Для
всех направлений индуизма характерны вера в вечность и святость Вед,
цикличность существования Вселенной, где движение идет по нисходящей линии (от
брахмана к атману). Индуизм освящает кастовое деление общества (брахманы -
высшая каста жрецов, кшатрии - каста правителей и воинов, вайшьи - средняя
каста богатых, но не знатных людей, шудры - низшая каста простых смертных,
кроме этого существует значительный слой людей вне каст - неприкасаемые, или
парии). В зависимости от выполнения религиозных предписаний (дхармы) человек
после смерти получает то или иное воздеяние (карма), заключающееся в
перевоплощении души в более или менее удачную телесную оболочку, приближающуюся
или отдаляющую человека от конечной цели (нирваны) — слияния с богом и выхода
из цикла перерождений (сансары). Важным положением вероучения индуизма является
учение об ахинее — непричинении зла ничему живому. Также важное значение в
индуизме отводится практике аскетизма - отшельничеству и йоге как способу
быстрого достижения нирваны.
В
индуизме имеется широкий и разнообразный культ, ритуальные действия в котором
осуществляют жрецы-брахманы. В честь богов сооружают храмы, часовни, алтари.
Поклоняются священным местам, речкам, деревьям, горам и т. д. Особенно почитаются
священная река Ганг. В храмах боги изображаются в виде скульптур, которым
приносят жертвоприношения: возжигают огонь, благовония, приносят цветы, иногда
животных, овощи, фрукты. В крупных храмах при совершении культовых действий
используются музыка, песни, танцы. Домашний культ включает молитвы у домашнего
алтаря или перед изображением бога в доме. В Индии индуисты составляют около
85% всего религиозного населения.
Конфуцианство
Конфуцианство
распространено почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае, где
сосуществует с даосизмом и буддизмом. Последователей конфуцианства
насчитывается примерно 300 млн. человек.
Конфуцианство
возникло примерно в VI — V вв. до н.э. как религиозно-философское учение,
разработанное Корнфуцием (Кун-цзы — учитель Кун), одним из выдающихся
мыслителей Древнего Китая. Следует подчеркнуть, что вначале конфуцианство
существовало в качестве философско-этической системы, содержащей отдельные
религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры учение Конфуция трансформировались
в религиозную систему.
Взгляды
Конфуция после его смерти были записаны учениками в книге «Лунь-юй» — «Беседы и
суждения». Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин
(Пятикнижие) и Сыну (Четверокнижие).
С
точки зрения Конфуция и его последователей, все в природе подчиняется Небу —
высшей целенаправленной силе, определяющей судьбу всех жителей земли, и ее
центра — Срединного государства (т. е. Китая — Поднебесной страны). Небо
является олицетворением разума и высшей справедливости. Жизнь на земле
осуществляется в соответствии с установленными Небом правилами. Разделение
общества на бедных и богатых соответствовало конфуцианскому учению о
«благородных людях», обладающих высокими морально-этическими качествами, и
ничтожных людей, управляемых этой элитой. Духовную основу всех качеств
«благородного мужа» составляет учение о «великой морали», которая имеет
«небесное происхождение». Небо может наградить человека совершенными
качествами, которые воплощены в «благородном муже» и характеризуются пятью
«добродетелями»: Жень (человеколюбие), И (долг), Ли (нормы поведения), Чжи
(знание), Синь (верность). Выработка в себе этих качеств соответствует
повелению Неба и им поощряется. Все это базируется на моральном законе (Дао) и
принципе сяо — сыновнего благочестия, т. е. любви сына к родителям и почитании
старших и по возрасту, и по социальному статусу.
Конфуцианство
сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем
играют культ предков и культ духов природы. Последователи этой религии верят в
загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском политеистическом
пантеоне богом считается Конфуций (с 555 г. н. э.), его ученики и наиболее
ревностные последователи почитаются в качестве святых. Существуют храмы, но нет
жречества. Ритуалы и церемонии осуществляют главы семей и родов, а также
государственные чиновники. В период империи в Китае конфуцианство было
официальной идеологией.
