Догмат
троичности Бога предполагает отличную от вероучения католической церкви
трактовку: Дух Святой (третья ипостась единого Бога) в соответствии с восьмым
членом Символа веры, исходит только от Бога-Отца, хотя равен в Божественном достоинстве,
как Богу-Отцу, так и Богу-Сыну. По Библии, Дух Святой сошел на апостолов в виде
огненных языков на 50-ый день после Христова Воскресения. Он может сообщаться
верующим через усердную молитву и совершение таинств. Центральным догматом
православия является также признание искупительного значения распятия Христа -
«нас ради человек и нашего ради спасения».
Проповедь
считается главной составляющей православного богослужения (литургии) и
проводится по богослужебным книгам: «Типикон», «Служебник», «Требник»,
«Молитвослов» и др. В целом для православия характерно также принятие Церкви
как «лестницы» между небом и землёй и как продолжающейся жизни Христа в людях
(церковные таинства полагаются дающими возможность реального общения с
благодатью Христа). Догматическое значение придаётся всем семи христианским
таинствам. Существуют православные особенности в их проведении: крещение
проводится через погружение в воду, миропомазание совершается во время
крещения, причащают квасным хлебом и вином всех верующих.
Также
в православии, отвергающем католический догмат о чистилище, принято считать,
что до второго пришествия Христа и воскрешения Им тел мертвых (для Страшного
суда) души праведников находятся в «предначинании вечных блажеств», а
нераскаявшихся грешников - в «предначинании мук». Так как душа человека не
исчезает со смертью тела, возможна определённая связь между миром живых и
усопших: через молитвы о душах умерших. Особенное внимание православные церкви
уделяют внутреннему оформлению и интерьеру храмов, где важное значение
придаётся иконам как средоточию духовной жизни молитвы и молитвенной жизни
вообще. Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал о знаменитом иконописце Андрее
Рублеве, замечая, как тот занимается духовным подвигом — целыми часами молча,
созерцает дивные иконы. Это общеправославное отношение к иконе, особенно
обострившееся в свое время на Руси, полагают следствием жесткой реакции на
иконоборчество Византии.
Молитва
во время богослужения проводится на национальном языке, сопровождается хоровым
пением и колокольным звоном. Верующие крестятся тремя пальцами, сложенными
вместе, с правого плеча на левое, обнажают голову перед иконой, совершают
коленопреклонение, выслушивают поучения и т. д. Женщина должна приходить в
церковь только с покрытой головой.
Основной
принцип социальной доктрины православия предполагает «симфонию» — государство и
церковь вступают в отношения сотрудничества на тех условиях, что государство не
вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего в вопросы вероучения), а
церковь не притязает на контроль светской жизни государства. Государство и
церковь сами определяют цели своей деятельности и при необходимости помогают
друг другу в их достижении. В настоящее время согласно Конституции Украины (ст.
35) церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а
школа — от церкви. Ни одна из религий не может быть признана государством как
обязательная.
Состоявшийся
в июне 1988 г. юбилейный Поместный собор принял новый Устав Русской
Православной Церкви, а также ряд решений адаптирующих православное христианство
к реалиям сегодняшнего дня:
Русская
Православная Церковь объявила о включении в экуменическое движение, т. е. в
движение за воссоединение церквей в единую апостольскую;
■S
разрешено
отступление от жёстких предписаний к приёму пищи во время поста;
■S
позволено
привлечение женщин к богослужению;
■S
перестала
считаться греховной работа в дни религиозных праздников;
s
подчёркнуто, что
спасение для христианина возможно не только через молитвенный подвиг и отказ от
соблазнов греховного мира, но и путём работы на благо церкви и человечества;
■S
канонизированы
новые святые.
Старообрядчество
Возникает
старообрядничество в середине XVII в. как совокупность религиозных организаций
в результате раскола в русском православии. Основа раскола — отказ признания
церковной реформы Патриарха Никона частью православных христиан.
Суть
реформы: исправление и унификация богослужебных книг и церковных обрядов
(замена двухперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов
поясными, написание имени Христа «Иисус» вместо «Исус» и т. д.). Никон
преследовал цель подчеркнуть ортодоксальность Русской Православной Церкви, а
следовательно, её первенство в христианском мире. Решение об изменениях впервые
в церковной практике принималось единоличной властью патриарха. Не принявшие
нововведений Никона (старообрядцы) были осуждены как светской, так и церковной
властью в 1666 — 1667 гг. и подверглись гонениям. Соответственно, «раскольники»
объявили реформу «дьявольским наваждением», а светскую власть противозаконной
(Аввакум назвал царя Алексея Михайловича «антихристом»). Как следствие —
старообрядцы, спасаясь от преследователей, начали массово покидать места
проживания, переселяясь в том числе и в Украину или же в доказательство
крепости веры добровольно обрекали себя на самосожжение (только с 1675 по 1695
гг. в так называемой «гари» погибло 20 тыс. староверов).
