Меню
Поиск



рефераты скачать Развитие выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет

Проанализируем особенности развития общей и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет.

13-14 лет – это период среднего школьного возраста. Это период предполового и полового созревания, так называемый переходный возраст. Он продолжается 2-3 года, у мальчиков в пределах от 13-14 лет до 18 лет, у девочек от 12-13 лет до 16 лет. Различные годы полового созревания в ряде случаев стирают грани между средним и старшим школьным возрастом. Биологические изменения у одних в 13-14 лет могут быть такие, как у некоторых в 16-17 лет. В это время происходит развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Гипофиз действует стимулирующим образом на половые железы. В нервной системе происходят сдвиги, характеризующие всё большее совершенствование протекания основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда. И к занятиям спортом. С началом периода полового созревания наряду с общим развитием наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Повышенная двигательная деятельность вызывает усиленное развитие сердца, которое начинается в 12-14 лет, а к 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз по сравнению с новорожденным. Энергия развития в этом периоде подвержена индивидуальным колебаниям. Этот период у девочек начинается и оканчивается раньше, чем у мальчиков. Толщина стенок левого, а не правого желудочков значительно толще у взрослых. Если у новорожденных толщина стенок желудочков будет 1:1, то при половом созревании – 1:1,5, в зрелом возрасте – 1:2,5.

У детей просвет лёгочной артерии равен просвету аорты, а после полового созревания аорта становится шире лёгочной артерии. Поперечник сердца увеличивается, достигая в среднем 8,5 – 9,5 см. (от 7,5 до 12 см.). В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов. АД повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 13 лет максимальное равно в среднем 103 мм и минимальное – 62 мм, а в 15 лет 110 мм и 70 мм. Пульс становится реже. В 13 лет в среднем 80 ударов, а в 15 лет – 74 удара в минуту. Ритм устанавливается. В это время усиленно развиваются эластические и мышечные волокна в сосудах, что с анатомо-физиологической точки зрения нужно рассматривать как компенсаторное явление. Продолжает оставаться лёгкая возбудимость сердца из-за преобладания симпатических влияний над парасимпатическими.

Довольно часто встречаются у мальчиков и девочек сердцебиения, дыхательные аритмии, экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с периодом полового созревания все эти явления исчезают. Дышат дети реже, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная ёмкость лёгких нарастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в 15 лет. В 12-14 летнем возрасте на 1 см роста приходится 13-15 см3 жизненной ёмкости лёгких.

Состав крови подростков мало отличается от взрослых. У подростков меньше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов – (8000-9000, у взрослых людей 6000-9000) и лимфоцитов (23-30%, вместо 21-25%) при меньшем проценте нейтрофилов. Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. Усиленный рост в длину происходит в 13-14 лет. Годичные прибавки роста достигают 8 см. в отдельных случаях – 18-20 см. Вес так не увеличивается, при чём до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет годичные прибавки бывают 8 и более кг. Грудная клетка увеличивается в переднезаднем и боковом размерах, но сравнительно с ростом в длину – отстаёт. В 13-14 лет девочки в физическом развитии превосходят мальчиков. В 15-16 лет у мальчиков происходит энергичный рост и они догоняют и перегоняют девочек. С 14 лет появляются очаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура. Подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам и плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Строгое соблюдение постепенности, последовательности и индивидуального подхода должно лежать в основе занятий с подростками. При занятиях с девочками необходимо учитывать особенности биологического характера (менструальные циклы).

Во время занятий физическими упражнениями у подростков отмечается быстрая утомляемость, хотя и быстрое восстановление работоспособности юных спортсменов. Поэтому время занятий нужно сокращать до 40-45 минут и давать чаще отдыхать. Плотность тренировочного занятия должна быть меньшей, чем у взрослых. Надо свести к минимуму применения однообразных упражнений со статическими напряжениями и задержкой дыхания. В этом периоде особенно полезна разносторонняя тренировка.

