77
ряда: змея, женщина, плодородие; змея, дождь, плодородие
или женщина,
змея, эротизм и т.д. Целые мифологии были выстроены
вокруг таких уменьшенных вторичных групп. Такова
система символического агента.
Символический
объект выступает в роли качества или высшей формы, а также сущности,
оправдывающей и объясняющей существование символизирующего
агента. Даже самый прямолинейный символический анализ,
построенный на преследовании «модуса существования», способен приоткрыть данный просвет, высветляющий его значение посредством ассоциаций идей. «Такую ассоциацию не должно рассматривать как постороннюю идею, возникающую в сознании исследователя вне самого
символа, скорее ее нужно считать
откровением внутренней связи - «общего ритма» - связующей
две реальности к обоюдной их выгоде» (29, с.65). Таким образом,
символическая система строится па следующих принципах; 1) ничто не бывает лишенным значения или нейтральным: все значимо; 2) ничто не независимо, все каким-либо способом связано с чем-либо еще; 3)
количественное становится качественным в определенных
сущностных
чертах, которые фактически конструируют значение
количества; 4) все
входит в некие ряды; 5) ряды соотносятся друг с другом.
Факторы,
ответственные за упорядоченность в виде рядов, таковы:
наличие
ограничений; соединение прерывности и континуальности;
надлежащий
порядок; градация; счет; внутренний динамизм составляющих
элементом;
поляризация; симметричное и ассимметрическое равновесие; и
к тому же
понятие целого. Решающую роль в построении символической
системы
играет субъект. Интерпретации лишь показывают отправную
точку
интерпретатора, но не условия причинности или приоритета внутри самой
системы. «Вы историк-рационалист? Тогда вы найдете в мифе
рассказ об известных династиях. Вы лингвист? Слова скажут вам
все, и все легенды
формируются , вокруг каких-нибудь высказываний. Еще одно
искаженное
слово - вот и еще одно божество. Олимп - это грамматика,
регулирующая
78
функции богов. Вы социолог? Тогда в мифе вы найдете
средство, с помощью которого в первобытном обществе лидер превращается в бога.
Единственной всеохватывающей интерпретацией,
которая представлялась бы согласующейся с
первоначальным значением мифов и символов, является та, которая
возвращает это значение прямо к его метафизическому источнику и диалектике творения» (29, с,30). Определенный феномен приспосабливается
к структуре и системе не только мышления какого-либо
периода в истории, но и всего культурного и научного
гнозиса. Поэтому при определении этого феномена в его
историческом развитии современные исследователи закономерно
искажают его первичный смысл. «Искажение такого порядка неизбежно,
ибо символ чаще всего трактуется как идейно-образная структура,
содержащая в себе указание на отличные от нее предметы, являясь для них обобщением и неразвернутым знаком, в котором в скрытой форме заключены все возможные проявления вещи <...>, что предполагает исследовательский произвол в трактовке этих проявлений. Эта дефиниция к
тому же отождествляет такие понятия, как образ, знак,
всеобщее, лишая образ самостоятельности, специфики, обрекая его на исполнение
функций того, что он обозначает. Одновременно она
лишает и слово его речевых особенностей, затрагивающих
глубинные стихийные свойства человеческой души» (47, с.75).
Еще в дофилософский период
строились предположения о происхождении богов,
которые основываются на интерпретациях. Существует три
основных подхода к этим интерпретациям: «а) мифы представляют
собой более-менее модифицированные рассказы об исторических
фактах, о людях, возведенных в ранг богов, как это произошло в исторические времена с Александром Великим; б) мифы выражают конфликты, присущие миру природы, по каковой причине боги должны быть
79
сверхъестественными космическими символами; в) мифы
есть баснословное выражение философских или моральных
идей» (29, с.33).