Уже
в конце XVII в. старообрядчество раскололось на два течения: поповцы (имели
священников) и беспоповцы (поскольку считали, что истинное духовенство
уничтожено антихристом, а значит, каждый христианин может быть священником, а
богослужение может совершаться уставщиками и начётчиками). Далее эти течения
разбились на различные толки (белокриницкую иерархию, поморский, федосеевский,
филипповский, страннический и др.), которые в свою очередь раздробились на
многочисленные согласия.
На
Поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 г. принято решение о снятии
со старообрядцев церковной анафемы (проклятия, отлучения). Таким образом,
возобновился диалог старообрядцев с традиционной православной христианской
церковью.
Униатство. Украинская Греко-Католическая Церковь
После
окончательного раскола христианства на православие и католицизм в 1054 г.
предпринимались неоднократные попытки объединения христиан под началом Римского
престола. Так создавались основы униатства - течения в христианстве, которое
базировалось на союзе (унии) восточнохристианс-ких церковных организаций с
католической церковью. При этом признавалось религиозное верховенство Папы Римского
и католического варианта «Символа веры», но сохранялся традиционный православный
религиозный культ, обряды и ритуалы, богослужение могло проводиться на
национальном
'^Украинская
Греко-Католическая Церковь начинает свою деятельность в 1596 г. Решение о ее
создании принимает Брестский Собор, в котором принимают участие представители
Папы Римского, а также отдельные архиереи православной церкви Украины Согласно
уставу УГКЦ, ее церковные иерархи и религиозные общины находятся в юрисдикции
Ватикана.
В
социально-культурной плоскости греко-католическая церковь во многом позволила
сохранить национальную самобытность украинцев, культурные традиции и обычаи в
сложных исторических условиях XVI - XVII вв.
Сегодня
УГКЦ является наибольшей по количеству сторонников среди униатских церквей: ее
общины распространены не только в Украине, но и среди украинцев, проживающих на
территории других государств.
В
1946 г Львовский собор упразднил Брестскую унию и ликвидировал
греко-католическую церковь: ее имущество было передано Русской Православной
Церкви. В 1989 г. УГКЦ была восстановлена и сейчас, возглавляемая кардиналом,
существует как митрополия.
Христианские
праздники занимают
важное место в культовой практике и подразделяются на главные, великие и
престольные. Главных праздников — 12 (двунадесятые).
Православное
церковное новолетие начинается по традиции с 13 на 14 сентября, что
соответствует ходу сакрального времени, где отображаются события библейской и
церковной истории:
21
сентября — Рождество Пресвятой Богородицы (праздник в честь чудесного рождения
Пречистой Девы Марии от престарелых родителей - святых Иоакима и Анны. Впервые
упоминается в V в.).
27
сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господнего (празднуется
с IV в. н. э., когда по поручению матери императора Константина был найден и
воздвижен светящийся крест, на котором был распят Иисус Христос);
4
декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы (с VII в., посвящен посещению
трёхлетней Марией Иерусалимского Храма для свершения обета посвящения Богу.
Согласно преданию была введена первосвященником Захарией в «Святая святых»
Храма);
6
января - Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Предшествует
празднику Рождества Христова — 7 января;
19
января — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление
(в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоаном Предтечей);
15
февраля — Сретение Господа нашего Иисуса Христа (посвящен представлению Марией
и Иосифом младенца Иисуса Богу на сороковой день в Храме);
7 апреля
— Благовещение Пресвятой Богородицы (считается днем Воплощения Спасителя. Когда
Марии исполнилось 14 лет, ей явился архангел Гавриил с вестью о том, что она
станет матерью Сына Божьего);
Вход
Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение (напоминает христианам о въезде
Иисуса в Иерусалим, когда Он был встречен людьми с пальмовыми ветвями в руках,
т. е. как царь);
Пасха,
или Великдень (символизирует торжество жизни над смертью, напоминает об
искупительной миссии Иисуса Христа, проводится в память о воскресении Иисуса из
мертвых);
Вознесение
Господне (на сороковой день после Воскресения Иисус простился с апостолами,
обещал послать им Духа-Утешителя и, благословив, вознёсся на небеса);
День
Святой Троицы (празднуется на 50-ый день после Пасхи в память Сошествия Святого
Духа на апостолов, после чего апостолы начали говорить на разных языках и
смогли проповедовать учение Иисуса по всему миру);
19
августа — Спас (отмечается в память о превращении Иисуса Христа в присутствии
апостолов в Божью сущность);
28
августа — Успение Пресвятой Богородицы (напоминает о дне смерти Девы Марии).
8 христианской
культовой практике важнейшее символическое значение имеют также и посты,
которые через ограничение плотских желаний (в потреблении пищи, половых
отношений и т. д.) ведут и к духовному очищению человека. Среди недели постными
днями являются среда и пятница. Наиболее строгий и длительный пост - это
Великий пост (Семь недель перед Пасхой). Далее следуют Рождественский, или
Филипповский, пост (длится 40 дней перед Рождеством Христовым), Петров пост
(начинается через неделю после Троицы и продолжается до дня памяти апостолов
Петра и Павла), Успенский Пост (перед праздником Успения 14 дней). Всего в
православном календаре Пост занимает около 200 дней в году.
