106
таковы либо слова, либо зримые (алгебраические, даже
мимические) знаки в качестве выражений для понятий» (25,
с. 193). Одной из функций воображения является, как
мы говорили, сравнивание и «замещение» непосредственно
созерцаемого или припоминаемого предмета посредством другого.
Воображение, которое, по словам Хайдеггера, «вообразовывает» в структурном единстве с чистым созерцанием и чистым мышлением, является трансцендентальной подосновой практического разума. «Образ, преобразованный способностью воображения, есть новый вариант предмета и
может восприниматься как адекватный ему» (67, с.97). Это
происходит не потому, что сущее представило себя
эмпирическому созерцанию, по потому, что способность
воображения предоставляет вид без «показывания» сущего. Предоставляя
вид образу-символу (в общем, тоже виду схематизма), воображение
сообщает образу частного явления характеристики общего. Это происходит по
причине многофункциональности воображения, которое наравне
с чувством и апперцепцией является основным источником познания эмпирического и априорного. В процессе деятельности творческий акт
включает 'не только впечатления от окружающего мира, но и стремление выразить мир своего бытия.
Проблема образа в
символизме взаимосвязана с рассмотрением значимости модели,
теоретической базы исследования объекта. В нашем случае
символ является моделью образов сознания. «Самая главная точность заключается в том, что подобного рода словоупотребления никак не удается
соотнести с привычным представлением о действительности как
подлинном образце художественного изображения. Если произведение искусства
всерьез само себя моделирует и является моделирующим,
отпадает всякая нужда в исследовании того, моделью
чего является искусство» (62, с.237). Гомоморфизм (либо
изоморфизм) устанавливается между структурами систем,
элементы которых, в идеальном варианте, находятся во
107
взаимооднозначных соотношениях, поэтому речь идет о
«комбинациях» и «единственности значения». В
символической модели гомоморфизм устанавливается как на
внешнем уровне (больше для художественных символов),
так и на уровне смысла.
Символическая система (А')
соотносится функционально с системой объектов (А),
выступающих в качестве прообраза языковой системы.
Как символическая, так и языковая системы выполняют общую коммуникативную
функцию; первая надстраивает над языковой вторичную систему,
в которой языковая система играет роль посредника (не говоря о посредничестве других знаковых систем). Какие функциональные отношения устанавливаются между вторичной семиологической системой и объектом? (сразу оговоримся, что речь идет об аналогии, но не о тождестве). «В
качестве модели объекта рассматривается любой другой
имитирующий его объект, служащий своего рода
заместителем его в процессе исследования» (21, с.83). Как
знак символ является и замещающим, и в какой-то степени имитирующим.
В модели при гомоморфных отношениях всегда воспроизводится
не весь объект, но лишь какие-то его элементы, т.е. структура
объекта упрощается гомоморфным образом. В зависимости от того,
какие элементы системы объекта включаются, а какие исключаются из переноса, определяется функциональность модели (например, различие форм
символизма, типов символов и т.д.). Более того,
существование каких-то определенных различий между моделью и
оригиналом является непременным условием тех функций в
познании, которые она выполняет (62, с.46). В
символической модели, «заместителе», сходство основано на структурных
свойствах не самого объекта, а его идеи. «Художественные модели
могут иметь характер приближения к объекту лишь на определенном уровне или вообще мистифицировать объект, в данном случае [это] дела не
меняет» (62, с.230).
108
Процесс символизации конституируется
таким функциональным переносом, в котором модель не
является равносходной с объектом. При построении аналогии
структуры какого-либо объекта необходимо гипотетическое
знание с целью проверки истинности структуры этого объекта. Для символической модели это условие не является важным, поскольку воспроизводится тождество структуры или какого-то элемента на основе
уже известных сведений, которые выверяются впоследствии.
Следующий принцип моделирования подразумевает выявление
структурности модели как следствия структурности объекта. Третье условие
непосредственно относится к символу; материал
символа уже заранее не тождественен материалу объекта. Природа «неполноты»
здесь принципиально иная, чем та, которая присуща всем моделям. Например,
конструирование модели в скульптуре: статуя является символом человеческой
жизни. «Воспроизведение пространственной по своей
структуре пластики человеческого тела становится в
скульптуре нового времени выражением непространственной структуры
душевных переживаний. Мы приравниваем эти две весьма отличные
структуры как тождественные и рассматриваем статую не как модель человеческого
тела, а как модель человека, и, более того, модель человеческих
переживаний» (62, с.237). Таким образом, символическая модель,
используя собственный словарь и материал, воспроизводит в собственной
структуре не копированный, но структурно или идейно воплощенный образ объекта.
