-производить дополнительную (сверхплановую)
продукцию, реализовать её по своему усмотрению по договорным ценам и тем самым
увеличивать свой доход.
С другой стороны, и администрация в этом
варианте имеет возможность:
-выполнять свои обязательства перед
покупателями по продаже им продукции;
-выполнять свои обязательства по
внутрихозяйственному обороту продукции;
-реализовать продукцию по более высоким, чем
планировалось, ценам и тем самым получить больше прибыли, часть которой может
стать источником дополнительного дохода для самой администрации.
Ещё одним преимуществом данного варианта
является возможность сохранения привычных форм учета и отчетности. Разница лишь
в том, что они должны вестись по первичным кооперативам. Для этого на каждый
кооператив открывается лицевой счет в бухгалтерии предприятия.
В дальнейшем, при переходе СПК «Суруловское» в
категорию рентабельных предприятий, можно будет усовершенствовать систему
внутрихозяйственных экономических отношений: в расчет цен на продукцию и услуги
включать не только затраты на производство, но и определенную прибыль, размер
арендных платежей поставить в зависимости от полученного подразделением дохода.
В 2003 году в СПК «Суруловское» планируют
обеспечить эффективное ведение молочного скотоводства. Основные показатели
эффективности производства и реализации молока, рассчитанные на основе данных
плана производственно-финансовой деятельности предприятия, приведены в таблице
17.
Таблица 17
Экономическая эффективность молочного
скотоводства в СПК «Суруловское»
Показатели
|
Факт
за 2001 год
|
Прогноз
на 2003 год
|
Отклонения
(+,-)
|
абсолютное
|
относительное
|
Удой
молока от одной среднегодовой коровы, кг
|
2122
|
2558
|
+436
|
+20,5
|
Расход
кормов на 1ц молока, ц корм.ед.
|
1,7
|
7,5
|
-0,2
|
-11,8
|
Затраты
труда на 1ц молока, чел.-ч.
|
9,09
|
7,54
|
-1,55
|
-17,0
|
Производственная
себестоимость 1ц молока, руб.
|
427,20
|
485,62
|
+58,02
|
+13,7
|
Полная
себестоимость 1ц молока, руб.
|
440,21
|
499,71
|
+59,50
|
+13,5
|
Цена
реализации 1ц молока, руб.
|
339,38
|
523,00
|
+183,62
|
_54,1
|
Прибыль
(убыток,-):
на
1ц молока, руб.
|
-100,83
|
23,29
|
+124,12
|
-
|
всего,
тыс.руб.
|
-500,0
|
160,0
|
+660,0
|
-
|
Уровень
рентабельности (убыточности,-),%
|
-22,9
|
4,7
|
+27,6
|
-
|
Из таблицы видно, что в 2003 году по сравнению
с 2001 годом продуктивность коров повысится на 20,5%, расход кормов в расчете
на 1ц молока, при соблюдении научно обоснованных рационов кормления животных,
уменьшится на 11,8%, трудоемкость производства 1ц продукции снизится на 17%. С
учетом роста цен на материалы, ресурсы и услуги себестоимость 1ц повысится на
13,7%, а полная – на 13,5%. Но прогнозируемая цена реализации молока возрастает
в большей степени – на 54,1%. В результате запланировано получить прибыль от
продажи молока в размере 160 тыс.руб., то есть 23,29 руб. в расчете на 1ц.
Уровень рентабельности молочного скотоводства составит 4,7%.
Глава 3. Состояние и пути
совершенствования учета затрат и выхода продукции молочного скотоводства в СПК
«Суруловское»
3.1.Организация учетной работы на
предприятии
Организация бухгалтерского учета в СПК
«Суруловское» осуществляется в соответствии с законом РФ от 21 ноября 1996года
«О бухгалтерском учете» (введен в действие 28 ноября 1996г.) и Положением по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденным
Приказом Минфином РФ 29 июля 1998г. №34 н, введен в действие 19 января 1999г.).
В СПК «Суруловское» пользуются планом счетов,
утвержденным в 1994 году.
Структура бухгалтерской службы следующая:
главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по заработной
плате, бухгалтер по животноводству, бухгалтер по реализации, кассир.
В обязанности главного бухгалтера входит
разработка финансовых показателей в перспективных планах коопхоза вместе со
специалистами предприятия, контроль за выполнением текущих планов, обеспечение
ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, составление
отчетности и своевременная передача её в соответствующие органы и т.д.
