Меню
Поиск



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия, как в Республике Беларусь, так и за рубежом, является учет заработной платы работников предприятия. Учет труда и заработной платы является одним из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. Он по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (часть чистой продукции) предприятия и выплачиваемая за выполненную работу.

     Объектом исследования дипломной работы является ОАО «Ивица».

      Основным видом деятельности ОАО «Ивица» является розничная торговля продовольственными  и непродовольственными товарами.

    

     В ОАО «Ивица» бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета  с применением журналов -ордеров, главной книги и составлением баланса с нарастающим итогом за отчетный год.

        Учет расчетов с работниками по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета. На предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда, предусматривающая оплату труда согласно должностных окладов, установленных директором предприятия в штатном расписании ОАО «Ивица», и премий, определяемых «Положением о премировании», утвержденным директором ОАО «Ивица».

     По основным счетам бухгалтерский учет в ОАО «Ивица» компьютеризирован, а именно: 01 «Основные средства»; 02 «Амортизация основных средств»; 51 «Расчетный счет»; 66/1 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»; 41 «Товары»; 70 «Расчеты с рабочими и служащими».

     Но вместе с тем программа «ЗАРПЛАТА» морально устарела, практически все операции  по расчету заработной платы дублируются на бумаге, что требует дополнительных затрат рабочего времени бухгалтера. Поэтому для повышения  эффективности труда бухгалтера, следует полностью перейти на автоматизированную систему ведения учета труда и заработной платы.

«1С: Предприятие 7.7» является универсальной системой для автоматизации бухгалтерского учета на предприятии розничной торговли ОАО «Ивица», учета наличия и движения средств, а также периодических расчетов на предприятии. Система «1С: Предприятие 7.7» состоит из компонент «Бухгалтерский учет», «Оперативный учет» и «Расчет». Эта программа будет способствовать сокращению потерь рабочего времени, а также повысится производительность труда бухгалтеров.

     Нами был проведен анализ трудовых ресурсов и средств на оплату труда ОАО «Ивица» за 2004 год и 1полугодие 2005 года, в результате которого было выявлено следующее: как в 2004 году, так и в первом полугодии 2005г. предприятие не выполнило план  по укомплектованности торгово-оперативных работников, в результате чего недополучен товарооборот в 2004г. в сумме 420 млн.руб. По сравнению с первым полугодием 2004г. текучесть кадров значительно снизилась, однако этот показатель остается довольно высоким. Положительным фактором является рост производительности труда, он составил 2,54%. Коэффициент общего оборота рабочей силы составил в первом полугодии 2005 года 30,4%. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года данный коэффициент снизился на 45,2%. Наблюдается также снижение доли работников, проработавших на предприятии более года, за первое полугодие 2005 года снижение составило 4,8%, тем не менее уровень этого показателя является высоким – 60%. План по товарообороту в 2004 году был выполнен на 92,4%, недовыполнение составило –273  млн.руб. По сравнению с 2003 годом рост товарооборота составил 81,4%. План по расходам на оплату труда выполнен на 100%, по сравнению с прошлым отчетным периодом расходы на оплату труда сократились на 4,4%, что превышает темпы роста товарооборота. Поскольку темпы роста товарооборота ниже темпов увеличения суммы расходов на оплату труда, то торговое предприятие имеет относительный перерасход по издержкам на заработную плату.

     План по товарообороту в 1 полугодии 2005 году был выполнен на 87,7%, недовыполнение составило –1136 млн. руб., по сравнению с 1 полугодием 2004 года, рост товарооборота составил 48,1%. План по расходам на оплату труда выполнен на 100%, по сравнению с прошлым отчетным периодом расходы на оплату труда сократились на 55,9%, что превышает темпы роста товарооборота. Поскольку темпы роста товарооборота ниже темпов увеличения суммы расходов на оплату труда, то торговое предприятие имеет относительный перерасход по издержкам на заработную плату.

     В результате проведенного анализа были выявлены неиспользованные возможности и резервы эффективного использования трудовых ресурсов. Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах, кассиры освобождаются от подсчетов стоимости покупок, предупреждаются ошибки и примерно на 25% повышается производительность их труда.  При работе продавцов на электронных весах, указывающих цену и стоимость товара, вместе с его весом, эффективность труда возрастает в 2,0 – 3,0 раза.    

     Особое внимание должно быть уделено выявлению и мобилизации резервов повышения производительности труда, имеющих прогнозный характер, использование которых следует запланировать и реализовать в будущем году.

