Как видно, определенные принципы, заложенные в основу КС
УКП, соответствовали принципам и требованиям системы качества на базе ИСО. К
таковым относятся и системно-комплексный подход к воздействию на качество, и
рассмотрение КС УКП в качестве подсистемы общей системы управления предприятием,
и необходимость документирования системы, и ряд других. Но, как уже было
отмечено выше, в условиях планово-распорядительной экономики потенциал КС УКП,
имевших определенные достоинства, не мог быть реализован. КС УКП, являясь лишь
одной из подсистем систем управления предприятием, были не в состоянии сами по
себе решить проблему качества в неэффективной в целом экономике, не ориентированной
на качественный рост. Этим объяснялся в основном формальный подход к их
внедрению и обеспечению их функционирования. Однако КС УКП имели и серьезные
изъяны, делающие их использование в прежнем виде неэффективным и с переходом к
рыночным отношениям. Прежде всего, КС УКП были ориентированы не на требования
потребителя, а на план, не случайно ими не был предусмотрен элемент маркетинга.
Кроме того, КС УКП вообще охватывали лишь 4 этапа жизненного цикла продукции,
оставляя без внимания большинство важных этапов петли качества, определяющих
его стабильность.
В рамках КС УКП заботы о качестве возлагались в основном на
специализированные подразделения – службы управления качеством и ОТК, не
имевшие к тому же должной поддержки руководителей предприятий. В КС УКП акцент
был сделан на контроль качества, а не на его профилактику. КС УКП не предусматривали
таких рыночных компонентов управления, как учет и оценка затрат на качество,
увязка качества с результатами экономической деятельности предприятия и т.д.
Наконец, в КС УКП отсутствовали такие важные элементы, как политика предприятия
в области качества, внутренняя проверка системы, ответственность руководства и
ряд других.
Таким образом, несмотря на определенную общность
методологического подхода, положенного в основу системы качества,
регламентированной стандартами ИСО, и КС УКП, между ними имеются существенные
различия. КС УКП в прежнем виде не способны вписываться в рыночный механизм и
обеспечить достижение уровня качества, удовлетворяющего динамично меняющимся
рыночным потребностям, с минимальными затратами.
С развитием рыночных отношений, расширением внешнеэкономических
связей наличие на отечественном предприятии системы качества, соответствующей
стандартам ИСО серии 9000, становится определяющим фактором не только
надлежащего качества, но и конкурентоспособности создаваемой им продукции. На
мировом рынке самое высокое качество товара (даже при прочих равных условиях)
еще не гарантирует его производителю коммерческого успеха. В большинстве
случаев потребители или заказчики, желая быть уверенными в способности
поставщика стабильно производить продукцию необходимого им уровня качества,
требуют подтверждения того, что данное предприятие имеет соответствующую
систему качества. При отсутствии сертификата заказчик может сам осуществить
проверку системы. В современной мировой практике внедрение МС ИСО серии 9000
почти всегда является обязательным условием при заключении контрактов. Поэтому
в случае отсутствия у предприятия высокоэффективной системы качества оно либо может
потерять контракт, либо будет вынуждено продавать свою продукцию по весьма
заниженной цене. Таким образом, без внедрения стандартов ИСО серии 9000
становится невозможной эффективная экспортная деятельность, а по мере насыщения
внутреннего рынка товарами высокоразвитых стран и развития конкуренции -
трудности со сбытом будут возрастать и здесь.
Все это способствует пробуждению у российских
товаропроизводителей интереса к внедрению стандартов ИСО в целях непрерывного и
долгосрочного улучшения качества, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой
ими продукции.
Внедрение МС на АО “Москвич” вызывает необходимость пересмотра сложившейся
терминологии с учетом требований стандарта ИСО 8402 (Качество. Словарь). Исходя
из концепции стандартов ИСО, главная цель в области качества может быть
определена, как достижение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой
продукции экономически эффективным образом. Данная цель достигается путем
решения основных задач в области качества, установленных в МС ИСО серии 9000.
Реализация политики в области качества должна стать повседневным делом каждого
подразделения. Для определения планирования мероприятий обеспечения качества
целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения
качества по каждому виду продукции. По нашему мнению, необходимо следующая
последовательность этапов разработки программ:
1.
Анализ ситуации, сложившейся на предприятии и
выявлении узких мест в решении проблемы повышения качества продукции.
2.
Перечисление всей совокупности факторов, от которых
зависит ликвидация узких мест. Составление перечня факторов
3.
Составление списка подразделений и служб, способных
воздействовать на факторы, от которых зависит ликвидация узких мест.
Формулирование заданий подразделениям и службам по повышению качества
выпускаемой продукции.
4.
Выбор показателей, характеризующих качество
продукции и установление их значений, достижение которых необходимо в
результате программы.