Подростки гордятся своей силой, стараются её проявить и переоценивают свои возможности. Для достижения высоких результатов подростки порой неправильно применяют максимальные напряжения, забывая о постепенности, последовательности. «Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения, они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива». [25] – писал И.М.Сеченов об этом возрасте.

Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового созревания. Это наблюдается чаще у лиц с бурным приростом длины тела.

Для работы над развитием у подростков такого физического качества как выносливость необходимо уметь дать правильную оценку уровня физического развития подростка вообще. Показатели физического развития – длина и масса тела, обхват грудной клетки – находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма и несут значительную информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобы оценить к какому уровню физического развития относится тот или иной занимающийся данным видом спорта, необходимо произвести измерения:

-                     длина тела;

-                     масса тела;

-                     обхват грудной клетки;

Оценочные таблицы физического развития должны составляться по возрастно-половому принципу. Каждая оценочная таблица для детей определённого пола и возраста включает средние арифметические величины (М), роста, веса, окружности грудной клетки, среднее квадратическое отклонение (сигму) для роста, частную сигму (R) и коефициент регрессии (Rx/y) для веса и окружности грудной клетки. [7] (таблица №1.)

В таблице 1 слева отмечены границы сигмальных отклонений величины роста от средней арифметической (М)в пределах М+1(средние величины), от М+1 до М+2 (выше среднего), от М+2 и выше (высокие), от М-1 до М-2 (ниже среднего), от М-2 и ниже (низкие). Учитывая пол и возраст ребёнка, по соответствующей таблице устанавливают, к какой группе по росту он относится: ниже среднего, средний, выше среднего.

В столбцах рядом находят показатели массы тела и окружности грудной клетки для данного роста и сравнивают их с теми, которые имеет обследуемый ребёнок (подросток).

Таблица 1

Оценка физического развития подростков 13-летнего возраста

Уровни физического развития в пределах сигмальных отклонений

Рост тела (см)

Масса тела (кг)

Окружность грудной клетки (см)

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Ниже среднего (от М-1 до М-2)

139,0

140,0

141,0

142,0

143,0

144,0

145,0

146,0

-

141,0

142,0

143,0

144,0

145,0

146,0

147,0

30,9

31,8

32,7

33,5

34,4

35,2

36,1

37,0

36,9

36,6

-

38,4

39,0

39,9

39,9

40,7

66,1

66,6

67,1

67,6

68,2

68,7

69,2

69,7

69,4

69,8

70,2

-

70,6

71,0

71,4

71,7

Средние величины роста (от М1)

147,0

148,0

149,0

150,0

151,0

152,0

153,0

154,0

155,0

156,0

157,0

158,0

159,0

160,0

161,0

162,0

163,0

148,0

149,0

150,0

151,0

152,0

153,0

154,0

155,0

156,0

157,0

158,0

159,0

160,0

161,0

-

-

-

37,8

38,7

39,5

40,4

41,3

42,1

43,0

43,8

44,7

45,6

46,4

47,3

48,1

49,9

51,6

-

-

42,2

43,0

43,8

44,6

45,3

41,6

41,9

46,9

47,6

48,4

49,2

-

-

50,7

51,5

52,3

-

70,2

70,7

71,2

71,7

72,2

73,3

73,8

74,3

74,8

75,3

75,8

76,3

76,8

77,3

78,4

-

-

72,1

72,5

72,9

73,3

73,7

74,1

74,5

74,9

-

75,3

75,6

75,6

-

76,0

76,4

77,2

-

Выше среднего (от М+1 до М+2)

