Сам
термин «протестантизм», который стали употреблять для обозначения совокупности
вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией, происходит
от «протеста» ряда евангелических немецких князей, заявленного ими в 1529 г.
против отмены 2-ым Шпейерским рейхстагом (органом центральной власти Священной
Римской империи) права решать вопрос о религии подданных, которого они добились
в 1526 г. (окончательно это право было подтверждено Аугсбургским религиозным
миром 1555 г., по которому католицизм и лютеранство получили равные права и в
котором закреплен принцип: каков правитель, такова и религия).
Особенности вероучения, организации и культа
Реформаторы
настаивали наличном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого
христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена
единственным источником вероучения, а Предание либо отвергается, либо
используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.
Большинство
протестантских конфессий подчеркивает всеобщую порочность и греховность людей и
не рассматривает праведность как черту, присущую человеку. Спасение, по мнению
протестантов, обусловлено только искупительной жертвой Иисуса Христа.
Оправдание достигается личной верой в крестный подвиг Христа, причем многие
протестанты считают, что посмертная судьба человека предопределена Богом.
Необходимость
добрых дел для спасения подавляющим большинством протестантов категорически
отрицается. Они не верят также в заступничество святых перед Богом, отвергают
веру в чистилище и действенность индульгенций.
Таинства
рассматриваются как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами
Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью и т. д. Большинство
протестантов признают лишь два таинства, о которых известно из Нового Завета,
что их установил сам Иисус Христос: крещение и Вечерю Господню (причащение), не
веря в пресуществление элементов причастия (хлеба и вина) в тело и кровь
Христовы.
Всех
протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным
является принцип всеобщего священства. Протестантизм, выступающий за упрощение
и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и
святым, почитание мощей, икон и других реликвий, уменьшил литургическую сторону
церковной жизни, поставил на первое место проповедь и чтение Священного
Писания.
Церковное
устройство у протестантов имеет три основные формы:
S
епископальную
(когда группа церковных общин в пределах определенного региона управляется
епископом);
S
пресвитерианскую
(ряд соседних церковных общин образует пресвитерию, имеющую право определенного
контроля над этими общинами);
S
конгрегационистскую
(каждая церковная община фактически независима).
С
самого начала реформистское движение не было однородным. Некоторые крупные
направления исторически сформировались довольно рано:
анабаптистское
движение;
лютеранство;
кальвинизм;
англиканство.
Все
последующие протестантские движения были более или менее явно связаны с одним
или несколькими из этих основных течений.
В
настоящее время существенное число последователей имеют следующие
протестантские течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм (в 3 формах:
реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм), меннонитство, методизм,
пяти-десятничество, баптизм, адвентизм, Армия спасения, квакеры, моравские
братья, вальденсы.
Основные
международные объединения: Всемирный альянс реформатских церквей (1970);
Всемирный союз баптистов (1905); Всемирная лютеранская федерация (1947) и т. д.
Общая
численность сторонников протестантизма составляет свыше 600 млн. человек (36%
всех христиан и 12% всего населения мира), в том числе в Украине — 1,6 млн. (3%
населения).
Анабаптисты
Их
христианство является в значительно большей степени чувственным, чем
интеллектуальным. Этот тип восприятия сложился задолго до реформы. К нему можно
отнести движения «милленаристов». В 1522 г. — в начале реформы — возникло
крестьянское движение, настаивавшее на необходимости второго крещения (слово
«анабаптизм» как раз и означает «крещение вновь») для подготовки к скорому
пришествию Христа. Это движение стремилось разрушить практически все, что было
связано с католичеством, и вызывало у большинства раздражение. В результате оно
было утоплено в крови. Его остатки перешли на пацифистские и ненасильственные
позиции, сохранив при этом довольно анархичное отношение, как к религиозным,
так и политическим организациям.
Единственными
настоящими анабаптистами, дожившими до наших дней, являются амиши — маленькая,
но колоритная анахроническая община в США.
Сюда
обычно относят также меннонитов (названы по имени Менно Симонса (1496 - 1561)
-католического священника, перешедшего на сторону анабаптистского движения),
чья церковь, возникшая в Центральной Европе, в течение многих веков
подвергалась жестоким преследованиям. Они очень предприимчивы, придерживаются
теории непротивления злу насилием. Общее число — около 900 тыс. чел. В
противоположность тому, что можно было бы ожидать, крупные баптистские церкви
вышли вовсе не из анабаптизма: по сути, они возникли из пуританского движения,
английской формы кальвинизма. Все же баптисты и анабаптисты согласны в том, что
единственное имеющее силу крещение — это крещение взрослых.
