-производить дополнительную (сверхплановую)
продукцию, реализовать её по своему усмотрению по договорным ценам и тем самым
увеличивать свой доход. 
С другой стороны, и администрация в этом
варианте имеет возможность: 
-выполнять свои обязательства перед
покупателями по продаже им продукции; 
-выполнять свои обязательства по
внутрихозяйственному обороту продукции; 
-реализовать продукцию по более высоким, чем
планировалось, ценам и тем самым получить больше прибыли, часть которой может
стать источником дополнительного дохода для самой администрации. 
Ещё одним преимуществом данного варианта
является возможность сохранения привычных форм учета и отчетности. Разница лишь
в том, что они должны вестись по первичным кооперативам. Для этого на каждый
кооператив открывается лицевой счет в бухгалтерии предприятия. 
В дальнейшем, при переходе СПК «Суруловское» в
категорию рентабельных предприятий, можно будет усовершенствовать систему
внутрихозяйственных экономических отношений: в расчет цен на продукцию и услуги
включать не только затраты на производство, но и определенную прибыль, размер
арендных платежей поставить в зависимости от полученного подразделением дохода. 
В 2003 году в СПК «Суруловское» планируют
обеспечить эффективное ведение молочного скотоводства. Основные показатели
эффективности производства и реализации молока, рассчитанные на основе данных
плана производственно-финансовой деятельности предприятия, приведены в таблице
17. 
Таблица 17 
Экономическая эффективность молочного
скотоводства в СПК «Суруловское» 
 
 
  | 
   Показатели 
   | 
  
   Факт
  за 2001 год 
   | 
  
   Прогноз
  на 2003 год 
   | 
  
   Отклонения
  (+,-) 
   | 
  
 
  | 
   абсолютное 
   | 
  
   относительное 
   | 
  
 
  | 
   Удой
  молока от одной среднегодовой коровы, кг 
   | 
  
   2122 
   | 
  
   2558 
   | 
  
   +436 
   | 
  
   +20,5 
   | 
  
 
  | 
   Расход
  кормов на 1ц молока, ц корм.ед. 
   | 
  
   1,7 
   | 
  
   7,5 
   | 
  
   -0,2 
   | 
  
   -11,8 
   | 
  
 
  | 
   Затраты
  труда на 1ц молока, чел.-ч. 
   | 
  
   9,09 
   | 
  
   7,54 
   | 
  
   -1,55 
   | 
  
   -17,0 
   | 
  
 
  | 
   Производственная
  себестоимость 1ц молока, руб. 
   | 
  
   427,20 
   | 
  
   485,62 
   | 
  
   +58,02 
   | 
  
   +13,7 
   | 
  
 
  | 
   Полная
  себестоимость 1ц молока, руб. 
   | 
  
   440,21 
   | 
  
   499,71 
   | 
  
   +59,50 
   | 
  
   +13,5 
   | 
  
 
  | 
   Цена
  реализации 1ц молока, руб. 
   | 
  
   339,38 
   | 
  
   523,00 
   | 
  
   +183,62 
   | 
  
   _54,1 
   | 
  
 
  | 
   Прибыль
  (убыток,-):  
  на
  1ц молока, руб. 
   | 
  
   
  -100,83 
   | 
  
   
  23,29 
   | 
  
   
  +124,12 
   | 
  
   
  - 
   | 
  
 
  | 
   всего,
  тыс.руб. 
   | 
  
   -500,0 
   | 
  
   160,0 
   | 
  
   +660,0 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   Уровень
  рентабельности (убыточности,-),% 
   | 
  
   -22,9 
   | 
  
   4,7 
   | 
  
   +27,6 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
 
Из таблицы видно, что в 2003 году по сравнению
с 2001 годом продуктивность коров повысится на 20,5%, расход кормов в расчете
на 1ц молока, при соблюдении научно обоснованных рационов кормления животных, 
уменьшится на 11,8%, трудоемкость производства 1ц продукции  снизится на 17%. С
учетом роста цен на материалы, ресурсы и услуги себестоимость 1ц повысится на
13,7%, а полная – на 13,5%. Но прогнозируемая цена реализации молока возрастает
в большей степени – на 54,1%. В результате запланировано получить прибыль от
продажи молока в размере 160 тыс.руб., то есть 23,29 руб. в расчете на 1ц.
Уровень рентабельности молочного скотоводства составит 4,7%. 
Глава 3. Состояние и пути
совершенствования учета затрат и выхода продукции молочного скотоводства в СПК
«Суруловское» 
3.1.Организация учетной работы на
предприятии 
 
