Меню
Поиск



рефераты скачать Религоведение

Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.

Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. Во второй пол. XIX в. баптизм распространяется в Российской империи, первоначально в Украине, в Закавказье и Прибалтике. В 1905 г. с выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. Период с февраля 1917 г. по 1927 г. признается «золотым десятилетием». В 1932 г. большинство общин были закрыты в административном порядке. В 1944 г. (после отмены запрета на их деятельность ) создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. — братские меннониты. В 60-е г. был создан еще и Совет церквей ЕХБ, активно боровшийся за гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской деятельности.

Общее число приверженцев — 75 млн. чел. (2/3 проживает в США), в Украине - 0,5 млн.


Адвентизм

Адвентизм (от лат. адвентус - пришествие) основан в 1831 г. Уильямом Миллером (1782 - 1849), бывшим капитаном американской армии. Летом 1831 г. У. Миллер объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Когда этого не произошло, последователи У. Миллера, которых стали называть миллеритами, испытали «великое разочарование», однако часть их осталась верна своему руководителю, который признал свою ошибку, но продолжал настаивать на скором втором пришествии. Доктрина о втором пришествии Христа и конце света фактически заняла в адвентизме, близком по обрядности и вероучению к баптизму, центральное место.

Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД). Ведущим деятелем этого движения стала Эллен Уайт (1827 - 1915), провозгласившая «откровение» о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу». В субботу не разре­шается работать и даже готовить пищу. Верующим запрещается есть свинину, моллюсков,ракообразных и мясо других нечистых животных (большинство АСД - вегетарианцы), пить алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак, играть в азартные игры, не рекомендуется посещение увеселительных мероприятий, чтение художественной литературы. В субботу нельзя смотреть телевизор, слушать радио, заниматься спортом.

У АСД пересмотрено обще христианское положение о бессмертии души, рае и аде, что в определенной степени отдалило их от большинства протестантов. В их вероучении есть понятие об «условном» бессмертии, которое даруется Иисусом Христом лишь праведникам, которые после второго пришествия будут воскрешены и станут жить с Христом на небе в течение тысячи лет. По прошествии тысячелетия их ожидает жизнь с Христом на совершенной и обновленной Земле. После второго пришествия оживут и грешники, причем они не последуют в ад, а будут сожжены.

Для церкви АСД характерна жесткая централизация. Общая численность - 16 млн. чел., в Украине — 130 тыс.

Пятидесятничество Основатель - Чарльз Фокс (1875 - 1929). Вышло пятидесятничество из баптизма в конце XIX ст. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о восшествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день Пасхи. В отличие от баптистов пятидесятники практикуют не только водное крещение, но и «крещение Святым Духом». Они верят в возможность непосредственного общения с Богом и получения от него видимых даров Святого Духа: способности к пророчеству, исцеления больных, говорения на иных языках (глоссолалия). Крещение Святым Духом - специфический обряд, при котором участники молитвенных собраний доводят себя до состояния коллективного психоза. Общее число пятидесятников - 84 млн., в Украине - 0,8 млн.


Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы - широкое религиозное движение, для которого характерно стремление его членов, называемых «благовестниками», распространять свое учение. Основатель — Чарльз Тейт Расселл (1852 — 1916). В 1884 г. им было организовано Общество сторожевой башни, Библии и трактатов, ас 1931 г. организация стала называться «Свидетели Иеговы». Иеговисты отрицают Троицу и учат о единственном Боге — Иегове. Придерживаются арианства, считая Иисуса Христа не одной из ипостасей Бога, а первым творением Бога, его наивысшим созданием, отождествляемым с Михаилом Архангелом. Святой Дух также не считается одной из ипостасей Бога, а рассматривается как некая деятельная сила. Одним из догматов, поза­имствованным у адвентистов, является положение о скором конце света, втором пришествии Иисуса Христа и наступлении на Земле тысячелетнего Царства Божьего. Конец света ожидался в 1914, 1920, 1975, 1984 гг. После своего воплощения в человеческий образ и воскресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — «свидетелей Иеговы», готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны - «Армагеддон», в результате которой дьявол и его сторонники погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократическом государстве во главе с Христом. Поскольку любое государство рассматривается как орудие Сатаны, иеговистам категорически воспрещается служить в вооруженных силах, салютовать флагу, участвовать в выборах, занимать какие-либо государственные должности. Свидетели Иеговы отличаются враждебным отношением ко всем существующим конфессиям, но особенно - к католицизму. Их журналы - «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» - издаются на многих языках ог­ромными тиражами. Общее число последователей — от 3 до 10 млн. чел., в том числе в Украине — около 100 тыс.

Контрольные, вопросы

□      Назовите причины реформации.

□      Охарактеризуйте общие особенности вероучения, культа и организации протестантизма.

□      Чем протестантизм отличается от католицизма?

□      В чем заключаются особенности раннего протестантизма.

□      Каковы специфические черты позднего протестантизма?

□      Как возник баптизм и в чем сущность его вероучения и культа?