Лютеранство
Лютеранство
— одно из основных и наиболее крупных по числу последователей (76 млн. чел.)
течений протестантизма. Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или
евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство
признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского Символов Веры,
имеет свои вероучительные книги — «Аугсбурское вероисповедание» Ф. Меланхтона
(1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580).
Лютер
первоначально намеревался реформировать церковь изнутри, а вовсе не отделяться
от нее. Поэтому не удивительно, что даже длительное время спустя после разрыва
в лютеранских церквях имелось много общего с католичеством, чего нельзя
сказать, например, о церквах, вышедших из кальвинизма. Лютер в соответствии с
условиями своей эпохи выступал за национальные церкви, находящиеся под защитой
князей, в то время как Кальвин хотел вывести церковь из-под их влияния. Поэтому
лютеранство охватывает географически сравнительно однородные зоны: например,
Скандинавию, где оно практически не имеет конкуренции со стороны других
религий. В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан
(ординация), литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. В
лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятия, облачения духовенства и
алтарь. В основном оно остается религией общин скандинавского или немецкого
происхождения.
Кальвинизм
Кальвинизм
возник в 30-х гг. XVI в. во Франции. Название течения связано с именем его
основателя Жана Ковена (латинизированная форма — Каль-винус, Кальвин), сына
нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Он получил в
Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и
литературы. Вынужденный покинуть Францию и переехать в г. Базель в Швейцарии,
Ж. Кальвин издал в 1536 г. «Наставления в христианской вере» - фундаментальную
книгу-справочник по реформации; в том же году был принят в Женеве, которая
быстро стала новым Римом для протестантов. Он установил там суровый режим, который
один из его сподвижников — Джон Нокс — перенес в свою родную Шотландию под
названием пресвитерианской церкви. Герцог Гийом I Оранский Нассау принял в 1573
г. кальвинизм как официальную религию Соединенных Провинций - сегодняшних
Нидерландов. Таким образом, приобретая три точки опоры - Швейцарию, Шотландию и
Голландию, кальвинизм оказался в состоянии придать свою окраску реформе в
целом. В конце XVI — начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к
нему течение — цвинглианство, образовав швейцарскую реформатскую церковь. В
отличие от лютеранства в реформатстве нет общеобязательного символа веры,
единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов
и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления», «Женевский катехизис»
(1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское
исповедание веры» (1547) и др.
Учение
Кальвина в особенности настаивает на абсолютной суверенности Бога —
одновременно и Создателя, и Спасителя. Человек, будучи грешником по своей
природе, не способен спастись без Бога. Большое значение в кальвинистском
вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог
избрал одних к вечному блаженству, других — к погибели. В то же время избранные
в благодарность за свое спасение должны демонстрировать свою веру очень строгим
поведением — пуританством. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом
месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за
предоставляемые ему дары - время, здоровье, собственность. Жизнь должна
пониматься как исполнение долга. Признаком оправдания в кальвинизме становится
не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и
результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке
избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве
может рассматриваться как свидетельство возможной избранности. Эта концепция
христианства совсем не обнадеживает: Бог есть справедливость для одних (плохие
люди осуждены справедливо) и любовь для других (они будут спасены, несмотря на
свои прегрешения).
Как
и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и
мощей, в церквах нет статуй и икон. Отброшены все внешние атрибуты культа
(свечи, крест, облачения для духовенства), в храмах нет алтаря.
В
противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над
церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию — подчинение государства
церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые
права в государстве (только церковь Шотландии сохранила свое положение
«установленной» - государственной — церкви).
В
настоящее время кальвинизм известен в 3-х формах: реформатство (Франция,
Швейцария, Германия), пресвитерианство (Британские острова) и
конгрегационализм. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно, его
относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим
церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении (например,
большинство баптистских церквей). Общая численность последователей — 62 млн.
человек, в Украине — 200 тыс., в подавляющем большинстве - венгры Закарпатья.
Англиканство
Англиканство
возникло в результате брачных проблем английского короля Генриха VIII Тюдора
(1491 — 1547), который хотел, чтобы папа аннулировал его брак с Екатериной
Арагонской. Получив отказ, в Акте о супрематии (1534) объявил себя главой
Английской церкви.
Это
радикальное решение предвосхитило будущее, т. к. в дальнейшем у Генриха VIII
было еще пять жен (две из них — Анна Болейн, мать Елизаветы I, и Екатерина
Говард были казнены по подозрению в супружеской неверности).
В
начале эта инициатива не имела никаких богословских претензий: сохранялись
католические догматы и литургия, иерархия сохранила свою прежнюю структуру.
