Проанализируем особенности развития общей и
специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет.
13-14 лет – это период среднего школьного возраста. Это период
предполового и полового созревания, так называемый переходный возраст. Он
продолжается 2-3 года, у мальчиков в пределах от 13-14 лет до 18 лет, у девочек
от 12-13 лет до 16 лет. Различные годы полового созревания в ряде случаев
стирают грани между средним и старшим школьным возрастом. Биологические
изменения у одних в 13-14 лет могут быть такие, как у некоторых в 16-17 лет. В
это время происходит развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на
функции головного мозга. Гипофиз действует стимулирующим образом на половые
железы. В нервной системе происходят сдвиги, характеризующие всё большее
совершенствование протекания основных нервных процессов. Усиливается внутреннее
торможение, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит
развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к
сложным видам труда. И к занятиям спортом. С началом периода полового созревания
наряду с общим развитием наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе.
Повышенная двигательная деятельность вызывает усиленное развитие сердца,
которое начинается в 12-14 лет, а к 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз
по сравнению с новорожденным. Энергия развития в этом периоде подвержена
индивидуальным колебаниям. Этот период у девочек начинается и оканчивается
раньше, чем у мальчиков. Толщина стенок левого, а не правого желудочков
значительно толще у взрослых. Если у новорожденных толщина стенок желудочков
будет 1:1, то при половом созревании – 1:1,5, в зрелом возрасте – 1:2,5.
У детей просвет лёгочной артерии равен
просвету аорты, а после полового созревания аорта становится шире лёгочной
артерии. Поперечник сердца увеличивается, достигая в среднем 8,5 – 9,5 см. (от
7,5 до 12 см.). В период полового созревания темп роста сердца превышает темп
роста кровеносных сосудов. АД повышается в результате сопротивления
относительно узких сосудов. В 13 лет максимальное равно в среднем 103 мм и минимальное
– 62 мм, а в 15 лет 110 мм и 70 мм. Пульс становится реже. В 13 лет в среднем
80 ударов, а в 15 лет – 74 удара в минуту. Ритм устанавливается. В это время
усиленно развиваются эластические и мышечные волокна в сосудах, что с
анатомо-физиологической точки зрения нужно рассматривать как компенсаторное
явление. Продолжает оставаться лёгкая возбудимость сердца из-за преобладания
симпатических влияний над парасимпатическими.
Довольно часто встречаются у мальчиков и
девочек сердцебиения, дыхательные аритмии, экстрасистолии, функциональные
систолические шумы. Обычно с периодом полового созревания все эти явления
исчезают. Дышат дети реже, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная ёмкость
лёгких нарастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в 15
лет. В 12-14 летнем возрасте на 1 см роста приходится 13-15 см3
жизненной ёмкости лёгких.
Состав крови подростков мало отличается от
взрослых. У подростков меньше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов –
(8000-9000, у взрослых людей 6000-9000) и лимфоцитов (23-30%, вместо 21-25%)
при меньшем проценте нейтрофилов. Физическое развитие в период полового
созревания изменяется значительно. Усиленный рост в длину происходит в 13-14
лет. Годичные прибавки роста достигают 8 см. в отдельных случаях – 18-20 см.
Вес так не увеличивается, при чём до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет
годичные прибавки бывают 8 и более кг. Грудная клетка увеличивается в
переднезаднем и боковом размерах, но сравнительно с ростом в длину – отстаёт. В
13-14 лет девочки в физическом развитии превосходят мальчиков. В 15-16 лет у
мальчиков происходит энергичный рост и они догоняют и перегоняют девочек. С 14
лет появляются очаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура.
Подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта.
Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая
приспособляемость к скоростным нагрузкам и плохая переносимость длительной,
напряжённой работы. Строгое соблюдение постепенности, последовательности и
индивидуального подхода должно лежать в основе занятий с подростками. При
занятиях с девочками необходимо учитывать особенности биологического характера
(менструальные циклы).
Во время занятий физическими упражнениями у
подростков отмечается быстрая утомляемость, хотя и быстрое восстановление
работоспособности юных спортсменов. Поэтому время занятий нужно сокращать до
40-45 минут и давать чаще отдыхать. Плотность тренировочного занятия должна
быть меньшей, чем у взрослых. Надо свести к минимуму применения однообразных
упражнений со статическими напряжениями и задержкой дыхания. В этом периоде
особенно полезна разносторонняя тренировка.
