безопасности Казахстана.
В декабре 1992 г. было подписано Соглашение о
деятельности Корпуса мира США в Республике Казахстан, в соответствии с которым
добровольцы из США приступили к оказанию помощи по осуществлению социальных и
экономических реформ в Казахстане. Большую помощь получает наша страна по
линии благотворительных и гуманитарных организаций.
В сфере экономических отношений приоритеты
отдаются инвестиционному сотрудничеству в области энергетики, транспорта,
строительства, горнодобывающей промышленности, телекоммуникаций. В феврале
1993 г. в результате обмена дипломатическими нотами вступило в силу Соглашение
о торговых отношениях.
Казахстан и США приступили к развитию
полномасштабного сотрудничества в области охраны окружающей среды в районе
Аральского моря и Семипалатинской области. США обязались предоставить 15 млн.
долларов на решение Аральской проблемы: оснащение медицинским оборудованием
диагностического центра в Кызылорде; питьевое водоснабжение, в частности,
поставка и монтаж очистных сооружений; управление водными ресурсами.
Для детального изучения и подготовки финансовой
программы стабилизации и восстановления Аральского моря в июне 1993 г. в
регионе побывала миссия Мирового банка, которая приняла решение на первый этап
программы выделить 212 млн. долларов, в том числе на казахстанскую часть
Приаралья - 57 млн. долларов.
Важным этапом в развитии
казахстанско-американских отношений стал официальный визит в Алматы
Вице-президента США А.Гора. В ходе состоявшихся переговоров было подписано
Рамочное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных
баллистических ракет и пять соглашений по его осуществлению. Парафированы
Хартия о демократическом партнерстве, Соглашение о сотрудничестве в области
науки и техники и произведен обмен ратификационными грамотами по Договору о
поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Дальнейшему расширению двусторонних отношений
способствовал официальный визит Президента Н.Назарбаева в США в феврале 1994
г. Главами двух государств была подписана "Хартия о демократическом
партнерстве"- основополагающий документ, создающий базу для развития и
углубления партнерских отношений между Республикой Казахстан и США по всему комплексу
двустороннего сотрудничества. Впервые в Хартии нашла официальное оформление
позиция США, заключающаяся в том, что безопасность, независимость, суверенитет,
территориальная целостность и демократическое развитие Республики Казахстан
являются для Америки вопросами наивысшего значения.
В Хартии указывается, что Казахстан, став первым
государством, ратифицировавшим Договор между СССР и США о сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ) в связи со статусом
Республики Казахстан как государства-правопреемника бывшего Советского Союза, и
присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве
государства, не обладающего ядерным оружием, осуществил ценный вклад в
международную безопасность и процесс контроля над вооружениями.
Принципиально важное значение для безопасности
Казахстана имеет подтвержденное Соединенными Штатами обязательство вызвать
немедленные действия Совета Безопасности ООН для оказания помощи нашей стране
как государству-участнику ДНЯО, если наша страна станет жертвой акта агрессии
или объектом угрозы агрессии с использованием ядерного оружия.
Хартия стала программным документом, определившим
развитие широкомасштабного сотрудничества на долговременной основе между двумя
странами практически по всем направлениям казахстанско-американского
взаимодействия. Факт подписания такого документа на высшем уровне, безусловно,
имеет историческое значение. Хартия документально подтвердила установление
партнерских взаимоотношений с самой мощной державой мира. Поэтому можно
сказать, что данный официальный визит Н.Назарбаева в США стал вехой в
международной политике Казахстана.
Предусмотренные Хартией намерения развивать
взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, оборону
и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и культуру комплексно
реализуются.
Весной 1994 г. начался процесс привлечения
американских частных компаний в проекты, осуществляемые в рамках широкомасштабной
приватизации. Так, состоялось подписание договора о приватизации Шымкентской
кондитерской фабрики, новым хозяином которой стала компания "Рейнольде
Набиско", крупнейший американский производитель продуктов питания и сигарет.