Обязанности остальных членов бухгалтерской
службы устанавливает главный бухгалтер в соответствии с их квалификацией и
опытом работы.
Согласно пункта 3 статьи 9 Закона о
бухгалтерском учете, в хозяйстве предусмотрен перечень лиц, имеющих право
подписи первичных документов. В него входят руководитель и главный бухгалтер.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете
и пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что
организация должна утвердить правила документооборота.
Все документы, служащие основанием для
бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерии в сроки, позволяющие
использовать содержащуюся в них информацию наиболее эффективно при принятии
решений. Порядок движения документов устанавливается специальным графиком,
называемым документооборотом. Документооборот – это движение первичных документов
от момента их создания со сдачи в архив. График документооборота
разрабатывается главным бухгалтером и является одним из элементов учетной
политики,разрабатываемой на отчетный год и утверждаемой приказом руководителя.
График необходим для правильной организации и планирования учетного процесса.
Он представляет собой перечень исполнителей, сроков поступления документов в
бухгалтерию от оперативных работников (кладовщиков, зоотехников, заведующего
фермой и др.), сроков обработки и прохождения документов внутри учетного
аппарата и завершения всех работ за отчетный период вплоть до составления
бухгалтерского баланса и отчетности.
После сдачи годового отчета все документы,
относящиеся к отчетному году, должны быть соответствующим образом подготовлены
и сданы в архив, так как через неопределенное время может возникнуть
необходимость обратиться к информации.
В коопхозе используют журнально-ордерную форму
учета. Особенностями журнально-ордерной формы учета являются: применение для
учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только
по кредитовому признаку; совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и
аналитического учета; отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в
разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности.
Все хозяйственные операции, которые проводятся
в коопхозе, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат
первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский
учет в СПК «Суруловское». Первичные учетные документы составляются в момент
совершения операций, а если это не представляется возможным – непосредственно
после её окончания.
Для осуществления контроля и упорядочения
обработки данных и хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов
составляются сводные учетные документы. Сводные и первичные учетные документы
составляются на бумажных носителях.
Инвентаризация имущества в СПК «Суруловское»
проводится ежегодно по основным средствам перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности, один раз в шесть месяцев по материальным
запасам, один раз в месяц по кассе. Она проводится на основании приказа,
утвержденного председателем коопхоза, в котором оговаривается дата проведения
инвентаризации и перечень проверяемого имущества.
В соответствии с приказом об учетной политике
коопхоза в хозяйстве для целей налогообложения выручка от реализации продукции
(работ, услуг) определяется по мере её оплаты (при безналичных расчетах – по
мере поступления средств за продукцию (работы, услуги) на счета в банке, а при
расчетнах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу).
Метод определения выручки от реализации
продукции (работ, услуг) устанавливается хозяйством на длительный срок исходя
из условий хозяйствования и заключаемых договоров.
Годовая отчетность в коопхозе представлена
годовым отчетом, который состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и
убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала,
приложений к бухгалтерскому плану, а также специализированных форм отчетности.
Квартальная отчетность представлена
бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках.
Правильно налаженный учет помогает осуществлять
контроль за издержками производства, вскрывать внутренние резервы отраслей. В
частности, в животноводстве, располагая точными данными о количестве и качестве
кормов, численности поголовья скота, выходе продукции и т.п., можно правильно
организовать управление отраслью, добиться увеличения производства продукции.
При организации бухгалтерского учета в животноводстве необходимо учитывать, что
затраты здесь разграничиваются по отраслям и видам производства. В
животноводстве, как и в других отраслях, производимые затраты неоднородны. Они
включают различные конкретные материальные расходы (корма, биопрепараты, медикаменты,
различные материалы и т.д.), затраченный труд, износ основных средств и т.д.
Бухгалтерский учет в животноводстве должен
обеспечить строгое разделение затрат по их видам.
В качестве объектов учета затрат выделяют
отдельные виды и группы скота в пределах отраслей: крупный рогатый скот
(молочное и мясное скотоводство), свиноводство и т.д.
Объектом нашего изучения является молочное
скотоводство.
3.2. Первичный и сводный учет затрат
и выхода продукции молочного скотоводства
Для первичного учета затрат и выхода продукции
в молочном скотоводстве применяют большое количество различных документов, на
основании которых производятся записи в учетные регистры.