5.
Разработка структурно-целевой части программы
(“дерево целей”, в вершине которого указана главная цель, расчленяемая далее на
цели и задачи различного уровня – “ветви дерева целей”). Процесс последовательного
расчленения заданий на более частные продолжается до тех пор, пока не будет
сформулировано задание или определено мероприятие, которое будет поручено
отдельным исполнителям.
6.
Разработка адресной части программы с перечислением
всех мероприятий и заданий, которые должны быть выполнены ее участниками в
определенные сроки.
7.
Определение затрат на выполнение заданий при
реализации программы.
Главная особенность целевой программы заключается в
том, что она объединяет деятельность всех подразделений, обеспечивающих
достижение поставленной цели. Первое и основное требование к такой программе –
соответствие между поставленной конечной целью, содержанием частных целей и
задач, которые должны обеспечивать ее достижение, сроками их выполнения и
имеющимися для этого ресурсами. Если это требование выполняется, то можно
думать над тем, как наладить совместную, согласованную работу всех
подразделений предприятия. В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии
9000, система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить
уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после
возникновения. Мероприятия по предупреждению несоответствия могут быть в виде
принудительной замены технологической оснастки и инструмента,
планово-предупредительного ремонта оборудования, технического обслуживания,
обеспечения необходимой документацией всех рабочих мест и своевременного
изъятия устаревшей документации. Комплексная система управления качеством
продукции и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на
одной общей методологии, а именно – на комплексном управлении качеством
продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные
в методологических материалах по управлению качеством продукции.
Главная цель управления качеством продукции в условиях конкурентной
экономики – достижение требуемого потребителем уровня качества с минимальными
затратами – не может быть достигнута лишь на основе реализации мер экономического
характера, без учета организационного фактора – наличия на предприятии
современной высокоэффективной системы управления качеством, центральное место в
которой отводится проведению предупредительных мероприятий по всему
инновационному циклу.. В рамках же системы качества необходимо задействование и
социального (человеческого) фактора, остающегося основным в решении данных
проблем. Внедрение подобной системы позволяет снизить уровень затрат на
качество до 2,5%. Таким образом, исключительная важность рассмотрения вопросов
разработки, внедрения и функционирования на отечественных предприятиях систем
качества, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000,
представляется очевидной.
В результате были сформулированы основные положения комплексной системы
управления качеством продукции (КС УКП) и найдена форма претворения их в жизнь
- стандарты предприятия.
ПЛАН
по приведению стандартов предприятия в
соответствие с требованиями
МС ИСО 9000
Наименование стандартов и других документов:
1.
Политика АО “Москвич” в области качества.
2.
Руководство по качеству (механизм реализации
системы качества).
0.МАРКЕТИНГ,
ПОИСКИ И ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА
3.
СТП 37.201.0.001
Организация маркетинговой деятельности.
1.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОДУКЦИИ
4.
СТП 37.201.1.000
Конструкторская подготовка производства.
Основные положения.
5.
СТП 37.201.1.001
Документы УКЭР, определяющие состав и комплексность
документов для подготовки производства. Выпуск КД для ТПП.
6.
СТП 37.201.1.002
Порядок оформления изменений КД при выпуске с помощью ЭВМ
(новый)
7.
СТП 37.201.1.003
Порядок оформления изменений КД.
8.
СТП 37.201.1.004
Установление и обеспечение уровня надежности автомобилей на
стадии разработки и подготовки на производство. (новый)
9.
СТП 37.201.1.005
Проверочные испытания аварийных единиц и деталей на стадии
их разработки (новый)
10.
СТП 37.201.1.006
Порядок разработки технико-экономического обоснования и
стадий технического проектирования конструкторских разработок (новый)
11. СТП 37.201.1.007
Порядок отработки конструкции на технологичность,
контролируемость и ремонтопригодность.
12.СТП 37.201.1.008
Сертификация продукции. (новый)
13. СТП 37.201.1.009
Положение о мастер-моделях.
14.СТП 37.201.1.010
Порядок внедрения в производство новых материалов.
15.
СТП 37.201.1.011
Разработка и передача КД на средства технологического
оснащения и тару.
16. СТП 37.201.1.012
Порядок выполнения работ при закупке по импорту
оборудования, оснастки и комплектующих изделий.
2.
ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
НОВЫХ И МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
17.СТП 37.201.2.000
Технологическая подготовка производства. Основные положения
и порядок организации ТПП.
18. СТП 37.201.2.031
Порядок
разработки, согласования и внесения изменений в технологические документы.
19.
СТП 37.201.2.032
Порядок выдачи спецификаций на СТО и их проработки, выдачи
заказов на изготовление дублеров СТО, планирования и изготовления.
