В подростковом возрасте (13-14 лет) более
выносливы школьницы среднего физического развития, в старшем (15-17 лет) –
замедленного, а в 16 лет – ускоренного. При этом в 13 лет показатели
выносливости школьниц среднего уровня достоверно лучше показателей
представительниц других уровней.
Небольшой прирост выносливости от 13 до
15 лет характерен для школьниц замедленного, наименьший – для среднего,
промежуточное положение занимают девушки ускоренного физического развития.
(рис.2)
Сравнение ежегодного увеличения выносливости
по возрастам свидетельствует о достоверности активного развития у
представительниц замедленного физического развития. У школьниц среднего и
ускоренного физического развития в эти возрастные периоды не наблюдается
активизация в формировании выносливости, что является основанием для уменьшения
объёма средств и выбора определённых методов, направленных на совершенствование
данной способности.
Развитие выносливости у мальчиков и подростков
среднего физического развития активно происходит на протяжении всего школьного
возраста с незначительным, но достоверным уменьшением в возрасте от 15 до 16
лет. С 12 до 13 лет нет заметного увеличения в формировании выносливости. Это
увеличение наблюдается с 13 до 15 лет. Затем происходит снижение в показателях
выносливости, а с 16 до 17 лет – активное увеличение.
Это позволяет считать, что в возрасте 13-14
лет, а также с 14-15 и 16-17 лет есть предпосылка для целенаправленного
воспитания выносливости. В развитии выносливости мальчики среднего физического
развития во всех возрастах превосходят акселератов, однако достоверность этих
отличий наблюдается в 12, 13 и 17 лет, а ретардантов они превосходят в 13-15
лет, в 16 и 17 лет результаты их почти одинаковы.
Акселераты по выносливости уступают своим
сверстникам, хотя в 13-14 лет увеличение данной способности достоверно. Стабилизация
приходится на значительные возрастные периоды: 12-13, 15-16 и 16-17 лет.
Прирост в развитии характерен для возрастного диапазона: 13-14 и 14-15 лет. В
возрасте 12, 13, 17 лет акселераты уступают в развитии выносливости
школьникам-ретардантам и школьникам среднего физического развития.
С 12 до 13 лет ретарданты по развитию
выносливости опережают как школьников среднего, так и ускоренного физического
развития. Однако с 13 до 16 лет наблюдается некоторая стабилизация в развитии
выносливости, которая завершается «скачком» в сторону увеличения. По ежегодному
темпу прироста выносливости подростки замедленного физического развития не
имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Если у подростков
ускоренного и среднего физического развития с 13 до 14 лет темп равен
соответственно 7,5 и 8,4 с, то у ретардантов такой темп приходится на возраст
16-17 лет.
Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет
достоверно опережают школьников среднего физического развития. Однако уже в
14-15 лет эта достоверность говорит о том, что ретарданты в развитии
выносливости уступают представителям среднего уровня. В 17 лет их результаты
одинаковы. Что касается различий в развитии выносливости между
школьниками-ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников
на протяжении ряда лет. Достоверные различия в возрастах 12, 13 и 17 лет, то
есть как в пубертатном, так и в послепубертатном возрастах.
Возрастное развитие физических
способностей школьников с учётом их индивидуальных различий свидетельствует о
том, что возрастное развитие выносливости, как и других физических качеств, у
детей разного физического развития подчинено общим закономерностям, которые
характеризуются наличием «критических периодов» на отдельных этапах возрастного
развития. Всё это необходимо учитывать при работе с детьми (подростками)
спортивным преподавателям и тренерам. Без учёта индивидуальных различий в
развитии выносливости подростков разного пола и возраста невозможен правильный
и рациональный подбор средств и методов для развития общей выносливости, не
говоря уже о специальной.
Вот почему так много места в этой работе мы
уделяли этому вопросу. Известно, что высоких спортивных достижений добивается
спортсмен , обладающий определёнными способностями к тому или иному виду
спорта, которые при большом трудолюбии и под управлением высокообразованного
спортивного педагога развиваются в спортивный талант. Для отбора детей, которые
будут специализироваться на лыжных гонках, существуют определённые показатели.
