■s
термины,
обозначающие процессы трансформации религии: сакрализация, секуляризация,
эволюция религии, церквообразование, детеоло-гизация, демифологизация и др.
Контрольные
вопросы
□
Сформулируйте
понятие «религиоведение», определите его предмет.
□
Определите
структуру религиоведения.
□
Почему
религиоведение является составной частью гуманитарного образования.
□
Объясните
практическое значение курса религиоведения.
□
В чем
заключается мировоззренческое значение религиоведения.
Тема 2. РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И
ФОРМЫ РЕЛИГИИ
Слово
«религия» в переводе с латинского языка означает «набожность», «благочестие»,
«святыня», «предмет культа». Религия - одна из форм общественного сознания,
мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические
действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или
нескольких богов и той или иной разновидности сверхъестественного. Вера в
сверхъестественное - главный признак религии. Поэтому религию часто определяют
как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким
образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог»,
«сверхъестественное». «Бог» - верховная сверхъестественная сущность, которая,
согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным
совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в
этом мире происходит. «Сверхъестественное» - под этим понятием понимается все,
что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не
подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин.
Верующие представляют себе сверхъестественное не только в виде
сверхъестественных существ (боги, духи), но также и в виде сверхъестественных
объектов (рай, ад), процессов (сотворение мира, воскрешение мертвых), свойств
реальных объектов (чудотворные иконы, способность реликвий; влиять на людей) отношении (связь между
молитвой и ожидаемым результатом
Религиозная
вера занимает особое место в религии и психике ее носителей. Поскольку ее
предметом является нечто трансцендентное (потустороннее - находящееся вне
материального мира) постольку она не подлежит, по мнению верующего человека,
эмпирической проверке, не включена в общую систему познания и практики. Так
немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) считал что существование Бога нельзя с
помощью логики ни доказать, ни опровергнуть. При этом следует подчеркнуть, что
религиозная вера является главнейшим условием существования любой религии но
вера в сверхъестественное может существовать и вне конкретной религии (пример:
эзотерические учения и объединения).
Религиозные
представления возникают в эпоху верхнего палеолита, примерно 40 тыс. лет назад
Феномен религии непосредственно связан с завершением процесса антропогенеза, с
появлением и развитием человеческого интеллекта, речевой деятельности. Поэтому
религия, с одной стороны как бы отделяет человека от животного, а с другой - является
обязательным элементом развития и становления человеческой цивилизации. По мере
усложнения устройства человеческого общества соответственно видоизменяются и
усложняются религиозные представления.
Религии
возникают и существуют в результате действия целого комплекса причин.
Совокупность причин, породивших и поддерживающих существование религии,
называют корнями религии. Различают социальные (общественные), гносеологические
(познавательные) и психологические (эмоциональные) корни религии.
Социальные
корни религии —
это породившие и поддерживающие существование религии особенности практической
деятельности людей. Главным социальным корнем является относительная слабость
человеческой практики, то есть неспособность людей своим трудом и своими
поступками устранить нежелательные для себя явления (голод, нищету,
эксплуатацию, угнетение др.), по-разному проявляющаяся в первобытном и классово
антагонистическом обществе. В первобытном обществе — это главным образом
бессилие по отношению к природе, а в антагонистическом обществе — по отношению
к эксплуатации и политическому гнету. Важным социальным корнем, имевшим место в
различные периоды истории, является также бессилие людей перед стихийными
социальными законами. К социальным корням религии относятся и конкретные
общественные явления, по отношению к которым проявляется бессилие масс: войны,
нищета, кризисы и др.
Социальные
корни религии являются главными, определяющими. Это значит, что они
обусловливают существование как гносеологических, так психологических корней.
Под
гносеологическими корнями религии понимаются породившие и поддерживающие существование ее
особенности познавательной деятельности людей. Главным гносеологическим корнем
религии является ограниченность знаний людей о природе и обществе, что
оставляет место для различных фантазий и измышлений. Другим гносеологически
корнем религии является сложность процесса познания, в котором возможны ошибки
и заблуждения, многие из которых становятся религиозной фантазией. Еще один
гносеологический корень религии - способность к абстрактному мышлению: умение
мысленно расчленять предметы на части, отделять свойства от предметов, находить
общее в разных предметах и т. п. Например, наблюдая за больными, первобытные
люди выработали понятие «болезнь», которое является абстракцией свойства
человека «болеть». Однако понятие «болезнь» стало восприниматься как
самостоятельное существо (дух), которое якобы то входит в организм, то удаляется
от него.
Психологические
корни религии - это такие особенности эмоциональной деятельности людей, как
чувство страха и переживание страдания (горя). Они становятся источниками
религии только тогда, когда занимают устойчивое положение в психике, вызываются
сравнительно часто и переживаются глубоко. Давно подмечено, что в кризисные
периоды жизни общества усиливаются всплески религиозности населения.