Подростки гордятся своей силой, стараются её
проявить и переоценивают свои возможности. Для достижения высоких результатов
подростки порой неправильно применяют максимальные напряжения, забывая о
постепенности, последовательности. «Произвольные движения у них идут часто
наперекор чувству самосохранения, они целесообразны лишь с точки зрения
обуславливающего их психического мотива». [25] – писал И.М.Сеченов об этом
возрасте.
Отдельные подростки, показывающие хорошие
спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового
созревания. Это наблюдается чаще у лиц с бурным приростом длины тела.
Для работы над развитием у подростков такого
физического качества как выносливость необходимо уметь дать правильную оценку
уровня физического развития подростка вообще. Показатели физического развития –
длина и масса тела, обхват грудной клетки – находятся во взаимосвязи с
показателями других систем организма и несут значительную информацию об
индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобы оценить к какому уровню
физического развития относится тот или иной занимающийся данным видом спорта,
необходимо произвести измерения:
-
длина тела;
-
масса тела;
-
обхват грудной клетки;
Оценочные таблицы физического развития должны
составляться по возрастно-половому принципу. Каждая оценочная таблица для детей
определённого пола и возраста включает средние арифметические величины (М),
роста, веса, окружности грудной клетки, среднее квадратическое отклонение (сигму) для роста,
частную сигму (R)
и коефициент регрессии (Rx/y) для веса и окружности
грудной клетки. [7] (таблица №1.)
В таблице 1 слева отмечены границы сигмальных
отклонений величины роста от средней арифметической (М)в пределах М+1(средние величины), от М+1 до М+2 (выше среднего), от М+2 и выше (высокие), от М-1 до М-2
(ниже среднего), от М-2 и
ниже (низкие). Учитывая пол и возраст ребёнка, по соответствующей таблице
устанавливают, к какой группе по росту он относится: ниже среднего, средний,
выше среднего.
В столбцах рядом находят показатели массы тела
и окружности грудной клетки для данного роста и сравнивают их с теми, которые
имеет обследуемый ребёнок (подросток).
Таблица 1
Оценка
физического развития подростков 13-летнего возраста
Уровни
физического развития в пределах сигмальных отклонений
|
Рост
тела (см)
|
Масса
тела (кг)
|
Окружность
грудной клетки (см)
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
Ниже
среднего (от М-1 до М-2)
|
139,0
140,0
141,0
142,0
143,0
144,0
145,0
146,0
|
-
141,0
142,0
143,0
144,0
145,0
146,0
147,0
|
30,9
31,8
32,7
33,5
34,4
35,2
36,1
37,0
|
36,9
36,6
-
38,4
39,0
39,9
39,9
40,7
|
66,1
66,6
67,1
67,6
68,2
68,7
69,2
69,7
|
69,4
69,8
70,2
-
70,6
71,0
71,4
71,7
|
Средние
величины роста (от М1)
|
147,0
148,0
149,0
150,0
151,0
152,0
153,0
154,0
155,0
156,0
157,0
158,0
159,0
160,0
161,0
162,0
163,0
|
148,0
149,0
150,0
151,0
152,0
153,0
154,0
155,0
156,0
157,0
158,0
159,0
160,0
161,0
-
-
-
|
37,8
38,7
39,5
40,4
41,3
42,1
43,0
43,8
44,7
45,6
46,4
47,3
48,1
49,9
51,6
-
-
|
42,2
43,0
43,8
44,6
45,3
41,6
41,9
46,9
47,6
48,4
49,2
-
-
50,7
51,5
52,3
-
|
70,2
70,7
71,2
71,7
72,2
73,3
73,8
74,3
74,8
75,3
75,8
76,3
76,8
77,3
78,4
-
-
|
72,1
72,5
72,9
73,3
73,7
74,1
74,5
74,9
-
75,3
75,6
75,6
-
76,0
76,4
77,2
-
|
Выше
среднего (от М+1 до М+2)
|
164,0
165,0
166,0
167,0
168,0
169,0
170,0
171,0
|
162,0
163,0
164,0
165,0
166,0
-
167,0
168,0
|
52,4
53,3
54,2
55,0
55,9
56,7
57,6
58,5
|
53,0
53,8
54,6
55,3
-
56,1
56,9
57,6
|
78,9
79,4
80,4
80,9
-
81,4
82,9
|
77,6
78,6
78,4
78,8
-
79,2
79,5
79,9
|
От большего веса отнимают меньший и ставят
знак большего. Следовательно, если ребёнок весит больше, чем он должен весить
при данном росте, ставится знак «+», если меньше – «-». Полученную разницу
делят на частную сигму для веса R
(внизу столбца веса) и определяют, на сколько частных сигм масса обследованного
ребёнка больше или меньше (в зависимости от того, какой знак стоял при
вычитании) по отношению к той, которую он должен был бы иметь для данного
роста. Если полученная величина находится в пределах 1, то масса средняя, от -1R до +2R
– выше среднего, от -R
до -2R
– ниже среднего, от +2R
и выше – высокая, от -2R
и ниже – низкая. Аналогичные вычисления проводятся и для окружности грудной
клетки в паузе.
