Меню
Поиск



рефераты скачать Религоведение

Догмат троичности Бога предполагает отличную от вероучения католической церкви трактовку: Дух Святой (третья ипостась единого Бога) в соответствии с восьмым членом Символа веры, исходит только от Бога-Отца, хотя равен в Божественном достоинстве, как Богу-Отцу, так и Богу-Сыну. По Библии, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков на 50-ый день после Христова Воскресения. Он может сообщаться верующим через усердную молитву и совершение таинств. Центральным догматом православия является также признание искупительного значения распятия Христа - «нас ради человек и нашего ради спасения».

Проповедь считается главной составляющей православного богослужения (литургии) и проводится по богослужебным книгам: «Типикон», «Служебник», «Требник», «Молитвослов» и др. В целом для православия характерно также принятие Церкви как «лестницы» между небом и землёй и как продолжающейся жизни Христа в людях (церковные таинства полагаются дающими возможность реального общения с благодатью Христа). Догматическое значение придаётся всем семи христианским таинствам. Существуют православные особенности в их проведении: крещение проводится через погружение в воду, миропомазание совершается во время крещения, причащают квасным хлебом и вином всех верующих.

Также в православии, отвергающем католический догмат о чистилище, принято считать, что до второго пришествия Христа и воскрешения Им тел мертвых (для Страшного суда) души праведников находятся в «предначинании вечных блажеств», а нераскаявшихся грешников - в «предначинании мук». Так как душа человека не исчезает со смертью тела, возможна определённая связь между миром живых и усопших: через молитвы о душах умерших. Особенное внимание православные церкви уделяют внутреннему оформлению и интерьеру храмов, где важное значение придаётся иконам как средоточию духовной жизни молитвы и молитвенной жизни вообще. Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, замечая, как тот занимается духовным подвигом — целыми часами молча, созерцает дивные иконы. Это общеправославное отношение к иконе, особенно обострившееся в свое время на Руси, полагают следствием жесткой реакции на иконоборчество Византии.

Молитва во время богослужения проводится на национальном языке, сопровождается хоровым пением и колокольным звоном. Верующие крестятся тремя пальцами, сложенными вместе, с правого плеча на левое, обнажают голову перед иконой, совершают коленопреклонение, выслушивают поучения и т. д. Женщина должна приходить в церковь только с покрытой головой.

Основной принцип социальной доктрины православия предполагает «симфонию» — государство и церковь вступают в отношения сотрудничества на тех условиях, что государство не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего в вопросы вероучения), а церковь не притязает на контроль светской жизни государства. Государство и церковь сами определяют цели своей деятельности и при необходимости помогают друг другу в их достижении. В настоящее время согласно Конституции Украины (ст. 35) церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Ни одна из религий не может быть признана государством как обязательная.

Состоявшийся в июне 1988 г. юбилейный Поместный собор принял новый Устав Русской Православной Церкви, а также ряд решений адаптирующих православное христианство к реалиям сегодняшнего дня:

Русская Православная Церковь объявила о включении в экуменическое движение, т. е. в движение за воссоединение церквей в единую апостольскую;

■S разрешено отступление от жёстких предписаний к приёму пищи во время поста;

■S позволено привлечение женщин к богослужению;

■S перестала считаться греховной работа в дни религиозных праздников;

s подчёркнуто, что спасение для христианина возможно не только через молитвенный подвиг и отказ от соблазнов греховного мира, но и путём работы на благо церкви и человечества;

■S канонизированы новые святые.


Старообрядчество

Возникает старообрядничество в середине XVII в. как совокупность религиозных организаций в результате раскола в русском православии. Основа раскола — отказ признания церковной реформы Патриарха Никона частью православных христиан.

Суть реформы: исправление и унификация богослужебных книг и церковных обрядов (замена двухперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов поясными, написание имени Христа «Иисус» вместо «Исус» и т. д.). Никон преследовал цель подчеркнуть ортодоксальность Русской Православной Церкви, а следовательно, её первенство в христианском мире. Решение об изменениях впервые в церковной практике принималось единоличной властью патриарха. Не принявшие нововведений Никона (старообрядцы) были осуждены как светской, так и церковной властью в 1666 — 1667 гг. и подверглись гонениям. Соответственно, «раскольники» объявили реформу «дьявольским наваждением», а светскую власть противозаконной (Аввакум назвал царя Алексея Михайловича «антихристом»). Как следствие — старообрядцы, спасаясь от преследователей, начали массово покидать места проживания, переселяясь в том числе и в Украину или же в доказательство крепости веры добровольно обрекали себя на самосожжение (только с 1675 по 1695 гг. в так называемой «гари» погибло 20 тыс. староверов).