Шымкентская кондитерская фабрика стала вторым в нашей стране крупным объектом
приватизации по индивидуальному проекту с привлечением иностранных инвесторов.
Важнейшим аспектом казахстанско-американских
отношений является сотрудничество по вопросам международной безопасности.
Казахстан вместе с США участвует в работе Специальной комиссии в связи с
Договором о стратегических наступательных вооружениях и Договором о ракетах
средней и меньшей дальности. В соответствии с Рамочным соглашением о демонтаже
шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет
предусматривается оказание содействия Казахстану в демонтаже СНВ на территории
Казахстана на общую сумму в 84,5 млн. долларов. Присоединение Казахстана к ДНЯО
предусматривает выполнение процедур контрол за ядерной безопасностью со
стороны МАГАТЭ, а также установление системы экспортного контроля над
материалами двойного назначения.
На нынешнем этапе двусторонних отношений особо
важное значение уделялось устойчивости их качественного развития, расширению
правовой базы сотрудничества и активизации взаимодействия практически по всему
спектру отношений. Сейчас действует свыше пятидесяти двусторонних документов в
политической, торгово-экономическои, социальной, научной и культурной
областях.
Отличительными чертами развития
казахстанско-американских отношений в последнее время являлись их
поступательность, возросшая качественная содержательность, конкретность и практическая
направленность взаимодействия по всему спектру обоюдных интересов.
Новый импульс казахстанско-американским
отношениям придал ноябрьский (1997г.) визит Главы нашего государства в Соединенные
Штаты Америки. Визит был вызван объективной необходимостью приведения
масштабов и качества казахстанско-американского сотрудничества в соответствие с
их реальным потенциалом и новыми задачами. Основным итогом проведенных переговоров
и встреч стало выведение наших отношений на уровень стратегического
партнерства, который, по признанию обеих сторон, является ключом к дальнейшему
укреплению безопасности, независимости, суверенитета, территориальной
целостности и демократического развития Казахстана, а также стабильности и экономического
процветания региона в целом.
По результатам переговоров с Администрацией США
подписано 18 двусторонних документов, среди которых необходимо отметить
Программу действий по экономическому партнерству. Она не имеет аналогов в
практике межгосударственных отношений и является весомым дополнением к принятой
в 1994г. Хартии о демократическом партнерстве. В число подписанных документов
также входят соглашение о сотрудничестве в области мирного использования
ядерной энергии и соглашение о взаимодействии и взаимной помощи между
таможенными службами двух стран. Подписаны также два крупнейших коммерческих
контракта по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и
по разделу продукции Каспийского шельфа.
Заинтересованность американского бизнеса
перекликается с нашим стремлением к обеспечению пропорционального развития всех
отраслей экономики, особенно тех, которые станут в перспективе ключевыми
элементами безопасности нашего молодого государства. Приоритетным является
сотрудничество в сфере коммуникаций, транспорта, горнодобывающей,
перерабатывающей, химической, легкой промышленности, машиностроения, производства
высокотехнологичной продукции, продуктов питания, сельского хозяйства, туризма.
Практически во всех этих секторах лидирующие позиции американских компаний
неоспоримы. Они обладают необходимыми технологиями, средствами, опытом и
новейшими методиками управления.
Внешнеторговый оборот между Казахстаном и США в
1998г. составил 280 млн. долларов, при этом экспорт - 170 млн. долларов,
импорт - 110 млн. долларов. Для сравнения в 1996 г. экспорт составил 59,4 млн.
долларов, а импорт - 66,3 млн. долларов. Основную номенклатуру экспорта
занимают сырьевые ресурсы, нефть, черные и цветные металлы, продукты
неорганической химии. Причем экспорт стальной продукции по сравнению с 1997г.
увеличился в 10 раз. В структуре импорта доминируют оборудование,
потребительские товары.
