Контролируя процесс развития выносливости у
подростков, необходимо знать как образуется перетренированность и переутомление
детского организма во время занятий циклическими видами спорта.
Тренированность развивается по фазам.[16]
I.
Ухудшение приспособляемости к силовым и скоростным нагрузкам.
Симптомами начальной фазы являются отсутствие
или незначительное снижение спортивных достижений при хорошем субъективном
состоянии здоровья. В нервной системе происходят изменения, связанные с
преобладанием возбудительного процесса. Снижается тонус симпатического нерва, о
чем можно заключить, например, по стойкости разлитого красного дермографизма,
повышенной потливости и др. Кроме того, пульс и дыхание в покое становятся
чаще. После небольших нагрузок число ударов пульса возрастает значительно
больше, чем раньше. Время восстановления пульса и кровяного давления
удлиняется. В этой стадии утомления необходимо снизить общий объем нагрузки для
детей, уменьшить количество однообразных упражнений. Подростку-спортсмену надо
рекомендовать активный отдых, занятия другим видом спорта с небольшой
нагрузкой, не требующего большой выносливости. для восстановления уровня
тренированности (при медленном снижении работоспособности) необходимо не менее
15-30 дней. В период перетренированности, на этом этапе, может быть и временный
подъём работоспособности. И это всё необходимо знать преподавателю, тренеру,
работающему с детьми.
II.
Ухудшение приспособляемости к интенсивным нагрузкам, а также к длительной
работе средней мощности.
Спортивные результаты заметно снижаются, это
происходит по той причине, что преподаватель или же сам подросток, вместо
уменьшения нагрузки, после наступления I-фазы перетренированности пытаются
усилить её, изменить привычный режим. Чаще всего сам подросток переоценивает
свои возможности, а для 13-14 летних это свойственно. Поэтому тренеру надо быть
очень внимательным и проводить определённую работу с занимающимися. В этой
фазе, в отдельных случаях, может иметь место даже кратковременное увеличение
спортивных результатов, но затем они падают в большей мере. В таком случае
спортсмен начинает несерьёзно относиться к тренировкам. Нередко, вопреки
указаниям преподавателя, он применяет другие методы, приёмы во время
тренировочных занятий (недаром 13-14 лет – это «возраст внутреннего бунта» и
«завышенной самооценки»). [61] всё это вызывает ещё большее утомление,
падение тренированности. В поведении подростка отмечается повышенная
возбудимость. Он часто ссорится с друзьями, резонерствует, вступает в
пререкания.
Нарушение нервных процессов углубляется,
тормозные процессы слабеют. Со стороны сердечно-сосудистой системы продолжает
оставаться выраженное учащение пульса в покое и особенно резко после нагрузки,
могут быть аритмии, экстрасистомии. АД повышается, а пульсовое уменьшается.
Спирометрия и динамометрия снижаются, особенно
после тренировки. Отмечается снижение веса тела, что связано с ухудшением
процессов усвоения вследствие недостатка витамина С. такое состояние требует
пристального внимания. Преподаватель совместно с врачом чёткий режим быта и
тренировок. Спортсмену предлагается сначала активный отдых 1-1,5 недели или
видоизменяется содержание и нагрузка тренировочных занятий. Больше
рекомендуется успокоительных прогулок. Питание усиливается за счёт веществ,
содержащих фосфор: молочные продукты, печень, мозги, яйца и большие дозы
витамина С, Р и В1. Необходимо увеличить время сна, затем начинается
повышение (постепенное) основной нагрузки. Восстановление тренированности
возможно через 1-2 месяца.
III.
Снижение силы основных нервных процессов со значительным преобладанием
тормозного над возбудительным.
На этой стадии отчётливо выражены явления
угнетения, депрессии. Это состояние характерно стойким ухудшением спортивных
результатов. Возникает отрицательное отношение к занятиям на лыжах, бегу.
Подросток не уверен в своих силах. Жалуется на бессонницу, отсутствие аппетита,
резкое ухудшение самочувствия. Он теряет вес. Пульс урежается, максимальное
кровяное давление понижается, а минимальное повышается.
После спортивной нагрузки частота пульса
увеличивается даже до 160-180 уд/мин и больше, АД реагирует вяло, причём
минимальное повышается.