Символ способен совмещать
все выше обозначенные пункты одновременно. Они являются
историческими реалиями; что касается моральных реалий,
то они непосредственно переформулируют в своем контексте
основные идеи в трех конкретных планах: история, физический и психический мир. Недостатки многих теорий интерпретаций символов
сводятся к недостаточной проясненное™ уровня значения, учет которого мог бы привести к реконструкции их внутренней структуры. Также и реализм усматривает в символе лишь версию какого-либо события, набор элементов,
но никак не основание его существования. Сказать, что образ летучей мыши породил идеи гиппо-грифа, химеры и дракона, означает дать лишь минимальное представление об экспрессивной и символической значимости
подобных элементов; «только анализ их контекста, целей и их поведения
способен приблизить нас к мифу, содержащемуся в символах с
его
существенной способностью к динамическому видоизменению»
(там же,
с.58). Следовательно, символ представляет собой внутреннюю
связь между
всем, что является аналоговым и ассоциируемым, а не просто
динамическим
потенциалом объекта в отдельности. Таким образом,
значимость в
исследовании приобретает не столько сам объект, сколько целевая
направленность субъекта. Рационализация образа, переход от
конкретного
чувственного образа к понятию является основанием
семиозиса. В
абстрактной схеме-символе замена одного образа другим может
произойти
только в случае их схожести. Следовательно, чем шире
информационное поле
субъекта, тем больше может быть ассоциируемого. Символизм,
или результат
семиозиса, обусловлен процессом накопления информации,
знания об
объекте. Направленность субъекта на расширение чувственного
или
рационального знания является одним из условий символизации.
80
И.В.Поляков, представитель отечественной структуралистской
школы, предлагает при анализе семантической структуры
моделирующей системы опираться на содержание оппозитивного
отношения элементов. При этом, согласно автору, (в
данном случае речь идет о построении мифа), фиксируются
не только реальные для любой моделирующей системы (В.В.Иванов, В.Н.Топоров)
«фундаментальные антиномии», но и специфика мышления
данной культуры. Вопрос только в том, формальными или семантическими
единицами они являются. Автор приводит логическую модель
структуры мифа, которая заключается в том, что элементы входят в оппозицию, которая в свою очередь является частью оппозиции. Система
эта имеет четырехэлементную структуру: а ; b ;: х : у, в которой легко угадывается
формально-логическая аналогия отношений. «Второй этап абстрагирования
от содержания члена оппозиции проводится при конструировании структуры, которая
определяется независимо от содержания противопоставляемых в каждой оппозиции
элементов. Учитывается только момент самой противоречивости»
(51, с. 147). На наш взгляд, формализм оппозиций
заключается в том, что их членами могут являться не только
мифемы, но и термы, сами оппозиции, мифологические конструкции
и т.д.
Оппозиции вторичной
моделирующей системы не всегда соответствуют естественному языку. В самом языке
оппозиционные элементы семантически выявляются по
отдельности. В моделирующей системе (например, в
мифе), они входят в композиционный ряд и обретают историю
наравне с другими единицами, которые также могут быть рассмотрены
с позиции лингвистических единиц. Таким образом, в мифологии
названные лингвистические единицы приобретают свое семантически
значимое образование в данном контексте, данном разрезе культуры
и т.д. В том случае, когда семантический анализ не дает объяснения
81
того или иного значения, исследование обращается к
парадигматическому (сравнительному) анализу.
Парадигматический и
синтагматический аспекты являются остовом структурного
анализа знаковых кодов. На парадигматическом уровне символическая структура,
как и другие семиотические построения, репрезентирует
момент селекции адекватных элементов из знакового ряда. На
синтагматическом уровне речь идет о комбинации знаков (термин этот был введен Р.Якобсоном). Члены парадигматического ряда должны определяться единой категориальной принадлежностью, но быть одновременно различными в смысле их значения. Символическая парадигма -это всегда определенный ряд .значимых поливалентных единиц, т.е.