Уже в конце XVII в. старообрядчество раскололось на два течения: поповцы (имели священников) и беспоповцы (поскольку считали, что истинное духовенство уничтожено антихристом, а значит, каждый христианин может быть священником, а богослужение может совершаться уставщиками и начётчиками). Далее эти течения разбились на различные толки (белокриницкую иерархию, поморский, федосеевский, филипповский, страннический и др.), которые в свою очередь раздробились на многочисленные согласия.

На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 г. принято решение о снятии со старообрядцев церковной анафемы (проклятия, отлучения). Таким образом, возобновился диалог старообрядцев с традиционной православной христианской церковью.

Униатство. Украинская Греко-Католическая Церковь

После окончательного раскола христианства на православие и католицизм в 1054 г. предпринимались неоднократные попытки объединения христиан под началом Римского престола. Так создавались основы униатства - течения в христианстве, которое базировалось на союзе (унии) восточнохристианс-ких церковных организаций с католической церковью. При этом признавалось религиозное верховенство Папы Римского и католического варианта «Символа веры», но сохранялся традиционный пра­вославный религиозный культ, обряды и ритуалы, богослужение могло проводиться на национальном

'^Украинская Греко-Католическая Церковь начинает свою деятельность в 1596 г. Решение о ее создании принимает Брестский Собор, в котором принимают участие представители Папы Римского, а также отдельные архиереи православной церкви Украины Согласно уставу УГКЦ, ее церковные иерархи и религиозные общины находятся в юрисдикции Ватикана.

В социально-культурной плоскости греко-католическая церковь во многом позволила сохранить национальную самобытность украинцев, культурные традиции и обычаи в сложных исторических условиях XVI - XVII вв.

Сегодня УГКЦ является наибольшей по количеству сторонников среди униатских церквей: ее общины распространены не только в Украине, но и среди украинцев, проживающих на территории других государств.

В 1946 г Львовский собор упразднил Брестскую унию и ликвидировал греко-католическую церковь: ее имущество было передано Русской Православной Церкви. В 1989 г. УГКЦ была восстановлена и сейчас, возглавляемая кардиналом, существует как митрополия.

Христианские праздники занимают важное место в культовой практике и подразделяются на главные, великие и престольные. Главных праздников — 12 (двунадесятые).

Православное церковное новолетие начинается по традиции с 13 на 14 сентября, что соответствует ходу сакрального времени, где отображаются события библейской и церковной истории:

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы (праздник в честь чудесного рождения Пречистой Девы Марии от престарелых родителей - святых Иоакима и Анны. Впервые упоминается в V в.).

27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господнего (празднуется с IV в. н. э., когда по поручению матери императора Константина был найден и воздвижен светящийся крест, на котором был распят Иисус Христос);

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы (с VII в., посвящен посещению трёхлетней Марией Иерусалимского Храма для свершения обета посвящения Богу. Согласно преданию была введена первосвященником Захарией в «Святая святых» Храма);

6 января - Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Предшествует празднику Рождества Христова — 7 января;

19 января — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление (в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоаном Предтечей);

15 февраля — Сретение Господа нашего Иисуса Христа (посвящен представлению Марией и Иосифом младенца Иисуса Богу на сороковой день в Храме);

7        апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы (считается днем Воплощения Спасителя. Когда Марии исполнилось 14 лет, ей явился архангел Гавриил с вестью о том, что она станет матерью Сына Божьего);

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение (напоминает христианам о въезде Иисуса в Иерусалим, когда Он был встречен людьми с пальмовыми ветвями в руках, т. е. как царь);

Пасха, или Великдень (символизирует торжество жизни над смертью, напоминает об искупительной миссии Иисуса Христа, проводится в память о воскресении Иисуса из мертвых);

Вознесение Господне (на сороковой день после Воскресения Иисус простился с апостолами, обещал послать им Духа-Утешителя и, благословив, вознёсся на небеса);

День Святой Троицы (празднуется на 50-ый день после Пасхи в память Сошествия Святого Духа на апостолов, после чего апостолы начали говорить на разных языках и смогли проповедовать учение Иисуса по всему миру);

19 августа — Спас (отмечается в память о превращении Иисуса Христа в присутствии апостолов в Божью сущность);

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы (напоминает о дне смерти Девы Марии).

8        христианской культовой практике важнейшее символическое значение имеют также и посты, которые через ограничение плотских желаний (в потреблении пищи, половых отношений и т. д.) ведут и к духовному очищению человека. Среди недели постными днями являются среда и пятница. Наиболее строгий и длительный пост - это Великий пост (Семь недель перед Пасхой). Далее следуют Рождественский, или Филипповский, пост (длится 40 дней перед Рождеством Христовым), Петров пост (начинается через неделю после Троицы и продолжается до дня памяти апостолов Петра и Павла), Успенский Пост (перед праздником Успения 14 дней). Всего в православном календаре Пост занимает около 200 дней в году.

