Для
того чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать известную
долю риска и возможность добиться успеха.
Присутствие
вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте, показать свои
способности, выразить себя в труде в его результатах, иметь доказательства
того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя
своего создателя. Например, отличившиеся работники получают право подписывать
документы, в разработке которых они принимали участие, что дает им возможность
ощутить свою значимость.
Признание,
которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том,
что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему
руководству организации представляются ему, их персонально поздравляет администрация
по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране широкого распространения
оно еще не получило. Публичное признание знакомо нам намного лучше.
В
соответствии с ТК РФ образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение
производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная и
безупречная работа, новаторство в труде и другие достижения вознаграждаются
объявлением благодарности, ценным подарком, почетной грамотой, занесением в
Книгу почета и на Доску почета. Правилами внутреннего распорядка могут быть
предусмотрены и другие поощрения, например почетные звания своей организации.
За
особые трудовые заслуги работников представляют к поощрению награждению
орденами и медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками, присвоению
почетных званий и званий лучших по данной профессии.
Поощрение
призвано стимулировать не только данного субъекта, но и других а для этого оно
должно восприниматься коллективом как справедливое. При этом допускается
соединение нескольких мер поощрения, например материального и морального
стимулирования. В течение срока действия дисциплинарного взыскания в соответствии
с положениями ТК РФ меры поощрения к работнику не применяются, но своеобразной
его формой является досрочное снятие взыскания.
Работникам,
успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются
в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и
жилищно-бытового обслуживания, при продвижении, т.е. перевод на более
квалифицированную работу или на высшую должность (при наличии вакансий, необходимой
подготовки, деловых и личных качеств).
Представители
высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении
сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону
контактировать с передовиками. Только в этом случае система поощрения будет
действенной.
К
морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели,
которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд.
Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова.
Морально
стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и
терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства
и товарищей по работе.
И в заключение
необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет
в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое
дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и
содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание
заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу
(моральный мотив).
В то же время
этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так
много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны
руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по
службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Нужно иметь в
виду, что перечисленные организационные и морально-психологические факторы
мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, и
после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому
удовлетворенность работой падает.
В соответствии с
трудовым законодательством РФ размер материального поощрения определяется с учетом
результатов труда работника, продолжительности его непрерывного стажа работы в
организации. Обычно оно распространяется на штатных сотрудников, а также
персонал обслуживающих учреждений социально-бытовой сферы, проработавших полный
календарный год.
Положение о
выплате вознаграждения утверждается администрацией и согласуется с выборным
профсоюзным органом (если таковой имеется), а само оно выплачивается после
подведения итогов хозяйственной деятельности.
Премия считается
неординарным вознаграждением, поскольку должна выплачиваться лишь в
определенных случаях. В частности, индивидуальную премию целесообразно
выплачивать один раз в год, поскольку это более заметно, иначе она превратится
в заработную плату и лишится исключительности. Исследования показали, что
премирование мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
Рабочих обычно
премируют по итогам за достижение 1—2 показателей, служащих и специалистов —
2—3 показателей. Основанием для премирования служат экономия ресурсов, увеличение
объемов реализации и прибыли, снижение издержек, рост курса акций, повышение
качества, различного рода научные достижения, успешная работа по предотвращению
тех или иных проблем, исключительные заслуги перед организацией. Целесообразно
заранее определять процент премии по итогам года и корректировать его в
соответствии с достижениями сотрудника.
Для того чтобы
премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в
свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного
заработка. Современная практика показывает, что величина премии на низшем
уровне руководства может быть 10—30%, на среднем 10—40%, на высшем 15—50%.
Кроме того,
эффективность премирования предопределяется правильным выбором системы
показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера
подразделений, уровня должностей; ориентацией на реальный вклад в конечные
результаты, эффективность и качество работы, общие итоги деятельности
организации; конкретностью, справедливостью, гибкостью критериев оценки достижений
работников.