164,0

165,0

166,0

167,0

168,0

169,0

170,0

171,0

162,0

163,0

164,0

165,0

166,0

-

167,0

168,0

52,4

53,3

54,2

55,0

55,9

56,7

57,6

58,5

53,0

53,8

54,6

55,3

-

56,1

56,9

57,6

78,9

79,4

80,4

80,9

-

81,4

82,9

77,6

78,6

78,4

78,8

-

79,2

79,5

79,9

От большего веса отнимают меньший и ставят знак большего. Следовательно, если ребёнок весит больше, чем он должен весить при данном росте, ставится знак «+», если меньше – «-». Полученную разницу делят на частную сигму для веса R (внизу столбца веса) и определяют, на сколько частных сигм масса обследованного ребёнка больше или меньше (в зависимости от того, какой знак стоял при вычитании) по отношению к той, которую он должен был бы иметь для данного роста. Если полученная величина находится в пределах 1, то масса средняя, от -1R до +2R – выше среднего, от -R до -2R – ниже среднего, от +2R и выше – высокая, от -2R и ниже – низкая. Аналогичные вычисления проводятся и для окружности грудной клетки в паузе.

Приведём пример. Мальчик (13 лет) имеет рост 155 см, массу тела – 41,5 кг, окружность грудной клетки в паузе – 72,1 см. По таблице устанавливаем, что для подростка 13 лет (мальчика) рост 155 см находится в пределах 1, то есть является средним. Масса тела для такого роста соответствует 44,7 кг, окружность грудной клетки – 74,3 см. Частная сигма (R) для веса равна 5,90 кг, для окружности грудной клетки – 6,05 см.

41,5 кг                            72,1 см

44,7 кг                            74,3 см

-3,2 кг                            -2,2 см

-3,2 кг : 5,2 кг – 0,54;                        -2,2 см : 6,05 см – 0,36

Так как оба числа, полученных нами находятся в пределах одной частной сигмы (-0,54 меньше R для веса, а –0,36 меньше R для окружности грудной клетки подростка), то масса тела и окружность грудной клетки его, как и его рост, являются средними, то есть его физическое развитие является гармоничным.

Однако возможны и другие варианты, при которых рост ребёнка (подростка) будет выше или ниже среднего, а вес или окружность грудной клетки не будут соответствовать росту. Поэтому целесообразно применять максимально простую и чёткую схему индивидуальной оценки физического развития. [7] Согласно этой схеме, дети по уровню физического развития относятся к одной из 4-х групп:

1.                 Дети с хорошим физическим развитием, то есть со средними, выше среднего, высокими и ниже среднего показателями роста при средних и выше среднего показателях массы тела и окружности грудной клетки;

2.                 Дети с чрезмерным физическим развитием, т.е. с теми же показателями роста, что и в первой группе, но при высоких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, (с показателями роста ниже);

3.                 Дети с физическим развитием ниже среднего, то есть со средними, выше среднего и высокими показателями роста при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего;

4.                 Дети с низким физическим развитием, то есть с высокими, выше среднего и средними показателями роста при низких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, с показателями роста ниже среднего при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего и низких; с низкими показателями роста.

Изучение такого сложного объекта, как развивающаяся личность, требует глубоких теоретических знаний и практического опыта. Вот почему мы так детально остановились на этом вопросе. Ведь именно такой опыт помогает укреплять здоровье подростков, развивать в них необходимые физические качества, одним из которых и является выносливость.

Как известно, основу многолетнего планирования развития выносливости у подростков в любом виде спорта (и особенно в циклических видах) составляют данные о закономерности развития выносливости. В нашем случае: у девочек среднего физического развития наиболее активно формируется выносливость с 13 до 15 лет. С 16 до 17 лет отмечается увеличение на 2,5 с, но оно статистически недостоверно.

У представительниц ускоренного физического развития с 13 до 15 лет показатели улучшаются на 7 с, то есть в 1,1 раза. В то же время существенной разницы между возрастами не обнаружено. В возрасте от 16 до 17 лет темп развития данной способности замедляется, хотя и наблюдается незначительное её увеличение. За период с 13 до 15 лет выносливость у представителей замедленного физического развития увеличивается на 10,8 с, то есть в 1,2 раза. В 13-14 лет темп формирования выносливости равен 7,0 с, а в 14-15 лет – 3,8 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.