Церковная
иерархия имеет 4 основные ступени: дьяконат, пресвитериат (священники),
епископат, примат (обладает только Папа). Католические церковные парафин по
территориальному признаку объединяются в диецезии во главе с епископом.
Диецезии в пределах одного государства образуют национальную церковь, которую
возглавляет кардинал. Национальные церкви, в свою очередь, являются
составляющими единой централизованной католической церкви. Католическому
духовенству всех рангов в связи с исключительной его ролью в духовной жизни
христиан-католиков запрещено вступать в брак. Обет безбрачия (целибат) как бы
подчеркивает отстраненность священников от земных привязанностей и их
принадлежность к клиру.
Догматика католицизма
Источником
вероучения в католическом христианстве признаются тексты, являющиеся, согласно
вероучению, нисходящим и объективированным словом самого Бога — Священное
Писание и Священное Предание. Каноническими в католицизме признаны все книги,
включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют
постановления 21 собора, а также суждения Пап Римских по церковным и мирским проблемам.
Когда римский первосвященник говорит ex cathedra, т. е. при отправлении своих
обязанностей пастыря и учителя всех христиан — он обладает непогрешимостью в
вопросах веры и нравственности (согласно декрету от 18 июня 1870 г. I
Ватиканского собора, который устанавливал догмат о папской непогрешимости).
IV-ый
Константинопольский собор, состоявшийся в 869 - 870 гг., считается в
католицизме VIII Вселенским, но православие таковым его не признаёт. Далее,
после разделения восточной и западной христианских церквей в 1054 г.,
общехристианские Вселенские Соборы не проводились, но католицизм настаивает на
подобном их именовании. Решения последующих Вселенских Соборов имеют для
католиков статус высшего церковного авторитета, т. к. считается, что на таких
соборах незримо присутствует Дух Святой. Кроме уже существовавших
общехристианских основ вероучения, на них были приняты несколько новых догматов
и регламентированы специфические собственно католические обрядовые практики.
На
Толедском соборе (589 г.) вносится добавление к Символу веры об исхождении
Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат. — filioque). Все
три ипостаси Божества тождественно проявляют себя. Тождественность их сущности
порождает тождественность их энергии (благодати), т. е. образ их действия и
проявления во «внешнем» мире. Внутреннее, вневременное самостановление Троицы
предполагает, что различие ипостасей рождается в лоне единой божественной
природы. Именно природа Отца рождает Сына и вместе с ним изводит Дух.
Согласно
христианскому учению земная история завершается Вторым пришествием Иисуса
Христа, которое произойдет по воле Бога-Отца и в только Ему известный час.
Тогда будет воскрешение мертвых (всех, кто когда-либо жил), их души воплотятся
в тела, чтобы предстать на Страшном суде. Страшный суд в конце времён - это
процесс над историей каждого человека и вместе с тем над всем родом людским
одновременно. В средние века было распространено убеждение, что подавляющее
большинство душ сразу после смерти попадает в геенну, где пребывает за грехи до
Страшного суда (считалось, что спасения достойны столь немногие, что они легко
разместились бы в Ноевом Ковчеге). В кон. XII — нач. XIII вв. католическая церковь
корректирует эсхатологическую концепцию, а на Флорентийском соборе (1439 г.)
принимает догмат о чистилище. Чистилище — это своего рода ад, но временный,
место, где после смерти пребывает душа усопшего, очищаясь и испытывая мучения в
зависимости от тяжести прегрешений. Тем самым обретается возможность
окончательного спасения в день Страшного суда. С учением о чистилище связана и
практика распространения индульгенций. Католическая церковь, представляющая
Град Божий на земле, обладает «запасом» благодати, которую может распространять
по своему усмотрению. Имея же заслуги перед церковью, в число которых входит и
приобретение индульгенций (церковных бумаг, обладающих частицей благодати),
католик получает прощение определённых грехов и облегчает свою участь в
чистилище;
Ещё
на Вселенском соборе в Эфесе (431 г.) Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа,
была признана Богородицей и Царицей Небес. По преданию родилась она от Иоакима
и Анны. С четырёх лет отдана на воспитание в храм. Затем обручена с Иосифом. В
Назарете получила благую весть о рождении Спасителя мира.
В
католицизме провозглашены догматы: о непорочном зачатии Богородицы (принят в
1854 г. — Дева Мария была рождена как чистое, свободное от первородного греха
существо, как свободна была от него еще не падшая Ева), о телесном вознесении
Богородицы на небо (1950 г.). В 1964 г. Папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария
провозглашена «Матерью церкви». В целом почитание Богородицы в католической
церкви выражено и акцентировано гораздо в большей степени, чем в православной;
догмат о непогрешимости Папы в делах веры (см. выше).