Затем, под влиянием реформы, англиканство стало приобретать кальвинистскую
окраску. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных
владений. Эдуард VI, сын Генриха VIII, еще более усилил протестантскую
ориентацию королевства и принял «Книгу общественного богослужения»,
предписанную Законом о единообразии в качестве официального служебника. Что же
касается кровавой католической реакции при Марии I (дочери Генриха VIII от
Екатерины Арагонской), то она вызвала такое отвращение, что после смерти Марии
разрыв с Римом стал необратимым. В 1571 г. при Елизавете I (1558 - 1603) были
приняты «39 статей», которые до сих пор остаются догматической основой
англиканского вероучения и могут быть охарактеризованы как своего рода
компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии.
Основным
авторитетом для англикан служит Священное Писание. Считается, что Ветхий и
Новый Заветы содержат все необходимое для спасения, являются правилом и
окончательным стандартом веры. Признаются все 3 христианских Символа Веры и
доктринальные положения, принятые первыми четырьмя Вселенскими Соборами.
Сохранен католический догмат о филиокве. Англиканская церковь, как и
православная, отвергает католическое учение о сверхдолжных заслугах святых,
считая его нечестивым. Категорически отрицается какая-либо законность власти
пап. Отвергаются монашество, почитание святых мощей и икон. Относительно
принятых православием и католицизмом семи таинств «39 статей» высказываются не
очень категорично, оставляя, однако, в числе главных, установленных самим
Христом, только два таинства: крещение и причащение. В англиканстве, как и в
других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека
личной верой. Вместе с тем англикане отвергают полностью православную и
католическую доктрину о спасающей силе церкви. Богослужения отличаются
торжественностью. По организационной структуре англиканство близко к
католицизму. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Есть три степени
священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви они
не обязаны соблюдать целибат (безбрачие).
Из
болезненного прошлого в лоне англиканской церкви остались две тенденции:
высокая церковь, более аристократичная и близкая к католичеству, особенно с
точки зрения литургии, и низкая церковь - более «народная»,
протестантски-кальвинистской ориентации. Например, в наши дни низкая церковь
выступает за возможность посвящать в сан пастора женщин, что вызывает протест
высокой церкви. Всего в мире насчитывается 32 англиканские церкви; с 1867 г. в
Лондоне они проводят т. н. Ламбетские конференции (по названию Ламбетского
дворца - лондонской резиденции примаса Англии, архиепископа Кентерберийского).
Общая численность - 69 млн. чел. По этнической принадлежности значительная
часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения
(австралийцы, новозеландцы, англоамериканцы, англоканадцы, англоюжноафриканцы).
Методизм
Методизм
возник внутри англиканства. Его основателями были братья Уэсли - Джон (1703 -
1788) и Чарльз (1707 - 1788). Название восходит к методическому (пунктуальному)
соблюдению христианских предписаний и посещению всех церковных служб. Джон
Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им
ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. Методисты уделяли особое
внимание миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым
небом, в тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, они
упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25, изъяв все
кальвинистские и католические элементы. Принцип спасения верой соединяется ими
с учением о добрых делах. Приверженцы арминианской доктрины
(антикальвинистского учения о наличии у человека свободной воли). Численность
методистов составляет свыше 60 млн. чел., половина которых проживает в США.
Баптизм
Основателем
считается Джон Смит (1554 - 1612). Название конфессии происходит от греч.
Baptizo — погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы,
веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди
всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере
и обращению. «Общие баптисты» испытали влияние голландского реформатора XVI в.
Якова Арминия, признававшего участие воли человека в спасении, и придерживаются
доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. «Частные баптисты» строго
следуют кальвинистскому учению о предопределении. Это течение в баптизме стало
преобладающим.
Основная
масса баптистов придерживается ключевых положений ортодоксального
протестантизма. Единственным источником веры и практики признается Священное
Писание. Главной особенностью баптизма является т. н. сознательное крещение.
Крещение совершается по воле самого человека и только тогда, когда он
почувствует, что готов принять веру (обычно в возрасте 12-14 лет). На первых
порах баптисты крестили своих новых членов окроплением водой, однако уже с
начала 1640-х гг. вошло в практику крещение погружением в воду.
Другим
основным обрядом является причащение, совершаемое обычно раз в месяц и
называемое хлебопреломлением. Богослужение обычно не носит литургического
характера, основное внимание на молитвенных собраниях уделяется проповеди и
чтению Священного Писания. Характерны также импровизированные молитвы и пение
гимнов. Традиционное убранство баптистских церквей очень простое. В
«аудиториях», как называются места молитвенных собраний, были лишь кафедры для
проповеди, престолы, на которых находились элементы причастия, баптистерии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|