Меню
Поиск



рефераты скачать Учет расчетов с персоналом по оплате труда и анализ эффективности использования средств на оплату тр...

 Стоимость рабочей силы имеет качественную и количественную стороны. Качественная характеристика стоимости рабочей силы заключается в том, что она выражает определенные производственные отношения, а именно продажу рабочим своей рабочей силы и покупку ее с целью увеличения прибыли. С количественной стороны стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для того, чтобы произвести, развить и сохранить  рабочую силу.

 На рынках рабочей силы продавцами выступают работники определенной квалификации, специальности, а покупателями – предприятия, фирмы. Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты. Спрос и предложение на рабочую силу дифференцируется по ее профессиональной подготовке с учетом спроса со стороны ее специфических потребителей и предложения со стороны ее обладателей, то есть формируется система рынков по отдельным ее видам.

 Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам (договорам), которые являются главными документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником.

 Заработная плата имеет экономические и правовые аспекты. Экономический аспект – ее денежный характер, посредством которого осуществляется связь размеров зарплаты с результатами работы организации, ее финансовыми возможностями. Правовой аспект – зависимость вознаграждения от количества и качества труда, личного вклада работника в общие результаты коллектива, а также обязанность нанимателя выплачивать работнику вознаграждение за его труд, наличие у работника права на получение этого вознаграждения и установление заранее норм труда, тарифных ставок, окладов, сдельных расценок и иных факторов с помощью которых подсчитывается вознаграждение.

Существуют следующие функции заработной платы: функция распределения, социальная функция и стимулирующая (мотивационная) функция. Функции распределения передаются непосредственным производителем или частному владельцу предприятия. Только собственник вправе самостоятельно распоряжаться средствами производства и результатами труда. Принятие законов о собственности, о предпринимательстве и других окончательно определило судьбу централизованно устанавливавшихся ранее механизмов формирования заработной платы. В новых условиях децентрализованная форма распределительных отношений ориентируется на стоимостные показатели, конкуренцию на рынке и отражает финансово-рыночное положение предприятия.

Все вопросы оплаты труда теперь решаются на уровне предприятий. Государство устанавливает лишь минимальный уровень оплаты труда. С переходом к товарной форме рабочей силы восстанавливаются и значительно расширяются все функции оплаты труда. Социальная функция рабочей силы начинает играть вполне равноправную роль наряду со стимулирующей. Бюджет работника должен обеспечивать ему расходы не только на одежду и пищу, но и на покупку дома, квартиры, оплаты бытовых услуг и так далее. Существует при этом два уровня обеспечения социальной ориентации заработной платы. Первый регулируется государством. Прямое его влияние на уровень заработной платы выражается в виде установления минимального гарантированного уровня оплаты труда.

 Косвенное влияние связано с индексацией стоимостных характеристик уровня жизни в зависимости от инфляции, роста цен. Тем самым государство защищает трудовой доход работника от свойственной в отдельных случаях рыночной экономике тенденции экономии на затратах на рабочую силу. Второй основной уровень реализации социальной функции заработной платы осуществляется непосредственно на предприятиях.

 Таким образом, заработная плата возрождает свою утерянную социальную функцию. Вместе с тем, она становится лишь одним из элементов возмещения стоимости товара «рабочая сила». Важную роль в общей сумме доходов в новых экономических условиях играют и резко возросшие многочисленные выплаты, доплаты предпринимателей работникам на социальные цели. Фонды социального развития играют все большую роль в улучшении материальных условий жизни работников в связи с необходимостью постоянного, все более расширенного воспроизводства рабочей силы как фактора повышения производительности труда.

 Главной является стимулирующая, а более точно, мотивационная функция трудовых доходов работников. Именно эта часть механизма заработной платы и социальных стимулов играет главную роль в интенсивном использовании живого труда, направляет его на реализацию целей управления.

Традиционно в сознании работника заработная плата психологически ассоциируется с признанием его авторитета на предприятии, косвенно выражает его социальный статус. Через заработную плату работник косвенно оценивает себя, свои успехи в работе сравнительно с другими. Заработная плата может быть и невысокой (какой она была все застойные годы прямого государственного управления экономикой), но если она оказалась выше, чем у коллег по работе, то и мотивационная действенность будет выше.

 В зависимости от системы оплаты труда, организации заработной платы на предприятии мотивационным стимулом может выступать как размер заработной платы, так и непосредственно оценка заслуг работника (хотя последнее в конечном счете также выразится размером заработка). Однако, оценка работника (заслуг работника) с последующим установлением размера заработка оказывается для рабочих более предпочтительной по сравнению с оценкой косвенной (в последовательности: заработная плата - заслуги работника). Поэтому организация заработной платы с оценкой заслуг играет большую мотивационную роль, нежели оплата без оценок.

Если нет признания, то не будет и лояльного мотивированного отношения к предприятию со стороны работника, нет ориентации на высокую производительность, отдачу. Таким образом,  заработная плата- есть решающее условие достижения цели управления трудом, нацеленности работника на производительный труд.

Рассмотрим следующие статистические данные по трудовым ресурсам, численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь, уровню жизни населения, реальным денежным доходам населения, оплате труда.

Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь в 2004 году составила 6183 тысяч человек, или 62% общей численности населения. По сравнению с 1995 годом она увеличилась на 334 тысячи человек, или на 5%, в том числе численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте возросла на 412 тысяч человек (на 7%), лиц старше и младше трудоспособного возраста, занятых в экономике – 4,3%, [4, c.46].