Обрядовые
особенности католической церкви проявляются в следующем:
■S
богослужение
(месса) проводится на латинском языке. Прихожане участвуют в нем сидя — встают
лишь во время чтения Евангелия. Сопровождается органной музыкой (по выражению
А. Ф. Лосева, если самая сущность православия выражается в колокольном звоне,
то самая сущность католичества — в демоническом звуке органа). Хотя орган — византийское
изобретение и еще Фома Аквинский как нормативный католик резко выступал против
его применения в церкви, именно звучание органа подчеркивает своеобразие
католического богослужения;
■S
в оформлении
интерьера католического храма (костёла) преобладают скульптурные композиции и
живопись, а не иконы, как в православном. Фрески в храме зачастую «воссоздают»
священную историю и наглядно иллюстрируют библейские сюжеты, таким образом,
просвещая прихожан. После Триденгского собора (1545—1563 гг.) подобному убранству
католических храмов стали уделять особое внимание, чтобы сразу напомнить
вошедшему в костел, что он — католик, а не протестант;
s
католики
крестятся в отличие от православных христиан всей ладонью с левого плеча на
правое;
•/
католическая
церковь почитает, кроме общехристианских, ещё и собственно католических святых,
а также реликвии, связанные с их жизнью и деятельностью.
Католицизм
имеет свои особенности и в проведении таинств (культовые действия, которые
полагают установленными Иисусом Христом. В них «под видимым образом сообщается
верующим невидимая благодать Божия», которая изменяет духовно-нравственную
жизнь человека).
В
католицизме, как и в православии, признается 7 таинств, в каждом из которых
человеку сообщается определённый дар благодати. Согласно учению «opus
operatum», действительность таинства и его спасительное действие не зависят от
качеств лиц, его совершающих, но зависят от воспроизведения обязательных
процедур (соблюдения установленного порядка, участия «законно поставленного» духовного
лица, следования словесной формуле, особый настрой принимающего таинство).
Таинства
разделяются церковью на неповторимые (крещение, миропомазанье, священство) и
повторяемые.
1.
Таинство
крещения - священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное обливание
тела водой с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается
от первородного греха, возрождается благодатию Духа Святого в новую духовную
жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства
Христова.
2.
Таинство
миропомазания - таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые
укрепляют его в духовной христианской жизни. В католицизме в виде конфирмации
совершается епископом над детьми 7-12 лет, наделяя их Божественной Благодатью.
3.
Таинство
покаяния (исповеди) - таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно)
свои грехи Богу в присутствии священника в специальной исповедальне и получает
через него прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
4.
Таинство
причащения - таинство, в котором верующий под видом хлеба и воды (в
католицизме) вкушает само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это
таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни.
5.
Таинство
брака - по сотворению Адама и Евы «благословил их Бог, и сказал им Бог плодитесь,
и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею». Брак - это таинство, в
котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу
благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью.
А также испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и
единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
6.
Таинство
принятия духовного сана (ординация) — таинство, в котором принимающий духовный
сан отрекается от мирских соблазнов и посвящает себя всецело служению Богу и
Церкви как Невесте Христовой.
7.
Таинство
елеосвящения (соборования) — таинство, в котором при помазании больного
священным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божья для исцеления
его от телесных и душевных болезней.
В
60-е годы XX в. II Ватиканский собор (октябрь 1962 г. - июль 1965 г.) открыл
так называемые обновленческие процессы в современном католицизме. Был принят
ряд важнейших решений, модернизирующих католицизм и делающих его более
соответствующим реалиям современного мира:
s
разрешено
проводить богослужение не только на латинском, но и на национальных языках;
s
руководство
церкви осудило позицию разжигания вражды между представителями различных
религиозных конфессий;
s
подчеркивалось
движение католической церкви в сторону сближения с другими христианскими
церквями и приобщение к экуменизму;
•S
проведена
демократизация церковной жизни и принят декрет о светском апостолате и т. д.
На
сегодняшний день в мире насчитывается более 1 млрд. человек, которые являющихся
христианами-католиками. Католицизм в наибольшей степени распространен в
Испании, Италии, Португалии, Франции, Польше, Литве, США, в Латинской и
Центральной Америке.
В
Украине католическое христианство начало распространяться с XIV в., когда
большую часть земель Галицко-Волынской Руси захватил польский король Казимир
III. В 1375 г. была создана Галицкая католическая митрополия, что положило
начало активному «освоению» католицизмом украинских территорий. В современной
Украине римско-католическая церковь представлена через деятельность Львовской
архидиецезии как ее духовного центра, имеющего соответсвующие управленческие и
духовно-учебные структуры. В подчинении нунция (посла) Ватикана в Украине
автономно действует структура РКЦ в Закарпатье — Закарпатская апостольская
администрация Римско-католической церкви. Сегодня более 700 католических общин
действуют во всех областях Украины.
Контрольные
вопросы
□ Назовите
и охарактеризуйте особенности вероучения, культа и организации католицизма.
Q
В чем суть и какова направленность социальной политики Ватикана?
□
Сформулируйте
основные черты модернизма современного католицизма.
□
Что
представляет собой современная католическая церковь?
□
В чем
заключаются причины возникновения и какова суть греко-католицизма?