Период восстановления, даже после небольшой
нагрузки (20 приседаний), затягивается до 7-10 минут. С возвратом пульса к
исходным величинам показатели кровяного максимального давления ниже, а
минимального выше первоначальных данных. Происходит уменьшение пульсового
давления.
Такое состояние перетренированности нуждается
в лечении. В каждом случае врач назначает индивидуальный режим. Выздоровление
наступает через 2-3 и, даже, больше месяцев.
Мы специально так много внимания в этой главе
работы уделили явлению перетренированности. Ведь в спортивной практике нередко
приходится встречаться с этим явлением. Особенно характерно оно для молодых
спортсменов с неокрепшим организмом, занимающихся такими видами спорта, в которых
требуется большая общая выносливость: лыжные гонки, бег на длинные дистанции.
Высокие спортивные результаты (о чём уже
упоминалось ранее) достигнутые в результате форсирования подготовки в ущерб
здоровью подростка-спортсмена, как правило, на долго не сохраняются и,
становясь взрослыми, такие спортсмены высоких результатов не показывают.
Перегрузка юношеского организма в первую
очередь вызывает патологические изменения сердечно-сосудистой системе. В
подростковом возрасте ещё нет полного соответствия между развитием сердца и
кровеносных сосудов и развитием массы тела, в связи с чем функциональные
возможности подростков значительно ниже, чем у взрослых. Поэтому высокие
нагрузки, неизбежные при выработке выносливости, требующие большого напряжения
сердечно-сосудистой системы, допустимы после долгих лет тренировок под
наблюдением опытного тренера. Бесплановая ускоренная тренировка и частые
изматывающие соревновательные нагрузки в подростковом возрасте ведут к
инфекционно-токсическому повреждению сердца, ослабляют сердечно-сосудистую
систему и тормозят развитие выносливости. Выносливость развивается и
совершенствуется только в течение многих лет жизни. И достигает своего
наивысшего уровня в зрелом возрасте.
Тренер, который рассчитывает подготовить юного
лыжника так, чтобы он показывал высокие результаты в зрелом возрасте, должен
учитывать его возрастные особенности и находить оптимальные нагрузки для
каждого периода его развития, постепенно изменяя их в процессе многолетней
подготовки и строго контролируя состояние здоровья спортсмена. Одним из
наиболее распространённых и доступных средств самоконтроля, служащих для
определения воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена, является
подсчёт пульса.
Пульсовые показатели довольно объёктивно
отражают величину и интенсивность физических нагрузок. По пульсовой кривой
можно судить о функциональных возможностях организма, объёме и интенсивности
тренировочных занятий, определять оптимальные нагрузки для каждого периода
развития спортсмена, постепенно изменяя из в процессе многолетней подготовки.
Метод подсчёта пульса заключается в следующем.
Все занимающиеся в группе подростки ежедневно два раза в день – утром и вечером
подсчитывают пульс самостоятельно, пальпаторным способом. Подсчёт выполняется
два раза подряд. Первый раз подсчитывают количество пульсовых ударов за 10 сек
и умножают на 6, второй раз – за 15 сек и умножают на 4, чтобы получить общую
сумму ударов за 1 мин. Подсчёт ведётся дважды для того, чтобы результат был
более достоверным. [12]
Для наглядности изменение пульса отражают
графически – в виде кривой. По вертикали отсчитывают пульсовые удары в минуту,
по горизонтали дату изменения. Для определения воздействия физических нагрузок
на организм каждому необходимо знать свой нормальный утренний и вечерний пульс.
Нормальный пульс определяется подсчётом его в течение трех дней подряд при
обычной трудовой деятельности и одинаковых условиях в дни свободные от
тренировок.
Таким образом, руководствуясь показателями
пульсовых кривых, тренер очень легко может осуществлять планомерное
систематическое развитие будущего спортсмена. При наблюдении за своими
учениками тренер должен учитывать и воздействия на них не только физических
упражнений, но и окружающей среды, особенно при развитии такого физического
качества, как выносливость.
Окружающая обстановка может положительно
влиять на занимающихся и наоборот, отрицательно сказываться на их здоровье и
спортивных результатах. Например, высокая температура воздуха (свыше 20оС)
учащает работу сердца и ведёт к более быстрому израсходованию сил организма, к
более быстрой потере работоспособности. Охлаждение во время занятий в ряде
случаев снижает двигательную активность и уменьшает способность к усвоению
спортивно-технических навыков, тормозит развитие выносливости.