Даосизм
Даосизм
— одна из основных религий Китая. Приблизительная численность последователей —
около 30 млн. Возник одновременно с конфуцианством во второй половине I тыс. до
н. э. Основателем его считают Лао-цзы — древнекитайского философа. Его учение
изложено в трактате «Дао де цзин» («Книга пути и добродетели»). Главная теория
философии даосизма - Дао (Путь) - понимается как всеобщий закон природы,
первопричина всего сущего, которому подчиняются все явления материальной и
духовной жизни, мира естественного и сверхъестественного. Все, что существует,
произошло из Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.
Задача человека — познать Дао, встать на путь «естественности», под которой
имеется в виду «гармония мира» — слияние человека с природой. Большое место в
даосизме уделяется принципу «недеяния» (увэй), согласно которому человек должен
быть пассивным, чтобы не нарушать естественный путь развития (Дао). Во II в. н.
э. даосизм стал религией, вобрав в себя элементы древнекитайских верований и
культов, обряды шаманов и гадателей, сделав Лао-цзы божествам.
Даосизм
крайне анимизированная религия. В пантеон входят различные боги и
многочисленные духи, имеющие различные категории. Так, на каждого человека
воздействуют 33 тысячи духов, и их воздействие необходимо сориентировать на
долголетие, для чего используют различные талисманы, заговоры, ворожбу, а также
специальные физические упражнения, пищевые диеты, системы дыхания, различные
виды магии. Все это направлено на реализацию учения о бессмертии (чан шен).
Даосский пантеон богов возглавляет Яшмовый владыка Шан-ди — бог неба, (в другой
версии — Юй-Хуан), который владеет раем и адом и осуществляет суд над душами
людей после смерти. Затем следует Пань-гу — творец мира. Важное место занимает
богиня Си Ван-му - дарующая бессмертие. В даосизме очень много святых, которые
разделяются на несколько классов. Особо почитаются в даосизме восемь
бессмертных «басянь».
С
проникновением в Китай буддизма даосизм перенял у него много элементов культа:
храмы, торжественное богослужение, духовенство, монашество,
аскетов-отшельников. Он приобрел определенные организационные формы и стал
церковью. Постепенно даосизм в Китае оттеснился буддизмом и конфуцианством, а
его традиции сбереглись в народной медицине, гаданиях, технике медитации.
Общины даосов есть в Украине, в частности в Киеве.
Синтоизм
Синтоизм
(от япон. Синто - путь богов) - национальная политеистическая религия японцев
сформировавшаяся в VI - VII вв. на базе родоплеменных анимистических культов и
шаманизма, отражающих одухотворение природы и культ предков. Синтоисты
поклоняются множественным богам и духам (ками), олицетворяющим различные
явления и предметы природы, и способные вселиться в них. Возглавляет
синтоистский пантеон солнечная богиня Аматэрасу Омиками - родоначальница всех
людей и, в частности, прародительница японских императоров, которые и сегодня
обожествляются. Священной книгой синтоизма является сборник легенд «Кодзики»,
написанный в VIII в., содержащий космогонические мифы и легенды о происхождении
японского народа.
Синтоизм
развивался под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма, проникших в Японию
в средние века. Эволюция синтоизма знает различные его ответвления: тенноизм -
культ императора (Тенно) и его предков; храмовый синтоизм, предусматривающий
поклонение различным богам в храмах; домашний синтоизм - культ богини Аматерасу
в каждой семье верующих, вульгарный синтоизм - включающий в себя систему
древних шаманских культов и поверий; неосинтоистские секты, возникшие в XIX в.
и отличающиеся разнообразием вероучений. Синтоистский культовый ритуал состоит
из произнесения молитв и совершения жертвоприношений, которые совершают жрецы
(каннуси) в храмах (дзиндзя). Изображения божеств практически отсутствуют,
используются лишь их символы. Проводятся религиозные праздники (ма-цюри). До
1945 г. синтоизм был государственной религией Японии. Современный синтоизм
организационно разделен между отдельными храмами и их ассоциациями.