В этом - существенное отличие скульптуры от анатомического
макета, хотя оба они удовлетворяют распространенному определению
искусства: познание в образной форме. Еще более это различие проявляется в том, что модели в искусстве не предшествует полный анализ
природы элементов и их структуры, замененных аналогией по
сходству. Модель в искусстве не поддается такому однозначному
логическому истолкованию, поэтому позволяет
производить гораздо более широкий круг умственных
экспериментов. Логическая форма модели - закон. Моделируя
109
мир в символических формах, человек осваивается с ним
вплоть до управления моделями. Модель, образованная по
геометрическому сходству, может быть развита,
усложнена, несущественные моменты удаляются. Модель
таким образом доводится до пределу необходимости. Любое явление представляет собой сочетание необходимого и случайного, главного и побочного, т.е. его протекание зависит от признаков, которые также
могут быть существенными и несущественными. Модель-символ
функционально повторяет это сращение в опытно
данных объектах в своем собственном опытном подобии; в ходе
стилизации этой модели отбрасывается все ненужное, она
доводится до совершенной произвольности.
Аналогия по мере углубления в предмет и
приближения к его закону может обнаружить
лежащую в своем основании гомологию. Это значит, что сходство фундируется сходством же. Модель является порождающей моделью: в таком случае она научна.
Если в ней исчезает столь свойственное
всякой метафизике различие между внутренним и внешним (внутренняя связь есть
выражение внешней, внешняя - внутренней), и она выступает не просто как подобие воспринятого субъектом бытия, но как необходимое подобие, тогда ее можно счесть
символом. Закон в нем присутствует
не в качестве абстрактного, но как факт, зримый и явленный. У Свасьяна этот закон выражен в отражении
реальности, представленной в модели,
у Лосева, близкого в некоторых моментах к идеализму - в единстве смысла.
Логическую
эволюцию символической модели можно представить как
движение от абстрактного сходства к единству смысла. Модель «выступает как единство противоположных сторон - абстракного и конкретного, логического и чувственного, ненаглядного и наглядного. В
то время как в теоретическом мышлении преимущественно
выступает одна сторона, в чувственных восприятиях и
наблюдении - другая, в модели они
110
связаны воедино, и в этой связи - специфика модели и одна
из ее важнейших гносеологических функций» (62, с.51).
Эвристическая и гносеологическая роль символа-модели
раскрывается в процессе моделирования. При создании модели
символизации «объекту приписывается определенная структура, что составляет одну из сторон художественного познания жизни» (62, с.49).
Созидательный характер
модели обусловлен исторической и культурной ситуацией, т.е. это не столько
«отпечаток» мира, сколько новое его строительство. «Модель
- это интеллект, приплюсованный к предмету, и такой
добавок имеет антропологическую значимость в том смысле, что он оказывается самим человеком, его историей, его ситуацией, его свободой
и даже тем сопротивлением, которое природа оказывает его
разуму» (62, с.51).
Итак, символическая форма
есть единство знакового и образного. Образ в символе
является не первично-эмпирическим образом, но образом-схемой,
которая, по сути дела, является понятием. На базе аналогической функции
образ-символ относит не к самому предмету, а к образу другого предмета. Символическая форма может рассматриваться рационалистически; в таком случае она является моделью, заместителем объекта для его исследования. Гомоморфно-функциональные отношения символа и объекта приобретают характер необходимости; несущественное удаляется, совершенство доводится до произвольности. Символ, необходимое подобие реальности, выступает как единство внутреннего и внешнего.
И здесь же встает
еще одна важная проблема: как образ в символе соединяется
со смыслом? Где проходит граница между ними? Логический и структурный
анализ образа выводит на логико-диалектическое исследование проблемы значения в
символе. Непосредственное соотношение образа (мыслительного
отражения) и знака не может быть выявление без четкого определения
понятия «значение»,
111
§2 Основные проблемы значения символа
В «Статьях по семиотике и
типологии культуры» Ю.М. Лотман говорит, что выражение
«символическое значение» широко употребляется как
простой синоним знаковости. В тех случаях, когда имеется некоторое
Соотношение выражения и содержания и,
что особенно подчеркивается в данном контексте, конвенциональность этого
отношения, исследователи часто говорят о
символической функции и символах. По другой классификационной
основе символ определяется как знак, значением которого
является некоторый знак другого ряда или другого языка, что на наш взгляд более корректно. В данном случае значение
носит рациональный характер,
истолковывается как средство перевода плана выражения в план содержания. Учет лишь семантического отношения
означающего к означаемому дает
неполную картину о символическом значении. Определение значения требует соотнесения означаемых одного и того же ряда. Например, в символике китайских иероглифов
простые пиктограммы и идеограммы
образуют комбинированные знаки с абстрактным значением. Иероглиф рп
[шу] означает дсрево, Д [жен] - человек. Объединяясь, эти знаки, первоначально
имевшие собственный смысл, обретают иное значение:/,^ [сюси]
- отдыхать, причем, как видно, и произносится комбинированный
w
иероглиф иначе. «Отдыхать» не является
значением, но означаемым. Переведенный в систему
русского языка этот иероглиф выглядит следующим образом:
человек и дерево = отдыхать. Отношение первого и второго определяет
значение, поскольку знак равенства объединяет образ человека, отдыхающего под
деревом, и понятие «отдыхать». Следовательно, простое соотнесение
означающего к означаемому «отдыхать» не может быть достаточным для выявления
значения. В данном случае мы воспользовались двумя
параллелями: внутренней - между глаголом и существительным - и внешней - между системой китайского и русского языков.