Для лыжников хорош небольшой массо-ростовой индекс, принципиален аэробный
компонент энергообеспечения. Отбираемые для целенаправленной подготовки 12-14
летние подростки должны иметь уровень МПК абсолютный (л/мин) – не ниже 2-2,5,
относительный (млкг-1мин-1) – не менее
47-50; ЖЕЛ – не менее 3000-3500 см3. [1]
Большое значение имеет состояние носоглотки,
верхних дыхательных путей, с сердечно-сосудистой системы.
12-14 летний (подростковый) возраст самый
благоприятный для начала специализации на лыжных гонках. Однако это не
означает, что вся подготовка должна начинаться именно в этом возрасте 0-
систематические занятия физической культурой следует начинать значительно
раньше. Вполне естественно, что и на этом временном отрезке могут быть
индивидуальные различия, которые нужно учитывать при развитии выносливости.
Вместе с тем практика работы по лыжному спорту показывает порой, что юные
лыжники, слишком рано приступившие к систематическим тренировка достигают
(относительно рано) высоких результатов. Однако, как правило ранние достижения
успехов в лыжных гонках очень часто приводят к тому, что лыжники
останавливаются в спортивном росте, полностью не раскрывают свои возможности.
Или рано заканчивают выступления. Не следует считать, что это связано с
длительным (с раннего возраста) занятием лыжным спортом. Причины следует искать
в неверном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном
завышении объёма нагрузки, односторонней подготовки, слишком ранней
специализации на лыжных гонках. [13] Тренеры при планировании многолетней
подготовки часто превышают допустимые объёмы нагрузки, забывая о разносторонней
подготовке юных лыжников. Такое планирование порой приносит быстрый прирост
результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными
гонками опережают юных лыжников, рано достигших высоких (относительно возраста)
результатов. Термин «ранняя специализация» не применим в отношении лыжных
гонок, следует говорить о своевременной специализации с учётом возрастных
особенностей развивающегося организма. Вся многолетняя подготовка
лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим
достижениям именно в указанный возрастной период (22-29 лет). [13] При
построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого
естественного развития выносливости, силы и других физических качеств, что
позволит успешно проводить физическую подготовку в целом, в лыжных гонках и
добиваться высоких результатов в будущем.
Для того, чтобы стать профессиональным
лыжником-гонщиком необходимо прежде всего овладеть техникой и тактикой
прохождения трасс гонок, а также систематически тренироваться. Благодаря
регулярным тренировкам совершенствуются физические и волевые качества и в
первую очередь – выносливость и настойчивость, улучшаются функциональные возможности
организма.
Правильное решение проблемы воспитания
выносливости в возрастном аспекте непосредственно связано с рациональным
подбором средств и методов тренировки, а также с нормированием тренировочных
нагрузок. Учитывая всё это перед нами стоит задача – изучить развитие
выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет путём исследования средств и
методов пригодных для развития этого физического качества у спортсменов данной
возрастной категории, а также определить уровень нормы тренировочных нагрузок
для начинающих спортсменов. Достижение высоких спортивных результатов наряду с
сохранением здоровья возможно только в том случае, если организм развивается
всесторонне.
Под всесторонней подготовкой следует понимать
применение различных физических упражнений, направленных на развитие силы,
скорости движений, выносливости, ловкости и так далее. Однако следует помнить,
что в изолированном виде ни выносливости, ни силы, ни скорости, ни каких либо
других качеств не существует.
Любое физическое упражнение в различной
степени сочетает в себе все эти качества, находящиеся в непрерывной связи и
взаимодействии. Спортивная тренировка, в свою очередь, рассматривается как
многолетний процесс, направленный на усовершенствования функций и систем
организма занимающихся, на формирование у них определённых двигательных навыков
и развития их физических качеств для достижения высоких спортивных результатов.