Собственно,
изучение религии как предмета религиоведения начинается на рубеже XVIII XIX
вв., когда появляются исследования Ш. Дюпюи, ученых мифологической школы
(братьев Я. и В. Гримм, М. Мюллер, А. Кун, В. Шварца, А. Н. Афанасьева, А. А.
Потебни и др.), которые объясняли возникновение религии олицетворением древних
астрально-мифологических культов. Наиболее весомый вклад в религиоведение
сделали в XIX - XX вв. представители антропологической школы, предтечей которых
был Л. Фейербах. Виднейшим ученым атропологической школы был Э. Тейлор; который
утверждал, что религиозные представления создаются силой сознания и эмоций.
Атропологи-эволюционисты развили теорию Тейлора, уточняя ее положения в трудах
Д. Фрезера, Л. Леви-Брюля, Дж. Хыоитта,Р. Маретт, К. Прейсс и других.
В
XX веке развиваются идеи прамонотеизма в трудах католического священника В.
Шмидта, а также появляются работы 3. Фрейда, где религия рассматривается как
следствие сублимации навязчивых желаний. Получают развитие социологическая
школа Э. Дюркгейма, объявившего религию общественным явлением, а также
прагматическое направление в США (Д. Дьюи, У. Джельс и др). Из современных
ученых второй половины XX века наиболее известным является
философ-структуралист Клод Леви-Стросс, трактующий религию как феномен
человеческой цивилизации.
Религия
представляет собой сложное социальное явление. В его структуре обычно выделяют
элементы: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозную
деятельность, религиозные организации. Религиозное сознание — это форма
общественного сознания, совокупность идей, мифов, догм, взглядов,
представлений, чувств, эмоций, традиций и обычаев, в которых отображаются
окружающий мир через представления о сверхъестественном. Главным специфическим
признаком религиозного сознания является религиозная вера, особенностью которой
является бездоказательное признание истинности религиозного учения, существования
сверхъестественных сил, абсолюта (Бога).
Аспектами
религиозного сознания являются религиозная идеология и религиозная психология,
в совокупности и определяющие сущность религиозного сознания.
Религиозная
идеология — это более или менее стройная
система религиозных идей, взглядов и представлений, догматов, утверждений,
предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и
представлений о мире в целом, а также о различных сторонах бытия — природы,
общества, человека.
Религиозная
психология есть совокупность чувств (страх, благоговение, радость и т. п.)
несистематизированных религиозных представлений, идей, образов, настроений,
переживаний, привычек, через призму которых верующие в иллюзорной форме
оценивают, осмысливают, воспринимают окружающий мир и собственное бытие,
определяют свое отношение к ним.
Религиозное
сознание проявляется на обыденном и теоретическом уровнях. Обыденное
религиозное сознание считается низшим уровнем. Оно представляет собой
совокупность присущих массе рядовых верующих (мирян) образов, представлений,
чувств и т. д., связанных с определенной системой идей, и при этом формируется
в значительной мере стихийно, под влиянием конкретных социальных условий жизни.
Теоретическое религиозное сознание (высший уровень) представляет собой более
или менее стройную систему взглядов, идей, концепций, теорий, разработкой и
пропагандой которых занимаются профессиональные служители культа. Среди
последних выделяются богословы — люди, разрабатывающие различные теории в
защиту религии. Обыденное религиозное сознание и теоретическое взаимодействуют
между собой. В сознании рядовых верующих появляются многие понятия,
выработанные богословами, а в богословских теориях — образы, созданные
религиозной фантазией рядовых верующих.
Религиозные
отношения представляют
собой отношения между людьми в процессе культовых действий. Они выступают как
отношения верующих друг с другом и как отношения их с Богом. Характер этих
отношений определяется существом вероучения данной религии и соответствующими
предписаниями.
Религиозная
деятельность является
практически-духовным освоением действительности, включающим культовую и
внекультовую деятельность.
Религиозный
культ — это совокупность религиозных действий людей, а также материальные
условия этих действий, основывающиеся на определенных религиозных
представлениях и чувствах, целью которых является установление конкретных
взаимоотношений людей со сверхъестественными объектами, а также стремление
повлиять на них в желательном для себя направлении. Религиозный культ включает
в себя различные компоненты: содержание — собственно действия, выражающиеся
прежде всего в магии (колдовстве) и умилостивлении сверхъестественного; объекты
— сверхъестественные существа и материальные предметы со сверхъестественными
свойствами; субъекты — верующие индивиды и религиозные группы, куда входят
руководители (шаман, жрец, священник, проповедник и т. д.) и группа рядовых
верующих; элементы — молитвы, обряды, проповедь, богослужения, праздники и пр.;
средства — храмы, религиозное искусство (живопись, скульптура, музыка),
различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, специфические одежды и т.
