|
Можно выделить ряд критериев, которым должны отвечать самонаправляемые рабочие команды: - Члены команды обладают различными профессиональными знаниями и умениями. - Члены команды постоянно повышают свои разносторонние навыки (в том числе с помощью периодической ротации членов команды) и могут в работе заменить один другого. - Члены команды имеют (с помощью дополнительного образования и тренировок) многофункциональные умения и навыки, которые требуются команде (коммуникативные, обратной связи, решения проблем, принятия решений, разрешение конфликтов). - Команда нацелена на постоянное расширение умений, улучшение продукта или услуги, решение проблем. - Команда имеет постоянную связь с внешней средой. - Команда отвечает за производительность, качество, стоимость, график выполнения работы. - Принятие решения по конкретным локальным задачам входит в компетенцию каждого члена команды, однако определение стратегии и тактики в достижении цели является общекомандной функцией. - Структура, тип, количественный и качественный состав команды определяется самой командой в соответствии с поставленной целью. - Члены команды связаны формальными и неформальными коммуникациями. Можно также конкретизировать отдельные приведенные критерии и сформулировать основные отличия самонаправляемых рабочих команд от других форм организации труда: - самонаправляемые рабочие команды с многофункциональными работниками отвечают за законченный продукт (или за некоторый блок работы, но не за отдельную задачу) и за производительность и результаты работы; - контроль качества, эксплуатационные расходы и материально-техническое снабжение – часть ответственности самонаправляемой рабочей команды, а не раздельные функции; - самонаправляемые рабочие команды формируют график выполнения работы, согласно которому члены команды будут выполнять задание, назначают передачу заданий, распределяют ресурсы; - руководство в самонаправляемой рабочей команде не похоже на традиционное управление, лидер команды скорее тренер, учитель, чем руководитель; - удовлетворение потребителя и доходность – в центре внимания самонаправляемых рабочих команд, и, естественно, командам необходима информация и обратная связь по качеству, количеству, графику, ценовым показателям; - принятие в команду и исключение из команды находятся в компетенции СРК, а не менеджера; - расширение знаний и навыков является органичной частью производственного процесса, а не удовлетворением одномоментных требований и запросов. Среди основных факторов, характеризующих целесообразность перехода на структуру управления предприятием с использованием самонаправляемых рабочих команд, можно выделить: 1. Наличие сложной, комплексной проблемы, решение которой требует знаний и умений в различных областях. Решение этой проблемы может быть поручено отдельной команде. 2. Решение проблемы предполагает длительный период действий. 3. Готовность менеджмента к передаче полномочий на уровень команд 4. Наличие времени и ресурсов для обучения персонала работе в командах. На успешную деятельность рабочей команды наиболее ощутимо влияет выполнение следующих условий:
Можно сформулировать, какими знаниями и навыками должны обладать члены самонаправляемой рабочей команды для того, чтобы она могла начать эффективно функционировать. Условно их можно разбить на несколько категорий: - базовые знания теории и практики рабочих команд; - технические знания и навыки; - межличностные знания и навыки; - командные знания и навыки; - административные знания и навыки; - специальные знания и навыки. Можно выделить две группы компонентов внешней среды, изменения которых влекут за собой перемены в организации. К первой следует отнести те, которые непосредственно влияют на функционирование организации: потребителей, конкурентов, поставщиков, трудовые ресурсы, трудовое законодательство и ряд других. Вторая группа включает факторы, как правило, не оказывающие прямого и немедленного воздействия на организацию, политическую ситуацию в стране. Состояние экономики, международную политику, научно-технический прогресс и т.д. Формирование представления будущего состояния можно разбить на несколько элементов: - выбор руководящих принципов, определяющих направление процесса перемен; - идентификация существенных элементов внешней среды, на которые будет распространяться влияние будущего состояния организации; - идентификация миссии и целей команды. Миссия охватывает видение проблемы, убеждения и намерения членов команды, она определяет, каким образом команда будет идти к достижению цели. Для выполнения своей миссии и достижения поставленных целей, в зависимости от специфики последних, команда исполнителей должна обеспечивать выпуск изделия. Для того, чтобы обеспечить выпуск конечного продукта, команда должна иметь доступ к определенным материалам, комплектующим, информации и прочим продуктам деятельности других людей (“сырьевые ресурсы” команды). Таким образом, деятельность команды исполнителей заключается в преобразовании некоторых сырьевых ресурсов в конечный продукт, который будет обеспечивать выполнение миссии и достижение целей команды
ресурсы продукт
Рис. 2.7 Схема функционирования рабочей команды. Можно выделить ряд первоочередных шагов, которые следует произвести в организации для инициирования перехода к динамической сетевой структуре управления: 1. Создание комиссии из числа высших руководителей организации. В первую очередь, комиссия должна проанализировать готовность организации к перестройке и основные необходимые ресурсы. Эта комиссия также должна подобрать людей, в задачу которых будет входить разработка или адаптация основных положений новой системы управления для практической реализации в конкретной организации. 2. Организация команды из числа инициативных, квалифицированных менеджеров различных уровней управления для анализа первоочередных проблем, конкретизации необходимых ресурсов и разработки плана реорганизации. Как правило, в команду приглашаются представители профсоюзов. 3. Определение изменений в организационной политике с учетом миссии и целей рабочих команд. Возможные изменения в аттестации рабочих мест, нормировании труда, определении компенсаций, организации процедур зачисления (увольнения), измерении результатов и в других аспектах организационной политики могут быть идентифицированы уже на этапе подготовки к реорганизации. 4. Организация серии семинаров для сотрудников для ознакомления с целями, задачами и планируемыми результатами реорганизации и основными положениями теории и практики использования рабочих команд. 5. Перепроектирование информационных потоков в организации 6. Разработка системы критериев для оценки успеха внедрения конкретной рабочей команды. 7. Позиционирование команд (определение ролей, установление границ ответственности и влияния, полномочий и т.п.).
|
|
© 2009 Все права защищены.