Организация бухгалтерского учета в СПК
«Суруловское» осуществляется в соответствии с законом РФ от 21 ноября 1996года
«О бухгалтерском учете» (введен в действие 28 ноября 1996г.) и Положением по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденным
Приказом Минфином РФ 29 июля 1998г. №34 н, введен в действие 19 января 1999г.). 
В СПК «Суруловское» пользуются планом счетов,
утвержденным в 1994 году. 
Структура бухгалтерской службы следующая:
главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по заработной
плате, бухгалтер по животноводству, бухгалтер по реализации, кассир. 
В обязанности главного бухгалтера входит
разработка финансовых показателей в перспективных планах коопхоза вместе со
специалистами предприятия, контроль за выполнением  текущих планов, обеспечение
ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, составление
отчетности и своевременная передача её в соответствующие органы и т.д. 
Обязанности остальных членов бухгалтерской
службы устанавливает главный бухгалтер в соответствии с их квалификацией и
опытом работы. 
Согласно пункта 3 статьи 9 Закона о
бухгалтерском учете, в хозяйстве предусмотрен перечень лиц, имеющих право
подписи первичных документов.  В него входят руководитель и главный бухгалтер. 
Пунктом 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете
и пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что
организация должна утвердить правила документооборота. 
Все документы, служащие основанием для
бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерии в сроки, позволяющие
использовать содержащуюся в них информацию наиболее эффективно при принятии
решений. Порядок движения документов устанавливается специальным графиком,
называемым документооборотом. Документооборот – это движение первичных документов
от момента их создания со сдачи в архив. График документооборота
разрабатывается главным бухгалтером и является одним из элементов учетной
политики,разрабатываемой на отчетный год и утверждаемой приказом руководителя.
График необходим для правильной организации и планирования учетного процесса.
Он представляет собой перечень исполнителей, сроков поступления документов в
бухгалтерию от оперативных работников (кладовщиков, зоотехников, заведующего
фермой и др.), сроков обработки и прохождения документов внутри учетного
аппарата и завершения всех работ за отчетный период вплоть до составления
бухгалтерского баланса и отчетности.  
После сдачи годового отчета все документы,
относящиеся к отчетному году, должны быть соответствующим образом подготовлены
и сданы в архив, так как через неопределенное время может возникнуть
необходимость обратиться к информации. 
В коопхозе используют журнально-ордерную форму
учета. Особенностями журнально-ордерной формы учета являются: применение для
учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только
по кредитовому признаку; совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и
аналитического учета; отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в
разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности. 
Все хозяйственные операции, которые проводятся
в коопхозе, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат
первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский
учет в СПК «Суруловское». Первичные учетные документы составляются в момент
совершения операций, а если это не представляется возможным – непосредственно
после её окончания. 
Для осуществления контроля и упорядочения
обработки данных и хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов
составляются сводные учетные документы. Сводные и первичные учетные документы
составляются на бумажных носителях. 
Инвентаризация имущества в СПК «Суруловское»
проводится ежегодно по основным средствам перед составлением годовой
бухгалтерской          отчетности, один раз в шесть месяцев по материальным
запасам, один раз в месяц по кассе. Она проводится на основании приказа,
утвержденного председателем коопхоза, в котором оговаривается дата проведения
инвентаризации и перечень проверяемого имущества.  
В соответствии с приказом об учетной политике
коопхоза в хозяйстве для целей налогообложения выручка от реализации продукции
(работ, услуг) определяется по мере её оплаты (при безналичных расчетах – по
мере поступления средств за продукцию (работы, услуги) на счета в банке, а при
расчетнах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу).  
Метод определения выручки от реализации
продукции (работ, услуг) устанавливается хозяйством на длительный срок исходя
из условий хозяйствования и заключаемых договоров. 
Годовая отчетность в коопхозе  представлена
годовым отчетом, который состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и
убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала,
приложений к бухгалтерскому плану, а также специализированных форм отчетности. 
Квартальная отчетность представлена
бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках. 
Правильно налаженный учет помогает осуществлять
контроль за издержками производства, вскрывать внутренние резервы отраслей. В
частности, в животноводстве, располагая точными данными о количестве и качестве
кормов, численности поголовья скота, выходе продукции и т.п., можно правильно
организовать управление отраслью, добиться увеличения производства продукции.
При организации бухгалтерского учета в животноводстве необходимо учитывать, что
затраты здесь разграничиваются по отраслям и видам производства. В
животноводстве, как и в других отраслях, производимые затраты неоднородны. Они
включают различные конкретные материальные расходы (корма, биопрепараты, медикаменты,
различные материалы и т.д.), затраченный труд, износ основных средств и т.д. 
Бухгалтерский учет в животноводстве должен
обеспечить строгое разделение затрат по их видам. 
В качестве объектов учета затрат выделяют
отдельные виды и группы скота в пределах отраслей: крупный рогатый скот
(молочное и мясное скотоводство), свиноводство и т.д. 
Объектом нашего изучения является молочное
скотоводство. 
 