□      Каковы особенности вероучения адвентистов, пятидесятников, иеговистов?

Тема 10. ИСЛАМ


Ислам (от арабск. — покорность) — самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мировая монотеистическая религия. Ее исповедует около 1 млрд. мусульман (от арабск. - верный, преданный), проживающих в более чем 120 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией.

Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в период перехода арабов от патриархально родового строя к классовому. Возникновение ислама было обусловлено рядом причин. Экономика арабского общества переживала упадок. Скотоводчество, как основная отрасль экономики арабов, не могло удовлетворить всех потребностей. Развитие мореплавания, открытие морских путей из Азии в Европу привели к запустению караванных дорог, что сказалось на ослаблении транзитной торговли - одной из основы экономической жизни арабов. Набеги соседних государств и племен привели к экономическому упадку, в первую очередь крупных торговых городов - Мекки и Медины. Внутри арабского общества назревали внутренние противоречия между богатой родоплеменной знатью, мелкими и средними разоряющимися торговцами, рядовыми скотоводами и рабами, стремящимися к освобождению. Постоянные внутренние войны между племенами и родами арабов за контроль над экономически выгодными территориями дополняли внутреннюю неустойчивость и необеспеченность жизни большинства населения. Это вело к поискам наиболее эффективной в тех условиях религиозной компенсации, которая и была сформирована в религию ислама. К началу VII века перед арабами стала задача объединения: во-первых, для отражения внешних набегов; во-вторых, для совместных набегов на соседние государства, на основе грабежа которых арабы во многом строили свое благополучие. Основа для этого уже существовала: сложились племенные союзы, появилась потребность в едином государстве и, как следствие, потребность в единой религии. Каждое из племен имело свои политеистические религиозные системы, но везде шел процесс выделения главных богов. Наиболее влиятельная мекканская религия и ее главный бог, впоследствии названный Аллахом («божеством»), получили постепенно общеарабскую популярность. Объективные тенденции в экономике и политике нашли отражение в поиске религиозного монотеизма, который появился среди арабов уже в VI веке и проявился в проповедях ханифов — странствующих проповедников, призывавших порвать с родоплеменными религиями и исповедовать веру в единого общеарабского бога. Кроме того, среди купечества, в первую очередь, городов Мекки и Медины, было немало приверженцев иудаизма и христианства.

Основателем ислама, объявившим себя посланником единого Бога, стал Мухаммад (ок. 570 - 632 гг.).Он родился в г. Мекка, в семье небогатого торговца, рано потерял родителей, был пастухом, занимался караванной торговлей. Во время торговых поездок в соседние с Аравией страны познакомился с христианством, иудаизмом, учением Зороаст-ра. Женившись на богатой вдове Хадидже, стал заниматься богоискательством. В 610 г., в возрасте 40 лет, объявил себя посланником и пророком единого бога Аллаха, начал проповедовать в Мекке новую веру, которой он дал название ислам (от арабск. «покорность»). В 622 г. Мухаммад бежал с семьей от преследований из Мекки в г. Ятриб (сегодня — г. Медина). Этот год является официальной датой начала истории ислама и исламского календаря. В Медине проповедь единства на основе веры в единого бога нашла признание, впервые была создана мусульманская община (умма), носившая, кроме религиозного, и политический характер. Учение раннего ислама отразило ценности социальной базы Мухаммада - средних и мелких торговцев, рядовых скотоводов. Осуждение богатства и ростовщичества, проповедь равенства всех перед Богом способствовала росту популярности и быстрому распространению ислама. К 630 — 631 гг. в Аравии сложился религиозно-политический союз племен, и ислам стал общеарабской религией. После смерти Мухаммада образовалась теократическое государство — халифат, которое начало вести захватнические войны под лозунгом распространение учения Аллаха и к XI-XII векам включало в себя страны Передней и Средней Азии, Северной Африки.

На формирование религиозного учения ислама оказали большое влияние христианство и иудаизм. Иудеи и христиане считаются в исламе «людьми писания», данного Богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Давид (Дауд), Иаков (Якуб), Иосиф (Йусуф), Иов (Айй-уб), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммада и вместе с ним считаются главными («стойкими») пророками. Заимствованы также трансформированные библейские мифы об Адаме и Еве, о сотворении мира и человека, о всемирном потопе и т. д. Из арабских верований ислам заимствовал культ Каабы, связанный с «черным камнем», издревле являвшийся предметом поклонения многих арабских племен, почитание духов (джиннов), некоторых богов, преобразованных исламом в святых. Главный бог мекканского племени курейши-тов Аллах превратился в единственного Бога всех арабов.

Основные положения вероучения ислама изложены в трех источниках. Первый источник – Коран (от арабск. - чтение вслух, назидание) - главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме пророческих откровений. При жизни Мухаммада содержание Корана передавалось по памяти. После его смерти, по приказу халифа (наместника пророка Мухаммада, духовного и светского главы всех мусульман) Османа был составлен письменный текст Корана, окончательно отредактированный к X веку.