селекция определяется лишь альтернативой означаемых. Ученые
Американского Лингвистического Научного Центра Фиске
и Хартли также утверждают парадигматическую
значимость средства передачи текста (знака): «несмотря па
то, что означающее не изменяется, знак приобретает иную тональность вследствие изменения медиума» (85, с.270). На этой же позиции стоит их соотечественник Маршал МакЛухан, утверждая текстовый характер медиума, который необходимо рассматривать как семиотический элемент. Многие зарубежные авторы ссылаются на «коммутационный тест», который может использоваться как идентифицирование различных парадигм. Применяя этот тест, необходимо выбрать определенную парадигматическую единицу, соответствующую данному знаку. В конечном итоге эта операция направлена
на выявление функции парадигмы, заключающейся в
ориентировании смыслового поля конкретной
семиотической единицы.
Исследования на
парадигматическом уровне в структурном анализе укладываются
в метод бинарных оппозиций. На их основе разработана «глубинная
структура» текста, которая может иметь место в символе; «природа
- культура; тело - разум; старость - молодость; хороший - плохой;
82
бедный - богатый; слова - дела; порядок - хаос;
доминирующий -
субординационный; эфемерный - вечный; форма -
содержание; видимость -
-
реальность; медиум - послание; знающий -
узнаваемое; механический -
творческий; говорящий - слушающий; активный -
пассивный; естественный -искусственный; закрытый - открытый; статичный -
динамичный; негативный - позитивный; объективный -
субъективный; потеря - выигрыш; внешнее -
шгутрсписс;
сходство - различие; включение - исключение» (88, с.1!5). 13
структурном анализе бинарные оппозиции используются не
только с целью
сопоставления элементов интерпретируемого, но
рассматриваются в
глубинном социальном, контекстуальном ракурсе. Сложность
семиотических
кодов определяет такая структурная функция как сочленение
(articulation),
которая формально может быть разделена на два вида:
первичное сочленение
и вторичное. Первый вид составляют мельчайшие значимые
единицы,
состоящие из означаемого и означающего (в языковой системе такими
знаками являются морфемы и слова). В том случае, если код
имеет
постоянные значимые единицы, он является кодом первичного
сочленения. К
этому типу относятся олимпийские спортивные пиктограммы,
дорожная
символика и т.п., причем в данном случае код обладает
единственным
уровнем сочленения, так как вторичны^ уровень составляют
наименьшие
функциональные единицы, не являющиеся значимыми (в языке их
составляют фонемы или графемы). Семантический анализ
символа определяет, что он является единицей первичного
сочленения. В процессе
исследования частных культурных семиотических систем
выделяются
специфические мельчайшие функционирующие единицы, например,
мифемы
в мифе. И.В. Поляков в работе «Знаковые системы в
социальном
взаимодействии и познании» говорит, что такое выделение
единиц семантики
позволяет описать структуру. На примере любого ритуала или
текста устного
характера проявляются только некоторые из опозиций
обозначенных единиц,
по вместе с тем возможно проявление латентного признака
«отсутствующей
83
онозиции». При этом выявление
(принимаемой или непринимаемой в расчет) дихотомии
«послание-интерпретация» является обстоятельственным и неабсолютным,
поэтому символический код, очевидно, будет иметь вид группы
матриц. В следующей ниже схеме все эти условия соблюдаются, и пример, заимствованый у Дена Спербера, основывается на противопоставлений оппозиционных элементов, которые могут входить во «внутренние» оппозиции, иметь различные значения. Таким образом, в
самом элементе могут быть субкомпоненты, которые будут
противопоставляться между собой (А - В; А - А1). Пример
взят из жизни и обычаев племени ндембу; элементом,
объектом оппозиции, является «масло». Группу «А» конструируют
значимые единицы языковой системы, или семемы-слова. Их значения
составляют первичную семиологическую систему и относятся к уровню денотации. В группу В входят элементы вторичной семиологической системы, или коннотаты.