Все первичные документы по учету затрат и
выходу продукции делятся на следующие группы:
а) документы по учету затрат труда (табель
учета рабочего времени, расчет начисления оплаты труда, наряды, приказ об
отпуске и т.д.);
б) документы по учету затрат предметов труда
(акты на списание материальных ценностей, накладные и т.д.);
в) документы по учету затрат использования
средств труда (начисление износа);
г) документы по учету выхода продукции.
Основным документом по учету затрат труда
работников является расчет начисления оплаты труда работникам животноводства
(Приложение 5). Начисление оплаты труда животноводам производится в основном за
полученную продукцию (молоко, приплод). Поэтому для начисления оплаты
привлекаются и документы, в которых фиксируется выход продукции: журналы учета
надоя молока, акты на оприходование приплода животных, акты на перевод животных
из группы в группу. На основании зафиксированного в этих документах выхода
продукции начисляют оплату труда животноводам в соответствии с действующими в
коопхозе расценками.
Учет отработанного работниками времени ведут
ежедневно по каждому работнику фермы в табеле учета рабочего времени
(Приложение 6).
Основным видом расходов предметов труда в
животноводстве является расход кормов, первичный учет которых на фермах ведут в
ведомостях учета расхода кормов (Приложение 7). Ведомость является комбинированным
накопительным документом, на основании которого проводят и выдачу (отпуск)
кормов, и списание их в расход. Сводный учет расхода кормов по ферме ведут в
журнале учета расхода кормов. В нем на каждый вид и группу животных отводят
отдельные страницы для записи расхода кормов по каждому их виду в физической
массе, в переводе на кормовые единицы и при необходимости по содержанию
переваримого протеина.
Расход прочих материальных ценностей
(биопрепаратов, медикаментов, дезинфицирующих средств и т.п.) оформляют в
установленном порядке лимитно-заборными ведомостями, накладными (Приложение 8).
Амортизация основных средств в затраты
животноводства включается по данным «Ведомости начисления амортизационных
отчислений», а также распределения амортизационных отчислений (Приложение 9).
Для ежедневного учета надоенного молока
используются журналы учета надоя молока (Приложение 10). В них учитывается
количество надоенного молока дояркой от закрепленной группой коров. Запись
делает бригадир. В конце рабочего дня доярки расписываются в журнале за общее
количество надоенного молока ими за день, затем ставит свою подпись бригадир.
По истечении месяца в журнале подсчитывается итог по надоенному молоку по
каждой группе.
Каждый день количество надоенного молока,
записанное в журнале, переносится в «Ведомость движения молока» (Приложение
11). Этот документ ведется в 2-х экземплярах в течение всего месяца, по
окончании которого, один экземпляр вместе с журналами и первичными документами
сдается в бухгалтерию, а другой остается на ферме у бригадира. В ведомости
движения молока отражается расход молока; продажа государству, использование на
общественное питание, в детские сады, школы, на реализацию через магазин, на
выпойку телятам, поросятам.
Поступление приплода крупного рогатого скота
оформляется Актом на оприходование приплода животных» (Приложение 12). Этот
документ составляется работником фермы с участием зоотехника и ветеринарного
врача. В акте указывается, за кем из работников было закреплено расплодившееся
животное, кличка и номер матки, количество и вес родившихся животных, их пол и
присваиваемый номер, дата рождения. Акт на оприходование приплода составляется
в 2-х экземплярах, один из которых остается на ферме, а другой сдается в
бухгалтерию.
3.3.Синтетический и аналитический
учет затрат и выхода продукции в молочном скотоводстве
Регистром аналитического учета о затратах и
выходе продукции является производственный отчет (Приложение 13). Отчет
открывается на месяц. Его составляют по итогам данных за месяц на основании первичных
и сводных документов.
Он состоит из двух разделов.
1-Затраты на производство /Дт 20.2./
2-Выход продукции /Кт 20.2/
В первом разделе производственного отчета
регистрируют все технико-экономические показатели, такие как отработанные
человеко-часы, кормодни, количество израсходованных кормов в центнерах, а также
затраты систематизированные по учетным группам животных, предусмотренные для
аналитического учета затрат по счету 20.2 «Животноводство», в том числе по
коровам. При заполнении этого раздела данные о количестве кормо-дней, расходе
кормов и подстилки берут из «Журнала учета расхода кормов».
Данные о затратах труда и заработной платы
представляют на основании расчета начисления заработной платы работникам
животноводства.
Данные по амортизации заносятся из «Ведомости
начисления амортизации», расход медикаментов, прочих материалов, используемых в
молочном скотоводстве, подтверждаются специальными расчетами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|