При построении учебно-тренировочного процесса
с подростками 13-14 лет необходимо исходить из того, что подготовка юных лыжников-гонщиков
представляет собой непрерывный многолетний процесс, основанный на
закономерностях развития организма и особенностях лыжного спорта.
В центре внимания при планировании тренировки
для этой возрастной категории должно стоять развитие общей выносливости.
Основная тренировка, направленная на повышение уровня выносливости организма,
осуществляется именно на этапе подросткового и юношеского возрастов и
заканчивается перед переходом в группу юниоров. [25]
Существуют три основных направления в системе
воспитания выносливости у подростков 13-14 лет:
I.
Раннее использование
средств и методов преимущественного развития общей выносливости с последующим
переходом на средства развития специальной выносливости;
II.
Применение во всё
возрастающих объёмах повторных относительно непродолжительных нагрузок
повышающейся интенсивности;
III.
Комплексное, поэтапное
развитие качеств путём применения в начале преимущественно скоростных и
кратковременных скоростно-силовых упражнений, а затем упражнений, развивающих
общую и специальную выносливость. [15]
Значение систематической тренировки,
направленной на развитие общей выносливости, определяется её влиянием,
повышающим потенциальные возможности, заключённые в юном организме. Этому, в
частности, способствует функциональная перестройка гемодинамики и других
функциональных систем: она обеспечивает в состоянии мышечного покоя
экономичность функций, которые создают богатые резервы, используемые организмом
при предъявлении к нему повышенных запросов. Именно в процессе многолетней
подготовки спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, для
которых характерно преимущественно проявление выносливости, первые годы должны
быть посвящены воспитанию общей выносливости, и что на этой основе в
последующие годы может быть осуществлено воспитание специальной выносливости. [11]
Развитие специальных физических качеств у
лыжников-гонщиков достигается путём применения определённых методов тренировки:
равномерного переменного, повторного, интервального, участия в контрольных и официальных
соревнованиях (Рис. 4).
Равномерный (или дистанционный) метод характеризуется выполнением работы при
частоте сердечных сокращений в пределах 15010
уд/мин. Повышение частоты пульса до 160 уд/мин допускается только на выходах из
подъёмов. На спусках сердцебиение уменьшается до 120-130 уд/мин.
Продолжительность работы возрастает от 30-40 минут в мае до 1,5-2 часов в
августе – сентябре.
Этот метод тренировки заключается в том, что
выполняются передвижения без изменения интенсивности. Поскольку в условиях
пересечённой местности нагрузка редко бывает одинаковой, то под равномерностью
понимаем одинаковую интенсивность на протяжении всего времени занятия.
Переменный метод. Выполнение циклической нагрузки происходит при
частоте пульса 16010 уд/мин
с небольшими интервалами отдыха. Так, например, после 12-15 – минутного бега на
2-3 мин понизить скорость и выполнить работу в режиме равномерного метода - 15010 уд/мин. При переменном методе
количество работы с предельно допустимой частотой сердечных сокращений (170
уд/мин) не должно быть больше 15% и с минимальным пульсом (150 уд/мин) – не
больше 20% общего объема нагрузки.
Этот метод тренировки заключается в изменении
интенсивности на отдельных отрезках дистанции в пределах от 50 до 100% от
соревновательной скорости. снижение и повышение интенсивности на дистанции
происходит постепенно и не имеет строгого регламента. Цель этого метода –
научить лыжника проходить всю дистанцию на соревновательной скорости.
Повторный метод тренировки заключается в многократном прохождении
отрезков дистанции с предельной или превышающей соревновательную скорость, с
интервалами отдыха, достаточными для относительного восстановления.
|
|
Методы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы непрерывного управления тренировкой
|
|
Методы прерываемого
управления тренировкой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольный
(соревновательный)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Равномерный
|
|
Переменный
|
|
Повторный
|
|
Интервальный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Длительность
– Т1 –
упражнения
|
Скорость
– V –
упражнения
|
|
|
Количество
– IV –
повторов упражнения
|
Длительность
– Т2 –
интервала отдыха
|
Характер отдыха
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4 Методы тренировки в циклических видах
лыжного спорта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|