способности обозначения» работы «Антропология с
прагматической точки зрения», связывая непосредственно проблему знака с
проблемой познания. Он отмечает, что познание настоящего и связь его с
прошедшим возможны через обозначение, т.е. через
знаковую систему. Отождествляя образы вещей с
символами, Кант называет познание «символическим или образным (speciosa)». Символы-образы
противопоставлены знакам, специфика которых заключается
в том, что «они могут быть и чисто опосредованными (косвенными)
приметами, которые сами по себе ничего не значат и только присовокуплением
приводят к созерцаниям, а через созерцания к понятиям; поэтому
символическое познание следует противопоставлять не индуктивному,
а дискурсивному познанию, в котором знак (charakter) сопровождает понятие только как страж (custom), чтобы при случае воспроизводить его» (71,
с. 185). Таким образом, символическое познание противопоставлено
не Интуитивному (через чувственное созерцание), а интеллектуальному
(через понятия). Символ есть только средство рассудка, но
средство косвенное, через аналогию с теми или иными созерцаниями, к которым
могут быть применены понятия рассудка, чтобы с помощью изображения
предмета придать понятию значение. У Канта символическое познание
- это чувственный уровень познания, соответствующий уровню рассудка, и, следовательно, соответствующая этому рассудочному уровню знаковая система отличается бедностью.
Классификация знаков у
Канта основывается на принципе деления знаков по сфере их
применения. К первому типу он относит произвольные, или знаки умения: жесты
(мимические, которые бывают и естественными), письменные
знаки (заменяют звуковые; музыкальные знаки; условные знаки (цифры); знаки отличия (гербы); служебные знаки; знаки позора; знаки препинания. Ко второй группе знаков Кант относит естественные знаки, к которым примыкают демонстративные (симптомы); напоминающие знаки (памятники) и прогностические знаки, основанные на обобщении опыта с целью предсказания. К третьему типу Кант относит знаки-знамения
(события, в которых извращается природа вещей, к этим знакам
можно отнести «народные приметы»). Два последних
типа знаков не строятся человеком, а только
истолковываются им.
В философии Гегеля
наиболее разработанным в отношении проблемы символа и
символизации является труд «Эстетика». Символ прежде
всего выступает как вид знака. Смысл знака является концепцией духа, а выражение - чувственным феноменом. «Символ - это чувственный объект, который
не должно воспринимать так, как он сам себе и нам предъявляется сиюминутно, но в более общем и протяженном смысле» (95,
с.297). Итак, чувственный феномен - это образ, обращающийся к смыслу. С одной стороны, отношение, связывающее знак и
обозначаемый предмет, С произвольно.
Чувственный объект как посторонний предмет и образ не
имеют собственной связи. С другой стороны, имеется
частичное совпадение образа и смысла, так как символ
является «знаком, который уже в своей внешней форме
заключает в себе содержание выявленного им-представления» (И,1 с.
19). В этом качестве он должен выявлять не самого себя,
но «всеобщее качество», которое он подразумевает. Как мы видим, многое из сказанного перекликается у Гегеля со знаковой концепцией Ф.
де Соссюра.
Необходимо здесь пояснить
гегелевское понятие «произвольности». В языках
артикулируемые звуки выражают различные идеи и чувства, но большая часть слов, из которых состоит идиома, связаны совершенно произвольно, являясь при этом носителями собственного смысла. Знак (форма) и обозначаемая вещь, таким образом, индифферентны друг к другу.
В символе устанавливается иное отношение между означающим и
означаемым. Лев, например, является символом величия, лиса
- хитрости, круг - вечности, треугольник - Троицы.
В этих символах внешний объект заключает в себе самом
смысл, в связи с репрезентацией которого он и используется
в качестве формы. Однако, -говорит Гегель, «не нужно рассматривать
его в нем самом, в его реальной или индивидуальной сущности,
но лишь как образ, предназначенный пробудить в разуме общую идею» (11,
с.28). Следовательно, для Гегеля символ - это не аллегория дофилософского мира. Очевидно ^влияние на Гегеля
эстетики известного культуроведа XVIII в. 3. фон Крейцера, который рассматривал мифологию символически. В «Символиках» Крейцер ищет внутреннюю разумность смысла мифов, начало которых заключается в активности человеческого
духа и разума, изобретающих образы в поиске истины. Как и
в религии, эти образы (например, Бог) считаются
истинными. Крейцера критиковали за то, что он как
неоплатоники вкладывал в миф свой смысл: древний человек не был таким образованным. Однако, говорит Гегель, если даже они не вкладывали смысл, это не значит, что «их представления в себе не
являются символами» (11, с.22). Диалектика Гегеля проявляется,
в частности, в том, что на уровне идеи, на уровне
свободной и рефлектирующей субъективности концепция
религиозного символа (редуцируемого в естественном сознании или просто
нерефлектирующего), в котором субъект не отделен от объекта, переносится на символ классического и романтического искусства. Идея
есть истина в себе и для себя, это единство
абсолютного концепта и объективности. Идеальное содержание
символа есть не что иное, как концепт в его
детерминированности, а реальное содержание - презентация, которую он себе определяет, будучи формой внешнего существования.