Тренеру юных лыжников-гонщиков, помимо
проверки санитарных условий, спортивного инвентаря, а также костюмов
занимающихся, надо следить и за температурой, движением, влажностью воздуха и
др., что обязательно при воспитании выносливости у юных спортсменов.
Исследования показали, что самая благоприятная
относительная влажность воздуха для работы с детьми – 50-60%. При её увеличении
до 90-100% понижается частота дыхания, учащается пульс, повышается АД и
наполнение поверхностных сосудов, что негативно может повлиять на организм
занимающегося.
Установлено также влияние на организм скорости
движения воздуха. Так при температуре +6,6оС состояние на ветру
увеличивает частоту сокращений сердца до 87, а при переходе в защищённое от
ветра укрытие пульс сразу снижается до 77 ударов в минуту. [10]
Занятия в зимних условиях, в межсезонье при
низкой температуре, большой влажности и ветре проводятся с ограничением времени
и с перерывами между отдельными упражнениями. Существуют временные нормы
температуры воздуха, при которых возможно проведение зимних спортивных
мероприятий. В них огромное значение уделяется возрастному аспекту.
Поскольку мы рассматриваем в этой работе
подготовку юных лыжников-гонщиков 13-14 лет, то и наведём примеры из
утверждённых норм согласно этой возрастной группе (Таблица 7). [10]
Наведённые примеры ещё раз свидетельствуют о
том, что необходимо учитывать все факторы, в том числе и факторы окружающей
среды, при проведении учебно-тренировочных занятий, соревнований юных
лыжников-гонщиков.
Все затронутые нами в этой главе вопросы имеют
непосредственное отношение к контролю за развитием выносливости у подростков
13-14 лет. В заключение следует лишь подчеркнуть, что отводя развитию
выносливости заслуженно большое место в лыжном спорте, нужно разумно и
целесообразно планировать тренировку и, что самое главное вести постоянное
наблюдение за юным лыжником-гонщиком, состоянием его здоровья при развитии
этого физического качества.
Граничные нормы
для занятий на лыжах
Участники спортивных
мероприятий
|
Температура воздуха и состояние ветра
|
Дым
поднимается прямо или слегка отклоняется. Деревья спокойны. Снег падает тихо.
|
Дым
отклоняется по направлению ветра. Мелкие ветки деревьев колышутся. Снег
сдувается с крыш, метёт по земле.
|
Дым
прибивает к земле. Деревья резко качаются. Снег бьёт в лицо и затрудняет
дыхание, ходьбу.
|
Ветер ломает
сучья деревьев. Слабые деревья вырывает с корнем. В поле буран.
|
Дети 12-13 лет
|
-12оС
|
-8оС
|
-5оС
Занятия только на закрытых
стадионах (до 30 мин).
|
Занятия не проводятся.
|
Дети 14-15 лет
|
-15оС
|
-12оС
|
-8оС
Занятия на закрытых
стадионах и вблизи жилищ (до 30 мин).
|
Занятия не проводятся.
|
1.
Организм 13-14 летних
подростков недостаточно приспособлен для максимального развития общей и
специальной выносливости, что связано с недостаточным развитием сердца и
дыхательного аппарата в этом возрасте и с тем, что работа по развитию
выносливости является значительным бременем для энергетических ресурсов
организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста;
2.
Серьёзная специальная
работа по развитию выносливости у лыжников-гонщиков должна начинаться лишь
после окончания полового созревания, но фундамент её можно закладывать уже в
подростковом возрасте, при занятиях с лыжниками-гонщиками 13-14 лет;
3.
При планировании
подготовки лыжников-гонщиков 13-14 лет обычно используют все методы подготовки
лыжников-гонщиков, однако их выбор определяется основными задачами занятия
(цикла); так на начальных этапах подготовки в этом возрасте не применяют методы
оказывающие «жёсткое» воздействие на организм (например, интервальный метод);
4.
Контролируя процесс
развития выносливости у подростков занимающихся лыжными гонками, необходимо
учитывать степень влияния прерываемых и непрерывных методов тренировки, различного
рода факторов на функциональную и спортивную подготовку юных спортсменов, чтобы
не привести к перетренированности и переутомлению детский организм, не нанести
вред здоровью занимающегося;
5.