     Проведенное исследование показало, что ОАО «Ивица» в планируемом году может перевести на неполный рабочий день 36 торговых работников в часы «пик» (на 0,5 ставки). В результате относительное высвобождение работников составит 18 человек или 15,3% к фактической численности работающих в отчетном году. За счет этого, производительность труда торговых работников возрастет на 18%, или на 5 миллионов рублей.     В отделах и секциях ОАО «Ивица» можно установить 4 суммирующих кассовых аппарата и двое электровесов (с указанием стоимости покупок), что позволит высвободить соответственно 1 и 2 человека; всего 3 человека торговых работников. За счет этого фактора относительное высвобождение торговых работников составит 2,5% и производительность их труда возрастет на 2,6%. За счет возмещения профессий, должностей и функций можно относительно высвободить 4 человека, что составляет 3,4% к фактической численности торговых работников за отчетный год. В результате производительность их труда возрастет на 3,5% или на 0,98 миллионов рублей.

Таким образом, работа имеет практическую значимость, поскольку в ней проведен анализ состава и движения численности торговых работников, рабочего и нерабочего времени, производительности труда, расходования средств на оплату труда, влияния трудовых ресурсов на развитие розничного товарооборота. Выявлены и обобщены возможности и резервы  роста производительности труда, повышения эффективности использования средств на оплату труда, даны рекомендации по автоматизации учетных работ, что позволит руководству предприятия принимать обоснованные управленческие решения в этих вопросах. 

    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


     1. Лемешевский И.М., Экономическая теория (в трех частях). Учебное пособие для вузов. Мн.: ООО «ФУАинформ»,2002. 632 с. 

     2. Бобкова И.Н., Основы экономической теории: Учебное пособие. Под общ. ред. проф. В.А.Мельника. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001.

263 с.

     3. Ильющенко Е.В., Кожарский В.В. Бухгалтерский учет: вопросы и ответы / Е.В. Ильющенко, В.В. Кожарский.-Мн.: Экоперспектива, 2004: 218с.

     4. Республика Беларусь 1995-2004 (Статистический сборник). Минстат Республики Беларусь.  Мн.: 2004. 271 с.

     5. Бухгалтерский учет в торговле: Учеб./ В.А.Березовский,  В.Б.Гурко, Л.Ф.Жилинская и др.; Под общ. ред. В.В.Кожарского. Мн.: Новое знание, 2004. 812 с.

     6. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь».

     7. Постановление Министерства труда от 24 февраля 2005 года № 48 «Об утверждении инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями».

     8. Бутеня В.Е. Стимулы экономического развития. Мн.:  Мисанта, 2001.-

 170 с.

     9. Постановление Министерства труда «Об утверждении инструкции о порядке исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главного специалиста и средней заработной платы в целом по организации» от 17.02.2005 № 13.

     10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.01 года № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики».

     11. Средний заработок: отпуск, компенсация, выходное пособие  Мн.: Информпресс, 2000. № 4. С. 55-63.

     12. Инструкция о порядке исчисления и уплаты подоходного налога  с физических лиц .НРПА Республики Беларусь  № 8\7956 от 05.04.2002. 25 с.

     13. Кравченко Л.И.  Анализ хозяйственной деятельности  в торговле.      Мн.:
Вышэйшая школа, 2000. 430 с.

      14. Постановление Совета Министров от 30.04.2004 года №495 «О внесении изменений и дополнений в постановление № 1003 от 25.07.2002 года».

15.Муталимов М.Г. Мотивация труда и распределительные отношения.  Мн.: БГЭУ, 2000. 430 с.

16.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2004 года № 1510 «О внесении  дополнений и изменений в постановление Совета Министров от 18.09.2002 года №1279».
17.Постановление Министерства труда от 30.03.2004 года № 31 «О внесении изменений и пополнений в инструкцию о порядке применения ЕТС работников В Республике Беларусь».

  18.Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 года № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников».

19. Инструкции об организации исполнения платежей в очередности, установленной законодательством, утвержденная постановлением  Национального  банка РБ от 21.08.2000года №  20.1. 24 с.

20. Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду от 17.09.2001 года № 80. Утверждена постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь // НЭГ, № 92, 21 октября 2001. 18 с.

21.Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 382 от 11.04.2005 года   «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства от08.08.1996 года № 521 и от 25.07.2002 года № 1003».

22. Технологии автоматизированной обработки учетно-аналитической информации: Учеб. Пособие., Ю.Ю.Королев, Л.А.Попкова, Т.В.Прохорова и др. Мн.: УП «ИВЦ Минфина»,2002. 352 с.

23.Указ Президента от 04 сентября 2004 года «Об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения».

24. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб., 2003. 272с.

  25.Технология автоматизированной обработки учетно-аналитической    информации: Учеб. Пособие: Ю.Ю.Королев, Л.А.Попкова, Т.В.Прохорова и др. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002. 352с.

26.Типовой план счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению      типового плана счетов бухгалтерского учета. Мн.: Дикта, 2003. 208 с.

   27.«1С: Бухгалтерия 7.7.» Руководство по ведению учета: фирма «1С». М.,    2001.25 с.