Следовательно, согласно Гегелю, символ есть
развертывание общей идеи, которая самовыражается в нем. Символ становится
философской категорией, поскольку в своем
развитии он определяет развитие свободной субъективности.
Выступив с критикой
гегелевского объективизма, но взяв у него мистические
и энигматические характеристику символически-посреднической
коммуникации, Кьерксгор и Ницше своим творчеством определили
особый экзистенциалистский характер символизма XX века. У Ницше, к примеру, понятия не
выстраиваются в систему, а предстают как многозначные
символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть
и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия. Символический миф о «сверхчеловеке»,
утверждающемся в единственно ценностном, ничем не
сдерживаемом потоке жизни, является проявлением
романтически-символистского начала в его философии. Кьеркегор пытается
противопоставить иную - субъективную, «экзистенциальную»,
диалектику. Символическое осознание человеком своей религиозной
сути проходит по трем ступеням: эстетической, этической и религиозной.
Это понимание приходит через «отчаяние», символически-экзистенциальный
модус бытия. В ходе анализа идеалистической мысли от Платона
до Гегеля, акцентируя внимание на содержании идеи, то есть на том, что делает видимым скрытое для активности субъекта, их приемник М.Хайдеггер заметил, что напрашивается мысль о перевороте в отношении «с» бытием. Подчиняя бытие субъекту с целью объективности и большей «видимости» его философских и метафизических атрибутов, злоупотребления
господством разума и рассудка обесцветили и стерли естественно
исходящую от вещей и природы прозрачность. Таким образом, не
достигая цели, человек, двигатель прогресса, триумфатор, ступень за ступенью спускается до «полночного часа мира», который покинули боги. Кто есть эти
боги? Символы. Их путь идет от «hypotypose» Канта до «апофеоза» у Хайдеггера.
Как известно,
изменение теоретической программы науки о знаке во 2-ой
половине XIX в. и разработка основных принципов
семиотики Ч.Пирсом, У.Моррисом, Р.Карнапом и другими повлияло
на статус символа в философии. С этого момента начинается
новая веха ,в истории развития символизма, который
входит в область положительных значений, Сознание воспринимает
мир символически, поэтому появляется необходимость создания
науки о знаках. Пирс классифицирует символ как знак, который заменяет объект, причем характер отношений между означаемым и
означающим является не естественным, но произвольным. Идеи Пирса считаются «вводом» в семиотику от логики. Второй возможный и более современный ввод - от лингвистики (Ф.де Сосюр). Швейцарский семиолог (в
Европе чаще используется термин семиология), Ф. де Соссюр
употребляет понятие символ уже в 1894 году в посвящении автору «Жизни
языка» Витнею: «Многие философы, логики, психологи внушали нам мысль о фундаментальности отношений идеи и символа,
независимого символа, который
является ее репрезентантом». Сам Соссюр придерживается другого мнения об отношении «условного символа и
разума» (88, с. 140). В «Курсе общей
лингвистики» он утверждает, что эта произвольность не абсолютна, и что символ «не пустой, поскольку имеет рудимент
естественной связи между означающим
и означаемым. Символ справедливости - весы - нельзя заменить любым символом, например, телегой» (88, с. 101).
Структурная лингвистика Ф. дс Соссюра, выделившего два семиотических
фокуса, язык и речь (1а langue et la parole), явилась предтечей структурализма, который сосредоточивает
внимание уже исключительно на языке и на формальных системах.
«Рассматривая в качестве знаков ритуалы, обычаи, и др., заметим, что завтра они откроются в новом свете, и тогда возникнет необходимость
сделать их объектом семиологии и объяснить по законам этой
науки» (16, с. 130). По словам Соссюра,
система символов по сравнению с условностью языкового
знака теряет всякую прочную основу для формального исследования.