Приведём пример. Мальчик (13 лет) имеет рост
155 см, массу тела – 41,5 кг, окружность грудной клетки в паузе – 72,1 см. По
таблице устанавливаем, что для подростка 13 лет (мальчика) рост 155 см
находится в пределах 1, то
есть является средним. Масса тела для такого роста соответствует 44,7 кг,
окружность грудной клетки – 74,3 см. Частная сигма (R) для веса равна 5,90 кг, для окружности
грудной клетки – 6,05 см.
41,5 кг 72,1
см
44,7 кг 74,3 см
-3,2 кг -2,2
см
-3,2 кг : 5,2 кг – 0,54; -2,2
см : 6,05 см – 0,36
Так как оба числа, полученных нами находятся в
пределах одной частной сигмы (-0,54 меньше R
для веса, а –0,36 меньше R
для окружности грудной клетки подростка), то масса тела и окружность грудной
клетки его, как и его рост, являются средними, то есть его физическое развитие
является гармоничным.
Однако возможны и другие варианты, при которых
рост ребёнка (подростка) будет выше или ниже среднего, а вес или окружность
грудной клетки не будут соответствовать росту. Поэтому целесообразно применять
максимально простую и чёткую схему индивидуальной оценки физического развития.
[7] Согласно этой схеме, дети по уровню физического развития относятся к одной
из 4-х групп:
1.
Дети с хорошим
физическим развитием, то есть
со средними, выше среднего, высокими и ниже среднего показателями роста при
средних и выше среднего показателях массы тела и окружности грудной клетки;
2.
Дети с чрезмерным
физическим развитием, т.е. с
теми же показателями роста, что и в первой группе, но при высоких показателях
массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, (с
показателями роста ниже);
3.
Дети с физическим
развитием ниже среднего, то
есть со средними, выше среднего и высокими показателями роста при показателях
массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего;
4.
Дети с низким
физическим развитием, то есть
с высокими, выше среднего и средними показателями роста при низких показателях
массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, с показателями
роста ниже среднего при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или
одного из них) ниже среднего и низких; с низкими показателями роста.
Изучение такого сложного объекта, как
развивающаяся личность, требует глубоких теоретических знаний и практического
опыта. Вот почему мы так детально остановились на этом вопросе. Ведь именно
такой опыт помогает укреплять здоровье подростков, развивать в них необходимые
физические качества, одним из которых и является выносливость.
Как известно, основу многолетнего планирования
развития выносливости у подростков в любом виде спорта (и особенно в
циклических видах) составляют данные о закономерности развития выносливости. В
нашем случае: у девочек среднего физического развития наиболее активно
формируется выносливость с 13 до 15 лет. С 16 до 17 лет отмечается увеличение
на 2,5 с, но оно статистически недостоверно.
У представительниц ускоренного физического
развития с 13 до 15 лет показатели улучшаются на 7 с, то есть в 1,1 раза. В то
же время существенной разницы между возрастами не обнаружено. В возрасте от 16
до 17 лет темп развития данной способности замедляется, хотя и наблюдается
незначительное её увеличение. За период с 13 до 15 лет выносливость у
представителей замедленного физического развития увеличивается на 10,8 с, то
есть в 1,2 раза. В 13-14 лет темп формирования выносливости равен 7,0 с, а в
14-15 лет – 3,8 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|