В общей и специальной
подготовке юных лыжников-гонщиков 13-14 лет необходимо учитывать как итоговые,
так и промежуточные контрольные нормативы, с помощью которых определяется
специальная подготовленность юных спортсменов.
1.
Во время планирования
тренировок юных лыжников-гонщиков 13-14 лет на год целесообразно учитывать
градиент биологического развития организма;
2.
При построении многолетней
подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития
выносливости у юных лыжников-гонщиков, что позволяет успешно проводить
физическую подготовку в целом в лыжных гонках и добиваться высоких результатов
в будущем;
6.
Для развития выносливости
у юных лыжников-гонщиков обучение технике передвижения на лыжах целесообразно
проводить на разной скорости, в том числе и на соревновательной и на местности
с различным рельефом;
7.
При планировании объёма
тренировочных средств в многолетнем тренировочном процессе, необходимо
учитывать оптимальное соотношение средств общей и специальной физической
подготовленности;
8.
Выбирая методы развития
выносливости юных лыжников-гонщиков 13-14 лет, необходимо учитывать:
интенсивность выполнения запланированной нагрузки, продолжительность выполнения
физической нагрузки, продолжительность отдыха между нагрузками, характер
выполнения упражнений, количество повторений упражнений, состояние
работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия;
1.
Аграновский М.А. Лыжный
спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 368с.
2.
Алабин В.Г., Алабин А.В.,
Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. –
Харьков.: «Основа», 1993. – 244с.
3.
Ашмарин Б.А. Теория и
методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура
и спорт, 1979. – С.28-38.
4.
Богданов Г.П. Руководство
физическим воспитанием школьников. – М.: Просвещение, 1972. – С.14-19.
5.
Бутин И.М. Лыжный спорт. –
М.: Просвещение, 1973. – 333с.
6.
Велашков К.Ю., Грозин Ю.А.
Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и
практика физической культуры 1977. №3 – 27с.
7.
Волков Л.В. Методика
воспитания физических способностей школьников. – Киев.: Радянська школа, 1980.
– С.103-107.
8.
Волков Л.В. Обучение и
воспитание юного спортсмена. – Киев.: Здоров’я, 1984. – С.19-23.
9.
Волков Л.В. Физические
особенности детей и подростков. – Киев.: Здоров’я, 1981. – С.21-26.
10.
Дещин Д.Ф. Врачебный
контроль в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1958. – 163с.
11.
Зациорский В.М. Физические
качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С.28-39.
12.
Копс К.К. Значение и
методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки
//На лыжне//. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С.155-158.
13.
Кудрявцев Л.И. Лыжный
спорт. – Учебник для техникумов физической культуры. – Изд. 2-е. – М.:
Физкультура и спорт, 1983. – 287с.
14.
Кузнецова З.И. Когда и
чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. – М.:
Физическая культура в школе, 1975. – №1. – С.7-9.
15.
Манжов В.Л. Современная
методика тренировки в лыжных гонках. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С.5-8.
16.
Матвеев Л.Л. Основы
спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 24с.
17.
Масленников И.Б.,
Капланский В.Е. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С.92-96.
18.
Мищенко В.С.
Функциональные возможности спортсмена. – Киев.: Здоров’я, 1990. – 200с.
19.
Основы управления подготовкой
юных спортсменов. /Под ред. М.Я.Набатниковой/. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
– 18с.
20.
Платонов В.М. Теория и
методика спортивной тренировки. – Киев.: Вища школа, 1984. – 352с.
21.
Платонов В.М., Булатова
М.М. Фізична підготовка
спортсмена: Навч. посібник. – Киев.: Олімпійська
література, 1995. – С.320-323.
22.
Ставицкая А.Б., Арон Д.И.
Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: Медиз,
1979. – С.28-36.
23.
Фомин С.К. Лыжный спорт:
Методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров. – Киев.: Рад.
шк., 1988. – 176с.
24.
Филин В.П. Воспитание
физических способностей юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972. –
128с.
25.
Филин В.П., Фомин Н.И.
Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255с.
26.
Чернов К.Л. Подготовка
юных лыжников М.: Физкультура и спорт, 1962. – С.11-21.
27.
Шварц В.Б., Хрущёв С.В.
Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура
и спорт, 1984. – С.150-154.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|