Текст Корана делится на 114 разделов (глав), именуемых сурами, имеющими различный объем. Особо почитается первая сура - фатиха, которая часто произносится верующими как магическое заклинание. Каждая сура включает определенное количество стихов - аятов (от арабск. - чудо, знамение). Большая часть Корана написана рифмованной прозой, Коран считается высшим и наиболее полным из существующих священных писаний.

Второй источник - Сунна (от арабск. - обычай, пример; Суннат Расул Аллах - «сунна посланника Аллаха») — представляет собой описание жизни, поступков, высказываний Мухаммада, записанных в виде хадисов (рассказы о деятельности Мухаммада) его сподвижниками и последователями. Шесть сборников Сунны играют роль канонических книг и дополняют Коран.

Третий источник - Шариат (с арабск. - правильный путь, закон, обязательные предписания) - комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, регулирующих жизнь верующих во всех сферах: религиозную деятельность, нравственные поступки, экономические, политические, социальные, бытовые, семейные и т. д. отношения. В мусульманском мире нормы Шариата имеют статус религиозного законодательства.

Кроме указанных, существует множество различных произведений, написанных мусульманскими богословами, дополняющих и комментирую­щих основные источники.

Вероучение ислама основывается на следующих догмах, признание которых за истину и их беспре­кословное выполнение считается обязательным для всех мусульман.

1.     Вера в Аллаха, единого, единственного, всемогущего Бога (всего 99 имен), творца и покровителя всего в мире, не имеющего конкретного образа и никак не изображаемого. Аллах — единственный Бог, не имеющий сыновей и соправителей. Этот догмат является главным в исламе.

2.     Вера в демонов и ангелов, сверхъестественных существ, созданных Аллахом, занимающих промежуточное положение между ним и человеком. Ангелы - добрые духи - живут в царстве Аллаха и служат ему. Демоны - злые духи (шайтаны, джины) — восстали против Аллаха и за это были низвергнуты с небес. Возглавляет демонов Иблис — главный противник Бога.

3.     Вера в святость Корана трактует эту священную для мусульман книгу как несотворенную, существующую предвечно, как сам Бог, и атрибут его бытия. Коран не может быть никем изменен, подлинный оригинал его хранится на небесах, а текст по частям через видения был передан пророку Мухаммаду архангелом Джебраилом. Все, что изложено в Коране, должно быть воспринято как воля Аллаха.

4.     Вера в пророков и посланничество Мухаммада предполагает трактовать пророков как избранных Богом людей, через которых он вещает людям свою волю. Мухаммад является главным, последним из пророков, проповедавших человечеству.

5.     Вера в рай и ад - места пребывания души после смерти человека, куда она направляется по воле Аллаха, в зависимости от совокупности поступков при жизни верующего. Праведники вечно блаженствуют в раю (арабск. - джанна), а грешники и неверующие будут мучаться в аду (арабск. - жаханнам).

6.     Вера в божественное предопределение - один из основных догматов ислама, согласно которому перед творением мира Аллах все заранее предопределил вплоть до разрушения материального мира (конца света). Все в мире происходит по воле Аллаха, и ничто не может изменить ход развития событий. Человек должен подчиниться судьбе и все в мире воспринимать безропотно.

7.       Вера в бессмертие души предполагает существование особой субстанции (души), покидающей тело в момент смерти, и воскресение ее из мертвых в день Страшного Суда. Рассуждение о душе в исламе носят противоречивый характер. Поэтому общее положение сводится к следующему. Когда терпение Аллаха относительно греховности людей истощится, наступит конец света. Иблис и его приспешники будут уничтожены. Все живые и мертвые предстанут перед Аллахом и будут судимы по делам их. Грешники попадут в геенну огненную, а праведники обретут вечную жизнь в раю.

Основой мусульманского культа являются пять основных обязанностей («столпов веры») верующего мусульманина:

1) исповедание веры - признание единства Бога Аллаха и пророчества Мухаммада;

2) молитва (перс. - намаз) - пять раз в сутки совершать молитву в храме или где придется, в конкретное время, по установленному ритуалу;

3) пост (арабск. - ураза) в месяц рамадан, во время которого необходимо воздерживаться от любой греховности и от пищи в светлое время суток;

4) милостыня (арабск. - аз-закят) - уплата благотворительного налога в пользу нуждающихся (обычно 1/40 часть годового дохода), что трактуется как очистительный духовный ритуал;

5) паломничество (арабск. - алхаджж) в г. Мекку хотя бы один раз в жизни с целью поклониться главной святыне всех мусульман - храму и священному камню Каабе по определенному ритуалу и в определенное время года. Часть богословов, кроме пяти «столпов веры», выделяют еще одну обязанность - джихад (от арабск. - усилие или борьба за веру), выражающуюся в рвении, усердной деятельности по распространению ислама. Разновидностью джихада является газават (священная война против неверных), который в наше время употребляется в переносном смысле, но в то же время используется террористическими и экстремистскими группировками мусульман как идеологическое обоснование своей деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.