   28.Баканов М.И.Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. Пособие. М.:Финансы и статистика, 2003. 576с

   29.Закон Республики Беларусь от 25 июня 2001 №42-3 «О бухгалтерском учете и отчетности».

   30.Кондакова Н.М. Учет трудовых ресурсов // Главный бухгалтер. 2004.  №42.  С.69.

  31.Кравченко Л.И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании:

      Учебно-практическое пособие. Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. 792с.

32. Horner Charles T., Harrison Walter Accounting ‘ LOMA edition.-       Englewood:   Prentice Hall, 1990.675p.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Таблица 3.22.  Обобщение прогнозных резервов  повышения 

                           производительности труда работников

                           ОАО «Ивица» на будущее полугодие

рефераты скачать Учет расчетов с персоналом по оплате труда и анализ эффективности использования средств на оплату тр...

Ввод информации в «1С: Предприятии 7.7» может быть организован с разной степенью автоматичности: режим ручного ввода операций; режим типовых операций; режим автоматического формирования операций по документам.

Компонента «Расчет» системы «1С: Предприятие 7.7» ориентирована на проведение периодических расчетов и предназначена для решения широкого круга разнообразных задач, связанных с учетом самых разнообразных ресурсов и расчетом тех или иных параметров по ним. Это могут быть: учет перемещений сотрудников предприятия и расчет их заработной платы и разного рода компенсаций; учет номенклатуры производимой продукции и услуг и расчет их себестоимости; регистрация клиентов и расчет стоимости выполняемых для них заказов.

В «1С: Предприятие 7.7»  начисление заработной платы может производиться по различным формам оплаты труда.

Отработанное время у работников с повременной оплатой труда определяется как разность между нормой рабочего времени (в соответствии с табель-календарями работников) и отклонениями от обычного графика работы (т.е. отпусками, болезнями, прогулами и т.п.), пришедшимися на текущий расчетный период. При этом предусмотрена возможность скорректировать автоматически рассчитанное отработанное время вводом табелей.

Конфигурация позволяет вести штатное расписание предприятия, включая список подразделений и должностной состав каждого подразделения. В то же время существует возможность отказаться от ведения штатного расписания, если с системой работают только расчетчики заработной платы.

Для расчета оплаты труда необходимо использовать следующие справочники: «Сотрудники», «Подразделения»

Справочник Подразделения отражает структуру предприятия

Справочник Сотрудники предназначен для учета кадров предприятия. Сведения о сотрудниках могут вносится в справочник и изменяться как вручную, так и через кадровые приказы. Ввод данных через первичные документы предпочтительнее, так как соответствует общей идеологии системы «1С: Предприятие 7.7».

Выбрав нужный приказ из списка, надо ввести все необходимые данные в экранную форму.

Организация справочника Сотрудники позволяет получить оперативные отчеты для анализа учетных данных о сотрудниках. Отчеты формируются на рабочую дату программы.

Журнал «Заработная плата» предназначен для работы с документами по начислению зарплаты и выплате зарплаты из кассы. Журнал содержит специализированные отчеты по учету заработной платы.

В данной конфигурации формируются ведомости по начислению  или выплате заработной платы, формируются расчетные листки, можно получить анализ счета 70 .

Для внесения отклонений по заработной плате в межпериод предназначены документы по начислению больничных листов, отпускных, пособий и другие.

Для начисления зарплаты используется соответствующий документ «Начисление ЗП», заполнение экранной формы которого выполняется в следующей последовательности: выбирается подразделение; счет затрат и его аналитика; процент премии; устанавливается количество рабочих дней; таблица заполняется данными в соответствии с данными справочника Сотрудники и введенных отклонений по зарплате; происходит расчет подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд; формируется ведомость; расчетные листки;  формируются проводки.

По результатам начислений заработной платы формируются автоматически отчеты по налогам с фонда оплаты труда.

Для выплаты заработной платы из кассы предназначен документ «Выплата зарплаты». Для выплаты зарплаты через кассу также используются документы «Приходный кассовый ордер» на сумму поступления денег с расчетного счета и «Расходный кассовый ордер» на сумму выплаты. Рассмотрим выплату через кассу:

Заполняется дата, вид оплаты, подразделение можно не заполнять и выплачивать по одной ведомости всем подразделениям зарплату, № расходного ордера, целевое назначение, затем формируется платежная ведомость.

Для выплаты аванса через кассу используется тот же документ, но вид оплаты указывается аванс и процент по отношению к окладу.

В ОАО «Ивица» для анализа хозяйственной деятельности, в частности трудовых ресурсов и средств на оплату труда рекомендуется использовать Microsoft Excel для Windows 98.

Табличный процессор Excel разработан фирмой Microsoft для операционной системы Windows. Он доступен для начинающего пользователя, но одновременно может служить прием­лемым инструментом для опытных разработчиков благодаря наличию макрокоманд и возможности вставки модулей Visual Basic for Application.