п.)
Внекультовая
религиозная деятельность имеет две стороны: духовную и практическую. Духовная
деятельность проявляется в производстве религиозных идей, разработке и
обновлении сторон вероучения, осуществляемых богословами и светскими
теоретиками. Практическая внекультовая деятельность включает в себя
миссионерство, работу религиозных соборов, преподавание богословских дисциплин,
всякую практическую деятельность в защиту религии.
Религиозные
организации —
объединения людей на основе общих верований, интересов и культа. Они
представляют собой систему учреждений и форм деятельности, на основе которых
осуществляется практическая религиозная деятельность. В зависимости от
характера и специфики каждая религия может иметь свои особенности организации.
Первичным и наиболее распространенным элементом религиозной организации
является религиозная община, объединяющая рядовых верующих и профессиональных
служителей культа. Именно здесь осуществляется практическая
религиозно-культовая деятельность. Религиозные общины могут существовать как
самостоятельно, так и объединяться в сложные религиозные объединения.
В
зависимости от сложности организационных институтов религий выделяют четыре
основные типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ,
деноминацию.
Церковь
— автономная религиозная организация, имеющая сложную, строго централизованную,
иерархически построенную систему взаимоотношений священнослужителей и верующих.
Обязательным признаком церкви является наличие единого руководящего центра,
который определяет все стороны религиозной деятельности.
Секта
(лат. — замкнутая группа) — объединение верующих, противопоставляющих себя
официальному религиозному учению на основе изменения вероучения и культа.
Харазматический
культ — одна из разновидностей секты, которая создается на основе объединения
приверженцев какой-то конкретной личности, наделяемой сверхъестественными
качествами (Бог, посланник Бога, пророк). Приверженцы считают, что благодаря
исполнению предписаний получат харизму — особую силу, способности от Бога.
Жизнь и религиозная деятельность членов секты и харизматических культов носит
замкнутый характер.
Деноминация
— переходный тип религиозной организации, который в зависимости от характера
возникновения и направленности имеет черты церкви и секты.
Религия
как элемент социальной системы играет определенную роль в обществе и выполняет
ряд функций.
Функция
религии — способы, характер, направление воздействия религии на общество в
целом и на отдельные его элементы.
Компенсаторная
(или иллюзорно-компенсаторная) функция проявляется в том, что религия пытается
психологическими средствами восполнить, возместить человеку то, что он хотел бы
иметь в жизни, но в силу определенных обстоятельств не имеет. Эта функция
направлена на утешение верующего, облегчения его страдания, создание
определенной уверенности в перспективе.
Мировоззренческая
функция проявляется
в том, что религия на основе своего вероучения формирует определенное целостное
миропонимание, мироощущение, оценку мира, отношение к миру сквозь призму веры в
Бога.
Регулятивная
функция заключается
в способности религии через систему выработанных ею норм, предписаний,
установок регулировать поведение, взаимоотношения, действия верующих.
Коммуникативная
функция реализуется
через характер общения верующих между собой и с Богом, определяемый сутью
вероучения и его сторонами. Здесь общение имеет вертикальный (общение с Богом)
и горизонтальный (общение верующих между собой) аспекты проявления.
Интегрирующая
функция проявляется
в том, что религия с помощью своих институтов и на основе религиозных норм
поведения выступает средством идейного объединения людей путем создания чувства
единства в религиозной вере. Тем самым религия способствует стабильности
данного общества и поддерживает свое собственное существование.
Кроме
основных, религия может в разное время выполнять и нерелигиозные функции:
политическую, воспитательную, экономическую, культурно-просветительную,
терапевтическую и т. п.
История
развития религий дает большое количество их проявлений. Единых критериев
систематизации религий в религиоведении нет. В то же время для сопоставления
религий и их анализа необходимы определенные основания, базирующиеся на
наиболее общих признаках. Главные разновидности (виды) религий:
Ранние
формы — религии, порожденные
первобытнообщинным строем (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и т. д.,
языческие по своему содержанию). Термин «языческий» не имеет конкретного
содержания. Чаще всего им обозначаются религии, не имеющие письменных
источников вероучения, где религиозная традиция передается в форме мифов,
былин, сказок.
Зооморфные
религии — такие, в которых боги и духи
изображаются в виде животных или с элементами животных (родоплеменные, частично
национальные).
Антропоморфные
религии — в них боги и духи
изображаются в виде человека (большинство национальных религий, все мировые
религии).
Политеистические
религии предполагают
поклонение, осуществляемое одновременно различным богам (родоплеменные и почти
все национальные, кроме иудаизма и сикхизма).
Монотеистические
религии —
поклонение единому Богу (Христианство, Ислам, Иудаизм).
Могут
быть переходные формы между зооморфизмом и антропоморфизмом, а также между
политеизмом и монотеизмом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|