Тема 9. ПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестантизм
возник в результате Реформации (лат. Reformatio - преобразование, исправление)
— движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в
духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом
католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.
Первые
организованные реформаторские движения, ставящие целью возвращение к
первоначальной нищете Церкви, возникают в XII в. Важнейшее из них - лионские
вальденсы (1173 г.). Францисканское движение в большой мере вобрало в себя
законное недовольство народа, но в то же время способствовало формированию
пауперистских и милленаристских течений. Оксфордский профессор Джон Уиклиф
(1320-1384) встал у истоков движения лоллардов — «бедных священников»,
отрицавших догмат о материальном характере «пресуществления», целибат
священства, церковную иерархию, право отпущения грехов и выдачи индульгенций.
Пражский проповедник Ян Гус (сожжен в Констанце в 1415 г.) считается учеником
Уикли-фа, хотя сам он против этого возражал. От него пошло народное движение,
которое вело войну не столько религиозную, сколько за независимость Богемии от
Австрии. Экуменические тенденции этой эпохи привели, казалось бы, к
договоренности между Восточной и Западной церквами, но после взятия
Константинополя (1453 г.) идиллия окончилась. Конфликты между Римом и
Константинополем были облечены в форму догматического спора о филиокве (лат. —
«и сына») — догмат, принятый на Толедском соборе в 589 г. без согласования с
Восточной церковью и означающий исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца,
но и от Бога-Сына). В действительности речь шла о власти. Греческий патриархат
аннулировал договор об унии, подписанный в 1439 г. во Флоренции византийским
императором Иоанном VIII Палеологом.
В
начале XVI в. гораздо более драматичный церковный раскол отделил германский
Север от остальной Европы. Его начал монах-августианец Мартин Лютер (1483 —
1546) — профессор богословия в Виттенберге. 31 октября 1517 г. Лютер прибил 95
своих тезисов к дверям собора в Виттенберге и затем смело защищал их перед
кардиналом-легатом Кайетано. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего
раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об
индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых.
Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивающий человеку
освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Она не давала прощения, так
как последнее требовало покаяния. В начале индульгенции давались за совершение
духовных подвигов. Так, папа Урбан II обещал их участникам крестового похода
1095 г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало
возможным приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа
Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся
в чистилище. Распространилась купля-продажа церковных должностей («симония» —
от имени Симона — волхва, который, согласно Новому Завету, пытался купить у св.
Петра божественную силу). Многие епископы и священники, не скрываясь, жили с
любовницами. Зачастую им отпускались грехи, если они вносили плату за
сожительство, «колыбельные деньги» за незаконнорожденных детей и т. п. Все это
порождало среди мирян недоверие к клиру. Под влиянием своего друга, гуманиста
Филиппа Меланхтона (1497 — 1560), Лютер, в конце концов, смягчил многие пункты
своего учения и обряда. В то же время его французский последователь Жан Кальвин
(1509 - 1564), с 1541 г. полностью подчинивший своей власти Женеву, защищал
гораздо более жесткую, догматическую и мрачную протестантскую доктрину. Протестантское
движение распространялось при поддержке князей-партикуляристов Германии и
Швейцарии, искренне не признававших папского авторитета. К 1530 г. правители
Саксонии, Гессена, Бранденбурга и Брауншвейга, а также короли Дании и Швеции
приняли протестантскую веру, порвали с римской церковью, провели секуляризацию
монастырских земель и реорганизовали церкви на своих территориях в соответствии
с принципами протестантизма. Секуляризацию монастырей приветствовали как отряды
вооруженных рыцарей, так и крестьяне. Подстрекаемые радикальным протестантом
Томасом Мюнцером (1490 - 1525), крестьяне начали войну, которую Лютер осудил, а
лига князей-протестантов жестоко подавила.
Протестантское
движение неоднородно: фундаменталистское в своей основе, оно включает и
существенную вольнодумную периферию (анабаптисты, меннониты и т.д.). Ситуация
осложняется еще и тем, что Лютер отказался от некоторых идей своей молодости, в
то время как многие его ученики и сторонники оставались им верны. Самые
радикальные из этих учеников — Ульрих Цвингли (1484 — 1531), швейцарский
протестантский лидер, и Жан Кальвин.
Со
своей стороны, католическая церковь организует Контррсформацию, главным
деятелем которой было Общество Иисуса (иезуиты) — орден, основанный в 1534 г.
Игнатием Лойолой (1501 -1556). Ее принципы сформулировал долго тянувшийся
Тридентский собор (1545 - 1563). Как и протестантская реформа, католическая была
фундаменталистским движением. Ее суровыми моральными предписаниями и
многочисленными запретами (например, на чтение сочинений, внесенных в Индекс
запрещенных книг) отмечено наступление Нового времени. В 1534 г. от Рима
отделилась еще одна протестантская церковь - англиканская. Религиозные распри и
приход к власти кальвинистов-пуритан стали затем причиной английской революции
(1642 - 1649).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|