Объем американских инвестиций на начало 1999
года превышает 1,5 млрд. долларов и является крупнейшим в Центрально-азиатском
регионе.
В настоящее время в Казахстане зарегистрировано
325 казахстанско-американских совместных предприятий и 96 компаний. В
соответствии с Межправительственным соглашением по неправительственным
организациям (НПО), осуществляющим программы помощи США для Казахстана, в
республике функционируют свыше 50 американских НПО.
Развитию двусторонней торговли способствовало
подписание Президентом Б.Клинтоном определения о полном соответствии Республики
Казахстан статьям поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту 1974 года,
разрешающим распространение режима наибольшего благоприятствования без
ежегодного продления.
США продолжали оказывать техническую помощь в
вопросах вступления РК в ВТО. Вместе с тем, американская сторона обусловила
свою поддержку решением Казахстаном следующих вопросов: принятие более жестких
обязательств по соблюдению положений Бернской конвенции по защите прав
интеллектуальной собственности; подготовка законов по антидемпингу, в области
стандартов и сертификации.
Большие перспективы в двусторонних отношениях
связаны с сотрудничеством в нефтяной сфере. Сейчас США рассматривают Казахстан
как государство, способное в среднесрочной перспективе стать одним из крупных
мировых экспортеров нефти. Доля казахстанской нефти на мировом рынке будет
немалой за счет выхода на запланированный объем добычи на месторождении Тенгиз
и введения в эксплуатацию месторождений на Каспийском шельфе.
Большую роль в налаживании и развитии делового
сотрудничества играет компания "Шеврон", одной из первых начавшая
бизнес в нашей стране и на своем примере продемонстрировавшая его потенциал. В
США позитивно восприняли результаты деятельности компании в Казахстане. В
результате деятельности СП "Тенгизшевройл" общий доход от добычи
сырой нефти на Тенгизском и Королевском месторождениях в течение сорока лет
должен составить 50 млрд. долларов. Начав освоение Тенгизского месторождения в
1993 г., "Шеврон" уже к концу 1997 г. обеспечил прибыль в более чем
80 млн. долларов. Получение прибыли за столь короткие сроки—это успех, какого
компания не имела ни в одной другой стране, где ею ведутся разработки углеводородного
сырья.
Контракт положил начало процессу
широкомасштабного вовлечения американского капитала в казахстанскую экономику.
Национальная нефтяная компания "Казахстанкаспийшельф" совместно с
шестью крупными западными нефтяными корпорациями, в числе которых американские
компании "Мобил Ойл Ком-пани", "Шелл", "Тексако",
"Амоко", "Экссон" учредили международный консорциум по
разработке шельфа Каспийского моря.
В настоящее время в наши крупные проекты
вовлечены практически все ведущие нефтяные компании США. Серьезность планов
подтверждается тем, что их деятельность не ограничивается нефтедобычей, а
включает в себя проекты комплексной переработки сырья, создания локальной
инфраструктуры, решения экологических, социальных вопросов на местах.
В Казахстане уже работают такие американские
компании, как "Эм-Си-Ай", "Спринт", "Ай-Би-Эм",
"Эппл", "Моторолла", "Эй-Ти-энд-Ти", которые
занимаются внедрением системы оптиково-волоконной связи, позволяющей не только
улучшить качество передачи обычных видов телефонно-факсимильной связи, но и
обеспечивать передачу компьютерной информации, графических изображений и
видеосигналов. Потенциал для привлечения американских компаний, работающих в
этой области, еще далеко не исчерпан. Нужно наращивать усилия по привлечению
других компаний в эту сферу казахстанской экономики. Но уже сейчас обоюдная
деловая заинтересованность, открытость казахстанского внутреннего рынка для
иностранного участия, а также обеспечение правительством конкурентной рыночной
среды, где инвесторы пользуются равными с национальными компаниями правами,
позволяют оптимистично оценивать перспективу включения Казахстана в мировую
информационную систему.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|