112
В истории семиотики значение
отождествляется с отношением между знаками у
представителей неопозитивизма и структурализма. Например,
немецко-американский представитель логического позитивизма Р.Карнап и австрийский философ и социолог О.Нейрат недалеки от позиции структуралистов, которые учитывают только систему отношений между системой звуков и значений. Согласно Соссюру, языковая система есть ряд
различий в звуках, комбинированный с рядом различий в
идеях, основным свойством языковой организации
является именно сохранение параллелизма между этими двумя рядами различий. «Суть
не в звуках или знаках и значениях как
таковых, а во взаимных соотношениях между ними в речевой цепи и в парадигмах грамматики» (81, с,99).
Подчеркнем, что учет отношения между
единицами знаковой системы может быть лишь элементом значения.
Среди отечественных ученых
интересной, на наш взгляд, является позиция одного из первых
отечественных семиологов Л.А.Абрамяиа: «значение можно
охарактеризовать как особое отношение между компонентами
знаковой ситуации, а именно, как специфическое отношение -знака
к предмету обозначения, зафиксированное адресатом» (1, с.58). Л.А.Абрамян, таким образом, приводит дихотомию означаемого и означающего к дихотомии вещи и отношения. Для пояснения приведем пример самого автора; для животного звонок - это знак (сигнал),
означающий призы» к приему пищи. Его значением является
отношение между материальной природой знака (звонка)
и реакцией животного; природа этого значения, согласно
автору, материальна, несмотря на то, что «проходя через человеческую
голову, значение знака представляет собой идеальное отношение»
(1, с.59). Не совсем правильным, как нам кажется, является определение значения как обозначаемого предмета (позиция, занимаемая многими логиками). Такая формулировка дается, например, А.А.Потебней: «когда говорим, что А значит или обозначает Б, например, когда, видя
издали
пз
дым, заключаем: значит там горит
огонь - то мы познаем Б посредством А. А есть знак Б, Б есть
означаемое этим знаком, или его значение» (14, с.83). В символе
означаемый им предмет является значением, т.е. автор определяет последнее буквально - значение есть означаемое. Однако при этом не учитывается сигиификат. Вещь, которую замещает знак, не может являться значением. В описанной концепции значения отсутствует субъект. Выступая
против таких определений значения, В.В.Гриб апеллирует к
невозможности в данном случае «определить значение
знаков, определяющих «мнимые», объективно не
существующие предметы...» (14, с.85). В качестве примера приводится
знак «бог». Справедливо то, что знак не может относиться к несуществующему предмету, так как знак является «материальным носителем умственного образа» реально или нереально существующих предметов. Другое дело, чем является образ по отношению к предмету, является он
истинным или ложным. Но знак от этого не меняет своей сущности. Эта трактовка значения может быть принята относительно мифологических символов, предыскусственных
символов, говоря языком Гегеля.
Поскольку оперирование понятиями в сознании древнего человека основывалось на первичных восприятиях, на
ненаучном определении данного объекта
(анимация природных явлений, тотемизм), то значение этих символов правомерно может определяться как
отношение.
Наиболее корректным
решением данного вопроса отличается позиция И.С.Нарского. Автор рассматривает
значение как инвариант информации, которую несет знак.
Значение слова - это отображение предмета, явления или
отношения в сознании, входящее в структуру слова в качестве так называемой
внутренней его стороны, по отношению к которой звучание
слова выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и для сообщения его другим лицам, но и для
самого его возникновения, формирования, существования и
развития. Итак, знак с
114
мыслительным отражением органически слит. Понятие
совершается в слове или синтагме, не имеющей предикации, суждение - в
предложении, умозаключении. Значение символа
включает не только понятийный образ. Значение символа -
это мыслительный эквивалент, сочетающий в себе уровни логической,
эмоционально-экспрессивной, волевой, оценочной информации, которые «/сохраняют и обогащают элементы этого единства во всех взаимосвязях знака. Относительная устойчивость информативности объясняется тем, что знак многократно выполняет одну и ту же семантическую функцию в различных контекстах. Единственно необходимо отметить, что в символе, в частности, художественном, эта
относительность гораздо шире, поскольку в символе его
абстрактная образность и аналогическая функция на
уровне идей обеспечивают широту информационного поля. Все
частные виды значений находятся в определенной зависимости от общей
характеристики мысленного эквивалента, т.е. от
целевой направленности субъекта. Итак, И.С.Нарский определяет
значения по следующим пунктам: «1. Повторяемость как необходимый
признак значения. 2. Устойчивость информативной структуры при
ее перемещениях внутри знаковой ситуации от одних ее элементов и их сочетаний к другим» (43, с.45). Символическая система обладает своим словарем, т.е. в контексте какой-то другой культуры этому же значению будет соответствовать другое означаемое. Кроме того, существует
символическая синонимия, когда в одном словаре могут встречаться различные
символы с одним значением. Символическая форма, как и форма естественного языка, переживает определенную эволюцию, но в контексте одного культурного измерения символ обладает большей устойчивостью, поскольку как единица вторичной системы он неподвижнее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|