Система естественного языка также имеет элемент символичности,
однако, в целом лингвистический знак отличается от символа
по своим видовым признакам и структурным
составляющим. Таким образом, структуралистские
интерпретации символа останавливаются на двух позициях.
С одной стороны, символ принадлежит «области дискурса», являясь социокультурным
феноменом. В этом случае «символическое и мифическое
значение» не обладают никаким собственным признаком по отношению к другим знакам языка. Они отличаются
только в плане дескрипции и
интерпретации, а также в плане классификации и категоризации. С другой стороны, символ выходит за рамки культурного логоса, обретая форму мифов и ритуалов.
Взаимосвязанные с «нечеловеческим
логосом», они составляют «сакральный язык». Символическая система
выстраивается на базе языка, и по своей сущности эти системы схожи. Символ можно назвать «языком» сознания,
которое в моменты культурного кризиса
направлено на символическое восприятие действительности
(см. гл. III, §3).
Несколькими
десятилетиями позднее выдающийся мыслитель нашего
столетия, структуралист Ролам Барт будет рассматривать символ как тип отношения, «соединяющего означающее с означаемым». Это аналогическое отношение конституирует коррелятивное ему сознание, которое «видит знак в его глубинном <...> измерении» (6, с.247). Рассматриваемые Соссюром коннотационные отношения (или ассоциации) берутся Бартом
в качестве парадигмы. Барт исследует не форму языка, а систему коннотативных знаков, которые по имеют прямого коммуникативного значения. Барт надстраивает
вторичную семиологическую систему
над особой последовательностью знаков, существующих до нее. Материальные носители символической структуры
(Барт рассматривает различные явления
культуры - моду, литературу, ритуалы, геральдику, миф), превращаются в означивающий базис и представляют
собой первоначальный материал и
системе символизации. Общим их моментом является то, что они становятся знаковыми средствами, образующими
первичную и основывающими в качестве
первичного элемента вторичную систему. Символическое
сознание для Барта является пройденным этапом в истории философии, так как оно
не подразумевает собой ссылку на референцию или коммуникативную функцию символа. «Символическое сознание царило в социологии символов и, конечно, отчасти в
психоанализе в пору его зарождения,
хотя сам Фрейд признавал необъяснимый (не-аналогический) характер некоторых символов» (то же, с.245). Этот
символ по своей природе «неисчерпаем».
Барт же утверждает, что даже вертикальность связи в символическом сознании
привела к отказу от формы, то есть глубина есть содержание, но не форма. Поэтому, по мнению французского структуралиста,
уместнее перейти к анализу
парадигматических отношений, где формы символов
как знаков рассматривались бы в сравнении, находясь в определенном множестве других знаков. При таком
анализе обнаруживаются другие измерения символа, в котором означающее
утрачивает изолированные отношения
со своим означаемым, так как гомологически детерминирует его, Парадигматическое сознание «определяет смысл не
как простую встречу некого
означающего и некого означаемого, а, по удачному выражению Мсрло-Попти, как самую настоящую модуляцию
сосуществования» (там же). Таким
образом, символическое может выступать и как метода, и как объект, являясь,
однако, определяющим для различных типов отношений. В настоящее время структурализм обретает иные черты,
он начинает рефлектировать и
осмысливать себя как часть культуры, которая в первой и второй трети XX столетия являлась его объектом. Следуя хронологии, к постструктурализму и последним семиологическим тенденциям мы вернемся позднее.
XX
век не только расчленяет культуру на составные части усилиями
структурализма, но и гипостазирует символ, устанавливая примат функции над бытием, отношения над предметом. На наш взгляд, символизм
столетия различается по следующим признакам: феноменологический, универсальный, конвенциональный, релятивистский. Первая характеристика обусловлена тем фактом, что в философской феноменологии феномены символизации рассматриваются как данности сознания. Символ является базисным феноменом, осуществляющим связь «бытия-Я» с сущим. Второй признак лежит в основании философско-семиотической концепции.
Универсальность символа взаимосвязана
с ситуацией, сложившейся на стыке тысячелетий, когда была
провозглашена самодовлеющая автономность культурных эмблем.
В-третьих, культурологические исследования семиологов-структуралистов
посвящены анализу формальной стороны символизации,
процессу условного означивания. «Такое гипостазирование символа с признанием его условности привело к решительным и радикальным последствиям» (55, с.35). Следующим симптомом, свидетельствующим а символической направленности культуры XX в. является сведение философских проблем
к лингвистическим проблемам, к термину. Кроме того, в
корне пересмотрено отношение субъекта с реальностью.