20. СТП 37.201.2.033
Приемка технологической оснастки и корректив рока КД на оснастку и
изделия основного производства
21.
СТП 37.201.2.034
Порядок оформления отчетных документов о готовности к
производству
3.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ
22. СТП 37.201.3.000
Контроль качества продукции. Основные положения.
23.
СТП 37.201.3.031
Инспекционный контроль продукции основного производства
24.
СТП 37.201.3.032
Технический контроль. Виды и применение.
25.
СТП 37.201.3.033
Сертификационные, ККИ и инспекционные испытания
автомобилей.
26.
СТП 37.201.3.034
Порядок отбора и согласования образцов (эталонов) изделий.
4.
АНАЛИЗ
ПРИЧИН ДЕФЕКТОВ, ОТКЛОНЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ
27.
СТП 37.201.4.011
Контрольный осмотр автомобилей
28. СТП 37.201.4.012
Контрольные осмотры, разборки и замеры узлов и агрегатов автомобиля
для определения их качества.
29.
СТП 37.201.4.013
Анализ причин дефектов продукции в процессе изготовления и
контроля, учет и списание.
30. СТП 37.201.4.014
Порядок
проведения “дня качества”.
31. СТП 37.201.4.015
Оценка качества
готового автомобиля. (новый)
32. СТП 37.201.4.016
Порядок
разработки организационно-технических мероприятий по качеству, контроль за их
выполнением. (новый)
33. СТП 37.201.4.017
Оценка качества
труда основных рабочих. (новый)
5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕФЕКТОВ
5.1. Входной контроль изделий
34. СТП 37.201.5.011
Входной контроль
металлов.
35. СТП 37.201.5.012
Входной контроль материалов полуфабрикатов и комплектующих изделий
и
оценка их качества.
36. СТП 37.201.5.013
Уровень качества продукции поставщиков. Формы и методы работы по
улучшению качества продукции.
5.2.
Ремонт и обслуживание оборудования
37. СТП 37.201.5.014
Планово-предупредительное обслуживание оборудования.
38. СТП 37.201.5.015
Текущий ремонт
оборудования (новый)
39. СТП 37.201.5.016
Экстренный ремонт оборудования (новый)
40. СТП 37.201.5.017
Система
технического обслуживания и ремонта оборудования. Организация технической инспекции.
(новый)
41. СТП 37.201.5.018
Проверка и ремонт
энергетического оборудования.
42. СТП 37.201.5.009
Порядок контроля
технологической дисциплины.
43. СТП 37.201.5.010
Авторский
контроль качества изготовления деталей и узлов автомобиля. (новый)
6.
ИСКЛЮЧЕНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ СЛУЧАЙНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕФЕКТНЫХ ИЗДЕЛИЙ
44. СТП 37.201.6.011
Маркировка
материалов, деталей и узлов. Обеспечение прослеживаемости и изоляции дефектной
продукции. (новый)
7.
ПРЕДПРОДАЖНАЯ
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ
45. СТП 37.201.7.001
Предпродажная
подготовка автомобилей. (новый)
8.
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
46. СТП 37.201.8.001
Сбор и
обработка информации о качестве и надежности автомобилей. Основные положения.
9.
ГАРАНТИЙНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
47. СТП 37.201.9.000
Гарантийное
обслуживание. Общие положения.
10. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
48. СТП 37.201.10.010
Метрологическое
обеспечение. Основные положения.
49. СТП 37.201.10.011
Приобретение средств
измерений, их учет и списание.
50. СТП 37.201.10.012
Метрологический
контроль технической документации.
51. СТП 37.201.10.013
Методика
выполнения измерений. Требования к содержанию, порядок изложения и оформления.
52. СТП 37.201.10.014
Метрологическое обеспечение разработки, изготовления и эксплуатации
нестандартизированных средств измерений.
53. СТП 37.201.10.015
Организация
и порядок проведения проверки, калибровки и ремонта средств измерений геометрических
величин. (новый)
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
СНАБЖЕНИЕ
54. СТП 37.201.12.001
Материально-техническое
снабжение. Основные положения.
55. СТП 37.201.12.002
Оформление документации
на поставку сырья и материалов.
56. СТП 37.201.12.003
Хранение и обновление
страховых запасов материалов. (новый)
13. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
57. СТП 37.201.13.001
Непрерывное
производственно-экономическое обучение.
58. СТП 37.201.13.002
Мотивационный механизм
обеспечения качества труда. (новый)
59. СТП 37.201.13.003
Порядок
приема на работу. Стажировка. Обучение при стажировке. (новый)
60. СТП 37.201.13.004
Повышение квалификации
работников завода. (новый)
14. ПРОВЕРКА, АНАЛИЗ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
61. СТП 37.201.14.001
Порядок
проведения внутренних проверок системы качества и организации работ по ее
совершенствованию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|