Итак, мы видим: в
парадигматическом плане структура символа сводится
к тому, что какой-либо элемент группы принимает символическую форму в случае его противопоставления хотя бы еще одному элементу. Сложность символической модели обусловливается тремя собственными признаками оппозиции: 1) областью, 2) значением, 3) уровнем редукции. В
данном случае область оппозиции проявляется в том, что
противопоставляются не только первичная « вторичная семиологическая системы, но и единицы одной системы. Значение оппозиции зависит от представленное™ ядерных и периферийных значений. Внутри группы А элементы на уровне значения противопоставляются друг другу, но центральный
элемент (А) все же выступает как основной в оппозиции элементам группы В. Уровень редукции заключается в степени проявленности каждого из противопоставленных
элементов. Парадигматические ансамбли
- это специфические семантические аспекты, обозначенные Леви-Строссом термином «код». При исследовании мифологии Леви-Стосс называет ряд принципов их
анализа, один из которых заключается
в том, что миф следует рассматривать как обладающий несколькими семантическими уровнями или кодами.
Коды фиксируют определенные реалии,
т.е. являются аспектами единой глобальной семантической области, которая
структурирована астрономическим, анатомическим,
социологическим, этическим и другими уровнями. Говоря о культурно-идеологическом аспекте знака-символа,
многие семиологи, в частности,
Р.Барт, У.Эко, Дж.Фиске, М.Данези и др., разрабатывают принципы определения и классификации
социально-семиотических кодов, т.е.
значимых систем, которые устанавливают социальную направленность коммуникативных средств, обусловленных культурным
базисом. По словам Марселя Данези, культура
может рассматриваться как «макро-код», который
85
составляют многочисленные коды; при
посредстве последних индивидуумы интерпретируют
реальность. Типология кодов у различных авторов очень отличается,
поэтому отнести символ к какому-то конкретному типу было бы сложно. Вопрос этот остается открытым для будущих дискуссий. Однако можно попытаться обобщить позиции нескольких исследователей этой проблемы.
Коды условны и не
являются эксплицитно выраженными. Но, по словам Стюарта
Холла, они помогают преодолеть субъективно направленное (предпочитаемое)
прочтение и то, что У.Эко называет «аберрентное декодирование».
Положение усложняется неопределенностью границ самого информационного
пространства, в котором коды варьируются от точности логических
до произвольности идеологических. Далее коды подразделяются по способу
репрезентации знаков, из которых выделяются два способа: цифровой и аналоговый. Аналоговые коды (такие как
визуальные образы), подразумевают
существование соответствующих отношений в континууме. Цифровые коды, к которым относится письменная
речь, используют дискретные единицы.
Любая область культуры или идеологического творчества формирует свои специфические знаки и символы, в других областях неприменимые. Здесь знак создается специфической
идеологической функцией и неотделим
от нее. На наш взгляд, символическая форма
может определять любые виды отношений.
Даниэль Чандлер
представляет деление кодов на социальные (вербальные, мнемические,
поведенческие, утилитарные), текстуальные (научные,
эстетические, стилистические, коды средств массовой информации),
и интерпретативиые (перцептуальные, производственно-интерпретаторские
и идеологические). (Отметим, что, с точки зрения логики, эти
деления понятий не соблюдают требование единства основания). В этой классификации астре чаются отдельные, частные символические коды, такие
86
как ритуал, мода, поэзия, скульптура.
Если же брать каждый подвид отдельно, то виден сам
акт кодификации (исторически, культурно и социально
установленные конвенции), т.е. динамика отношении внешней и внутренней
стороны явления. Например, в голливудских фильмах белая шляпа кодифицируется как означающее «хорошего парня-ковбоя». Таким образом, основанием каждого семиотического анализа
является признание за любой семитологической системой и, в частности,
кодом существования материального медиума,
который подчиняется своим структурным принципам.
Знаки символического (культурного, коннотативного) сообщения дискретны; даже если означающее совпадает с изображением
в целом, оно продолжает оставаться
знаком, отличным от других знаков. Отличие изображения и отображения состоит в том, что первое является репрезентацией, а второе идеальной презентацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|