Такова философия Файхингсра, известная по работе «Философия как если
бы». В ней реальность превращается в фикцию, а фикция, т.е. основные мировоззренческие идеи, например, Бог, вывернута в
реальность: если символ гипостазируется, то он тождествен себе во всех своих формах.
Феноменологическое
восприятие бытия, т.е. первичность человеческих переживаний,
свидетельствует об имманентности символа. Символ, следовательно, есть
самовыражение, полагают философы XX
века. Символ существует сам по себе, довлеет себе, исчезая в скептицизме. В художественной практике этот скепсис выявляется в
форме декаданса. Взятый абстрактно,
символ обернулся фикцией. «Невозможно уже заблуждаться и принимать предметы физики - массу, атом, эфир, - за новые
реальности,» - говорит Кассирср.
Неокантианству, представленному Кассирсром,
Когсиом и Маторпом, и неопозитивистским тенденциям были противопоставлены иные направления - «философия
жизни», феноменология Гуссерля,
философская антропология Шелера, интуитивизм Бергсона и экзистенциализм.
Предверием «Символических форм» Кассирера явился его труд «Познание действительности», который содержал
уже многое из основных принципов его
главной работы. Кассирер еще не говорит открыто о запрете на сущность, но уже разделяет внешнее и
внутреннее, делая упор не на основании деления, а на необходимости этого
деления для знания. «Для опыта существует
лишь одна грань - существование, равномерно охватывающее все содержание. Расплывается даже «временная граница между отдельными опытами» (27, с,351).
«Многообразные содержания как бы
располагаются в одной плоскости: еще не существует определенных точек зрения, исходя из которых можно было бы обосновать
какое-нибудь преимущество одного
содержания над другим» (там же). Понятие и представление получают у Кассирера новый смысл. Время и пространство -кантианские формы чувственного созерцания - становятся
понятиями, так как эти
«многообразные содержания» - продукт мысли. «Знак здесь совершенно другой природы, чем то, что обозначается им, и
принадлежит другой области бытия»
(там же).
Несмотря на «сходство» между знаком и
означаемым, они не принадлежат к одной
логической категории: «роды ни в одном вещественном отдельном признаке не совпадают с предметом», так
как определяющим и отличительным свойством является функция указывания, а не
сходство. Понятия, продукт мысли, это
не только указание одного предмета на другой, но и формы бытия. На наш взгляд, эта мысль Кассирера перекликается с точкой зрения Лосева, согласно которому понятие
есть «приблизительный» символ
действительности. Для того чтобы операция выражения могла выступать в чистом
виде, содержание, служащее знаком, должно терять свой характер пещи, но
тогда кпссиреропская гносеология впадает в скепсис, поскольку содержание утрачивает приписываемое ему объективирующее значение.
И если у Бергсона интуитивизм - это бесформенность, то у Кассирера его символизм
- это пустота форм, В чем гарантия того, что символ
бытия, которым мы обладаем в наших представлениях, нам передает
нефальсифицированный образ этого бытия? Если противопоставить интуицию Бергсона логике Кассирера, то для
первого определяющим понятием
становится длительность как процесс изменчивости состояний и синоним
жизни. Символизм является у Бергсона абстрактной функцией мысли, оперированием «мертвыми вещами»; всякое
логически-интеллигибельное ставит
предел познанию, поэтому оно оторвано от объекта. Акцент бергсоновской философии ставится на
сущности; это, по выразительной
метафоре Свасьяна, мистика «невыразимости». Это есть отсутствие субъекта и объекта, бесформенность,
метафизика которой заключается в
пульсации «elan vital» (жизненного порыва) и распадении в материю.
"Символизм он рассматривает с прагматической точки зрения, а его антисимволизм заключается в том, что символ для Бергсона - это
аберрация духа и генерализация единичного. Абсолютное может быть дано лишь в интуиции, тогда как все прочее принадлежит к
анализу. Интуицией Бергсон называет
направленность, посредством которой перемещаются в интерьер объекта, чтобы совпасть с тем, что есть в нем
уникального и» стало быть, невыразимого.
Анализ же прежде всего оперирует символами. Ежели существует способ абсолютного обладания
действительностью вместо ее относительного
познания, вхождения в нее вместо приятия точки зрения на нее, интуирования ее вместо ее анализа, наконец,
схватывания ее вне всякого выражения, перевода или символического представления,
способ этот и есть метафизика.
Метафизика, стало быть, есть наука, претендующая на то, чтобы обходится без символов» (79, с. 180-182).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|