Общими принципами
премирования являются вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи,
своевременность, потенциальная неограниченность величины премий, регулярный
пересмотр критериев премирования в связи с изменением условий деятельности
организации и ее экономического положения.
Премиальные
выплаты в зависимости от конкретной ситуации бывают пропорциональными и
непропорциональными достигнутым результатам. В последнем случае применяются так
называемые акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При
акцентировании суммы растут быстрее результата, а при нивелировании —
медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.
Так, в рамках
системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются
отстающие, что позволяет подтянуть последних до необходимого уровня. При
положительном стимулировании, наоборот, акцентируются передовики, что выводит
организацию на наивысшие стандарты деятельности.
В западных фирмах
с помощью премий стимулируются высокие количественные результаты
(производительность, прибыль), эффективность использования оборудования,
экономное расходование ресурсов, высокое качество продукции; при этом
учитывается как один, так и несколько факторов. Конкретные показатели по
каждому фактору устанавливаются исходя из условий производства, действующих
норм и нормативов.
В зарубежных
системах коллективного премирования вознаграждаются результаты, связанные
непосредственно с производственной деятельностью, и премии выплачиваются за
счет экономии затрат. В системах участия в прибыли вознаграждение выплачивается
за ее рост за счет всех факторов, и его источником является сама прибыль.
Сегодня в
западных фирмах получила распространение практика «отложенных премий», которые
выплачиваются через 2—5 лет после начала выпуска продукции с учетом ее
коммерческого успеха и сохранения прежней рентабельности. Размер такой премии
может быть от 5 до 1000% годового оклада.
Современной
формой стимулирования являются участие в предпринимательстве, которое включает
участие в управлении, в прибыли в собственности. В этом случае доход делится
на две части и заработная плата устанавливается минимальной.
Участие в
прибыли, которое применяется на практике с конца XIX в., прежде всего, связано с
распределением ее дополнительной величины, до 75% которой может доставаться
персоналу. Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно
видеть конкретные результаты своих усилий. Прибыли могут выплачиваться как в
составе общей заработной платы, так и в виде дополнения к минимальной. Система
участия в прибылях ограничена тем, что не все факторы роста прибыли зависят от
работника; работникам крупных организаций трудно сопоставить свой вклад в
результаты, а, кроме того, есть риск потерять доход. Так что одновременно
может иметь место и «участие в убытках».
Участие в
собственности может обеспечиваться путем продажи работникам опционов на покупку
акций по твердым ценам. Акции бесплатные, а поэтому выгодны фирме и
одновременно привязывают работников к ней. Еще в 1989 г. в США было 10 000
компаний, работники которых полностью или частично владели акциями, в том числе
в 1500 — контрольными пакетами. Ежегодно число предприятий с акциями,
принадлежащими работникам, увеличивалось на 600—700. Передача акционерной
собственности рабочим и служащим в целом способствует росту качества труда,
удовлетворенности им, увеличению производительности на 1,6%.
С руководителями
фирм на Западе обычно заключается конфиденциальный контракт на срок 3—5 лет,
предусматривающий выплату твердого оклада и процента от прибыли. Кроме того, с
давних пор для них практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты из
прибыли 1—2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия
для ее роста.
В целом система
денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень
дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнения своих обязанностей.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует
инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней
новых членов.
В заключение
остановимся на косвенном стимулировании свободным временем. Его конкретными
формами являются сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск, призванные
компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты
организма (например, на транспорте, горных работах, в сфере образования и
проч.), скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для
человека, что позволяет заниматься и другими делами, предоставление отгулов за
часть сэкономленного при выполнении работы времени, пока не получившее в отечественной
практике достаточного распространения.
Любая действующая
система материального стимулирования имеет немало недостатков. Так, премии
слабо учитывают характер и сложность труда, не всегда соответствуют личному
вкладу, так как средства, предназначенные для их выплаты, обычно ограничены и
чаще всего распределяются пропорционально окладу. Стимулирование (в том числе
и штрафные санкции) не может охватить весь объем работ, поскольку многие
трудовые функции вообще не фиксируются в должностных инструкциях и нормативных
актах.