3.2. Первичный и сводный учет затрат
и выхода продукции молочного скотоводства 
 
Для первичного учета затрат и выхода продукции
в молочном скотоводстве применяют большое количество различных документов, на
основании которых производятся записи в учетные регистры. 
Все первичные документы по учету затрат и
выходу продукции делятся на следующие группы:  
а) документы по учету затрат труда (табель
учета рабочего времени, расчет начисления оплаты труда, наряды, приказ об
отпуске и т.д.);  
б) документы по учету затрат предметов труда
(акты на списание материальных ценностей, накладные и т.д.);  
в) документы по учету затрат использования
средств труда (начисление износа); 
г) документы по учету выхода продукции. 
Основным документом по учету затрат труда
работников является расчет начисления оплаты труда работникам животноводства
(Приложение 5). Начисление оплаты труда животноводам производится в основном за
полученную продукцию (молоко, приплод). Поэтому для начисления оплаты
привлекаются и документы, в которых фиксируется выход продукции: журналы учета
надоя молока, акты на оприходование приплода животных, акты на перевод животных
из группы в группу. На основании зафиксированного в этих документах выхода
продукции начисляют оплату труда животноводам в соответствии с действующими в
коопхозе расценками. 
Учет отработанного работниками времени ведут
ежедневно по каждому работнику фермы в табеле учета рабочего времени
(Приложение 6). 
Основным видом расходов предметов труда в
животноводстве является расход кормов, первичный учет которых на фермах ведут в
ведомостях учета расхода кормов (Приложение 7). Ведомость является комбинированным
накопительным документом, на основании которого проводят и выдачу (отпуск)
кормов, и списание их в расход. Сводный учет расхода кормов по ферме ведут в
журнале учета расхода кормов. В нем на каждый вид и группу животных отводят
отдельные страницы для записи расхода кормов по каждому их виду в физической
массе, в переводе на кормовые единицы и при необходимости по содержанию
переваримого протеина. 
Расход прочих материальных ценностей
(биопрепаратов, медикаментов, дезинфицирующих средств и т.п.) оформляют в
установленном порядке лимитно-заборными ведомостями, накладными (Приложение 8). 
Амортизация основных средств в затраты
животноводства включается по данным «Ведомости начисления амортизационных
отчислений», а также распределения амортизационных отчислений (Приложение 9). 
Для ежедневного учета надоенного молока
используются журналы учета надоя молока (Приложение 10). В них учитывается
количество надоенного молока дояркой от закрепленной группой коров. Запись
делает бригадир. В конце рабочего дня доярки расписываются в журнале за общее
количество надоенного молока ими за день, затем ставит свою подпись бригадир.
По истечении месяца в журнале подсчитывается итог по надоенному молоку по
каждой группе. 
Каждый день количество надоенного молока,
записанное в журнале, переносится в «Ведомость движения молока» (Приложение
11). Этот документ ведется в 2-х экземплярах в течение всего месяца, по
окончании которого, один экземпляр вместе с журналами и первичными документами
сдается в бухгалтерию, а другой остается на ферме у бригадира. В ведомости
движения молока отражается расход молока; продажа государству, использование на
общественное питание, в детские сады, школы, на реализацию через магазин, на
выпойку телятам, поросятам. 
Поступление приплода крупного рогатого скота
оформляется Актом на оприходование приплода животных» (Приложение 12). Этот
документ составляется работником фермы с участием зоотехника и ветеринарного
врача. В акте указывается, за кем из работников было закреплено расплодившееся
животное, кличка и номер матки, количество и вес родившихся животных, их пол и
присваиваемый номер, дата рождения. Акт на оприходование приплода составляется
в 2-х экземплярах, один из которых остается на ферме, а другой сдается в
бухгалтерию. 
 
3.3.Синтетический и аналитический
учет затрат и выхода продукции в молочном скотоводстве 
 
Регистром аналитического учета о затратах и
выходе продукции является производственный отчет (Приложение 13). Отчет
открывается на месяц. Его составляют по итогам данных за месяц на основании первичных
и сводных документов. 
Он состоит из двух разделов.  
1-Затраты на производство /Дт 20.2./ 
2-Выход продукции /Кт 20.2/ 
В первом разделе производственного отчета
регистрируют все технико-экономические показатели, такие как  отработанные
человеко-часы, кормодни, количество израсходованных кормов в центнерах, а также
затраты систематизированные по учетным группам животных, предусмотренные для
аналитического учета затрат по счету 20.2 «Животноводство», в том числе по
коровам. При заполнении этого раздела данные о количестве кормо-дней, расходе
кормов и подстилки берут из «Журнала учета расхода кормов».  
Данные о затратах труда и заработной платы
представляют на основании расчета начисления заработной платы работникам
животноводства. 
Данные по амортизации заносятся из «Ведомости
начисления амортизации», расход медикаментов, прочих материалов, используемых в
молочном скотоводстве, подтверждаются специальными расчетами. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 
   
 |