Контрольные
вопросы
□
Охарактеризуйте
православие как разновидность христианства.
□
В чем
проявляются особенности вероучения, культа и организации православия?
□
Чем
православие отличается от католицизма в вопросах вероучения?
□
Когда и в
силу каких причин произошло крещение Киевской Руси?
□
Охарактеризуйте
основные вехи истории русского православия.
□
Каковы
основные черты модернизма современного православия?
Тема 8. КАТОЛИЦИЗМ
Католицизм
(в пер. с греч. - всеобщий) - направление в христианстве, вероучение и церковная
организация которого окончательно оформились после разделения в 1054 году
христианства на западное и восточное. Предыстория раскола некогда единого
христианства такова.
В
313 году император Римской империи Константин своим эдиктом сначала уравнял
христианство как уже официальную религию с другими религиями, имевшими
подобный статус, а в 324 году провозгласил его государственной религией на
огромных пространствах всей многонациональной империи. Таким образом, в
дальнейшем эволюция христианства оказывается связанной с исторической судьбой
Римской империи.
В
330 г. ее столица по распоряжению Константина переносится в колонию Рима на
Востоке - Византию. Между историческим центром империи (Римом) и официальным,
расположенном на некогда периферийных территориях (Константинополем) возникает
своего рода напряжение, вызванное притязаниями на верховенство в имперском
мире. В 395 г. в результате нараставшего противостояния единая Римская империя
распадается на Западную и Восточную части, что обозначает, соответственно, и
определенную децентрализацию христианства. Западная империя прекращает свое
существование в 476 г., будучи окончательно разрушенной германскими племенами.
Несмотря на это, Рим еще длительное время сохраняет статус духовного центра
формально единого христианского мира. Восточная, известная как Византийская,
будет упразднена только в 1453 г. после завоевания Константинополя турками -
сельджуками (город переименован в Стамбул).
Разница
в социально-политических условиях существования христианства в Западном мире и
на Востоке предполагала различные акценты в интерпретации христианского
вероучения и обусловливала церковные конфликты.
В
VII — VIII вв. византийские императоры присваивают себе право возглавлять
церковь и пытаются смещать не только восточных патриархов, но и главу западного
христианства. После 7 Вселенского собора отношения между двумя центрами
христианства еще более обострились вследствие дискуссии об исхождении Святого
Духа только ли от Бога-Отца или же и от Бога-Сына (точка зрения западной христианской
церкви). В результате в 60-е годы IX в. преданы Восточной церковью анафеме
(отлучению от церкви, церковному проклятию) папа Николай I, а патриарх Фотий —
западной. Таким образом, доктринальные теоретические разногласия вместе с
комплексом социально-политических причин привели в 1054 г. к полному
размежеванию и расколу христианства на две церкви. Западная стала именовать
себя католической (т. е. вселенской), восточная - ортодоксальной (т. е.
православной).
Структура католической церкви
Согласно
решениям Вселенских соборов, признаваемых и католиками, и православными, даже в
поздневизантийские времена, предполагается первенство римской кафедры перед
остальными (римский примат). 5 кафедр имеют особое первенство перед остальными,
а иерархически подчинены друг другу следующим образом — на первом месте Рим, на
втором — Константинополь, на третьем — Александрия, на четвертом — Антиохия, на
пятом — Иерусалим. Все это имело название «пентахия», т. е. пятиначалие.
Главой
католической церкви и верховным правителем Государства Города Ватикан является
Папа Римский, полный титул которого звучит следующим образом — епископ Рима,
наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик (доел, в
переводе - делатель моста) вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии,
архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства Города Ватикан,
раб рабов Божиих. Сам титул обусловливает особый статус Папы Римского как
наследующего руководство церковной жизнью христиан-католиков с благословения Иисуса
Христа. Резиденцией Папы Римского является Государство Города Ватикан,
занимающее относительно небольшую территорию (44 га). Еще в 756 г. эти земли
были подарены французским королем Пипином I Папе Стефану и стали называться
Папской областью (государством). В 1870 г. после объединения Италии Папская
область была ликвидирована, а в 1929 г. возникло Государство Города Ватикан.
Папа Римский избирается конклавом кардиналов («за» должно быть отдано 2/3
голосов + один) пожизненно. Официальный список Пап Римских хранит имена 262
руководителей католической церкви, включая ныне действующего Иоана Павла II (до
избрания в 1978 г. - польского кардинала, носившего имя Кароль Войтыла).
Административный
аппарат католической церкви - римская курия (состоит из конгрегации,
канцелярий, секретариатов и трибуналов) - находится в непосредственном
подчинении Папы Римского и осуществляет управление всей совокупностью, как
религиозных структур, так и внецерковных организаций и объединений, находящихся
под патронатом Ватикана,, т. е., кроме решения кадровых церковных проблем,
контроля за обрядами, ведения монастырских дел, совершенствования системы
религиозного образования и т.д., католическая церковь руководит политическими и
общественными организациями: партиями, профсоюзами, объединениями молодежи,
женщин и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|