Контрольные
вопросы
□
Каковы
характерные черты национальных религий?
□
Определите
основные черты иудаизма.
□
В чем
проявляется специфика вероучения и культа иудаизма?
□
Какова
социально-религиозная направленность конфуцианства?
□
Что
является основой вероучения даосизма?
□
Почему
синтоизм является японской национальной религией?
Тема 5. БУДДИЗМ: ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Буддизм
зародился в Индии в середине i тыс. до н. э. Прежние индийские верования
(брахманизм, племенные культы) не могли в полной мере удовлетворить потребности
в утешении. Притягательность буддизма в стране со специфической кастовой
структурой состояла в том, что он объявил жизнь и перевоплощение любого
человека неизбежным несчастьем и таким образом уравнял всех людей. Принцип
всеобщего равенства - характерная черта буддизма, роднящая его с другими
мировыми религиями.
Основателем
буддизма считается Сиддхартха Гаутама — сын царя шакьев, родившийся на
северо-востоке Индии (в буддийской литературе он называется Шакьямуни - мудрец
из племени шакьев). Получив всестороннее светское образование, он беззаботно
жил во дворце, но однажды увидел 4 знамения. Первые три (старик, больной,
умерший) - показали ему неустойчивость сансары (круговорота бытия), а последнее
(монах) - путь к освобождению. Покинув дворец и став аскетом, через 7 лет, в
возрасте 35 лет, Шакьямуни достиг бодхи (просветления) и стал Буддой
(просветленным).
40
лет Шакьямуни ходил по территории Индии, проповедуя свое учение и в возрасте 80
лет умер. Буддисты верят, что принц Гаутама - это одно из бесчисленных
перерождений Будды (Бога), его последнее земное телесное воплощение,
проповедовавшее дхарму (учение).
Основным
источником буддийской религии является Трипитака («Три корзины закона»),
составленная учениками Будды и записанная в 80 г. до н. э. на Цейлоне.
Трипитака состоит из трех частей.
1.
Винаяпитака
(«Корзина дисциплин») сборник правил поведения, обязательных для членов буддийской
общины (сангхи);
2.
Суттапитака
(«Корзина текстов») — содержит в полном виде учение Будды;
3.
Абхидхама-питака
(«Корзина объяснений закона») описывает проблемы драхмы (учения), являясь, по
сути, изложением философии буддизма.
Все
эти тексты являются священными и записаны на языке пали.
Основы
буддийского вероучения изложены Буддой Шакьямун в учении о «четырёх благородных
истинах» и «благородном восьмиричном пути».
«Благородные
истины»: 1
)
жизнь в мире полна страданий;
2)
причиной страданий являются желания человека (дурные страсти, жажда жизни,
наслаждений и т.д.);
3)
для прекращения страданий необходимо избавиться от желаний;
4)
существует путь, ведущий к прекращению страданий.
Этот
путь называется «благородным восьмиричным путем» спасения и представляет собой
выработку восьми добродетелей у праведного буддиста.
1.«Правильное воззрение (вера)» — понимание четырёх истин;
2.«Правильное устремление (решимость)» — решимость действовать в
соответствии с истинами;
3.«Правильная речь» - отказ от лжи, клеветы, грубых слов и т.д.;
4.«Правильное действие (дела)» - ненанесение вреда живым
существам, отказ от воровства, стремление к добрым делам;
5.«Правильная жизнь (образ жизни)» - честное добывание средств к
существованию;
6.«Правильное усилие» - постоянство в преодолении суетных мыслей, дурных
влияний и т. д.;
7.«Правильное внимание (помыслы)» - постоянное сохранение в памяти мысли о
том, что всё в природе приходящее, а жизнь наполнена скорбью, поэтому
необходима отрешённость от всех мирских привязанностей;
8.«Правильное сосредоточение (созерцание)» - достижение внутреннего
спокойствия, полной невозмутимости, что приводит к прекращению страдания.
Это
последняя ступень на пути к спасению, нирване (стать архатом и буддой -
просветленными) и тем самым спастись от оков безначальной сансары («колеса
жизни» - циклов перерождения).