 Численность трудовых ресурсов в 1995году, 2001-2004гг. приведем в таблице 1.1.

 Таблица 1.1. Трудовые ресурсы (тысяч человек)

Показатели

1995

2001

2002

2003

2004

Трудовые ресурсы,

Всего


5848,7


6075,8


6109,6


6141,6


6182,7

В том числе:

трудоспособное население

в трудоспособном возрасте


5503,3


5786,6


5836,8


5877,8


5914,9

Лица старше и младше

трудоспособного возраста,

 занятые в экономике


345,4


289,2


272,8


263,8


267,6

Примечание. Источник: [4, с.46]

Наибольшая численность трудовых ресурсов сосредоточена в городе Минске – 1242 тысяч человек (20,2% общей численности трудовых ресурсов), Гомельской области – 915 тысяч человек (14,9%), Минской области – 896 тысяч человек (14,6%), Гродненской области-687,1 тысяч человек[4, c. 46].

Численность занятого населения, в 2004 году в экономике республики составила  4,3 миллиона человек, или 72% населения в трудоспособном возрасте. В городах и поселках городского типа работало 78% занятого населения, в сельской местности- 22%.

  В промышленности республики работает 27% общего числа занятых в экономике, торговле и общественном питании – 13%, сельском хозяйстве и образовании – по 11%, строительстве – 7%, на транспорте и в здравоохранении  - по 6%. [4, с. 42]. Распределение численности занятого населения в 1995г., 2000г., 2004 году приведем в таблице 1.2.


    Таблица 1.2.Распределение численности занятого населения по отраслям

                      экономики (тысяч человек)


Показатели

1995

2000

2004

Всего занято в экономике

4409,6

4441,0

4316,3

Из них:

-промышленность;

-сельское хозяйство;

-строительство;

-транспорт;

- торговля и общественное питание, материально

техническое снабжение и сбыт;

- жилищное коммунальное хозяйство  и

непроизводственные  виды бытового обслуживания

 населения;

-здравоохранение, физическая культура и

социальное обеспечение;

-образование;

-наука и научное обслуживание;

-финансы, кредит и страхование.

 

1216,2

843,5

302,4

250,0

 

472,1

 

175,6

 

287,1

 

417,5

45,7

46,4

 

1226,7

625,1

312,3

255,8

 

532,3

 

208,1

 

326,1

 

463,7

42,2

58,4

 

1157,7

463,4

330,4

262,6

 

574,0

 

234,0

 

327,6

 

460,7

38,7

58,3

  Примечание. Источник: [4, с.42]

Уровень жизни населения, обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни белорусских граждан – основная задача социальной политики государства.

Для характеристики уровня жизни населения применяется ряд социально экономических индикаторов. Основными из них являются: денежные доходы населения, размер заработной платы, средний размер назначенной пенсии и другие. В мировой практике для оценки уровня жизни применяется также показатель индекса человеческого развития.

В первой половине 90-х годов в Беларуси, как и в других странах СНГ, имели место тенденции сниже­ния уровня жизни населения, что было связано с объективными труд­ностями переходного периода.

Экономический кризис 1991-1995 годов, гиперинфляция, до­стигшая максимума в 1994 году, значительно отразились на мате­риальном благосостоянии людей, на уровне их денежных доходов и, прежде всего, на заработной плате.

В 1995 году реальные денеж­ные доходы населения (доходы с учетом индекса потребительских цен) составили лишь 62,2% к уров­ню 1990 года, реальная заработная плата - 55,7%, реальный размер на­значенной месячной пенсии - 60,3%.

Начиная с 1996 года, в резуль­тате наметившегося экономиче­ского подъема и социальной поли­тики государства, направленной, прежде всего, на повышение разме­ра заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, отмечается ус­тойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения [4, с. 48].

Реальные денежные дохо­ды населения в 2004 году возрос­ли по сравнению с 1995 годом в 2,5 раза, по сравнению с предыдущим годом - на 14,2%.

В январе-июне 2005 года реаль­ные денежные доходы увеличились по сравнению с соответствующим периодом   предыдущего   года   на 12,5%.

В общей сумме денежных дохо­дов в 2004 году оплата труда со­ставила 46,9%, социальные транс­ферты (пенсии, пособия, стипен­дии)- 17,7%.

В структуре денежных расходов и сбережений населения в 2004 году  покупку товаров и оплату услуг приходилось 71,9%, накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупку валюты и другие - 17,5%, оплату обязательных платежей и добровольных взносов -10,6%.

Рост денежных доходов сопровож­дался повышением их покупательной спо­собности.

Так, если в 1995 году на величину среднедушевого располагаемого денеж­ного дохода в республике можно было приобрести 30  килограммов говядины, то в 2004 году – 46,1 килограммов, свинины -соответственно 22 и 44,5 килограмма,  мо­лока - 270 литров и 317 литра, масла животного -18 и 32,4 килограммов [4, с. 49-50]. Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения приведем в таблице 1.3.


   Таблица 1.3.Покупательная  способность среднедушевых располагаемых

                         денежных доходов населения (килограмм в месяц)

Показатели

1995

2000

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

6

Хлеб пшеничный

147

139

215

239

270

Картофель

350

350

304

332

670

Сахар-песок

69

107

158

134

165

Масло растительное

31

45

58

56

70

Говядина

30

36

40

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.