Интерфейс Microsoft Excel содержит сервисные средства, предназначенные для облегчения работы с программой.

Данные в   Excel  организованы в виде книги, которая состоит из рабочих листов. В низу окна находятся ячейки рабочих листов для быстрого перехода на один из них.

Функции Excel   призваны облегчить работу при создании таблиц и взаимодействия с ними, при выполнении быстрого вычисления на листах,   разрешение вопросов при возникновении ошибок. Функции можно ввести с помощью пиктограммы Мастер функций.

Excel обеспечивает эффективную обработку больших объемов информации. Автоматически производятся: приведение данных в сопоставимый вид; сравнительный анализ; выборка данных по сложным критериям; сортировка данных по любому показателю по возрастанию или по убыванию; оформление результатов с выбором различных шрифтов и стилей, автофор­матирование; графический анализ (одно-двух-трехмерная графика, наличие мастера диа­грамм); коэффициентный, корреляционный, регрессионный, дисперсионный, фактор­ный анализ (с помощью пакета "Анализ"); реализация матричных и оптимизационных вычислений; формирование профессиональных отчетов.

При анализе хозяйственной деятельности особенно важны таблицы, которые наглядно представляют динамику основных показателей хозяйственной деятельности за ряд лет. Анализ трудовых ресурсов и средств на оплату труда в дипломной работе проводился на основании  таблиц: табл. 3.1. «Информация о выполнении плана по труду», табл. 3.3. «Информация о приеме и увольнении работников по ОАО «Ивица», табл. 3.5. «анализ использования рабочего времени», и так далее. В данных таблицах использовались приемы автосуммирования.

 При создании сводной таблицы в нее включаются все нужные поля из исходного списка или таблицы. Сводная таблица создается на основе данных из: отдельного списка или базы данных Microsoft Excel, файла базы данных, созданного внешним приложением, нескольких объединенных таблиц, другой сводной табли­цы какой-нибудь книги. Сводные данные в таблице вычисляются на основе вы­бранной функции. Промежуточные и общие итоги помещаются в таблицу автомати­чески.

С помощью Excel можно ввести в ячейку формулу, обеспечивающую подсчет суммарного итога, а также ввести в ячейку формулу, обеспечивающую анализ информации.

Excel можно использовать как мощный генератор для самостоятельного соз­дания любых исходных и отчетных форм ввода информации, для разработки шаб­лона расчетов по введенным данным и создания любых отчетных форм. Это по­зволяет легко интегрировать в систему любые новые методики финансового ана­лиза и разрабатывать собственную систему исходных и оценочных показателей, не ограничиваясь только материалами публичной отчетности. Можно проводить анализ динамики развития основных абсолютных и относительных показателей.

         Таким образом, данная программа позволяет наглядно представить себе картину деятельности организации за выбранный период времени с помощью таблиц, графиков и диаграмм. Ком­плекс расчетных таблиц используется для проведения внутрихозяйственного управленческого анализа.

 

Наименование прогнозных резервов

Размер резервов

Сумма, миллионы рублей

В % к фактически достигнутому уровню производительности труда в отчетном году

1

2

3

Перевод лиц на неполный рабочий день (18 человек на 0,5 ставки)


1,45


9,5

Установка в ОАО «Ивица» 4 кассовых суммирующих аппарата и двое электровесов

 

0,69

 

 

4,5

Совмещение торговыми работниками профессий должностей и функций

 

0,56

 

3,7

ИТОГО:

2,7

17,7


Примечание. Источник: собственная разработка 

ПРИЛОЖЕНИЕ Z




Таблица 3.20. Обобщение данных анализа влияния факторов на     

                         производительность труда работников ОАО

                         «Ивица» за 1 полугодие 2004года, %

Показатели

Изменения по сравнению с

планом

данными

прошлого года

1

2

3

1. Общее отклонение по уровню производительности труда торговых работников


-12,3


-3,1

 2. Повлияли факторы на производительность труда торговых работников:

а) повышение розничных цен на товары (28195-23203)=4992

(4992 : 26205 х 100) = 19%

б) увеличение доли администрактивно-управленческого персонала в общей численности торговых работников;

в) внедрение научно-технического прогресса, передовых методов работы;

г) перевод работников на непоглный рабочий день (18 тоговых работников на 0,5 ставки);

д) влияние эффективности использования рабочего времени и других факторов (строка 1 – строка 2а, 2б, 2в, 2г)


 

 

-

 

 

 

 

-0,05

 

 

+8,7

 

 

+7,2

 

 

 

-28,15


 

 

-19,3

 

 

 

 

-0,03

 

 

+4,3

 

 

+3,6

 

 

 

8,36

   Примечание. Источник: собственная разработка 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.