Контрольные вопросы

□      Охарактеризуйте православие как разновидность христианства.

□      В чем проявляются особенности вероучения, культа и организации православия?

□      Чем православие отличается от католицизма в вопросах вероучения?

□      Когда и в силу каких причин произошло крещение Киевской Руси?

□      Охарактеризуйте основные вехи истории русского православия.

□      Каковы основные черты модернизма современного православия?

Тема 8. КАТОЛИЦИЗМ


Католицизм (в пер. с греч. - всеобщий) - направление в христианстве, вероучение и церковная организация которого окончательно оформились после разделения в 1054 году христианства на западное и восточное. Предыстория раскола некогда единого христианства такова.

В 313 году император Римской империи Константин своим эдиктом сначала уравнял христианство как уже официальную религию с другими религия­ми, имевшими подобный статус, а в 324 году провозгласил его государственной религией на огромных пространствах всей многонациональной империи. Таким образом, в дальнейшем эволюция хри­стианства оказывается связанной с исторической судьбой Римской империи.

В 330 г. ее столица по распоряжению Константина переносится в колонию Рима на Востоке - Византию. Между историческим центром империи (Римом) и официальным, расположенном на некогда периферийных территориях (Константинополем) возникает своего рода напряжение, вызванное притязаниями на верховенство в имперском мире. В 395 г. в ре­зультате нараставшего противостояния единая Римская империя распадается на Западную и Восточную части, что обозначает, соответственно, и определенную децентрализацию христианства. Западная империя прекращает свое существование в 476 г., будучи окончательно разрушенной германскими племенами. Несмотря на это, Рим еще длительное время сохраняет статус духовного центра формально единого христианского мира. Восточная, известная как Византийская, будет упразднена только в 1453 г. после завоевания Константинополя турками - сельджуками (город переименован в Стамбул).

Разница в социально-политических условиях существования христианства в Западном мире и на Востоке предполагала различные акценты в интерпретации христианского вероучения и обусловливала церковные конфликты.

В VII — VIII вв. византийские императоры присваивают себе право возглавлять церковь и пытаются смещать не только восточных патриархов, но и главу западного христианства. После 7 Вселенского собора отношения между двумя центрами христианства еще более обострились вследствие дискуссии об исхождении Святого Духа только ли от Бога-Отца или же и от Бога-Сына (точка зрения западной христианской церкви). В результате в 60-е годы IX в. преданы Восточной церковью анафеме (отлучению от церкви, церковному проклятию) папа Николай I, а патриарх Фотий — западной. Таким образом, доктринальные теоретические разногласия вместе с комплексом социально-политических причин привели в 1054 г. к полному размежеванию и расколу христианства на две церкви. Западная стала име­новать себя католической (т. е. вселенской), восточная - ортодоксальной (т. е. православной).


Структура католической церкви

Согласно решениям Вселенских соборов, признаваемых и католиками, и православными, даже в поздневизантийские времена, предполагается пер­венство римской кафедры перед остальными (римский примат). 5 кафедр имеют особое первенство перед остальными, а иерархически подчинены друг другу следующим образом — на первом месте Рим, на втором — Константинополь, на третьем — Александрия, на четвертом — Антиохия, на пятом — Иерусалим. Все это имело название «пентахия», т. е. пятиначалие.

Главой католической церкви и верховным правителем Государства Города Ватикан является Папа Римский, полный титул которого звучит следующим образом — епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик (доел, в переводе - делатель моста) вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства Города Ватикан, раб рабов Божиих. Сам титул обусловливает особый статус Папы Римского как наследующего руководство церковной жизнью христиан-католиков с благословения Иисуса Христа. Резиденцией Папы Римского является Государство Города Ватикан, занимающее относительно небольшую территорию (44 га). Еще в 756 г. эти земли были подарены французским королем Пипином I Папе Стефану и стали называться Папской областью (государством). В 1870 г. после объединения Италии Папская область была ликвидирована, а в 1929 г. возникло Государство Города Ватикан. Папа Римский избирается конклавом кардиналов («за» должно быть отдано 2/3 голосов + один) пожизненно. Официальный список Пап Римских хранит имена 262 руководителей католической церкви, включая ныне действующего Иоана Павла II (до избрания в 1978 г. - польского кардинала, носившего имя Кароль Войтыла).

Административный аппарат католической церкви - римская курия (состоит из конгрегации, канцелярий, секретариатов и трибуналов) - находится в непосредственном подчинении Папы Римского и осуществляет управление всей совокупностью, как религиозных структур, так и внецерковных организаций и объединений, находящихся под патронатом Ватикана,, т. е., кроме решения кадровых церковных проблем, контроля за обрядами, ведения монастырских дел, совершенствования системы религиозного образования и т.д., католическая церковь руководит политическими и общественными организациями: партиями, профсоюзами, объединениями молодежи, женщин и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.