Этот
восьмиричный путь называется «средним, срединным», поскольку избавляет от
крайностей поведения и находится между двумя полярными позициями - традицией
брахманизма и приверженцами учения материалистов.
Человек
может добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину
(санг-ха), что означает верность Будде, его учению, общине, отказ от касты,
семьи, приобщение к миру строгих правил и предписаний (253), пять из которых
обязательны для мирян и десять - для духовенства и аскетов (кодекс
«Панча-Шила»):
1)
не убивать никакого живого существа;
2)
не говорить неправды;
3)
не брать себе не принадлежащее;
4)
не прелюбодействовать;
5)
не применять возбуждающих средств;
6)
не есть после полудня;
7)
не участвовать в увеселениях;
8)
не употреблять мазей духов, не носить украшений;
9)
не спать в широкой, высокой, мягкой постели;
10)
не иметь золота, серебра, драгоценностей.
В
буддизме человеческая личность, как и вся природа внешнего мира, - не что иное,
как меняющееся сочетание постоянно движущихся элементов (дхарм). Фактически
отрицая существование души (анатман), буддизм вводит понятие «сантана» (букв,
«поток», «последовательность»). Личность - лишь ряд взаимосменяющих друг друга
состояний, но она остаётся чем-то единым, и все ее элементы (дхармы) сохраняют
связь между собой. Это происходит благодаря некоему внутреннему фактору
(прапти).
Буддизм
своеобразно трактует карму. За свои поступки ответственность несет сам человек,
и изменить его карму никто, даже Бог, не может. В этом смысле новое
существование, перерождение - результат действия (карм), зафиксированных в
прошлом.
Высшая
цель буддизма - нирвана («успокоение», «угасание»). Это достигнутое личными
усилиями высшее состояние, когда человек освобождается от всех земных
привязанностей и страстей, его сознание угасает, он покидает сансару,
прекращается действие закона кармы и движение дхарм. Нирвана - не смерть
(буддизм отрицает вечную смерть). Она рассматривается как особое состояние,
которое невозможно описать в образах, её точного определения в канонических
текстах нет. Иногда говорится, что она «высшее блаженство», «высшая цель» (в
смысле прекращения страдания и завершения «пути»).
В
конце I в. до н. э. — I в. н. э. в буддизме выделились два главных направления
— хинаяна и махаяна. Они отличаются, главным образом, тем, что хинаяна (малая
колесница) проповедует «узкий» путь спасения для части людей, а махаяна
(большая колесница) — «широкий» путь спасения для всех.
Хинаяна
— не самоназвание. Так обозначаются те школы, учение которых восходит к раннему
буддизму. К настоящему времени сохранилась одна школа
— тхеравада.
Согласно хинаяне, конечная цель спасения — нирвана, достичь которую могут
только аскеты — члены сангхи — личными усилиями, на основе учения Будды. Сам
Будда здесь признаётся не богом, а человеком, достигшим в своем развитии совершенства
(просветления), учитель, открывший людям путь спасения. В хинаяне для
достижения спасения необходимо исполнять все десять предписаний «Панчашилы»,
регулярно заниматься практикой концентрации мысли и медитацией, отказываться от
любой жизненной активности. Культ и иерархия духовенства не развиты.
Махаяна,
в отличие от хинаяны, провозглашает универсальный характер освобождения:
возможность достигнуть состояния Будды дается всем людям, так как они имеют
изначальную сущность Будды. В махаяне цель буддизма может быть достигнута
легче, скорее, более простыми средствами. Поэтому в современном Буддизме
махаяна более популярна, чем хинаяна. Примерно 2/3 всех буддистов
— последователи
махаяны.
Центральное
место в махаяне занимает учение о бодхисатвах — людях, заслуживших переход в
нирвану, но сознательно оставшихся на земле, чтобы помочь всем людям найти путь
к спасению. Это учение привело к укреплению роли монашества как посредников на
пути к спасению, выделению духовенства, имеющего наследственный статус высшей
социальной группы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|