Эти и другие
недостатки пытаются преодолеть самыми различными способами. Так, в ряде фирм
применяется так называемая компенсация по принципу кафетерия — система, при
которой служащим позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных
вознаграждений в соответствии с их потребностями.
Но все же
следует констатировать, что в структуре доходов ведущее место принадлежит
заработной плате, ее доля по разным оценкам колеблется в пределах 80-85 %.
Именно уровень заработной платы формирует степень благосостояния в обществе в
каждый конкретный момент времени.
Чтобы заработная
плата стала эффективным инструментом управления трудовыми отношениями, она
должна:
-
базироваться на основе
общественно-необходимых издержек на простое и расширенное воспроизводство
рабочей силы, что позволит поддержать и воспроизводить условия получения
доходов государству, работодателю и работнику;
-
обеспечивать
создание необходимых условий для последовательного и повсеместного установления
строгой зависимости ее размеров от способности работника к труду и конечных
результатов их реализации (использования);
-
учитывать
спрос и предложение рабочей силы. Государство, работодатель и работник должны
стремиться к достижению единства в оплате труда работников одинаковых
профессий, выполняющих работы равной сложности в различных отраслях. Нарушение
этого равновесия может привести к разбалансированию рынка труда, от чего несут
потери все субъекты отношений по поводу заработной платы;
- основывается на
полной самостоятельности предприятий (фирм) в построении систем заработной
платы на основе рекомендуемых принципов при некоторых ограничениях со стороны
государства (установление минимальных ставок заработной платы, установление
доплат за условия труда и районных коэффициентов к заработной плате) тарифных
соглашений, заключенных между профсоюзом, государством и союзами
предпринимателей;
-
обеспечивать
материальное и моральное стимулирование повышения качества продукции и
выполняемых работ. Стимулирование следует направлять на достижение мирового
уровня качества продукции, который и должен выступать критерием оценки
профессиональной подготовки работников;
-
стимулировать
повышение работником своей квалификации, что подвигало бы его к более сложному
труду и получению соответственно высокой оплаты, благодаря чему государство и
работодатель также увеличивают свои доходы;
- заработная
плата представляет собой один из основных факторов социально-экономической
жизни каждой страны, коллектива, человека.
Во многих развитых
странах общая сумма, которая выплачивается в виде заработной платы трудящимся,
занятых ручным трудом составляет в национальном доходе 40 %, а порой и более. С
учетом жалования конторских служащих и квалифицированных работников эта
пропорция достигает 60 % .
Нет ничего
удивительного в том, что профсоюзы стремятся добиться высокой заработной платы
с тем, чтобы позволить трудящимся лучше удовлетворять свои потребности. Тем
более, что высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияния
на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги.
При общем высоком
уровне заработной платы и тенденции к ее повышению растет спрос на большую
часть товаров и услуг, которые покупают трудящиеся. Принято считать, что это
явление ведет к созданию новых и развитию уже существующих предприятий,
способствует достижению полной занятости. Сторонники экономики с высокими
заработками добавляют, что и в развитых промышленных странах заработная плата
одновременно является и основным источником доходов и существования основной
массы населения. Стимулирующее воздействие, которое она оказывает, не только
более значительно, чем могут оказывать другие доходы, но и затрагивает всю
страну и экономику в целом. Речь идет о здоровом воздействии, поскольку оно
способствует производству основных товаров народного потребления, а не
дорогостоящих изделий для элиты. И поскольку высокая заработная плата
стимулирует усилия руководителей предприятий необходимо эффективнее
использовать рабочую силу, модернизировать производство.
Очевидно, что
существует определенный предельный уровень, который нельзя превышать при
установлении заработной платы. Заработная плата должна в принципе быть
достаточно высокой, чтобы стимулировать спрос. Но если она будет чрезмерно
высока, то есть опасность, что спрос превысит возможности производства, это
приведет к росту цен, т.е. породит инфляционные процессы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|